Дело № 2-851/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
с. Карагай 18 октября 2016года
Карагайский районный суд Пермского края в составе судьи Подюковой Л.В.,
при секретаре Филимоновой О.Н.,
с участием помощника прокурора Карагайского района Сказочкина И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Карагайского района в интересах Поповой А.И. к Правительству Пермского края, муниципальному образованию Карагайский муниципальный район в лице администрации Карагайского муниципального района о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Карагайского района обратился в Карагайский районный суд в порядке ст. 45 ГПК РФ к ответчикам с иском в интересах Поповой А.И. с требованием о возложении на ответчиков обязанность предоставить Поповой А.И. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м в границах Карагайского муниципального района Пермского края.
Иск мотивирован следующим образом.
Прокуратурой Карагайского района в связи с обращением Поповой А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обладающей статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей, проведена проверка соблюдения жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что родители Поповой А.И.., мать- ФИО решением Карагайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. ограничена в родительских правах. С заявлением об отмене ограничения в родительских правах ФИО в суд не обращалась. Сведения об отце- ФИО внесены в свидетельство о рождении Поповой А.И. на основании заявления матери.
Постановлением главы администрации Карагайского муниципального района пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Попова А.И. была передана в приемную семью ФИО При передаче в приемную семью за несовершеннолетней Поповой А.И. жилое помещение не закреплялось.
Попова А.И. и её родители не имеют в собственности, либо по договору социального найма жилого помещения, данный факт подтверждается справкой ГУП ЦТИ Пермского края» Карагайскимй филиал, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Попова А.И. ДД.ММ.ГГГГ. окончила обучение в Пермском финансово-экономическом колледже- филиале ФГОБУ ВПО <данные изъяты>
Согласно информации МТУ №2 Минсоцразвития Пермского края № 381 от ДД.ММ.ГГГГ. Попова А.И. включена в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по изложенным в иске доводам.
Попова А.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - Правительства Пермского края Кучукбаева М.А. по доверенности направила возражение, в котором просит провести судебное заседание без участия их представителя, отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме, так как федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям сиротам на территории субъекта Российской Федерации, а не на территории Карагайского муниципального района. Просило привлечь Межрайонное территориальное управления №2 Министерства социального развития Пермского края в качестве третьего лица, так как оно осуществляет функции выявления и учёта детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Ответчик - муниципальное образование Карагайский муниципальный район в лице администрации Карагайского муниципального района Пермского края направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, исковые требования не признал, так как не являются органом, предоставляющим жилые помещения по договорам социального найма детям сиротам, приобретаемых за счет средств бюджета Пермского края, считает, что является ненадлежащим ответчиком.
Третье лицо- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, которое о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, его представитель по доверенности Д.В.Сидорова в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, поддержав доводы Правительства Пермского края.
Третье лицо- Министерство социального развития Пермского края в судебное заседание своего представителя не направил, направило в суд отзыв на иск, в котором исковые требования не признает, по тем основаниям, что предоставление жилых помещений осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей –сирот решения о включении указанных лиц в список. Предоставление жилого помещения Поповой А.И. без учета очередности нарушит права указанных лиц, что является недопустимым.
Выслушав прокурора, Попову А.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Попова А.И. обладает статусом ребенка оставшегося без попечения родителей. Её мать ФИО. решением Карагайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ограничена в родительских правах(л.д.12). С заявлением об отмене ограничения в родительских правах не обращалась. Отец в свидетельство о рождении Поповой А.И. записан со слов матери, что подтверждается справкой о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.11).
Согласно постановлению главы Карагайского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. Попова А.И., ДД.ММ.ГГГГ., передана в приемную семью ФИО(л.д.13).
Из свидетельства о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ.следует, что Попова А.И. была зарегистрирована по месту пребывания у приемных родителей по адресу: <адрес>(л.д.14).
С ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирована у знакомых по адресу: д<адрес>
Как следует из информации МТУ №2 Минсоцразвития Пермского края № ДД.ММ.ГГГГ. Попова А.И. включена в список детей – сирот и детей. оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края(л.д.24).
Из сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество Попова А.И. в собственности жилых помещений не имеет(л.д.23).
Диплом о среднем профессиональном образовании от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждает, что Попова А.И. окончила ФГОБУ <данные изъяты>л.д.22).
В соответствие со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.121 Семейного Кодекса РФ
Попова А.И. является лицом, оставшимся без попечения родителей.
В силу ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых
помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по
договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
На основании ст.4 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в соответствие с действующим законодательством и охраняются государством.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,. которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п.п.7,8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые
предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствие со ст.5, п.8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилые помещения относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Таким образом, согласно вышеуказанных норм закона, а также ч.3 ст.49 ЖК РФ обеспечение детей-
сирот жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1,2,5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Порядке, установленном
нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма – в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых
помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных
применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам
предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33
квадратных метров общей площади жилого помещения.
Частью 1 ст.8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007г. №127-ПК «О
специализированном жилищном фонде Пермского края» установлено, что
жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений:
1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Частью 2 ст.8.1. указанного Закона установлено, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В соответствие с пунктами 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-
сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013г. №1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствие с частью 3 статьи 6 Закона от 29.12.2004г. №1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры,
должно быть благоустроено применительно к условиям соответствующего
населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образования Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, требованиям пожарной безопасности);
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Из смысла указанных правовых норм следует, что данная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее предоставление и только с согласия лица жилое помещение может быть предоставлено в другом муниципальном образовании Пермского края, в связи, с чем несостоятельны доводы ответчиков о предоставлении жилого помещения детям – сиротам на любой территории субъекта РФ, а не по месту жительства гражданина.
Судом из материалов дела установлено, что Попова А.И. с рождения постоянно проживает на территории Карагайского района и просит предоставить ей жилое помещение именно на территории Карагайского муниципального района, где она намерена в дальнейшем проживать и трудоустроиться. В связи с чем, не могут быть приняты судом во внимание доводы ответчиков о предоставлении жилого помещения Поповой А.И. на территории всего Пермского края.
Доводы ответчиков о том, что предоставление жилого помещения истцу нарушит права детей-сирот, включенных в список раньше истца, обладающих одинаковыми правами с истцом, не могут послужить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, так как в ходе рассмотрения дела установлено, что все условия и обстоятельства, при которых у лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает право на предоставление жилого помещения, у Поповой А.И. имеется.
Суд считает, что указанные доводы основаны на ошибочном толковании норм Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ и законодательства Пермского края, системное толкование которых позволяет сделать вывод о том, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанном законодательстве, обстоятельств, в данном случае, достижение Поповой А.И. возраста 18 лет.
В соответствии со ст. 23 Устава Пермского края Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство им.
Порядок предоставления детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013г. № 1194-п, фактически не определяет конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление таких жилых помещений.
Таким образом, именно Правительство Пермского края как высший исполнительный орган Пермского края за счет средств бюджета
Пермского края, выделяемых на эти цели, обязано предоставить Поповой А.И. по договору найма специализированное жилое помещение, отвечающее установленным нормам и требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Пермского края.
При этом, суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства Правительства Пермского края о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Межрайонного территориального управления №2 Министерства социального развития Пермского края.
В удовлетворении исковых требований прокурора Карагайского района к муниципальному образованию Карагайский муниципальный район в лице администрации Карагайского муниципального района Пермского края следует отказать, поскольку из приведенных выше норм материального права следует, что указанный орган не обладает организационно-распорядительными функциями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Карагайского района удовлетворить частично.
Обязать Правительство Пермского края предоставить Поповой А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Карагайского муниципального района Пермского края благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности предоставления Поповой А.И. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на администрацию Карагайского муниципального района отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Карагайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья /Л.В.Подюкова/