74RS0029-01-2024-001980-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Магнитогорск 08 августа 2024 года
Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Филимоновой А.О.
при секретаре Моториной И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к ОСФР по Челябинской области о признании решения об отказе в установлении досрочной пенсии незаконным, о включении в страховой и специальный стаж периодов работы, признании права на досрочную страховую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Леонтьев В.А. обратился с иском к ОСФР по Челябинской области о признании решения об отказе в установлении досрочной пенсии незаконным, о включении в страховой стаж периодов работы на территории Р.Казахстан: с 13.03.1992г. по 11.06.1992 г., с 19.06.1992 г. по 31.12.1992 г., с 28.03.1995 г. по 01.10.1997 г., с 01.10.1997 г. по 06.03.1998 г. и в специальный стаж с кодом 1080А010 подраздела А раздела VIII Списка N 1 "Химическое производство" периодов работы в должности слесаря-ремонтника на Джамбулском суперфосфатном заводе с 28.03.1995 г. по 01.10.1997 г., с 01.10.1997 г. по 06.03.1998 г., признании права на досрочную страховую пенсию с 53 летнего возраста. ( л.д.71-73)
Истец Леонтьев В.А. требования иска поддержал, указав, что при работе на Джамбулском суперфосфатном заводе за вредные условия работы ему выдавались талоны на питание и 10 дней дополнительного отпуска.
Представитель ответчика, при должном извещении участия в судебном заседании не приняла, с иском не согласилась, представила возражения в соответствии с которыми просила отказать в удовлетворении иска, поскольку справка, подтверждающая льготный характер работы истца поступила в пенсионное дело не в ответ на формуляр запроса пенсионного органа.
Суд, заслушав истца, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении иска.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно п.1 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного законом, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными вышеуказанным Списком, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 Федеральном законе N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п. п. 1 п. 1 ст. 27).
С 01.01.2015 г. страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
С 1 января 2021 г. пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территории Российской Федерации и Республики Казахстан, и являющихся их гражданами, осуществляется в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. (далее - Соглашение от 20 декабря 2019 г.), которое основано на территориально-пропорциональном принципе. Участниками Соглашения являются Российская Федерация, Республики Армения, Беларусь, Армения, Кыргызстан.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г., за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г.
В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Следовательно, при назначении пенсии, правила определения периодов работы, включаемых в страховой стаж, устанавливаются в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
1 января 2002 г. вступил в законную силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Данный закон стал предусматривать уплату страховых взносов, которые учитывались при исчислении страхового стажа.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 март 1992 г. и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г учитываются при исчислении страхового стажа независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды работы, имевшие место после 1 января 2002 г. (даты вступления в законную силу Федерального закона "О трудовых пенсиях") включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующий орган той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность. Указанные периоды должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. об уплате страховых взносов на пенсионное страхование.
Из материалов дела следует, что Леонтьев В.А. 23 января 2024 г. накануне достижения возраста <данные изъяты> лет обратился в пенсионный орган с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии. Решением отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области от 02 мая 2024 года № в установлении досрочной страховой пенсии Леонтьеву В.А. отказано в связи с недостаточной продолжительностью необходимого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, при этом продолжительность работы истца на соответствующих видах работ по Списку №1 определена ответчиком 4 года 1 месяц 29 дней ( необходимо 7 лет), а продолжительность страхового (общего трудового) стажа – 18 лет 2 месяца 25 дней ( необходимо 20 лет).( л.д.8-16)
Согласно записям №5-6 в трудовой книжке истца ( л.д.21-28) с 02.03.1992г. по 11.06.1992 г. он работал слесарем в отделе рабочего снабжения Джамбулского отделения Алма Атинской железной дороги, согласно записям №7-8 с 19.06.1992 г. по 31.12.1992 г. он был принят и работал слесарем по ремонту электроходовой группы в Локомотивном депо ст.Джамбул Алма Атинской железной дороги, с 28.03.1995 г. по 01.10.1997 г., с 01.10.1997 г. по 06.03.1998 г. в должности слесаря-ремонтника на Джамбулском суперфосфатном заводе.
Согласно статье 66 Трудового кодекса РФ, а также пункту 1.1. Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР от 4 октября 1991 г. N 190, пункту 6 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555, пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, документом, подтверждающим работу по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно справке о переименовании предприятия от 11.06.2014 г. Джамбулский суперфосфатный завод 25.09.1992 года на основании решения конференции трудового коллектива преобразован в АО «Суперфосфатный завод». 01.10.1997 г. преобразован в филиал ОАО «Казфосфор» - «Завод минеральных удобрений», 17.09.1998 г. преобразован в ТОО «Завод минеральных удобрений», а с 01.02.2000 г. в ТФ МКК «Тексуна Кемиклз Инк», с 01.01.2001 г. в ТФ ТОО «Казфосфат» «Минеральные удобрения» ( л.д.20)
Согласно справке, уточняющей особый характер работы истца, от 11.06.2014 года, выданной директором ТФ ТОО «Казфосфат» «Минеральные удобрения» ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., отработал на Джамбулском суперфосфатном заводе в производстве химической промышленности по производству минеральных удобрений полную рабочую неделю и полный рабочий день с 28.03.1995 г. по 06.03.1998 г. в цехе кормовых обесфторенных фосфатов слесарем-ремонтником, его стаж по Списку №1 составляет 2 года 11 месяцев 8 дней. Справка выдана на сновании штатных расписаний 1995-1998 г.г., приказов по заводу, личной карточки Т-2, лицевых счетов на заработную плату, технологического регламента, должностных инструкций. ( л.д.19) Суд принимает как достоверное доказательство названную справку, выданную работодателем истца. Доказательств недостоверности изложенных в ней сведений пенсионным органом не представлено.
Поскольку все спорные периоды работы Леонтьева В.А. на территории Р.Казахстан имели место до 1 января 2002 г., то истец имеет право зачета в трудовой(общий страховой) стаж периодов, указанных в его трудовой книжке вне зависимости от уплаты страховых взносов, а период работы истца с 28.03.1995 г. по 06.03.1998 г. подлежит зачету в специальный стаж по Списку №1.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями статьи 22, части 1 статьи 28, пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (раздел VIII "Химическое производство"), Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, исследовав представленные доказательства приходит к выводу о том, что занятость истца на работах по Списку N 1 в период с 28.03.1995 г. по 06.03.1998 г. (2-11-8) подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, достоверность которых не вызывает сомнений и которые не опровергнуты ответчиком.
Доводы ответчика о невозможности включения страховой стаж истца периодов работы с 13.03.1992г. по 11.06.1992 г., с 19.06.1992 г. по 31.12.1992 г., с 28.03.1995 г. по 01.10.1997 г., с 01.10.1997 г. по 06.03.1998 г. суд находит несостоятельными, поскольку данные доводы опровергаются исследованными доказательствами, подтверждающими выполнение истцом работы в спорный период.
Поскольку суд не нашел оснований для исключения периодов работы истца, указанных в иске из подсчета продолжительности его страхового и специального стажа и на дату достижения истцом возраста 53 лет с учетом спорных периодов и периодов учтенных пенсионным органом, его специальный стаж по Списку №1 составил более 7 лет, а страховой стаж - более 20 лет, то суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 26 января 2024 года.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ФИО6 к ОСФР по Челябинской области о признании решения об отказе в установлении досрочной пенсии незаконным, о включении в страховой и специальный стаж периодов работы, признании права на досрочную страховую пенсию, – удовлетворить.
Признать незаконным решение отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области от 02 мая 2024 года № части отказа в установлении досрочной страховой пенсии.
Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области включить в страховой стаж ФИО6 период работы с 13.03.1992г. по 11.06.1992 г., с 19.06.1992 г. по 31.12.1992 г., с 28.03.1995 г. по 01.10.1997 г., с 01.10.1997 г. по 06.03.1998 г.
Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области включить в специальный стаж ФИО6 по п.1 ч. 1 ст.30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы: с 28.03.1995 г. по 01.10.1997 г., с 01.10.1997 г. по 06.03.1998 г.
Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области назначить страховую пенсию ФИО6 в соответствии с п.1 ч. 1 ст.30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 26 января 2024 года.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Магнитогорска.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 20 августа 2024 года