Решение по делу № 2-1384/2015 от 15.09.2015

Дело № 2-1384/2015

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми

в составе председательствующего судьи Баталова Р.Г.,

при секретаре Швецовой Н.С.,

с участием представителя истца Соколова Г.А., действующего на основании доверенности от **.**.**.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 13 октября 2015 года гражданское дело по исковому заявлению администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» к Управлению федеральной службы судебных приставов по Республике Коми об уменьшении исполнительского сбора,

установил:

Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с исковым заявлением к отделу судебных приставов по Эжвинскому району г. Сыктывкара об уменьшении исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указано, что вступившим в законную силу решением Эжвинского районного суда г. Сыктывкара от 24 декабря 2014 года на администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность установить в квартире по адресу ... индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. 22.05.2015г. судебным приставом - исполнителем ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по РК вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в размере ... рублей. Администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» принимались меры по исполнению судебного решения, вместе с тем, исполнение решения предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию органов местного самоуправления района, в том числе доведение лимитов бюджетных обязательств и внесения соответствующих изменений в план график размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для нужд администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» на 2015 год. Выполнение работ по установке в квартире индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, необходимо для муниципальных нужд, в связи с чем, могут быть проведены только при соблюдении норм Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", устанавливающие сроки и последовательность действий органа местного самоуправления, направленных на обеспечение муниципальных нужд. Истец указывает, что исполнение решения суда стало возможным ввиду того, что до администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» лимиты бюджетных обязательств на исполнение решения суда были доведены **.**.**., а **.**.**. заявителем внесены изменения в план-график размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для нужд администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» на 2015 год. Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» смогла приступить к непосредственному исполнению решения Эжвинского районного суда от 26.12.2014г. только после выполнения указанных действий. С учетом данных обстоятельств, истец просит уменьшить исполнительский сбор.

Судом к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечено Управление федеральной службы судебных приставов по Республике Коми

В судебном заседании представитель истца требования поддержал, просил уменьшить размер исполнительского сбора до ... рублей.

Представитель УФССП России по РК в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, представил письменные возражения.

Суд с учетом требований ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела №2-1009/15, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Федеральный закон N 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве. При этом постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона N 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона N 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).

Частью 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Установление конкретных размеров сбора, взимаемого в случае принудительного исполнения судебных и иных актов, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 года N 13-П, является прерогативой законодателя, однако размер такого сбора, поскольку его взимание связано с ограничением конституционного права собственности, во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Этот вывод согласуется с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ и пункта 1 статьи 401 ГК РФ.

Установление обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, отнесено к компетенции суда, в связи с чем взыскание исполнительского сбора в установленном законом размере означало бы наложение на должника денежного взыскания без учета всех существенных обстоятельств, в т.ч. имущественного положения должника.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Эжвинского районного суда г. Сыктывкара от 24 декабря 2014 года на администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность установить в по адресу ... индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Указанное решение вступило в законную силу 27.01.2015г.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по РК от **.**.** года на основании исполнительного листа серии ... от **.**.** г., возбуждено исполнительное производство №..., которым установлена обязанность должника в срок до **.**.**. добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, а также разъяснены последствия такого неисполнения в виде взыскания исполнительского сбора в размере ... рублей.

Постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по РК от **.**.** о возбуждении исполнительного производства №...-ИП получено должником **.**.**.

**.**.**. администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Определением от **.**.**. суд отказал заявителю в предоставлении отсрочки, в связи с фактическим исполнением исполнительного документа **.**.**.

**.**.** года судебным приставом - исполнителем ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по РК вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в размере ... рублей, в связи с тем, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен без уважительных причин.

Как видно из материалов дела, администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» является органом местного самоуправления городского округа в Эжвинском районе и несет ответственность за осуществление своих полномочий в пределах средств, предусмотренной сметой доходов и расходов Эжвинского района, утвержденной в порядке, установленной Уставом МО ГО «Сыктывкар», и муниципальными правовыми актами.

Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджетные средства расходуются по целевому назначению и не могут направляться на цели, не обозначенные в бюджете.

В смете доходов и расходов Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» на 2015 год и плановый период, денежные средства для исполнения вышеуказанного судебного акта предусмотрены не были.

Принимая во внимание, что финансирование истца осуществляется за счет средств бюджета, а исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии факта намеренного уклонения от установки индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения в муниципальной квартире, отсутствие реальной возможности в установленный судебным приставом срок исполнить требования исполнительного листа, размер исполнительского сбора явно несоразмерен сумме взыскания, и, указанные обстоятельства могут быть признаны исключительными.

При этом суд учитывает, что установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины истца, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств приходит к выводу о возможном его снижении.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации, включая нормы Федерального закона "Об исполнительном производстве", позволяет сделать вывод о том, что исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о возможном уменьшении истцу размера взысканного исполнительского сбора на одну четверть, т.е. до ... рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» на основании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Эжвинскому району г. Сыктывкара Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми от **.**.** до ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья - Р.Г.Баталов

Мотивированное решение составлено 13 октября 2015г.

2-1384/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Эжвинского района
Ответчики
ОСП по Эжвинскому району
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкар Республики Коми
Дело на странице суда
ejvasud.komi.sudrf.ru
15.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2015Передача материалов судье
18.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2015Судебное заседание
13.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2015Дело оформлено
16.11.2015Дело передано в архив
13.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее