Дело № 2-820/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2014 года город Москва
Савеловский районный суд города Москвы, в составе председательствующего судьи Цыплаковой Е.Н., при секретаре Задорожном Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Костромского гарнизона к ФГКУ «Центральное территориальное Управление имущественных отношений» об обязании ликвидировать последствия разлива нефтепродуктов,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании ФГКУ «Центральное территориальное Управление имущественных отношений» в срок до № ноября № года ликвидировать последствия разлива нефтепродуктов на земельном участке, выделенном для нужд обороны в <адрес> и предназначенного для размещения площадки № №-Т и №№. свои требования истец мотивирует тем, что в ходе проведения военной прокуратурой проверки со стороны ответчика, были выявлены нарушения земельного законодательства на землях Министерства обороны РФ, находящихся в <адрес>.
В дальнейшем истец уточнил свои требования, отказавшись от требований в части обязания ответчика ликвидировать последствия разлива нефтепродуктов на земельном участке, предназначенном для размещения площадки № №, указывая, что для устранения последствий разлива на этом участке заключен государственный контракт № г.
Представитель истца помощник военного прокурора Костромского гарнизона ФИО3 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное территориальное Управление имущественных отношений» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Ранее представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что ответчик с требованиями истца не согласен, указывая, что ответчик не имеет полномочия на устранение последствий разлива нефтепродуктов и не имеет денежных средств на устранение таких последствий.
Представители третьих лиц Министерства Обороны РФ и Департамента государственного заказчика капитального строительства Минобороны РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в силу следующего.
Военной прокуратурой Костромского гарнизона проведена прокурорская проверка исполнения требований земельного законодательства на землях Министерства обороны РФ, находящихся в <адрес>.
Поводом и основанием для организации проверочных мероприятий послужила информация, поступившая в военную прокуратуру Костромского гарнизона из Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, о наличии предпосылок для возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с разливом нефтепродуктов на землях Минобороны России, расположенных в <адрес> и ранее предназначавшихся для размещения площадок № №-Т и № № №-й гвардейской ракетной дивизии.
Согласно заключению Костромского Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среда на лето № года сложившаяся негативная обстановка на данной территории служит предпосылкой для возникновения очага пожара и причинения значительного ущерба экологической безопасности региона.
В соответствии с информацией» предоставленной Главным управлением России по <адрес>, помимо негативного воздействия на окружающую среду, указанный разлив нефтепродуктов может явиться крупные очагом природного пожара и служить предпосылкой к более тяжким последствиям для безопасности Костромского региона.
В ходе проведения проверки установлено, что до № года на территории <адрес> дислоцировались войсковые части, входившие в состав №-й гвардейской ракетной дивизии (войсковая часть №). Во исполнение требований директивы Министра обороны РФ от № января № г. №Д-№, указаний начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от № марта № г. № № и начальника штаба Ракетных войск стратегического назначения от № апреля № г. № № войсковая часть № и входившие в ее состав органы военного управления были ликвидированы.
Одновременно с ликвидацией военных городков проводилось межевание высвобождаемых земельных участков. Заказчиком работ выступала квартирно-эксплуатационная часть войсковой части № <адрес> (КЭЧ войсковой части №).
По итогам межевания за учета за Федеральным казенным государственным эксплуатационным учреждением «Костромская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ (далее Костромская КЭЧ района), как за правообладателем на правах постоянного бессрочного пользования, был закреплен один земельный участок, находящийся на территории Костромского, Сусанинского и <адрес>, общей площадью № кв. метров (№ га) с кадастровым № №:№:№:№, что подтверждается выпиской Судиславского представительства Островского межрайонного филиала Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по <адрес> из государственного земельного кадастра от № июля № г. № №.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от № декабря № г. № № «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства о бороны РФ», изданного в соответствие с постановлениями Правительства РФ от № февраля № г. № № «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений» и от № декабря № г. № № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» квартир но-эксплуатационные органы, к числу которых относится Костромская КЭЧ района, реорганизованы.
Все правоустанавливающие документы на недвижимое имущество и земельные участки находятся в архиве Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношении» Министерства обороны РФ (ЦТУИО).
Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, выданному Инспекцией Федеральной налоговой службы России № № по городу Москве, произведена запись за № № от № сентября № г. о прекращении деятельности Костромской КЭЧ района как юридического лица в форме присоединения. Правопреемником является ответчик, к которому перешли все права и обязанности землепользователя в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Внесение записи в единый государственный реестр юридических лиц о ЦТУИО, как действующем юридическом лице, подтверждено свидетельством, выданном: Межрайонной инспекцией Федеральной свой службы № № по городу Москве, за № № серия № от № сентября № г.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от № октября № г.. № №-р под земли обороны в <адрес> выделен земельный участок площадью № кв.метра для размещения площадки №№-Т.
Осмотр территории разлива нефтепродуктов на площадке № №-Т проводился с участием специалистов Управления Росприроднадзора по <адрес>, Управления Росреестра по <адрес>, представителей ЦТУИО, представителей Гороховецкого лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКЭУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны РФ, специалистов Костромского филиала ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по ЦФО».
На территория площадки № №-Т образовалось № наиболее крупных очагов загрязнения общей площадью около № га, с ориентировочным объемом разлива нефтепродуктов № №.
Осмотр территории площадок показал наличие множественных участков загрязнения почвенного покрова на открытой местности и на границе лесного массива, размеры пятен загрязнения варьируются от нескольких метров до нескольких десятков метров. Наличие значительного количества отдельных участков загрязнения, их локализация указывает на необходимость суммировать площадь при расчете общей площади загрязнения.
По всей территории площадки ощущается запах нефтепродуктов. Загрязнитель представляет собой вязкую массу (мазут марки М-№), в местах накопления (разрушенных емкостей, котельных), а также затвердевшие фракции по всей территории объекта. <адрес> загрязнения установлена сотрудниками Управления Росреестра по <адрес> с помощью измерительного прибора GARMIN «Montana - №» и составила: на площадке на площадке № №-Т - № га.
Анализ проб грунта, отобранных на различных участках разлива мазута, указывает на превышение уровня содержания железа в № раз, никеля в № раз, марганца а № раза, меди в № раза, цинка в № раза.
Превышение уровня загрязнения почвы нефтепродуктами колеблется от № до № раз. Отходы являются: токсичными и относятся к № и № классу опасности, в зависимости от концентрации массы мазута на конкретном участке; земной поверхности. Согласно заключению специалистов нефтепродукты, обнаруженные на земной поверхности площадок № №-Т и №№, по своему составу и поражающим свойствам аналогичны друг другу.
Расчет причиненного ущерба проводился специалистами Управления Росприроднадзора по <адрес> на основании ст. ст. №, №, № Федерального закона от № января № г. № №-ФЗ «Об охране окружающей среды» и «Методики исчисления вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей срезы» утвержденной приказом Минприроды России от № июля № г. № №, в стоимостной форме размере вреда, нанесенного почвам в результате нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Исходя из общей площади пораженных земельных участков - № га, а также высокое токсичности отходов, общий ущерб определен э размере № рублей.
На основании ст. №, № Земельного кодекса РФ на землепользователя возлагаются обязанности по сохранению почв и их плодородия, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Глава № Земельного кодекса РФ предусматривает ответственность должностных и юридических лиц за уклонение от исполнения обязанностей по охране земель, их использованию, предупреждению негативных последствий, г. также несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Длительное непринятие действенных мер по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов на территории <адрес> отрицательно сказывается на экологической безопасности региона.
При таких обстоятельствах, поскольку ответчик является землепользователем участками, на которых расположена загрязненная нефтепродуктами площадка, требования истца об обязании ответчика ликвидировать последствия разлива нефтепродуктов на указанной площадке, в силу ст. № Земельного кодекса РФ заявлены обосновано и подлежат удовлетворению.
С учетом указанного, доводы представителя ответчика об отсутствии у ответчика обязанности по устранению последствий разлива нефтепродуктов суд полагает несостоятельными, а факт отсутствия денежных средств для проведения работ по устранению таких последствий сам по себе основанием для отказа в удовлетворении исковых требований являться не может.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. №, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора Костромского гарнизона удовлетворить.
Обязать ФГКУ «Центральное территориальное Управление имущественных отношений» в срок до № ноября № года ликвидировать последствия разлива нефтепродуктов на земельном участке, выделенном для нужд обороны в <адрес> и предназначенного для размещения площадки № №-Т.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Савеловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме принято № г.