Решение по делу № 33-7279/2022 от 24.05.2022

    Судья Вернер Л.В.                                                                Дело № 33-7279/2020

    Дело № 2-817/2022

    УИД 52RS0006-02-2022-000275-30

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород                                                          28 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Нижегородцевой И.Л.,

судей Чиндяскина С.В., Кувшиновой Т.С.,

при секретаре судебного заседания Бушмелевой И.П.,

с участием Бондарчука В.М., его представителя Ларионовой Т.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Нижнего Новгорода

на решение Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 17 марта 2022 года по иску Бондарчука Владимира Михайловича к администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода и администрации г. Нижнего Новгорода о предоставлении жилого помещения,

заслушав доклад судьи Чиндяскина С.В.,

У С Т А Н О В И Л А:

    Бондарчук В.М. обратился в суд с иском к администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода и администрации г. Нижнего Новгорода о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в черте границ г. Нижнего Новгорода, ссылаясь на то, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей: отец у него отсутствует, мать Бондарчук Н.М. решением Починковского районного суда Нижегородской области от 09.11.2005 лишена родительских прав. Распоряжением администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода от 16.04.2021 № 386-р Бондарчук В.М. включен в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

    Решением Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 17 марта 2022 года постановлено:

    «Исковые требования Бондарчука Владимира Михайловича удовлетворить частично.

    Возложить на администрацию г. Нижнего Новгорода обязанность предоставить Бондарчуку Владимиру Михайловичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории г. Нижнего Новгорода по нормам предоставления площади жилого помещения (пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям).

    В удовлетворении иска к администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода отказать.

    Взыскать с администрации г. Нижнего Новгорода в пользу Бондарчука Владимира Михайловича в возмещение расходов по государственной пошлине 300 (триста) рублей».

    В апелляционной жалобе администрации г. Нижнего Новгорода поставлен вопрос об отмене постановленного по делу судебного решения как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права.

        Заявитель указывает, что ответчик не оспаривает право истца на получение благоустроенного жилого помещения, вместе с тем, судом не учтено, что в связи с действующими положениями закона органы местного самоуправления наделены отдельными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, за исключением приобретения жилых помещений. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями возможно только после передачи жилых помещений правительством Нижегородской области в муниципальную собственность.

        На основании положений ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч.1).

        В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч.2).

        В судебном заседании Бондарчук В.М., его представитель Ларионова Т.Л. требования жалобы поддержали.

        На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции иные участники процесса не явились, не представили доказательств уважительности причин своего отсутствия, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания, извещались надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания путем направления судебных извещений, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда www.oblsudnn-nnov.sudrf.ru и www.oblsudnn.ru.

        В соответствии с частью 1 статьи 327, частями 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

        Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

        Как следует из материалов дела и установлено судом, Бондарчук В.М., [дата] года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и распоряжением главы администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода от 16.04.2021 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

        Судом установлено, что до настоящего времени, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Нижнего Новгорода Бондарчуку В.М. предоставлено не было.

        Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении заявленных по делу требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости возложения на администрацию г. Нижнего Новгорода обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

        Вопреки доводам апелляционной жалобы нарушений норм материального права судом при вынесении решения не допущено.

        В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

        В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

        Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

        Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 цитируемой статьи.

        Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

        Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Нижегородской области регулируются законами Нижегородской области от 10.12.2004г. №147-з «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области», от 07.09.2007г. №123-з «О жилищной политике в Нижегородской области», содержащими аналогичные вышеприведенным положения.

        Кроме того, постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010г. №315 утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, которое предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот за счет средств областного бюджета и федерального бюджета путем строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области, приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области либо предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.

        При этом ни ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные вышеуказанные нормы не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

        Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

        Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

        При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

        Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

        Согласно Закону Нижегородской области от 30.09.2008 г. № 116-з (ред. от 06.12.2017г.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» (с изм. и доп., вступающими в силу 01.01.2018г.), органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений (далее - государственные полномочия):

        6) по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, за исключением приобретения жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород.

        Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений указанной выше категории граждан является обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае - администрации г. Нижнего Новгорода.

        Доводы апелляционной жалобы о том, что, поскольку полномочий по приобретению указанных помещений у органов местного самоуправления не имеется, принятое судом решение будет неисполнимо, в связи с чем, решением должно быть предусмотрено, что Правительство Нижегородской области обязано передать в муниципальную собственность жилое помещение, подлежат отклонению в силу следующего.

        Согласно ст. 6.1 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 г. № 116-з органам местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород для осуществления государственных полномочий, указанных в пункте 6 части 1 статьи 2 настоящего Закона, передается в муниципальную собственность имущество (жилые помещения, благоустроенные применительно к условиям города Нижний Новгород, по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным частью 2 статьи 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области») по перечням, утверждаемым Правительством Нижегородской области.

        Органы местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород обязаны использовать имущество, указанное в части 2 настоящей статьи, для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

        Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010г. №315 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

        Согласно п.1.2 указанного Положения обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.

        В соответствии с п.1.3 указанного Положения, благоустроенные жилые помещения, построенные (приобретенные) органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области, оформляются в муниципальную собственность и после отнесения их к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.

        Жилые помещения, приобретенные министерством социальной политики Нижегородской области для обеспечения детей-сирот в городском округе городе Нижнем Новгороде, оформляются в государственную собственность Нижегородской области и передаются органам местного самоуправления г. Нижнего Новгорода для отнесения к специализированному жилищному фонду и предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.

        Предоставление жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот (п. 1.4 Положения).

        Таким образом, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

        Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

        Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.

        По смыслу указанных норм права отсутствие у администрации города полномочий на приобретение жилых помещений, не является препятствием для выполнения обязанности по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, поскольку имеется разработанный механизм получения администрацией города данных помещений для последующего предоставления. В случае нарушения обязательств по передаче жилья в муниципальную собственность для отнесения к специализированному жилищному фонду и предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, администрация вправе обратиться в установленном законом порядке для разрешения возникшего правового конфликта.

        Согласно п. 2.7 Положения о порядке обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. № 315, предоставляемые органами местного самоуправления детям-сиротам жилые помещения должны отвечать требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствовать норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан.

        Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что именно администрация г. Нижнего Новгорода должна предоставить истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения вне зависимости от наличия иных лиц равной категории, претендующих на получение жилого помещения, или наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.

        В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы администрации г. Нижнего Новгорода об обратном не могут служить основанием для отмены решения суда и подлежат отклонению как необоснованные.

        Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

        О П Р Е Д Е Л И Л А:

        Решение Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 17 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Нижнего Новгорода - без удовлетворения.

        Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Первый кассационной суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев.

        Председательствующий:

        Судьи:

        Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.06.2022.

33-7279/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Бондарчук Владимир Михайлович
Ответчики
Администрация Сормовского района г.Н.Новгорода
Администрация г.Н.Новгорода
Другие
Правительство НО
Минсоцполитики НО
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Чиндяскин Станислав Васильевич
Дело на странице суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
30.05.2022Передача дела судье
28.06.2022Судебное заседание
05.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2022Передано в экспедицию
28.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее