УИД 76RS0014-02-2020-000904-94
Дело № 12-31/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль 21 января 2021 года
Судья Дзержинского районного суда г. Ярославля Насекин Д.Е.
при секретаре Слушаевой К.А.
рассмотрев жалобу Воробьева Дмитрия Михайловича на постановление Главного государственного инспектора труда ( по охране труда ) Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО4 от 26.10.2020г. №-ОБ/12-4471-И/2019-2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении Воробьева Дмитрия Михайловича – директора ООО «Стройбетон», ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, работающего в ООО «Стройбетон» директором, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л:
постановлением Главного государственного инспектора труда ( по охране труда ) Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО4 от 26.10.2020г. №-ОБ/12-4471-И/2019-2 директор ООО «Стройбетон» Воробьев Д.М. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В Дзержинский районный суд <адрес> поступила жалоба Воробьева Д.М. на указанное постановление должностного лица, в которой он просит отменить постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО4 от 26.10.2020г. №-ОБ/12-4471-И/2019-2. Заявитель указывает, что по результатам проведенной Государственной инспекцией труда ЯО проверки в ООО «Стройбетон» выявлено необеспечение работников ФИО7 и ФИО5 средствами индивидуальной защиты. В результате чего, он был подвергнут административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, однако административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты установлена ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, следовательно необеспечение работников ФИО6 и ФИО5 средствами индивидуальной защиты в нарушение ст.ст. 22, 221 ТК РФ не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Кроме того, санкцией ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, соответственно переквалификация в данном случае невозможна, поскольку это повлечет ухудшение положения привлекаемой к ответственности процессуальной стороны.
В судебном заседании представитель Государственной инспекции труда Ярославской области, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Воробьев Д.М. участия не принимали, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. Судом определено рассмотреть жалобу при имеющейся явке.
Изучив жалобу, исследовав представленные суду материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
В силу ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с «07» сентября 2020 г. по «02» октября 2020 г. в Обществе с ограниченной ответственностью «Стройбетон» выявлено нарушение норм действующего трудового законодательства: в нарушение ст.ст. 22, 212, 221 ТК РФ, Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, социальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009г. № 290н, Приказа Минздравсоцразвития России от 25.04.2011г. № 340 «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», не в полной мере обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты работники ООО «Стройбетон», а именно:
ФИО7 принятый на должность машиниста погрузчика (дата приема на работу 02.10.2017г.), с 2018 г. и на момент проведения проверки не обеспечен:
костюмом хлопчатобумажным – 1шт. на 1 год, рукавицами комбинированными или перчатками хлопчатобумажными – 6 пар на 1 год; с 2019 г. и на момент проведения проверки не обеспечен: каской – 1 шт. на 2 года. с 2020 г. и на момент проведения проверки не обеспечен: курткой на утепляющей прокладке – 1 шт. на 2,5 года, ботинками кожаными утепленными – 1 пара на 2,5 года.
ФИО8 принятый на водителя автомобиля (дата приема на работу 11.07.2019 г.) с 2019 г. и на момент проведения проверки не обеспечен: каской – 1 шт. на 2 года.
Согласно статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Статье 211 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность по обеспечению приобретения и выдачи за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В силу положений 221 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
В связи с допущенными нарушениями законодательства о труде и охране труда РФ в отношении директора ООО «Стройбетон» Воробьева Д.М., главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО4 16.10.2020г. составлен протокол об административном правонарушении №-И/12-4379-И/2019-2.
По фату рассмотрения указанного дела об административном правонарушении 26.10.2020г. вынесено постановление о признании директора ООО «Стройбетон» Воробьева Д.М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и назначении административного наказания.
Судом были исследованы материалы административного дела, а именно: протокол об административном правонарушении №-И/12-4379-И/2019-2, определение №-И/12-4380-И/2019-2 о назначении времени места рассмотрения дела об административном правонарушении; постановление о назначении административного наказания №-ОБ/12-4471-И/2019-2 от 16.10.2020г.
Кроме того, судом был исследован материал проверки копии личных карточек учета выдачи СИЗ на сотрудников: ФИО7; нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты; табель учета и использования рабочего времени в период времени с марта 2020 г. по август 2020 г., а так же иные материалы, представленные в ходе проверки.
Вина директора ООО «Стройбетон» Воробьева Д.М. в необеспечении сотрудников в полном объеме средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты нашла свое подтверждение в ходе проверки, проведенной административным органом. Кроме того, данный факт не оспаривается самим заявителем.
Вместе с тем, в действиях директора ООО «Стройбетон» Воробьева Д.М. административным органом вменено обеспечение не в полном объеме сотрудников с вредными и (или) опасными условиями, а так же работ в особых температурных условиях или связанных с загрязнениями средствами СИЗ.
Выводы должностного лица о совершении директором ООО «Стройбетон» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, основаны на том, что в нарушение приведенных норм работодатель не в полном объеме обеспечил сотрудников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Между тем, объективная сторона указанного административного правонарушения выражается в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 названной статьи.
Административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты установлена ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая является специальной по отношению к части 1 данной статьи.
Таким образом, совершенное должностным лицом противоправное, виновное деяние, выразившееся в необеспечении работников средствами индивидуальной защиты, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 5.27.1 названного Кодекса.
Переквалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую часть статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Поскольку санкцией ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией ч. 1 этой статьи, переквалификация действий директора ООО «Стройбетон» в данном случае невозможна, так как повлечет ухудшение его положения, что недопустимо.
Из статьи 1.5 КоАП РФ следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело, лицо привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье, а все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда ( по охране труда ) в Ярославской области ФИО4 от 26.10.2020г. №-ОБ/12-4471-И/2019-2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении директора ООО «Стройбетон», подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях директора ООО «Стройбетон» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 названного Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
постановление Главного государственного инспектора труда ( по охране труда ) Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО4 от 26.10.2020 г. №-ОБ/12-4471-И/2019-2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении Воробьева Дмитрия Михайловича директора ООО «Стройбетон» – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1. КоАП РФ в отношении Воробьева Дмитрия Михайловича директора ООО «Стройбетон» прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента оглашения решения (получении копии решения ) в Ярославский областной суд путем принесения жалобы через Дзержинский районный суд г. Ярославля.
Судья Д.Е. Насекин