Дело № 3 -28/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2015 года г. Биробиджан
Суд Еврейской автономной области в составе судьи Папуловой С.А.,
с участием:
прокурора Веретенниковой В.В.,
представителя заинтересованного лица - Законодательного Собрания ЕАО Юдиной И.А.,
при секретаре Князь Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане гражданское дело по заявлению прокурора ЕАО о признании закона Еврейской автономной области от 23.01.2015 № 647-ОЗ (в редакции от 26.02.2015 № 665-ОЗ) «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Еврейской автономной области на 2015 - 2016 годы» противоречащим федеральному законодательству и недействующим,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор ЕАО обратился в суд с заявлением о признании закона Еврейской автономной области от 23.01.2015 № 647-ОЗ (в редакции закона ЕАО от 26.02.2015 N 665-ОЗ) «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Еврейской автономной области на 2015-2016 годы» (далее - закон ЕАО № 647-ОЗ) противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
Мотивировал тем, в результате анализа оспариваемого закона прокуратурой ЕАО выявлено его противоречие требованиям федерального законодательства, в связи с чем он подлежит признанию недействующим по следующим основаниям.
Согласно п. 8.1 ст. 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Законом ЕАО № 647-ОЗ утверждены минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в каждом муниципальном образовании области.
Однако, при установлении минимальных размеров взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не учтены требования п. 8.1 ст. 156 ЖК РФ, а именно тип и этажность, стоимость проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков). Кроме этого, в расчетах, подготовленных начальником управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО, отсутствуют расчеты минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Смидовичского муниципального района, Октябрьского муниципального района, Ленинского муниципального района, Биробиджанского муниципального района. Данные расчеты произведены по муниципальным образованиям «Город Биробиджан» ЕАО и «Облученский муниципальный район» ЕАО, расчеты произведены на 2014 год. Вместе с тем, при расчетах минимального размера взносов в обозначенных муниципальных образованиях, учтены показатели всего 5 (6 многоквартирных жилых домов), что не соответствует требованиям п. 8.1 ст. 156 ЖК РФ. В связи с чем считает установление минимального размера взноса в вышеуказанных размерах незаконным.
Также п. 8.1 ст. 156 ЖК РФ предусмотрено, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Приказм Минстроя России от 07.02.2014 № 41/пр утверждены методические рекомендации по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (далее - Методические рекомендации).
Пунктами 1.1.2, 1.1.3 методических рекомендаций определено, что установление субъектом Российской Федерации минимального размера взноса рекомендуется осуществлять на основе принципов доступности минимального размера взноса для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах с учетом совокупных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; достаточности финансовых средств, формируемых исходя из устанавливаемого минимального размера взноса, с учетом планируемых мер финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов в соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - финансовая бюджетная поддержка) для обеспечения выполнения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, разрабатываемой и утверждаемой в соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - региональная программа капитального ремонта);
Методическими рекомендациями определен порядок расчета при установлении минимального размера взноса, в том числе определения оценки общей потребности в средствах на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов в рамках региональной программы капитального ремонта; размера взноса собственников помещений в многоквартирных домах на капитальный ремонт в рамках региональной программы капитального ремонта; доступности необходимого размера взноса на капитальный ремонт для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах.
Установление законом ЕАО № 647-ОЗ минимального размера взноса без учета требований вышеприведенных норм закона, является незаконным и влечет нарушение жилищных прав граждан.
В судебном заседании помощник прокурора ЕАО Веретенникова В.В. требования заявления поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что установление минимального размера взноса на капитальный ремонт должен соответствовать реальному размеру стоимости проведения работ по капитальному ремонту. Законодательное Собрание ЕАО перед тем, как установить минимальный размер взноса, должно было установить его обоснованный размер, чтобы в дальнейшем не возник вопрос о невозможности проведения капитального ремонта в связи с нехваткой денежных средств на его проведение. Орган власти, при реализации программы софинансирования, не сможет точно знать, сколько необходимо денежных средств на проведение капитального ремонта, так как это не учитывалось при установлении минимального размера взноса. Соответственно, у субъекта отсутствуют сведения о недостающих средствах, которые необходимо предусмотреть в областном бюджете для реальной реализации программах мероприятий.
Представитель Законодательного Собрания ЕАО Юдина И.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования прокурора ЕАО не признала. Пояснила, что при принятии закона ЕАО № 647-ОЗ расчет минимального размера взноса на капитальный ремонт в соответствии с Методическими рекомендациями по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 07.02.2014 № 41/пр (далее - Методические рекомендации) не производился. Установление минимального размера взноса на капитальный ремонт ранее находилось в компетенции правительства ЕАО, которое установило его в размере 6,40 рубля, что привело к обращению граждан к депутатам Законодательного Собрания ЕАО об уменьшении его размера или установлении льгот по его оплате для отдельных категорий граждан (пенсионеров, малоимущих, многодетных, инвалидов и т.д). По результатам указанных обращений граждан в п. 4 ст. 2 закона ЕАО от 28.06.2013 № 324-ОЗ «О создании системы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ЕАО» 23.01.2015 были внесены изменения, согласно которым минимальный размер взноса устанавливается законом области.
Рабочей группой, созданной для рассмотрения обращений граждан и доработки законопроекта, принято решение об уменьшении на 30 % минимального размера взноса от установленного ранее на 2015 год постановлением правительства ЕАО от 26.11.2013№ 624-пп, а также о дифференциации указанного взноса по муниципальным образованиям области в зависимости от платежеспособности населения в муниципальных образованиях области. Анализ платежеспособности населения муниципальных образований области не проводился. Считает, что применение или не применение дифференциации не нарушает прав граждан в части того, что кто-то платит больше, а кто-то меньше. Региональный оператор, в случае недостаточности денежных средств на проведение капитального ремонта дома может использовать денежные средства другого дома, с условием возврата заимствованных денежных средств до проведения запланированного капитального ремонта дома, у которого были заимствованы эти средства.
Предполагаемое нарушение прав граждан в части реальности проведения капитального ремонта домов по причине установления взноса на капремонт в значении меньшем чем расчетные данные, необоснованно, поскольку достаточность финансовых средств формируется исходя из установленного минимального размера взноса с учетом планируемых мер финансовой поддержки за счет средств федерального, регионального и местных бюджетов в соответствии со ст. 191 ЖК РФ. На 2015 год денежные средства на капитальный ремонт в бюджете области не предусмотрены.
Считает, что в соответствии с пунктом 5.3 Методических рекомендаций субъекту РФ предоставлено право устанавливать минимальный размер взноса на первый год реализации региональной программы капитального ремонта в размере меньшем, чем предельный размер взноса на капитальный ремонт, исходя из социально-экономической ситуации в субъекте РФ при условии планомерного увеличения минимального размера взноса на следующие годы реализации региональной программы капитального ремонта. При этом предусмотренная п. 3.7 Методических рекомендаций рекомендация субъекту Российской Федерации об оценке целесообразности дифференциации минималъного размера взноса по типам многоквартирных домов в муниципальных образованиях, исходя из различий между рассчитанными значениями необходимого размера взноса на капитальный ремонт для разных типов многоквартирных домов в муниципальных образованиях, не носит императивного характера и не содержит условий о сроках такой оценки. В связи с чем установление минимального размера взноса на капитальный ремонт на первый год реализации региональной программы капитального ремонта в многоквартирных домах носит рекомендательный и оценочный характер.
Считает, что признание закона ЕАО от 23.01.2015 № 647-ОЗ недействующим и установление минимального размера взноса на основании расчетов в соответствии с Методическими рекомендациями приведет к большему нарушению прав граждан, чем установленный минимальный размер взноса без предоставления подтвержденных расчетов. Поскольку по высказываниям представителей управления жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО на рабочей группеминимальный размер взноса должен составлять 7,47 рубля за кв.м, тогда как согласно федеральному стандарту предельная стоимость капитального ремонта по ЕАО составляет 7,40 рублей за кв. м, а с учетом собираемости и обеспечения финансовой безопасности регионального оператора должна быть установлена в размере 17 рублей за кв. м. Расчетов, подтверждающих указанную сумму управление жилищно-коммунального хозяйства ЕАО рабочей группе не представило.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Частью 8.1 ст. 156 ЖК РФ определено, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.02.2014 № 41/пр утверждены методические рекомендации по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (далее - Методические рекомендации).
Статьей 2 закона ЕАО от 28.06.2013 № 324-ОЗ (в редакции законов ЕАО от 24.01.2014 № 449-ОЗ, от 12.05.2014 № 507-ОЗ, от 29.10.2014 № 591-ОЗ, 23.01.2015 № 646-ОЗ, от 18.03.2015 № 670-ОЗ) «О создании системы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Еврейской автономной области» (далее - закон ЕАО № 324-ОЗ) установлен порядок установления минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме далее - Порядок), согласно которой минимальный размер взноса на капитальный ремонт (далее - минимальный размер взноса) устанавливается в порядке, предусмотренном настоящим законом, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования Еврейской автономной области (далее - область), в котором расположен многоквартирный дом, с учетом типа и этажности многоквартирного дома, стоимости проведения капитального ремонта многоквартирного дома, нормативных сроков эксплуатации конструктивных элементов объектов общего имущества в многоквартирном доме и систем инженерно-технического обеспечения до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1). Минимальный размер взноса определяется на основе оценки потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, входящих в установленный перечень услуг и работ по капитальному ремонту и необходимых для восстановления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров и других характеристик строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения многоквартирных домов с учетом уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, возможностей дополнительного софинансирования расходов на капитальный ремонт за счет средств областного бюджета и местных бюджетов (ч. 2).
Минимальный размер взноса определяется в рублях на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения (ч.3).
Минимальный размер взноса устанавливается законом области на трехлетний период реализации региональной программы капитального ремонта с разбивкой по годам. Минимальный размер взноса, установленный на второй и третий год указанного трехлетнего периода, подлежит индексации исходя из уровня инфляции. Минимальный размер взноса устанавливается в срок до 1 октября года, предшествующего очередному трехлетнему периоду реализации региональной программы капитального ремонта (ч. 4).
Законом ЕАО от 23.01.2015 № 647-ОЗ (в редакции закона ЕАО от 26.02.2015 № 665-ОЗ) на 2015-2016 годы установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Еврейской автономной области, на 1 кв. метр общей площади жилого (нежилого) помещения в месяц в следующих размерах: городской округ «Город Биробиджан» 5,0 руб. на 2015 год, 5,5 руб. на 2016 год; Биробиджанский муниципальный район - 3,5 руб. на 2015 год, 4,0 руб. на 2016 год; Смидовичский муниципальный район: сельские населенные пункты - 3,5 руб. на 2015 год, 4,0 руб. на 2016 год; городские населенные пункты - 4,0 руб. на 2015 год, 4,5 руб. на 2016 год; Октябрьский муниципальный район: 3,5 руб. на 2015 год, 4,0 руб. на 2016 год; Ленинский муниципальный район - 3,5 руб. на 2015 год, 4,0 руб. на 2016 год; Облученский муниципальный район: г. Облучье - 5,0 руб. на 2015 год, 5,5 руб. на 2016 год; сельские населенные пункты - 3,5 руб. на 2015 год, 4,0 руб. на 2016 год; городские населенные пункты - 4,0 руб. на 2015 год, 4,5 руб. на 2016 год.
Статьей 2 установлено, что настоящий закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Впоследствии в указанный закон внесены изменения законом области от 26.02.2015 № 665-ОЗ.
Первоначальный текст закона ЕАО № 647-ОЗ опубликован в издании «Биробиджанская звезда» от 28.01.2015 № 5. Изменения, внесенные законом области от 26.02.2015 № 665-ОЗ, опубликованы в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» http://npa79.eao.ru, 05.03.2015.
Считая настоящий закон противоречащим федеральному законодательству, прокурор оспорил его.
Рассматривая порядок принятия оспариваемого закона, суд пришёл к выводу, что он принят компетентным органом, в пределах его полномочий, с соблюдением правил введения его в действие и правил опубликования, соответствует установленной форме.
Проверяя содержание закона на предмет его соответствия нормативному правовому акту, регулирующему данные правоотношения и имеющему большую юридическую силу, а именно ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ, суд установил следующее.
Из пояснений представителя заинтересованного лица следует, что при принятии закона ЕАО № 647-ОЗ расчет минимального размера взноса на капитальный ремонт в соответствии с Методическими рекомендациями не производился. Рабочей группой Законодательного Собрания ЕАО, созданной для рассмотрения обращений граждан, принято решение об уменьшении на 30 % ранее установленного в размере 6,40 руб. правительством ЕАО минимального взноса на 2015 год.
Таким образом, Законодательное Собрание ЕАО при установлении минимального размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме положениями Методических рекомендаций, устанавливающих оценку общей потребности в средствах на финансирование капитального ремонта в рамках региональной программы капитального ремонта, определение необходимого размера взноса собственников помещений в многоквартирных домах на капитальный ремонт в рамках региональной программы капитального ремонта, проведение оценки доступности необходимого размера взноса на капитальный ремонт для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах, не руководствовалось.
Кроме того, Законодательным Собранием ЕАО не представлено доказательств, что при установлении минимального размере взноса проводилась оценка потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, входящих в установленный перечень услуг и работ по капитальному ремонту и необходимых для восстановления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров и других характеристик строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения многоквартирных домов с учетом уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, возможностей дополнительного софинансирования расходов на капитальный ремонт за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, как это предусмотрено ч. 2 ст. 2 закона ЕАО № 324-ОЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт.
Законодательным Собранием ЕАО не представлены доказательства обоснованности установления минимального размера взноса в необходимом для проведения капитального ремонта многоквартирных домов размере.
Довод представителя заинтересованного лица о том, что Законодательное Собрание ЕАО полагало, что правительство ЕАО при установлении минимального размера взноса в размере 6,40 руб. производило соответствующий расчет, является необоснованным.
Так, из расчета минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на 2014 года, подписанного начальником управления жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО Клейменовым С.В. следует, что он произведен по 5 домам, расположенным в г. Биробиджане и по 6 домам, расположенным в г. Облучье, при этом средний размер минимального взноса по муниципальному образованию «Город Биробиджан» составил 7,30 руб., по муниципальному образованию «Облученский муниципальный район» - 7,47 руб. Расчеты по остальным муниципальным образованиям и домам не производились. При этом из пояснений сторон следует, что в ЕАО 1230 домов, в городе Биробиджане - примерно 700.
При этом из указанных расчетов не усматривается, что он произведен с учетом типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков).
Также заинтересованным лицом не представлены доказательства обоснованности дифференциации минимального размера взноса в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта многоквартирного дома, нормативных сроков эксплуатации конструктивных элементов объектов общего имущества в многоквартирном доме и систем инженерно-технического обеспечения до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, как то предусмотрено ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ и ч. 1 ст. 2 закона ЕАО № 324-ОЗ.
При этом п. 3.7 Методических рекомендаций предусмотрено, что с целью оценки целесообразности минимального размера взноса по типам многоквартирных домов субъекту Российской Федерации рекомендуется оценить целесообразность дифференциации минимального размера взноса по типам многоквартирных домов в муниципальных образованиях, исходя из различий между рассчитанными значениями необходимого размера взноса на капитальный ремонт для разных типов многоквартирных домов в муниципальных образованиях.
Установление минимального размера взносов, дифференцированного по типам многоквартирных домов в муниципальном образовании, рекомендуется осуществлять при выявлении разницы между значениями необходимого размера взноса на капитальный ремонт для разных типов многоквартирных домов, превышающий 10 процентов (п. 3.8).
В случае, если разница между значениями необходимого размера взноса на капитальный ремонт для разных типов многоквартирных домов в муниципальном образовании не превышает 10 процентов, рекомендуется принимать единое значение необходимого размера взноса по муниципальному образованию, определенное как средневзвешенное рассчитанных значений необходимого размера взноса для разных типов многоквартирных домов, с учетом доли данных типов многоквартирных домов в общей площади многоквартирного жилищного фонда в муниципальном образовании (п. 3.9).
При этом представитель Законодательного Собрания ЕАО пояснила, что дифференциацию минимального размера взноса по муниципальным образованиям производили только исходя из платежеспособности населения, проживающего в городских, сельских населенных пунктах.
Вместе с тем, разделом 4 Методических рекомендаций предусмотрена оценка доступности необходимого размера взноса на капитальный ремонт для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах. Из пояснений представителя законодательного собрания ЕАО следует, что соответствующая оценка рабочей группой не производилась.
Поскольку минимальный размер взноса, а также оценка доступности необходимого размера взноса на капитальный ремонт для граждан - собственников помещений многоквартирных домов является расчетной величиной, произвольное их установление без учета приведенных выше требований по убеждению суда не допускается.
Довод представителя заинтересованного лица о том, что в соответствии с п. 5.3 Методических рекомендаций минимальный размер взноса может быть установлен в размере меньшем, чем предельный размер взноса на капитальный ремонт, исходя из социально-экономической ситуации в субъекте Российской Федерации при условии планомерного увеличения минимального размера взноса на следующие годы реализации региональной программы капитального ремонта подлежит отклонению, поскольку указанное возможно при указанном условии, а также при условии учета возникающей разницы в объеме финансовых средств, необходимых для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в рамках региональной программы капитального ремонта, и средств, формируемых за счет взносов собственников помещений в многоквартирных домах, при определении необходимого объема финансовой бюджетной поддержки.
Доказательств учета возникающей разницы в объеме финансовых средств, необходимых для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в рамках региональной программы капитального ремонта, и средств, формируемых за счет взносов собственников помещений в многоквартирных домах, при определении необходимого объема финансовой бюджетной поддержки, в материалы дела заинтересованным лицом не представлено.
Также в указанном пункте указано, что минимальный размер взноса может быть установлен в размере меньшем, чем предельный размер взноса на капитальный ремонт.
При этом предельный размер взноса на капитальный ремонт также подлежит расчету в соответствии с разделом 4 Методических рекомендаций.
Ссылка представителя заинтересованного лица на постановление Правительства РФ от 24.12.2014 № 1464 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2014-2016 годы» устанавливающее федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц для Еврейской автономной области в размере 7,40 руб., как на предельный размер минимального взноса, является несостоятельной, поскольку указанный федеральный стандарт применяется в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Кроме того, при установлении минимального взноса в размере меньшем, чем предельный размер взноса, надлежит учитывать необходимый объем финансовой бюджетной поддержки.
Статьей 191 ЖК РФ предусмотрено, что финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в пункте 1 части 2 статьи 168 настоящего Кодекса, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (п. 1).
Статьей 6-1 закона ЕАО № 324-ОЗ предусмотрено, что государственная поддержка за счет средств областного бюджета на проведение капитального ремонта общего имущества в отношении многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, осуществляется в форме субсидий юридическим лицам в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Вместе с тем, из пояснений представителя заинтересованного лица следует, что в бюджете ЕАО на 2015 год денежные средства для софинансирования капитального ремонта многоквартирных домов не предусмотрены.
Указанное также подтверждается законом ЕАО от 28.11.2014 № 615-ОЗ (ред. от 22.07.2015) «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», которым софинансирование капитального ремонта многоквартирных домов на указанный период не предусмотрено.
Таким образом, минимальный размер взноса, установленный оспариваемым законом принят без определения оценки достаточности финансовых средств на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, входящих в установленный перечень услуг и работ по капитальному ремонту и необходимых для восстановления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров и других характеристик строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения многоквартирных домов с учетом уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, возможностей дополнительного софинансирования расходов на капитальный ремонт за счет средств областного бюджета и местных бюджетов.
Следовательно, установление необоснованного минимального размера взноса, а также его произвольное уменьшение без учета необходимой финансовой поддержки за счет средств бюджета области, нельзя признать правомерным.
При таких обстоятельствах, закон ЕАО № № 647 (в ред. Закона от 26.02.2015 № 665-ОЗ) нельзя признать законным и обоснованным, соответствующим ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ, поскольку принят без учета ст. 2 закона ЕАО № 324-ОЗ, Методических рекомендаций.
Иные доводы представителя заинтересованного лица не содержат правовых доводов, являющихся основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного суд считает необходимым признать закон ЕАО № 647 (в ред. Закона от 26.02.2015 № 665-ОЗ) недействующим.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемый закон применяется на территории ЕАО со времени его опубликования и по установленному минимальному размеру взноса производятся начисления за капитальный ремонт, то суд считает возможным признать его недействующим с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим подлежит публикации после его вступления в законную силу в том же печатном издании, в котором изначально был опубликован этот нормативный правовой акт.
В связи с чем по вступлении решения суда в законную силу сообщение о принятом решении подлежит публикации в газете «Биробиджанская звезда».
Руководствуясь статьями 194 - 199, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора ЕАО о признании закона Еврейской автономной области от 23.01.2015 № 647-ОЗ (в редакции от 26.02.2015 № 665-ОЗ) «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Еврейской автономной области на 2015 - 2016 годы» противоречащим федеральному законодательству и недействующим, удовлетворить.
Признать закон Еврейской автономной области от 23.01.2015 № 647-ОЗ (в редакции от 26.02.2015 № 665-ОЗ) «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Еврейской автономной области на 2015 - 2016 годы» противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Опубликовать в газете «Биробиджанская звезда» сообщение о принятом решении после его вступления в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через суд Еврейской автономной области.
Судья суда ЕАО С.А. Папулова