Решение по делу № 2а-1353/2021 от 08.12.2021

УИД 04RS0020-01-2021-003085-46                                                              № 2а-1353-2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Северобайкальск                                                                               27 декабря 2021 года

          Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Григорьевой В.В.,

при секретаре Звонаревой И.Н.,

с участием представителя административного истца помощника Северобайкальского межрайонного прокурора Васильевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Северобайкальского межрайонного прокурора к администрации МО СП «Верхнезаимское» о признании бездействия незаконным и понуждении создания на территории поселения маневренного жилищного фонда,

У С Т А Н О В И Л :

    Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд, указывая, в октябре 2021 года проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства, которой установлено, что в нарушение требований ст. 40 Конституции РФ, п.1 ч. 1 ст.14, ч. 2 ст. 19, п.3 ч. 1 ст. 92, ст. 95 Жилищного кодекса РФ, п. 15 ст. 2 Устава муниципального образования, ст. 16 ФЗ№131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на территории сельского поселения «Верхнезаимское» отсутствуют жилые помещения маневренного фонда при наличии необходимости предоставления гражданам жилых помещений маневренного фонда, отвечающих строительным, санитарно-эпидемиологическим правилам, т.к. на территории поселения имеется 20 аварийных домов и 55 непригодных жилых помещений, что нарушает права граждан. Проживание граждан в аварийных домах и непригодных жилых помещениях создает угрозу их жизни и здоровью, является опасным и может привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Ненадлежащие осуществление органом местного самоуправления полномочий по организации мероприятий и полномочий в соответствии с жилищным законодательством привело к отсутствию муниципального маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования, а также создает угрозу нарушения права граждан на жилые помещения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и иных обстоятельств, предусмотренных положениями ЖК РФ. Просит признать бездействие администрации МО СП «Верхнезаимское» в непринятии мер по созданию маневренного фонда сельского поселения незаконным, обязать создать на территории поселения маневренный жилищный фонд в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник межрайонного прокурора Васильева В.В. требования иска поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации МО СП «Верхнезаимское» глава Телешев А.П. в суд не явился, надлежаще уведомлен, в письменном обращении просил рассмотреть дело в его отсутствие, с требованиями иска не согласился.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 15 ст. 2 Устава МО СП «Верхнезаиское» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Как следует из положений ч. 2 ст. 19, п. 1 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).

Статьей 95 ЖК РФ установлено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма (п. 1); граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными (п. 2); граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (п. 3); граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 3.1); иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (п. 4).

При рассмотрении дела установлено, что межрайонной прокуратурой в октябре 2021 года проведена проведана проверка соблюдения требований жилищного законодательства, в результате которой выявлено, что на территории МО СП «Верхнезаимское» отсутствует маневренный жилищный фонд, о чем свидетельствуют информация сельского поселения от 08.10.2021 года, представление прокурора об устранении нарушений федерального законодательства от 22.10.2021 года и соответствующий документ об устранении нарушений федерального законодательства, согласно которому в настоящее время разрабатывается проект решения сессии совета депутатов 4 созыва «Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного фонда муниципального образования сельского поселения МО СП «Верхнезаимское».

Из направленного в адрес суда письменного заявления главы МО СП «Верхнезаимское» от 16.12.2021 года следует, что на территории сельского поселения не ведется строительства нового жилья, жилой фонд представлен домами 1980-1990 годов постройки. По состоянию на 01.12.2021 года в поселении жилищный фонд представлен 116 домами, из которых 80 состоят в программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне БАМ. В муниципальной собственности поселения имеются жилые квартиры и дома, которые расселены и подлежат сносу. Осуществляется контроль по жилому фонду, который будет сдан в муниципальную собственность гражданами, участвующими в программе по выезду из районов крайнего севера и приравненных к ним. Бюджет сельского поселения является дотационным, статьи расходов на приобретение жилых помещений не содержит. Иного способа создать маневренный фонд администрация поселения не усматривает.

Исходя из изложенного, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что из указанного правового регулирования органы местного самоуправления, а именно, МО СП «Верхнезаимское», обязано создать на территории сельского поселения маневренный жилищный фонд с целью соблюдения жилищных прав граждан. Отсутствие такового создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом населенном пункте, при возникновении обстоятельств, перечисленных в статье 95 ЖК РФ.

     Вышеприведенные обстоятельства также свидетельствуют о том, что со стороны администрации сельского поселения до проведения прокуратурой проверки, внесения представления об устранении нарушений жилищного законодательства не предпринимались необходимые меры по исполнению требований действующего законодательства в части создания маневренного жилищного фонда.

    В этой связи требование иска о признании бездействия администрации МО СП «Верхнезаимское» незаконным и понуждении создания на территории поселения маневренного жилищного фонда суд находит подлежащим удовлетворению.

Доводы ответчика в той части, что в бюджете сельского поселения не предусмотрено соответствующее финансирование, бюджет является дотационным, ведется контроль за высвобождаемыми жилыми помещениями, не опровергают вывод о необходимости удовлетворения иска и не являются основаниями для отказа в его удовлетворении, поскольку создание маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования (сельское поселение) относится к ведению администрации сельского поселения для целей предотвращения нарушений жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 179,180,227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Административный иск Северобайкальского межрайонного прокурора к администрации МО СП «Верхнезаимское» о признании бездействия незаконным и понуждении создания на территории поселения маневренного жилищного фонда – удовлетворить.

    Признать бездействие администрации МО СП «Верхнезаимское» в непринятии мер по созданию маневренного фонда сельского поселения незаконным.

Обязать администрацию МО СП «Верхнезаимское» создать на территории поселения маневренный жилищный фонд в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.

Судья                                                                подпись                           В.В. Григорьева

    Копия верна. Судья                                                            В.В. Григорьева

Решение в окончательной форме изготовлено 30.12.2021 года.

2а-1353/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Северобайкальский межрайонный прокурор в инт. неопределенного круга лиц
Ответчики
АМО СП "Верхнезаимское"
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Григорьева Валентина Викторовна
Дело на странице суда
severobaikalsky.bur.sudrf.ru
08.12.2021Регистрация административного искового заявления
09.12.2021Передача материалов судье
10.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2021Подготовка дела (собеседование)
17.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.12.2021Судебное заседание
30.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее