ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-19006/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 5 ноября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Широковой Е.А., Мальцевой Е.Г.,
с участием прокурора Андреевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (№ 2а-972/2020) по кассационной жалобе Ломовского Б.М. и кассационному представлению прокурора Республики Карелия на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 27 октября 2020 года (№ 33а-3457/2020) по административному исковому заявлению Ломовского Бориса Михайловича к Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала об оспаривании решения от 1 октября 2020 года № 215/676-3 «О регистрации кандидата в депутаты Совета Сортавальского городского поселения первого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 Красильникова Александра А.Л.».
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А., объяснения представителя Ломовского Б.М. Лавровой Ю.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Андреевой Н.А., поддержавшей доводы кассационного представления, возражения представителя Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия» Охтина И.В., судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ломовский Б.М. обратился в Сортавальский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала, указав, что ее решением от 11 августа 2020 года № на 8 ноября 2020 года назначены выборы депутатов Совета вновь образованного муниципального образования «Сортавальское городское поселение» первого созыва.
2 октября 2020 года Ломовский Б.М., выдвинутый избирательным объединением «Всероссийская политическая партия «ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ!», решением Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала № зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета Сортавальского городского поселения первого созыва по одномандатному избирательному округу № 13.
1 октября 2020 года решением Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала № кандидатом в депутаты Совета Сортавальского городского поселения первого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 зарегистрирован Красильников А.Л., выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия».
Ломовский Б.М. полагала решение Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала о регистрации Красильникова А.Л. незаконным, поскольку Красильников А.Л. при подаче документов представил не заверенную им копию паспорта.
Просил суд отменить решение Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала от 1 октября 2020 года № «О регистрации кандидата в депутаты Совета Сортавальского городского поселения первого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 Красильникова А.Л.».
Решением суда Сортавальского городского суда Республики Карелия от 19 октября 2020 года заявленные Ломовским Б.М. требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено решение Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала от 1 октября 2020 года № «О регистрации кандидата в депутаты Совета Сортавальского городского поселения первого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 Красильникова А.Л.».
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 27 октября 2020 года решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 19 октября 2020 года отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Ломовского Б.М. к Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала об оспаривании решения от 1 октября 2020 года № «О регистрации кандидата в депутаты Совета Сортавальского городского поселения первого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 Красильникова А.Л.» отказано.
В кассационной жалобе Ломовский Б.М. и в кассационном представлении прокурор Республики Карелия, поступивших в суд первой инстанции 28 октября 2020 года и 3 ноября 2020 года, ставят вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 27 октября 2020 года, полагая его постановленным при неправильном применении норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Ломовского Б.М. Центральная Избирательная комиссия Республики Карелия полагает ее подлежащей удовлетворению, а судебный акт подлежащим отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, допущено не было.
Материалами дела установлено, что Законом Республики Карелия от 3 июля 2020 года № 2483-3PK «О преобразовании муниципальных образований «Сортавальское городское поселение» и «Хелюльское городское поселение» Сортавальского муниципального района Республики Карелия и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Карелия» Сортавальское городское поселение и Хелюльское городское поселение преобразованы путем их объединения. Вновь образованному муниципальному образованию присвоено наименование «Сортавальское городское поселение».
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 6 июля 2020 года № 101/968-6 полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования «Сортавальское городское поселение» возложены на Территориальную избирательную комиссию г. Сортавала.
Решением Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала от 11 августа 2020 № 200/591-3 на 8 ноября 2020 года назначены выборы депутатов Совета вновь образованного муниципального образования «Сортавальское городское поселение» первого созыва.
22 сентября 2020 года Красильников А.Л. представил в Территориальную избирательную комиссию г. Сортавала заявление о согласии баллотироваться в депутаты, а также предъявил паспорт, копия которого была изготовлена и заверена членом избирательной комиссии.
Решением Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала от 1 октября 2020 года № кандидатом в депутаты Совета Сортавальского городского поселения первого созыва по одномандатному избирательному округу №13 зарегистрирован Красильников А.Л., выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия».
Решением Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала от 2 октября 2020 года № кандидатом в депутаты Совета Сортавальского городского поселения первого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 зарегистрирован Ломовский Б.М., выдвинутый избирательным объединением «Всероссийская политическая партия ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ!».
Удовлетворяя заявленные Ломовским Б.М. требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований, предусмотренных пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ, для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата Красильникова А.Л., сделав вывод о наличии на день вынесения оспариваемого постановления среди документов, представленных Красильниковым А.Л. в избирательную комиссию, документов, оформленных с нарушением избирательного закона (не заверенной кандидатом копии паспорта).
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для изменения или отмены решения суда в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая апелляционную жалобу Красильникова А.Л. на решение суда первой инстанции, не согласился с его выводами, руководствуясь следующим.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных требований, предусмотренных поименованным законом, иным законом (пункт 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Основанием отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт «в. 1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения. Срок, указанный в части 4 настоящей статьи, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (часть 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно подпункту «а» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляется копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы.
Под законом в силу подпункта 17 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» понимаются, в том числе законы субъектов Российской Федерации.
Установленная подпунктом «а» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» возможность изготовления копии паспорта в избирательной комиссии и заверение указанной копии членом комиссии предусмотрена Законом Республики Карелия от 27 июня 2003 года № 683-3PK «О муниципальных выборах в Республике Карелия».
Так, согласно пункту «а» части 2.2 статьи 20 Закона Республики Карелия от 27 июня 2003 года № 683-3PK «О муниципальных выборах в Республике Карелия» вместе с заявлением, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, представляется копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с частью 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы.
Таким образом, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что на муниципальных выборах в Республике Карелия кандидату разрешено представлять в избирательную комиссию либо копию паспорта, заверенную им же, либо оригинал паспорта, копию которого в присутствии кандидата изготавливает лицо, принявшее документы, и оно же заверяет данную копию.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции также не находит оснований не согласиться с выводом суда апелляционной инстанции о том, что заверение копии паспорта кандидатом предусмотрено законом только в том случае, если вместе с заявлением кандидат представляет самостоятельно изготовленную копию паспорта. Если кандидат предъявляет паспорт при личном представлении документов в избирательную комиссию, а копия паспорта изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата, то она заверяется подписью лица, изготовившего данную копию.
Иное толкование положений пункта «а» части 2.2 статьи 20 Закона Республики Карелия от 27 июня 2003 года № 683-3PK «О муниципальных выборах в Республике Карелия» означало бы необходимость наличия в пакете документов двух копий паспорта кандидата - изготовленной и заверенной самим кандидатом, а также изготовленной и заверенной членом избирательной комиссии, что не основано на буквальном толковании вышеприведенных положений закона.
Согласно пункту 2.2 Перечня и форм документов, представляемых кандидатами в депутаты представительных органов муниципальных образований, выдвинутыми по одномандатным или многомандатным избирательным округам, в избирательную комиссию муниципального образования, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 14 июня 2018 года № 52/451-6, кандидаты в депутаты представительного органа муниципального образования, выдвинутые избирательными объединениями, представляют документы, указанные в пунктах 1.2-1.8 раздела 1.
В качестве документа, необходимого представлению избирательной комиссии, в пункте 1.7 раздела 1 указан паспорт кандидата или документ, заменяющий паспорт гражданина, копия которого изготавливается в избирательной комиссии муниципального образования в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы. Представление копии паспорта, заверенной кандидатом, данный нормативный правовой акт не требует.
Материалами дела установлено, что в пакетах документов всех кандидатов, зарегистрированных по 13 одномандатному избирательному округу, включая административного истца, имеется лишь одна копия паспорта - либо изготовленная и заверенная самим кандидатом, либо изготовленная и заверенная членом избирательной комиссии.
Поскольку Красильников А.Л. не представлял в избирательную комиссию копию паспорта, а представил паспорт, копию которого изготовил и заверил член избирательной комиссии, постольку отсутствие на имеющейся в материалах копии паспорта, изготовленной и заверенной членом избирательной комиссии, подписи кандидата требованиям пункта «а» части 2.2 статьи 20 Закона Республики Карелия от 27 июня 2003 года № 683-3PK «О муниципальных выборах в Республике Карелия» не противоречило и, вопреки выводам суда первой инстанции, правильно признано судом апелляционной инстанции обстоятельством, не являющимся основанием ни для отказа в регистрации кандидата, ни для отмены таковой.
Изготовленная членом избирательной комиссии копия паспорта содержит полную информацию, необходимую для идентификации Красильникова А.Л., позволила провести проверку достоверности сообщенных им сведений, необходимых для регистрации кандидата, а также убедиться в отсутствии ограничений пассивного избирательного права.
Суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы и кассационного преставления не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 9 ░░░░░░ 2020 ░░░░.