Гр. дело №2-369/2021
78RS0005-01-2020-001459-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 28 января 2021 года
Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего – судьи Максимовой Т.А.,
при секретаре Аксеновой В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасова Алексея Александровича к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга, ООО "Жилкомсервис №3 Калининского района", СПб ГКУ "Жилищное агентство Калининского района" о возмещении ущерба, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Тарасов Алексей Александрович, уточнив требования в порядке ст.39 ГПК РФ, обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга, ООО "Жилкомсервис №3 Калининского района", СПб ГКУ "Жилищное агентство Калининского района" о солидарном возмещении ущерба в размере 210 120 руб., компенсации морального вреда в размере 50 000 руб. В обоснование требований указано, что 01.10.2019 около 20:20 рядом с домом № по <адрес> в Санкт-Петербурге произошло падение дерева на автомобиль Форд Мондео, принадлежащий на праве собственности истцу. По данному факту возбужден материал проверки КУСП. Согласно заключению специалиста ООО «Лаборатория автотехнических исследований и независимых экспертиз» стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет 210 120 руб. В результате падения дерева истцу причинены моральные страдания, оцененные им в размере 50 000 руб.
Истец в судебное заседание не явился, доверил представление интересов Яковлеву Д.А.
Представитель истца Яковлев Д.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, на удовлетворении уточненных исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика Администрации Калининского района Санкт-Петербурга Грибова И.Е., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, против удовлетворения требований возражала по доводам, изложенным в письменной позиции.
Представитель ответчика ООО "Жилкомсервис №3 Калининского района" Алиева О.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, против удовлетворения требований возражала по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель ответчика СПб ГКУ "Жилищное агентство Калининского района" Криштопова В.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, против удовлетворения требований возражала по доводам, изложенным в письменной позиции.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав стороны, оценив все представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии со ст.123 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.
В свою очередь согласно определению Конституционного суда РФ от 25.09.2014 № 2135-О, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (ч.1 ст.4 ГПК РФ), к кому предъявлять иск (п.3 ч.2 ст.131 ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (ч.3 ст.196 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Тарасов А.А. является собственником автомобиля марки Форд Мондео, г.р.з. № (т.1, л.д.31).
Согласно материалам проверки КУСП-17108 от 01.10.2019, на принадлежащий истцу автомобиль марки Фор Мондео, г.р.з. №, припаркованный у дома № по <адрес> в Санкт-Петербурге, 01.10.2019 в 20:20 упала часть дерева, в результате чего автомобилю причинены механические повреждения.
Постановлениями ст. участкового уполномоченного сотрудника 21 отделения полиции УМВД России по Калининскому району Санкт-Петербурга от 02.10.2019 в возбуждении уголовного дела по ч.1 ст.167 Уголовного кодекса РФ отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 24 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием события преступления.
В материалах проверки КУСП-17108 от 01.10.2019 имеется протокол осмотра места происшествия от 01.10.2019, составленный с участием понятых, в котором зафиксированы механические повреждения, причиненные автомобилю Форд Мондео в виде замятия ребер жесткости по левой и правой стороне крыши а/м.
Факт повреждения принадлежащего истцу автомобиля в результате падения на него дерева, а также объем причиненных повреждений ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
Согласно представленному истцом заключению специалистов №95/19, выполненному ООО «Лаборатория автотехнических исследований и независимых экспертиз», стоимость восстановительного ремонта без учета амортизационного износа составляет 210 120 руб. (т.1 л.д.15-38).
В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Обязанность доказывания наличия данных обстоятельств согласно положениям ч.1 ст.56 ГПК РФ возлагается на истца.
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 02.07.2020 № 32-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ….. в связи с жалобой гражданина И.С. Машукова", по смыслу пункта 1 статьи 15 и статьи 1064 ГК Российской Федерации обязательства по возмещению вреда обусловлены, в первую очередь, причинной связью между противоправным деянием и наступившим вредом. Иное означало бы безосновательное и, следовательно, несправедливое привлечение к ответственности в нарушение конституционных прав человека и гражданина, прежде всего права частной собственности. Необходимым условием (conditio sine qua non) возложения на лицо обязанности возместить вред, причиненный потерпевшему, включая публично-правовые образования, является причинная связь, которая и определяет сторону причинителя вреда в деликтном правоотношении.
В силу п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
На основании п.2 настоящей статьи лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно ст.1 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 2010 года № 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" (далее – Закон № 396-88) учет зеленых насаждений - это комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на получение и поддержание в актуальном состоянии достоверных данных о количественных показателях и породном составе зеленых насаждений на территории Санкт-Петербурга. Содержание территорий зеленых насаждений и объектов зеленых насаждений заключается в комплексе профилактических работ по уходу за зелеными насаждениями, а также элементами благоустройства в границах территорий зеленых насаждений, обеспечению их чистоты и нормативного состояния, защите зеленых насаждений от вредителей и болезней, устранению незначительных деформаций и повреждений зеленых насаждений, элементов благоустройства, осуществляемых в течение всего периода их эксплуатации в соответствии с классификатором работ по содержанию территорий зеленых насаждений, в результате выполнения которых обеспечивается сохранность, долговечность и безопасность функционирования территорий зеленых насаждений.
В соответствии со ст.2 Закона № 396-88 на территории Санкт-Петербурга существуют следующие виды зеленых насаждений: общего пользования, ограниченного пользования, внутриквартального озеленения и другие.
В соответствии со ст.ст.6, 7 названного Закона паспортизация территорий зеленых насаждений общего пользования городского значения и резерва озеленения, включая учет зеленых насаждений искусственного происхождения и учет иных элементов благоустройства, расположенных в границах указанных территорий, ремонт объектов зеленых насаждений, расположенных на территориях зеленых насаждений общего пользования городского значения, осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга специально уполномоченными Правительством Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга либо государственными учреждениями, являющимися владельцами соответствующих земельных участков, занятых зелеными насаждениями, в соответствии с классификатором работ по ремонту объектов зеленых насаждений.
Согласно п.2.1 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года № 1098, к задачам администрации района относится осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга, в том числе, в сфере благоустройства.
В соответствии с п.3.10.1 указанного Положения администрация района должна организовывать в соответствии с Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09 ноября 2016 года № 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" (далее - Правила благоустройства), содержание объектов благоустройства, размещение и содержание элементов благоустройства в границах территории района, за исключением объектов и элементов благоустройства, содержание и размещение которых отнесено к вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, полномочиям иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и обязанностям третьих лиц.
Порядок проведения санитарных рубок, а также удаления аварийных, больных деревьев и кустарников регламентируется Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 июня 2008 года № 743 "О порядке рубки и пересадки, а также любого другого правомерного уничтожения зеленых насаждений в Санкт-Петербурге".
Положениями п.2.1 Порядка рубки и пересадки, а также любого другого правомерного уничтожения зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 июня 2008 года № 743 предусмотрено, что санитарные рубки, реконструкция зеленых насаждений, а также удаление аварийных и больных деревьев и кустарников производятся лицами, которые несут бремя содержания соответствующих зеленых насаждений.
Согласно ответу на запрос суда из Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 17.07.2020 земельный участок, на котором расположен жилой дом по адресу: <адрес>, на кадастровом учете не состоит, информация о формировании границ земельного участка в Комитете отсутствует.
Согласно ответу на запрос суда из РОСГИДРОМЕТа №20-20/7-1558 рк от 19.10.2020, по состоянию на 01.10.2019 погодные условия были следующими: направление ветра – юго-западное, скорость примерно 11 м/с, температура воздуха 6,7 градусов Цельсия.
Истцом в подтверждение своих доводов представлены фотографии места падения дерева на автомобиль.
Указанные фотографии отвечают требования ст.ст.59, 71 ГПК РФ, а потому принимаются судом в качестве доказательств по делу.
Законом Санкт-Петербурга от 08 октября 2007 № 430-85 "О зеленых насаждениях общего пользования" утверждены схемы и перечень территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения.
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2011 №196 целями деятельности Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств (далее - учреждения), являются материально-техническое обеспечение деятельности администрации соответствующего района Санкт-Петербурга; осуществление от имени Санкт-Петербурга прав и обязанностей наймодателя жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
В силу п.п.2.1.24, 2.1.25, 2.1.26 указанного Постановления, материально-техническое обеспечение реализации полномочий администрации соответствующего района Санкт-Петербурга состоит в следующем: по формированию и представлению в Жилищный комитет адресных программ благоустройства дворовых территорий Санкт-Петербурга в районе с учетом адресных программ органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, расположенных на территории района Санкт-Петербурга, обеспечению реализации мер по комплексному благоустройству территорий района; по организации в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборки и санитарной очистки территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга; по формированию перечня сведений о границах территорий, обеспечение уборки, соблюдения чистоты и порядка которых осуществляют управляющие организации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, иные лица, осуществляющие уборку дворовых, внутриквартальных территорий, а также владельцы зданий, строений, сооружений, объектов, помещений в районе Санкт-Петербурга в соответствии с Правилами уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга.
Уборка земель общего пользования, расположенных у дома № по <адрес> в Санкт-Петербурге осуществляется ООО "Жилкомсервис №3 Калининского района", а мероприятия по обследованию и сносу «деревьев-угроз», находящихся на придомовой территории, не входящей в состав общего имущества многоквартирного дома осуществляет СПб ГКУ "Жилищное агентство Калининского района" на основании выделенных ассигнований по соответствующей целевой статье, являющееся самостоятельным юридическим лицом, отвечающим по своим долговым обязательствам.
Пунктом 56.18 Приложения №1 к Закону Санкт-Петербурга от 04.12.2017 № 801-131 (ред. от 08.11.2018) "О бюджете Санкт-Петербурга на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (принят ЗС СПб 29.11.2017) предусмотрены расходы на выполнение мероприятий по обследованию и сносу "деревьев-угроз", находящихся на придомовой территории, не входящей в состав общего имущества многоквартирных домов (код 1050087340).
Поскольку территория зеленых насаждений, на которой находилось упавшее дерево, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, субсидии на обслуживание данной территории выделяются администрации Калининского района Санкт-Петербурга.
Согласно распоряжению администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 06.02.2019 № 52-р субсидии, выделяемые администрации по целевой статье расходов 1050087930 "Расходы на проведение мероприятий в сфере благоустройства", переданы СПб ГКУ "Жилищное Агентство Калининского района Санкт-Петербурга".
Следовательно, СПб ГКУ "Жилищное Агентство Калининского района Санкт-Петербурга", приняв на себя обязательства по очистке территории Калининского района Санкт-Петербурга от деревьев-угроз, получив соответствующее финансирование, не исполнило обязанность по устранению деревьев-угроз на вверенной ответчику территории, бездействие ответчика привело к падению дерева на принадлежащее истцу транспортное средство 01 октября 2019 года, чем причинило ему ущерб.
При таких обстоятельствах основания для возложения ответственности по возмещению ущерба на администрацию Калининского района Санкт-Петербурга и ООО "Жилкомсервис №3 Калининского района" отсутствуют.
Из материалов дела следует, что земельные насаждения, произрастающие на земельном участке по адресу: <адрес>, не включены в адресные программы 2019 года по обследованию и сносу деревьев-угроз, находившихся на придомовой территории, не входящей в состав общего имущества многоквартирных домов в соответствии с государственным контрактом №13/2019 от 25.01.2019 и дополнительными соглашениями к нему, а также в соответствии с государственным контрактом №35/2019П от июня 2019 года.
Между тем, доказательств того, что на территории общего пользования по адресу: <адрес>, отсутствуют деревья-угрозы СПб ГКУ "Жилищное агентство Калининского района" не представлено, тогда именно на жилищное агентство возложена обязанность по формированию и предоставлению в Администрацию Калининского района Санкт-Петербурга адресных программ в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2011 №196.
Доводы ответчика СПб ГКУ "Жилищное агентство Калининского района" об использовании всех выделенных средств для данной статьи расходов и, следовательно, отсутствии денежных средств на устранение деревьев-угроз по указанному адресу, суд отклоняет, поскольку именно СПб ГКУ "Жилищное агентство Калининского района" является ответственным на основании государственного контракта не только за устранение (снос), но и за выявление (обследование) деревьев-угроз на землях общего пользования.
Следовательно, ответственность за то, что территория общего пользования по адресу: <адрес> не включена в адресную программу в соответствии с государственными контрактами и дополнительными соглашениями к ним, должна быть возложена на СПб ГКУ "Жилищное агентство Калининского района".
Заключение специалистов, выполненное ООО «Лаборатория автотехнических исследований и независимых экспертиз», представленное истцом, суд признает надлежащими доказательством, подтверждающим размер причиненного ущерба в размере 210 120 руб., отвечающим признакам относимости и допустимости, поскольку выполнено экспертом, имеющим высшее техническое образование, прошедшим профессиональную переподготовку по программе «Независимая техническая экспертиза транспортных средств»; заключение специалиста содержит подробное описание произведенного исследования, расчет стоимости ущерба, выводы эксперта обоснованны.
В нарушение положений ст.56 ГПК РФ ответчиками не представлены доказательства, опровергающие выводы указанного заключения специалистов, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы с целью определения размера ущерба не заявлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований к ответчику СПб ГКУ "Жилищное агентство Калининского района", в заявленном размере, то есть в сумме 210 120 руб.
Рассматривая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Поскольку по требованиям имущественного характера, возмещение морального вреда не предусмотрено, а доказательств нарушения неимущественных прав истца действиями ответчика суду не представлено, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований истца в части взыскания компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░ "░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░" ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 210 120 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░, ░░░ "░░░░░░░░░░░░ №3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░" – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.