Решение по делу № 33-3784/2023 от 02.06.2023

Председательствующий: Шевцова Н.А. № 33-3784/2023

55RS0007-01-2022-005314-64

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 21 июня 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Магденко И.Ю.,

судей областного суда Перфиловой И.А., Сковрон Н.Л.,

при секретаре Речута Я.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3959/2022

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области (ранее – ГУ – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области)

на решение Центрального районного суда г. Омска от 28 декабря 2022 года

по иску Руссковой Оксаны Алексеевны к Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о признании незаконным решения, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

Заслушав доклад судьи Сковрон Н.Л., судебная коллегия

установила:

Русскова О.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о признании незаконным решения, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.

В обосновании требований указывала, что 16.01.2022 Руссковой О.А. была назначена страховая пенсия по старости в размере 12145 руб. 53 коп., при расчете размера пенсии пенсионным органом не был взят наиболее благоприятный для истца период работы с высокой заработной платой, подтвержденный трудовой книжкой и справкой с места работы. 07.07.2022 в порядке ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии по причине ошибки в расчетах, приложив справку о размере заработной платы с места работы. 08.08.2022 ответчик отказал в удовлетворении заявления о перерасчете размера пенсии, поскольку стаж и размер заработной платы невозможно подтвердить архивными данными. Полагала решение незаконным и необоснованным, нарушающим ее права.

С учетом изменений исковых требований просила обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области произвести перерасчет пенсии с 16.01.2022, установив размер пенсии с учетом сведений о заработной плате с 01.01.1992 по 31.12.1996, указанной в справке от 23.10.2000 № 57, выданной ООО Универмаг «Советский».

Истец Русскова (Капанина) О.А. в судебном заседании измененные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Представитель истца Кощеев О.С., допущенный к участию в деле в качестве представителя по устному ходатайству, в судебном заседании именные исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области в судебное заседание своих представителей не направило, надлежащим образом извещен о дате и времени рассмотрения дела.

Третье лицо УФНС России по Омской области в судебное заседание своих представителей не направило извещено надлежащим образом о дате и времен рассмотрения дела.

Судом постановлено решение, которым исковые требования Руссковой О.А. удовлетворены.

На Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области возложена обязанность произвести перерасчет назначенной Руссковой О.А. страховой пенсии по старости за период с 16.01.2022 (с даты назначения истцу страховой пенсии по старости) с учетом включения в страховой стаж периода работы в ООО Универмаг «Советский» (ранее Омский горпромторг, Магазин «Советский универмаг», ТОО Универмаг «Советский») и сведений о заработной плате за период работы с 01.01.1992 по 31.12.1996 согласно справке от 23.10.2000 № <...>, выданной ООО Универмаг «Советский» на имя Капаниной О.А.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области Кабакова Е.Н., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить, указывая, что выводы суда о достоверности сведений, указанных в справке от 23.10.2000 № <...>, основан на косвенных доказательствах, в частности на свидетельских показаниях бухгалтера Макаровой (Воропаевой) И.Н., сведениях об отчетности Омского Госпромторга магазина «Советский универмаг Муниципального предприятия универмага «Советский», ТОО «Универмаг Советский», ООО «Универмаг Советский» и сведениях о доходе в целом по организации.

Кроме того, суммы заработка, указанные в справке от 23.10.2000 № <...> значительно превышают среднюю заработную плату в России в тот же период.

В материалах дела отсутствуют доказательства обращения Руссковой О.А. в установленном законом порядке с заявлением о перерасчёте пенсии с приложением подтверждающих документов по оспариваемому периоду, в связи с чем отсутствуют правовые основания для пересчёта размера пенсии с 16.01.2022 (с даты первоначального его назначения). Полагают, что перерасчет размера пенсии необходимо производить не ранее вступления в законную силу судебного постановления (с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором будет принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии).

Изучив материалы дела, заслушав пояснения истца Руссковой О.А., представителя истца Кощеева О.С., представителя ответчика Зубкова И.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Такие нарушения судом первой инстанции допущены не были.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).

Из приложения № 6 к названному Федеральному закону следует, что лицам, достигшим в 2020 возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с ч. 1 ст. 8, п. 19-21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, право на страховую пенсию наступает через 24 месяца.

Согласно п. 3 ст. 10 Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п. 19-21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Как следует из материалов дела, 16.12.2021 Русскова (Капанина) О.А., 16.07.1965 г.р., обратилась в ГУ-ОПФР по Омской области с заявлением о назначении пенсии.

Решением ГУ-ОПФР по Омской области от 14.03.2022 № <...> Руссковой О.А. назначена страховая пенсия по старости с 16.01.2022 бессрочно.

При рассмотрении документов, предоставленных для установления пенсии, территориальный орган пенсионного фонда не принял представленную истцом справку от 23.10.2000 № <...>, выданную ООО Универмаг «Советский», о заработной плате, выданную за период с января 1992 года по декабрь 1996 года, подписанную директором предприятия Мартыненко Н.И., и главным бухгалтером Воропаевой И.Н. Указанная справка не была принята пенсионным фондом в связи с отсутствием архивных данных.

20.07.2022 Русскова О.А. обращалась в пенсионный фонд с заявлением о перерасчете пенсии с просьбой учесть данные, содержащиеся в указанной выше справке от 23.10.2000 № <...>, на что 08.08.2022 истцу был дан ответ о том, что данная справка не принята, поскольку документально не подтверждена обоснованность ее выдачи.

Обращаясь в суд, Русскова О.А. настаивала, что имеются основания для перерасчета размера пенсии с учетом сведений, содержащихся в архивной справке от 23.10.2000 № <...>, выданной ООО Универмаг «Советский» в отношении истца, отражающей размер заработка за период с января 1992 года по декабрь 1996 года.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Руссковой О.А. с учетом данных архивной справки от 23.10.2000 № <...>, выданной ООО Универмаг «Советский» в отношении истца – с 16.01.2022, то есть с даты назначения истцу страховой пенсии по старости.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Из представленной в материалы дела трудовой книжки следует, что Русскова (Капанина) О.А., 16.07.1965 года рождения, с 16.10.1989 принята бухгалтером 3 категории в Омский горпромторг

05.02.1992 в связи с реорганизацией Омского Горпромторга постановлено считать истца бухгалтером магазина «Советский универмаг».

03.09.1992 в связи с перерегистрацией муниципального предприятия «Универмаг «Советский» в ТОО «Универмаг «Советский» переведена бухгалтером магазина.

05.03.1996 назначена старшим бухгалтером.

06.10.1997 назначена главным бухгалтером.

17.08.1998 в связи с перерегистрацией ТОО «Универмаг «Советский» в ООО «Универмаг «Советский» постановлено считать истца главным бухгалтером ООО «Универмаг «Советский».

23.10.2000 уволена по собственному желанию в соответствии со ст. 31 КЗОТ РСФСР.

В справке от 23.10.2000 № <...>, выданной на имя Руссковой (Капаниной) О.А., указаны сведения о заработной плате за период работы истца в ООО «Универмаг «Советский» за период с января 1992 года по декабрь 1996 года, основанием выдачи справки указаны лицевые счета по заработной плате, справка подписана руководителем организации Мартыненко Н.И. и главным бухгалтером Воропаевой И.Н.

Из ЕГРЮЛ следует, что ООО «Универмаг «Советский» ликвидирован 24.03.2003.

По сведениям БУОО «Исторический архив Омской области», КУ г. Омска «Муниципальный архив» документы ООО «Универмаг «Советский», Муниципального предприятия «Магазин № 11 универмаг «Советский»; «Магазин № 11, «Горпромторг» не передавались.

Свидетельскими показаниями Макаровой (Воропаевой) И.Н. подтверждена подпись в представленной ей для обозрения справке от 23.10.2000, выполненная от ее имени.

Из представленного ответчиком расчета стажа следует, что по состоянию на дату назначения пенсии составила 28 лет 4 месяца 7 дней, спорный период работы Руссковой О.А. в ТОО «Универмаг «Советский» (ООО «Универмаг «Советский») с 16.10.1989 по 04.08.1997, с 01.01.1999 по 31.12.1999 включен в общую продолжительность стажа, то есть в том числе период работы с января 1996 года по декабрь 1996 года включительно, за который представлена справка о заработной плате.

По запросу суда пенсионным фондом представлены материалы отчетности, которая передавалась в пенсионный фонд Советского округа ООО «Универмаг «Советский», которые содержат сведения о заработной плате по предприятию, расчетные ведомости по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ по ООО «Универмаг «Советский», квартальные справки о начислении и выплате заработной платы работникам организации, о размере начисленных организацией страховых взносов, сведения о выручке предприятия. При этом отчетность за 2000 год от имени директора ООО «Универмаг «Советский» подписана Мартыненко Н.И., от лица главного бухгалтера подписана Капаниной О.А.

Каких-либо оснований полагать, что сведения данной справки недостоверны, не имеется, в связи с чем судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости учета данной справки при перерасчете размера пенсии.

Доводы жалобы о принятии во внимание косвенных доказательств подлежат отклонению, поскольку истец не лишен возможности представлять иные, предусмотренные законодательством Российской Федерации, относимые и допустимые доказательства по предмету спора.

В апелляционной жалобе представитель пенсионного органа настаивает, что в материалах дела отсутствуют доказательства факта обращения Руссковой О.А. в установленном законом порядке, в связи с чем отсутствуют правовые основания для пересчёта размера пенсии с 16.01.2022 (с даты первоначального его назначения). Полагают, что перерасчет размера пенсии необходимо производить не ранее вступления в законную силу судебного постановления (с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором будет принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии).

Оценивая доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу названного федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О трудовых пенсиях») не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным федеральным законом в части, не противоречащей ему.

Положения ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 01.01.2002 пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 либо в порядке, установленном п. 4, либо в порядке, установленном п. 6 названной статьи.

При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные п. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается.

Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяться пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Согласно ч. 6 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Во исполнение положений ч. 6 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Правила).

Положениями п. 18 Правил установлено, что территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее - Пенсионного фонда Российской Федерации) при приеме заявления об установлении пенсии, в частности,

дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета;

проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств;

запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;

приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии.

В силу п. 19 Правил решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее - Пенсионного фонда Российской Федерации).

Согласно п. 50 Правил в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее - Пенсионного фонда Российской Федерации) в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях», в истребовании документов, необходимых для назначении пенсии, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения пенсии, влекущие увеличение размера пенсии, производится перерасчет размера пенсии без истребования заявления о перерасчете размера пенсии, со дня назначения пенсии.

Указанный перерасчет размера пенсии производится не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления документа в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее - Пенсионного фонда Российской Федерации).

Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее - Пенсионного фонда Российской Федерации) в течение трех рабочих дней со дня вынесения распоряжения о перерасчете размера пенсии извещает пенсионера о таком перерасчете.

Решением ГУ – ОПФР по Омской области от 14.03.2022 № <...> Руссковой (Капаниной) О.А. назначена страховая пенсия в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховой пенсии с 16.01.2022 бессрочно.

При этом, пенсионным органом не была учтена архивная справка № <...> от 23.10.2000, выданной на имя Руссковой (Капаниной) О.А.

Русскова (Капанина) О.А. представляла данную справку при обращении за пенсией, что следует из ответа ОПФР по Омской области от 08.08.2022, согласно которому при проведении заблаговременной работы справка от 23.10.2000, выданная ООО «Универмаг «Советский» представлялась.

Нормативных требований к оформлению справки о размере заработной платы по состоянию на дату выдачи спорной справки установлено не было, подпись руководителя организации – директора ООО «Универмаг «Советский» Мартыненко Н.И. на указанной справке имеется, сомнений в ее подлинности ответчиком выражено не было, при этом как было указано выше в распоряжении пенсионного фонда имелась отчетность по организации – ООО «Универмаг «Советский», в том числе за спорный период работы истца, подписанная от лица руководителя организации Мартыненко Н.И.

В такой ситуации, принимая во внимание положения п. 50 Правил, предусматривающей произведение перерасчета размера пенсии в сторону увеличения без истребования заявления о перерасчете при представлении документов, необходимых для назначения пенсии и подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня ее назначения, судебная коллегия отклоняет доводы жалобы.

Указания в апелляционной жалобе на то, что суммы заработка, указанные в справке от 23.10.2000 № <...> значительно превышают среднюю заработную плату в России в тот же период, правового значения не имеют. Сам факт того, что средняя заработная плата истца была выше, не опровергает факта получения истцом заработной платы.

Вопреки доводам жалобы, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемом судебном акте.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Омска от 28 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 26.06.2023.

Председательствующий: Шевцова Н.А. № 33-3784/2023

55RS0007-01-2022-005314-64

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 21 июня 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Магденко И.Ю.,

судей областного суда Перфиловой И.А., Сковрон Н.Л.,

при секретаре Речута Я.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3959/2022

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области (ранее – ГУ – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области)

на решение Центрального районного суда г. Омска от 28 декабря 2022 года

по иску Руссковой Оксаны Алексеевны к Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о признании незаконным решения, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

Заслушав доклад судьи Сковрон Н.Л., судебная коллегия

установила:

Русскова О.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о признании незаконным решения, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.

В обосновании требований указывала, что 16.01.2022 Руссковой О.А. была назначена страховая пенсия по старости в размере 12145 руб. 53 коп., при расчете размера пенсии пенсионным органом не был взят наиболее благоприятный для истца период работы с высокой заработной платой, подтвержденный трудовой книжкой и справкой с места работы. 07.07.2022 в порядке ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии по причине ошибки в расчетах, приложив справку о размере заработной платы с места работы. 08.08.2022 ответчик отказал в удовлетворении заявления о перерасчете размера пенсии, поскольку стаж и размер заработной платы невозможно подтвердить архивными данными. Полагала решение незаконным и необоснованным, нарушающим ее права.

С учетом изменений исковых требований просила обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области произвести перерасчет пенсии с 16.01.2022, установив размер пенсии с учетом сведений о заработной плате с 01.01.1992 по 31.12.1996, указанной в справке от 23.10.2000 № 57, выданной ООО Универмаг «Советский».

Истец Русскова (Капанина) О.А. в судебном заседании измененные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Представитель истца Кощеев О.С., допущенный к участию в деле в качестве представителя по устному ходатайству, в судебном заседании именные исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области в судебное заседание своих представителей не направило, надлежащим образом извещен о дате и времени рассмотрения дела.

Третье лицо УФНС России по Омской области в судебное заседание своих представителей не направило извещено надлежащим образом о дате и времен рассмотрения дела.

Судом постановлено решение, которым исковые требования Руссковой О.А. удовлетворены.

На Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области возложена обязанность произвести перерасчет назначенной Руссковой О.А. страховой пенсии по старости за период с 16.01.2022 (с даты назначения истцу страховой пенсии по старости) с учетом включения в страховой стаж периода работы в ООО Универмаг «Советский» (ранее Омский горпромторг, Магазин «Советский универмаг», ТОО Универмаг «Советский») и сведений о заработной плате за период работы с 01.01.1992 по 31.12.1996 согласно справке от 23.10.2000 № <...>, выданной ООО Универмаг «Советский» на имя Капаниной О.А.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области Кабакова Е.Н., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить, указывая, что выводы суда о достоверности сведений, указанных в справке от 23.10.2000 № <...>, основан на косвенных доказательствах, в частности на свидетельских показаниях бухгалтера Макаровой (Воропаевой) И.Н., сведениях об отчетности Омского Госпромторга магазина «Советский универмаг Муниципального предприятия универмага «Советский», ТОО «Универмаг Советский», ООО «Универмаг Советский» и сведениях о доходе в целом по организации.

Кроме того, суммы заработка, указанные в справке от 23.10.2000 № <...> значительно превышают среднюю заработную плату в России в тот же период.

В материалах дела отсутствуют доказательства обращения Руссковой О.А. в установленном законом порядке с заявлением о перерасчёте пенсии с приложением подтверждающих документов по оспариваемому периоду, в связи с чем отсутствуют правовые основания для пересчёта размера пенсии с 16.01.2022 (с даты первоначального его назначения). Полагают, что перерасчет размера пенсии необходимо производить не ранее вступления в законную силу судебного постановления (с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором будет принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии).

Изучив материалы дела, заслушав пояснения истца Руссковой О.А., представителя истца Кощеева О.С., представителя ответчика Зубкова И.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Такие нарушения судом первой инстанции допущены не были.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).

Из приложения № 6 к названному Федеральному закону следует, что лицам, достигшим в 2020 возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с ч. 1 ст. 8, п. 19-21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, право на страховую пенсию наступает через 24 месяца.

Согласно п. 3 ст. 10 Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п. 19-21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Как следует из материалов дела, 16.12.2021 Русскова (Капанина) О.А., 16.07.1965 г.р., обратилась в ГУ-ОПФР по Омской области с заявлением о назначении пенсии.

Решением ГУ-ОПФР по Омской области от 14.03.2022 № <...> Руссковой О.А. назначена страховая пенсия по старости с 16.01.2022 бессрочно.

При рассмотрении документов, предоставленных для установления пенсии, территориальный орган пенсионного фонда не принял представленную истцом справку от 23.10.2000 № <...>, выданную ООО Универмаг «Советский», о заработной плате, выданную за период с января 1992 года по декабрь 1996 года, подписанную директором предприятия Мартыненко Н.И., и главным бухгалтером Воропаевой И.Н. Указанная справка не была принята пенсионным фондом в связи с отсутствием архивных данных.

20.07.2022 Русскова О.А. обращалась в пенсионный фонд с заявлением о перерасчете пенсии с просьбой учесть данные, содержащиеся в указанной выше справке от 23.10.2000 № <...>, на что 08.08.2022 истцу был дан ответ о том, что данная справка не принята, поскольку документально не подтверждена обоснованность ее выдачи.

Обращаясь в суд, Русскова О.А. настаивала, что имеются основания для перерасчета размера пенсии с учетом сведений, содержащихся в архивной справке от 23.10.2000 № <...>, выданной ООО Универмаг «Советский» в отношении истца, отражающей размер заработка за период с января 1992 года по декабрь 1996 года.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Руссковой О.А. с учетом данных архивной справки от 23.10.2000 № <...>, выданной ООО Универмаг «Советский» в отношении истца – с 16.01.2022, то есть с даты назначения истцу страховой пенсии по старости.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Из представленной в материалы дела трудовой книжки следует, что Русскова (Капанина) О.А., 16.07.1965 года рождения, с 16.10.1989 принята бухгалтером 3 категории в Омский горпромторг

05.02.1992 в связи с реорганизацией Омского Горпромторга постановлено считать истца бухгалтером магазина «Советский универмаг».

03.09.1992 в связи с перерегистрацией муниципального предприятия «Универмаг «Советский» в ТОО «Универмаг «Советский» переведена бухгалтером магазина.

05.03.1996 назначена старшим бухгалтером.

06.10.1997 назначена главным бухгалтером.

17.08.1998 в связи с перерегистрацией ТОО «Универмаг «Советский» в ООО «Универмаг «Советский» постановлено считать истца главным бухгалтером ООО «Универмаг «Советский».

23.10.2000 уволена по собственному желанию в соответствии со ст. 31 КЗОТ РСФСР.

В справке от 23.10.2000 № <...>, выданной на имя Руссковой (Капаниной) О.А., указаны сведения о заработной плате за период работы истца в ООО «Универмаг «Советский» за период с января 1992 года по декабрь 1996 года, основанием выдачи справки указаны лицевые счета по заработной плате, справка подписана руководителем организации Мартыненко Н.И. и главным бухгалтером Воропаевой И.Н.

Из ЕГРЮЛ следует, что ООО «Универмаг «Советский» ликвидирован 24.03.2003.

По сведениям БУОО «Исторический архив Омской области», КУ г. Омска «Муниципальный архив» документы ООО «Универмаг «Советский», Муниципального предприятия «Магазин № 11 универмаг «Советский»; «Магазин № 11, «Горпромторг» не передавались.

Свидетельскими показаниями Макаровой (Воропаевой) И.Н. подтверждена подпись в представленной ей для обозрения справке от 23.10.2000, выполненная от ее имени.

Из представленного ответчиком расчета стажа следует, что по состоянию на дату назначения пенсии составила 28 лет 4 месяца 7 дней, спорный период работы Руссковой О.А. в ТОО «Универмаг «Советский» (ООО «Универмаг «Советский») с 16.10.1989 по 04.08.1997, с 01.01.1999 по 31.12.1999 включен в общую продолжительность стажа, то есть в том числе период работы с января 1996 года по декабрь 1996 года включительно, за который представлена справка о заработной плате.

По запросу суда пенсионным фондом представлены материалы отчетности, которая передавалась в пенсионный фонд Советского округа ООО «Универмаг «Советский», которые содержат сведения о заработной плате по предприятию, расчетные ведомости по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ по ООО «Универмаг «Советский», квартальные справки о начислении и выплате заработной платы работникам организации, о размере начисленных организацией страховых взносов, сведения о выручке предприятия. При этом отчетность за 2000 год от имени директора ООО «Универмаг «Советский» подписана Мартыненко Н.И., от лица главного бухгалтера подписана Капаниной О.А.

Каких-либо оснований полагать, что сведения данной справки недостоверны, не имеется, в связи с чем судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости учета данной справки при перерасчете размера пенсии.

Доводы жалобы о принятии во внимание косвенных доказательств подлежат отклонению, поскольку истец не лишен возможности представлять иные, предусмотренные законодательством Российской Федерации, относимые и допустимые доказательства по предмету спора.

В апелляционной жалобе представитель пенсионного органа настаивает, что в материалах дела отсутствуют доказательства факта обращения Руссковой О.А. в установленном законом порядке, в связи с чем отсутствуют правовые основания для пересчёта размера пенсии с 16.01.2022 (с даты первоначального его назначения). Полагают, что перерасчет размера пенсии необходимо производить не ранее вступления в законную силу судебного постановления (с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором будет принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии).

Оценивая доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу названного федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О трудовых пенсиях») не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным федеральным законом в части, не противоречащей ему.

Положения ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 01.01.2002 пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 либо в порядке, установленном п. 4, либо в порядке, установленном п. 6 названной статьи.

При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные п. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается.

Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяться пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Согласно ч. 6 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Во исполнение положений ч. 6 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Правила).

Положениями п. 18 Правил установлено, что территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее - Пенсионного фонда Российской Федерации) при приеме заявления об установлении пенсии, в частности,

дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета;

проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств;

запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;

приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии.

В силу п. 19 Правил решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее - Пенсионного фонда Российской Федерации).

Согласно п. 50 Правил в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее - Пенсионного фонда Российской Федерации) в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях», в истребовании документов, необходимых для назначении пенсии, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения пенсии, влекущие увеличение размера пенсии, производится перерасчет размера пенсии без истребования заявления о перерасчете размера пенсии, со дня назначения пенсии.

Указанный перерасчет размера пенсии производится не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления документа в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее - Пенсионного фонда Российской Федерации).

Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее - Пенсионного фонда Российской Федерации) в течение трех рабочих дней со дня вынесения распоряжения о перерасчете размера пенсии извещает пенсионера о таком перерасчете.

Решением ГУ – ОПФР по Омской области от 14.03.2022 № <...> Руссковой (Капаниной) О.А. назначена страховая пенсия в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховой пенсии с 16.01.2022 бессрочно.

При этом, пенсионным органом не была учтена архивная справка № <...> от 23.10.2000, выданной на имя Руссковой (Капаниной) О.А.

Русскова (Капанина) О.А. представляла данную справку при обращении за пенсией, что следует из ответа ОПФР по Омской области от 08.08.2022, согласно которому при проведении заблаговременной работы справка от 23.10.2000, выданная ООО «Универмаг «Советский» представлялась.

Нормативных требований к оформлению справки о размере заработной платы по состоянию на дату выдачи спорной справки установлено не было, подпись руководителя организации – директора ООО «Универмаг «Советский» Мартыненко Н.И. на указанной справке имеется, сомнений в ее подлинности ответчиком выражено не было, при этом как было указано выше в распоряжении пенсионного фонда имелась отчетность по организации – ООО «Универмаг «Советский», в том числе за спорный период работы истца, подписанная от лица руководителя организации Мартыненко Н.И.

В такой ситуации, принимая во внимание положения п. 50 Правил, предусматривающей произведение перерасчета размера пенсии в сторону увеличения без истребования заявления о перерасчете при представлении документов, необходимых для назначения пенсии и подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня ее назначения, судебная коллегия отклоняет доводы жалобы.

Указания в апелляционной жалобе на то, что суммы заработка, указанные в справке от 23.10.2000 № <...> значительно превышают среднюю заработную плату в России в тот же период, правового значения не имеют. Сам факт того, что средняя заработная плата истца была выше, не опровергает факта получения истцом заработной платы.

Вопреки доводам жалобы, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемом судебном акте.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Омска от 28 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 26.06.2023.

33-3784/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Русскова Оксана Алексеевна
Ответчики
ГУ - отделение Пенсионного фонда РФ по Омской области
Другие
УФНС России по Омской области
Кощеев Олег Сергеевич
Суд
Омский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
02.06.2023Передача дела судье
21.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2023Передано в экспедицию
21.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее