Решение от 09.11.2021 по делу № 2-480/2021 от 22.06.2021

                                                                       УИД 38RS0027-01-2021-000579-38

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2021 года                                р.п. Чунский

Чунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шурыгиной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Зиганьшиной Л.Ф.,

с участием прокурора Башенхаевой С.П.,

представителя истца Шевченко А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-480/2021 по иску Дупляковой А.И, к Правительству Иркутской области, министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области»; ОГКУ «Центр по ГО, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Иркутской области» о признании незаконным бездействия, обязании произвести выплату, предназначенную умершему супругу в счет возмещения вреда здоровью,

УСТАНОВИЛ:

Дуплякова А.И. в обоснование иска, предъявленного в порядке административного судопроизводства к министерству социального развития, опеки и попечительствап Иркутской области, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району», указала, что ее супруг                     Дупляков Н.П. при развитии чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, в ДД.ММ.ГГГГ на территории Чунского района Иркутской области, получил вред здоровью средней тяжести. В середине ДД.ММ.ГГГГ ему было сообщено о праве на получение единовременной социальной выплаты в связи с получением вреда здоровью; в начале октября органы социальной защиты населения позвонили и сообщили о необходимости предоставления в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» реквизитов расчетного счета для перечисления выплаты. Эти реквизиты Дупляков Н.П. предоставил ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ супруг умер; до его смерти выплата единовременного пособия не была произведена по вине ответчиков. Она, являясь наследником первой очереди после смерти супруга, полагает, что имеет право на получение данной выплаты. На основании изложенного, просила суд признать незаконным бездействие административного ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» по нарушению сроков выплаты пособия гражданам, получившим вред здоровью, вследствие чрезвычайной ситуации и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ пострадавшему Дуплякову Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; обязать ответчиков устранить допущенное нарушение путем перечисления на ее счет своевременно не произведенной выплаты в счет возмещения вреда здоровью ее супругу при жизни, в размере руб.

В ходе рассмотрения дела истец заявленные требования дополнила, предъявив их к Правительству Иркутской области, министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области»; ОГКУ «Центр по ГО, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Иркутской области», указав, что о праве на получение единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью в результате паводка, Дуплякову Н.П. по телефону сообщили из ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» только в середине ДД.ММ.ГГГГ. В начале ДД.ММ.ГГГГ Дуплякову Н.П. сообщили по телефону, чтобы он предоставил в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» номер своего расчетного счета, на который будет перечислена компенсация, что Дупляков Н.П. сделал ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, Дупляков погиб при невыясненных обстоятельствах, поскольку ДД.ММ.ГГГГ он ушел из дома и не вернулся, после чего, полиция и волонтеры производили его поиски и нашли тело только ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ. В связи со смертью Дуплякова Н.П., выплата единовременного пособия Дуплякову Н.П, ввиду причинения вреда здоровью в результате паводка в размере рублей не произведена, при этом ДД.ММ.ГГГГ он был включен в список граждан, нуждающихся в получении названного пособия. При обращении к министру социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и в прокуратуру Иркутской области, истцом получены ответы, согласно которым Дупляков Н.П. включен в список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью в результате паводка, однако установить дату составления списка не представилось возможным, при этом ссылка на однодневный срок обеспечение выплаты наличных денежных средств либо перечисление денежных средств на счета, открытые гражданами в кредитных организациях, либо обеспечение доставки указанных денежных средств через организации федеральной почтовой связи - отсутствует. Считает, что ответчиком и соответчиками нарушены ее материальные права, поскольку при своевременной выплате вышеуказанной денежной суммы, которая в соответствии с пунктом 11 Порядка N 155, должна была находиться у Дуплякова Н.П. наличными либо переведена на его расчетный счет, она, являясь наследником первой очереди после его смерти, в соответствии со ст.1142 ГК РФ, могла ее унаследовать.

В соответствии с определением от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Истец Дуплякова А.И. в судебное заседание не явилась, доверив представление своих интересов представителю по доверенности                     Шевченко А.П., который в судебном заседании поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении.

Представители ответчиков Правительства Иркутской области, министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области»; ОГКУ «Центр по ГО, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Иркутской области», ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» в судебное заседание не явились, извещены о его времени и месте надлежащим образом. В адресованных суду заявлениях просили дело рассмотреть в отсутствие представителей; исковые требования                  Дупляковой А.И. не признали, просили в удовлетворении требований отказать в полном объеме, сославшись на отсутствие нарушения прав истца, отсутствие у нее права на получение единовременной выплаты в счет возмещения вреда здоровью, предназначенной Дуплякову Н.П. и не полученной им при жизни.

Выслушав представителя истца Шевченко А.П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Башенхаевой С.П., полагающей исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Дупляковой А.И. на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют, в том числе порядок выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Пунктом 2 «е» Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов па финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: выплата единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред в размере тыс. рублей на человека, легкий вред - тыс. рублей на человека).

В соответствии с подпунктом «е» пункта 11 Правил для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований подготавливаются следующие документы по мероприятиям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил, в том числе:

заявление о выплате единовременного пособия гражданам, получившим вред здоровью, согласно приложению ;

список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью, согласно приложению ;

сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи и (или) в связи с получением вреда здоровью, и необходимых бюджетных ассигнованиях по форме согласно приложению (1).

В соответствии с пунктом 11 Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.03.2019 № 155, на основании заявлений граждан либо их представителей, полномочия которых подтверждены надлежащим образом оформленной доверенностью, о выплате единовременного пособия гражданам, получившим вред здоровью, составленных по форме согласно приложению № 14 к Правилам, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации) совместно с органами местного самоуправления в установленные КЧС и ОПБ органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации сроки формируются списки граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью в соответствии с приложением № 16 к Правилам.

Подтверждение факта получения вреда здоровью в результате чрезвычайной ситуации осуществляется руководителем территориального органа МВД России.

Постановлением Правительства Иркутской области от 29.06.2019 №519-пп утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий (далее - Порядок, постановление №-519-пп).

Подпунктом 2 пункта 1 Порядка определено, что гражданам, получившим в результате паводка вред здоровью, осуществляется выплата единовременного пособия из расчета степени тяжести (легкий вред - 200 000 руб. на чел., тяжкий вред или вред средней тяжести - 400 000 руб. на чел.).

В соответствии с пунктом 7 Порядка выплата пособий гражданам, получившим вред здоровью, осуществляется исходя из того, что причиной получения вреда здоровью гражданина являются обстоятельства, непосредственно вызванные паводком (при развитии чрезвычайной ситуации, а также в рамках эвакуационных мероприятий).

В силу абзаца четыре пункта 5 Порядка пособия гражданам, получившим вред здоровью, выплачиваются гражданам, включенным в утвержденные в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью (далее - списки).

В соответствии с абзацем вторым пункта 6 Порядка списки подготавливаются и подписываются в порядке, установленном Порядком подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 марта                  2019 года № 155, руководителем министерства, согласовываются с руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, руководителем министерства здравоохранения Иркутской области, начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, утверждаются первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области.

Согласно абзацу три пункта 6 Порядка ОГКУ «Центр ГО и ЧС» обеспечивает согласование и утверждение списков, а также их передачу в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

На основании пункта 3 Порядка уполномоченным на оказание единовременного пособия является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

В силу пункта 11 Порядка государственные учреждения Иркутской области, подведомственные министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, расположенные по месту жительства (месту пребывания) граждан:

    самостоятельно обеспечивают после утверждения списков получение письменных заявлений от граждан, содержащих информацию о получении наличных денежных средств либо перечислении денежных средств на счета, открытые гражданами в кредитных организациях, либо о доставке указанных денежных средств через организации федеральной почтовой связи;

    после получения информации, указанной в подпункте 1 настоящего пункта, но не позднее 1 рабочего дня со дня утверждения списков, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, обеспечивают выплату наличных денежных средств либо перечисление денежных средств на счета, открытые гражданами в кредитных организациях, либо обеспечивают доставку указанных денежных средств через организации федеральной почтовой связи.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Дупляков Н.П. обратился к мэру Чунского района Иркутской области с заявлением о выплате ему единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью.

ДД.ММ.ГГГГ Дупляков Н.П. обратился с заявлением в ОГКУ «УСЗН по Чунскому району» о выплате ему единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью; указанное заявление принято согласно расписке-уведомлению совместно с копией паспорта Дуплякова, копией медицинского заключения ЛПУ ДД.ММ.ГГГГ ответственным лицом Кацерубо Н.А.

ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «УСЗН по Чунскому району» принято решение о назначении Дуплякову Н.П. единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью. В решении указано, что выплата направлена в Иркутское отделение Сбербанка , доп.офис, ; р/я .

Согласно сведениям из АИС ЭСРН Иркутской области на                  Дуплякова Н.П. и решения ОГКУ «УСЗН по Чунскому району» ДД.ММ.ГГГГ Дуплякову Н.П. назначено единовременное пособие гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью. Указанная мера была назначена с ДД.ММ.ГГГГ по                        ДД.ММ.ГГГГ.

Также судом, бесспорно, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Дупляков Н.П. умер. В связи со смертью Дуплякова Н.П. выплата не была произведена. На момент обращения Дупляковой А.И., наследника первой очереди после смерти супруга, в министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о перечислении на ее расчётный счёт денежной суммы в размере рублей Постановление -пп утратило силу на основании Постановления Правительства Иркутской области от                            1 июня 2020 года № 393-пп «О признании утратившим силу отдельных постановлений Правительства Иркутской области».

Указанные обстоятельства являлись предметом проверки прокуратурой Чунского района, по результатам которой нарушений действующего законодательства не выявлено.

Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности, право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Таким образом, в состав наследства входит только то имущество и те имущественные права, которые принадлежали наследодателю на день открытия наследства. Возможность перехода в порядке наследования не реализованного наследодателем права на получение единовременной выплаты, неразрывно связанной с личностью наследодателя, законом не предусмотрена.

В абзаце пятом п.68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено,что требования лиц, наделенных правом на получение указанных в п.1 ст. 1183 Гражданского кодекса РФ невыплаченных наследодателю денежных сумм, а также требования наследников о признании за наследодателем права на их получение либо права на их получение в размере, превышающим установленный наследадателю при жизни, и о возложении на соответствующее лицо обязанности произвести начисления и выплату таких денежных сумм удовлетворению не подлежат.

При том положении, что единовременная социальная выплата в счет возмещения вреда здоровью супруга истца, неразрывно связанная с личностью гражданина Дуплякова Н.П., пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, не была получена им при жизни, оснований для включения в наследственную массу права на получение указанной выплаты не имеется. Иных оснований, предусмотренных утратившим законную силу Постановлением Правительства Иркутской области от 29.06.2019 №519-пп для признания за истцом Дупляковой А.И. права на получение единовременной выплаты в счет возмещения вреда здоровью умершего супруга в размере рублей, и, следовательно, для ее перечисления на расчетный счет Дупляковой А.И., судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░»; ░░░░ «░░░░░░ ░░ ░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░ 2019 ░░░░ N 155, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.,               ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░<░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░»; ░░░░ «░░░░░ ░░ ░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░                  ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░                                                                                        ░.░. ░░░░░░░░

2-480/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Чунского района
Дуплякова Анна Ивановна
Ответчики
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в лице ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Чунскому району"
Правительство Иркутской области
ОГКУ "ЦЕНТР ПО ГО, ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ"
ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области"
Другие
Шевченко Анатолий Павлович
Суд
Чунский районный суд Иркутской области
Судья
Шурыгина Екатерина Викторовна
Дело на сайте суда
chunsky.irk.sudrf.ru
22.06.2021Регистрация административного искового заявления
22.06.2021Передача материалов судье
23.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2021Подготовка дела (собеседование)
12.07.2021Рассмотрение дела начато с начала
09.08.2021Судебное заседание
08.09.2021Судебное заседание
09.09.2021Судебное заседание
04.10.2021Судебное заседание
08.11.2021Судебное заседание
09.11.2021Судебное заседание
16.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее