Гражданское дело № 2-3675/2022
УИД: 66RS0005-01-2022-003581-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01.09.2022 г.Екатеринбург
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Оленёвой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой М.Р.,
с участием истца Павловой Н.П., ее представителя адвоката Сажиной Н.Ю., представителя ответчика Шестаковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Павловой Натальи Павловны, Павлова Ивана Васильевича к ГКУ Свердловской области «Лечебно-оздоровительный комплекс Правительства Свердловской области» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
истец ФИО2, ФИО3 И.В. обратились в суд с иском к ГКУ <адрес> «Лечебно-оздоровительный комплекс <адрес>» о признании права собственности на жилое помещение по адресу <адрес> порядке приватизации.
В обоснование иска указали, что спорное жилое помещение принадлежит на праве собственности <адрес>, находится на праве оперативного управления у ответчика. ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение передано ФИО1 по договору социального найма. В спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают (проживали) ФИО3 В.И., ФИО3, ФИО8, ФИО9, которыми оформлено согласие на приватизацию квартиры истцами. Истцам в приватизации спорного жилого помещения ответчиком было отказано по мотиву отсутствия полной информации о неиспользовании ранее права на приватизацию. Полагают, что имеют право на приватизацию спорного жилого помещения, отказ в такой приватизации нарушает их права и законные интересы.
В письменных возражениях представитель третьего лица Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> просил в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов возражений указал, что спорное жилое помещение находится в собственности <адрес> и закреплено на праве оперативного управления за ГКУ <адрес> «Лечебно-оздоровительный комплекс <адрес>». В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес>» (далее – <адрес> № ******) гражданам могут предоставляться жилые дома, части жилых домов, квартиры, входящие в государственный жилищный фонд <адрес> социального использования, находящиеся в оперативном управлении государственных учреждений <адрес>, - по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. Статьей <адрес> № ******, устанавливающей общий порядок предоставления гражданам жилых помещений, предусмотрено, что жилые помещения государственного жилищного фонда <адрес> предоставляются гражданам путем принятия решений о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> гражданам, имеющим право на предоставление им таких помещений. Согласно части второй пункта 2 статьи <адрес> № ****** решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес>, указанных в подпунктах 3-5 части первой пункта 1, подпунктах 2 - 7, 9 и 10 пункта 2 и подпунктах 2-4 пункта 3 статьи 2 настоящего Закона, принимаются государственными учреждениями <адрес>, казенными предприятиями <адрес> и государственными предприятиями <адрес>, которым принадлежат такие жилые помещения. Согласно пункту 12-1 Порядка принятия решений о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ******-ПП, решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования, указанных в подпунктах 3-5 пункта 1 статьи 2 Закона № ******, принимаются государственными учреждениями и государственными предприятиями, которым принадлежат такие жилые помещения, по результатам проверок наличия оснований, дающих право на предоставление гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования, проводимых в соответствии с федеральным и областным законодательством. Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон о приватизации жилищного фонда) настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. В соответствии со статьей 2 Закона о приватизации жилищного фонда граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Таким образом, приватизации подлежат только жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда социального использования. А право на приобретение в собственность занимаемых жилых помещений возникает у граждан, проживающих в данных помещениях на условиях социального найма. Необходимо наличие доказательств принятия решения о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма и сведений о принятии на учет для целей предоставления жилых помещений, которые истцом не представлены.
Истец ФИО2, ее представитель в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика иск не признала, просила в удовлетворении иска просила отказать, поскольку истцами не представлены доказательства неиспользования права на приватизацию.
Истец ФИО3 И.В., третьи лица просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, требования поддержали.
Представитель Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил о рассмотрении дела при данной явке, учитывая надлежащее извещение всех участников процесса.
Заслушав объяснения истца, ее представителя, возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1, 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
В соответствии с ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса установлено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке из муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Категории граждан, имеющих право на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования и подлежащие учету для этих целей, указаны в статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования» (далее - Закон № ******).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № ****** предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования гражданам, не принятым на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования, не допускается.
Судом установлено, что спорное жилое помещение представляет собой трехкомнатную квартиру, общей площадью 61,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Указанная квартира была предоставлена ФИО1 связи с трудовыми отношениями по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ во временное пользование и владение для проживания в нем. Договор заключен на срок работы ФИО1 на штатной оплачиваемой основе в ОГУ «ЛОК ПСО» (л.д. 16).
Согласно справке с места жительства, выданной ТСЖ «Малый Исток» от ДД.ММ.ГГГГ, истцы ФИО3 И.В., ФИО2, третьи лица ФИО3, ФИО8, ФИО9 зарегистрированы по спорному адресу (л.д. 17).
Спорное жилое помещение является собственностью <адрес>, право государственной собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
Зарегистрировано право оперативного управления ГКУ <адрес> «Лечебно-оздоровительный комплекс <адрес>» в отношении спорного недвижимого имущества.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного законодательства Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч.ч. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, решение о предоставлении жилого помещения истцу и членам его семьи по договору социального найма не принималось, ни истец, ни члены его семьи не признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, не состоят в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо собственность одного из совместно проживающих лиц.
Согласно ст. 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Отсутствие сведений о наличии соответствующего решения не может свидетельствовать о предоставлении спорного жилого помещения на условиях договора социального найма.
В соответствии с требованиями ст. 93 Жилищного Кодекса РФ, действующего на момент разрешения спора по существу, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 100 Жилищного Кодекса РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения (ч. 2).
Сложившиеся между сторонами отношения в полной мере соответствуют вышеприведенным нормам права.
Поскольку истцу Павлову И.В. спорная квартира была предоставлена не на условиях договора социального найма, оснований для передачи ее в собственность истцам, не использовавшим право бесплатной приватизации, не имеется.
То обстоятельство, что истцу Павлову И.В. было предоставлено спорное жилое помещение как служебное, подтверждается и подписанным договором найма жилого помещения от 07.04.2003, согласно п. 5.6 которого договор заключен на срок работы нанимателя на штатной оплачиваемой основе в ОГУ «ЛОК ПСО», согласно п. 5.7 которого, в случае прекращения трудовых отношений нанимателя с ОГУ «ЛОК ПСО» наниматель подлежит выселению из предоставляемого жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что спорная квартира используется в качестве служебного жилья и была предоставлена истцу временно как служебное жилое помещение, при этом в установленном законом порядке спорное жилое помещение по договору социального найма истцам не предоставлялось.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Павловой Натальи Павловны, Павлова Ивана Васильевича к ГКУ Свердловской области «Лечебно-оздоровительный комплекс Правительства Свердловской области» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Екатеринбурга.
Судья подпись Н.А. Оленёва