Судья Гидрович О.В. Дело № 33-11136
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 декабря 2012 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Горбенко Т.Н.
судей Бичуковой И.Б., Соловьевой О.В.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Головко Т.Ф. на действия отдела социальной защиты населения по К муниципальному району,
по апелляционной жалобе заявителя Головко Т.Ф. на решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 8 октября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Бичуковой И.Б., судебная коллегия
установила:
Головко Т.Ф. обратилась в суд с жалобой на незаконные действия отдела социальной защиты населения по К району. В обоснование требований указала, что во время Великой Отечественной войны ее отец Г пропал без вести. На момент гибели отца она была нетрудоспособна, и через опекунов получала пенсию по потери кормильца до совершеннолетия. В настоящее время она нетрудоспособна по возрасту, поскольку ей ... лет. При обращении в отдел социальной защиты за присвоением статуса члена семьи погибшего, ей было отказано, так как она не представила справку о наличии у нее права на получение пенсии по потере кормильца из Пенсионного фонда. Поскольку у нее имеется направленное военном комиссариатом К края по А району извещение о гибели ее отца, и сведения о том, что пенсия ей положена, отказ является незаконным. Право на получение такой пенсии определено ФЗ «О ветеранах» и не зависит от согласования с Пенсионным фондом, в связи с чем просила обязать отдел социальной защиты населения по Кавалеровскому муниципальному району признать юридическую силу предоставленных документов, необходимых для получения статуса члена семьи погибшего Г., и присвоить ей статус члена семьи, удовлетворив ее право на получение пенсии по утере кормильца, как нетрудоспособного по возрасту, предоставив необходимые документы для начисления пенсии в управление Пенсионного фонда.
В судебном заседании заявитель заявленные требования уточнила, просила действия отдела социальной защиты населения по К району в части требования предоставления справки с пенсионного фонда о праве на пенсию по потери кормильца признать незаконными, и обязать выдать ей соответствующее удостоверение.
Представитель отдела социальной защиты населения с жалобой не согласилась, и пояснила, что на основании ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего, состоявшим на его иждивении, и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ. В целях реализации прав и льгот, установленных ФЗ «О ветеранах», гражданам выдаются удостоверения. Заявителю необходимо было представить справку о праве на пенсию по случаю потери кормильца. Заявитель является нетрудоспособной в силу своего возраста, и на иждивении умершего (погибшего) находилась только до совершеннолетнего возраста. В удовлетворении жалобы просила отказать.
Решением Кавалеровского районного суда Приморского края от 8 октября 2012 года жалоба оставлена без удовлетворения.
С данным решением не согласилась заявитель, подав апелляционную жалобу.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, полагает, что решение подлежит оставлению без изменения.
В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В данном случае таких нарушений судом не допущено.
Разрешая настоящий спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и в соответствии с требованиями закона, регулирующего данные правоотношения, пришел к обоснованному выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции верно руководствовался положениями Федерального Закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах», Федерального Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ (ред. от 03.12.11) «О трудовых пенсиях в РФ» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.12), Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным Законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 11.10.00 № 69, и исходил из того, что Головко Т.Ф. достигла пенсионного возраста, получает пенсию по старости на общих основаниях; пенсия по случаю кормильца в настоящее время ей не выплачивается и права на получение такой пенсии в силу указанного законодательства у нее не имеется. Приняв во внимание данное обстояельство, суд сделал вывод, что правовые основания для признания за Головко Т.Ф. права статуса члена семьи погибшего участника Великой Отечественной войны отсутствуют, как отсутствуют и правовые основания для выдачи соответствующего удостоверения, поэтому действиями отдела социальной защиты населения по <адрес> не допущено нарушений прав и свобод заявителя, и не создано препятствий к осуществлению прав и свобод.
Указанные выводы судебная коллегия признает обоснованными.
Статьей 21 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Круг нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца определен статьей 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно подпункту 1 пункта 2 указанной нормы дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше 23 летнего возраста признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца лишь в случае, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Поскольку заявитель, приходящаяся умершему кормильцу дочерью является человеком старше 23 летнего возраста, и до достижения ею 18 летнего возраста не признавалась инвалидом, она не относится к кругу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца.
При таких обстоятельствах, суд правомерно пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Головко Т.Ф. на момент гибели отца была нетрудоспособной и получала пенсию по потери кормильца, основаны на неверном толковании норм материального права. Право на получение пенсии по случаю потери кормильца определяется не на тот момент, когда Головко Т.В. получала пенсию по случаю потери кормильца (до достижения ею 18 летнего возраста), а на настоящий период. В связи с этим, значимым обстоятельством является возраст заявителя на момент вынесения решения суда и обстоятельства наличия либо отсутствия у нее инвалидности, установленной до 18 летнего возраста.
По этим же основаниям судебной коллегией признаются несостоятельными доводы жалобы о том, что в ответе военного комиссариата по А району указано на наличие у Головко Т.В. права на пенсию по случаю потери кормильца. Копии листов из книги выдачи извещений о гибели военнослужащих свидетельствуют не о наличии у Головко Т.В. права на пенсию по случаю потери кормильца, а о том, что данное право у нее имелось как у нетрудоспособной, состоявшей на иждивении пропавшего без вести отца, ввиду недостижения ею 18 летнего возраста.
С учетом изложенного, судебной коллегией не установлено оснований для отмены постановленного судом решения, в связи с чем в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кавалеровского районного суда Приморского края от 8 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи