УИД 04RS0020-01-2021-003085-46 № 2а-1353-2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Северобайкальск 27 декабря 2021 года
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Григорьевой В.В.,
при секретаре Звонаревой И.Н.,
с участием представителя административного истца помощника Северобайкальского межрайонного прокурора Васильевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Северобайкальского межрайонного прокурора к администрации МО СП «Верхнезаимское» о признании бездействия незаконным и понуждении создания на территории поселения маневренного жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л :
Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд, указывая, в октябре 2021 года проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства, которой установлено, что в нарушение требований ст. 40 Конституции РФ, п.1 ч. 1 ст.14, ч. 2 ст. 19, п.3 ч. 1 ст. 92, ст. 95 Жилищного кодекса РФ, п. 15 ст. 2 Устава муниципального образования, ст. 16 ФЗ№131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на территории сельского поселения «Верхнезаимское» отсутствуют жилые помещения маневренного фонда при наличии необходимости предоставления гражданам жилых помещений маневренного фонда, отвечающих строительным, санитарно-эпидемиологическим правилам, т.к. на территории поселения имеется 20 аварийных домов и 55 непригодных жилых помещений, что нарушает права граждан. Проживание граждан в аварийных домах и непригодных жилых помещениях создает угрозу их жизни и здоровью, является опасным и может привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Ненадлежащие осуществление органом местного самоуправления полномочий по организации мероприятий и полномочий в соответствии с жилищным законодательством привело к отсутствию муниципального маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования, а также создает угрозу нарушения права граждан на жилые помещения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и иных обстоятельств, предусмотренных положениями ЖК РФ. Просит признать бездействие администрации МО СП «Верхнезаимское» в непринятии мер по созданию маневренного фонда сельского поселения незаконным, обязать создать на территории поселения маневренный жилищный фонд в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник межрайонного прокурора Васильева В.В. требования иска поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации МО СП «Верхнезаимское» глава Телешев А.П. в суд не явился, надлежаще уведомлен, в письменном обращении просил рассмотреть дело в его отсутствие, с требованиями иска не согласился.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 15 ст. 2 Устава МО СП «Верхнезаиское» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Как следует из положений ч. 2 ст. 19, п. 1 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Статьей 95 ЖК РФ установлено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма (п. 1); граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными (п. 2); граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (п. 3); граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 3.1); иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (п. 4).
При рассмотрении дела установлено, что межрайонной прокуратурой в октябре 2021 года проведена проведана проверка соблюдения требований жилищного законодательства, в результате которой выявлено, что на территории МО СП «Верхнезаимское» отсутствует маневренный жилищный фонд, о чем свидетельствуют информация сельского поселения от 08.10.2021 года, представление прокурора об устранении нарушений федерального законодательства от 22.10.2021 года и соответствующий документ об устранении нарушений федерального законодательства, согласно которому в настоящее время разрабатывается проект решения сессии совета депутатов 4 созыва «Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного фонда муниципального образования сельского поселения МО СП «Верхнезаимское».
Из направленного в адрес суда письменного заявления главы МО СП «Верхнезаимское» от 16.12.2021 года следует, что на территории сельского поселения не ведется строительства нового жилья, жилой фонд представлен домами 1980-1990 годов постройки. По состоянию на 01.12.2021 года в поселении жилищный фонд представлен 116 домами, из которых 80 состоят в программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне БАМ. В муниципальной собственности поселения имеются жилые квартиры и дома, которые расселены и подлежат сносу. Осуществляется контроль по жилому фонду, который будет сдан в муниципальную собственность гражданами, участвующими в программе по выезду из районов крайнего севера и приравненных к ним. Бюджет сельского поселения является дотационным, статьи расходов на приобретение жилых помещений не содержит. Иного способа создать маневренный фонд администрация поселения не усматривает.
Исходя из изложенного, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что из указанного правового регулирования органы местного самоуправления, а именно, МО СП «Верхнезаимское», обязано создать на территории сельского поселения маневренный жилищный фонд с целью соблюдения жилищных прав граждан. Отсутствие такового создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом населенном пункте, при возникновении обстоятельств, перечисленных в статье 95 ЖК РФ.
Вышеприведенные обстоятельства также свидетельствуют о том, что со стороны администрации сельского поселения до проведения прокуратурой проверки, внесения представления об устранении нарушений жилищного законодательства не предпринимались необходимые меры по исполнению требований действующего законодательства в части создания маневренного жилищного фонда.
В этой связи требование иска о признании бездействия администрации МО СП «Верхнезаимское» незаконным и понуждении создания на территории поселения маневренного жилищного фонда суд находит подлежащим удовлетворению.
Доводы ответчика в той части, что в бюджете сельского поселения не предусмотрено соответствующее финансирование, бюджет является дотационным, ведется контроль за высвобождаемыми жилыми помещениями, не опровергают вывод о необходимости удовлетворения иска и не являются основаниями для отказа в его удовлетворении, поскольку создание маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования (сельское поселение) относится к ведению администрации сельского поселения для целей предотвращения нарушений жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 179,180,227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Северобайкальского межрайонного прокурора к администрации МО СП «Верхнезаимское» о признании бездействия незаконным и понуждении создания на территории поселения маневренного жилищного фонда – удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО СП «Верхнезаимское» в непринятии мер по созданию маневренного фонда сельского поселения незаконным.
Обязать администрацию МО СП «Верхнезаимское» создать на территории поселения маневренный жилищный фонд в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.
Судья подпись В.В. Григорьева
Копия верна. Судья В.В. Григорьева
Решение в окончательной форме изготовлено 30.12.2021 года.