Решение по делу № 33а-3183/2019 от 28.11.2019

Судья Перченко Н.Л. Дело № 2а-944/2019

Докладчик Лихачева С.А. Дело № 33а-3183/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 декабря 2019 года г. Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Крылова Н.А.,

судей Лихачевой С.А., Качура И.О.,

при секретаре Даниловой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Пчелка» о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области, возложении обязанности восстановить товарищество в едином государственном реестре юридических лиц в качестве действующего юридического лица, -

по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда от 05 февраля 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области от 25 августа 2017 года № 1072 о предстоящем исключении СНТ «Пчелка» (ОГРН <данные изъяты>) из единого государственного реестра юридических лиц признано незаконным.

На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области возложена обязанность восстановить СНТ «Пчелка» в едином государственном реестре юридических лиц в качестве действующего юридического лица.

Дополнительным решением Южно-Сахалинского городского суда от 08 октября 2019 года признано незаконным внесение в единый государственной реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности СНТ «Пчелка».

Заслушав доклад судьи Лихачевой С.А., судебная коллегия

установила:

19 октября 2018 года садоводческое некоммерческое товарищество «Пчелка» (далее СНТ «Пчелка», товарищество) обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области (далее МИФНС России № 1 по Сахалинской области) по исключению из единого государственного реестра юридических лиц СНТ «Пчелка».

В обоснование заявленных требований указано, что СНТ «Пчелка» было создано 17 декабря 1987 года, для осуществления уставной деятельности использует земельный участок, предоставленный на праве постоянного пользования в 1988 году. 25 августа 2017 года административным ответчиком принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица в связи с непредставлением налоговой отчетности и сведений о состоянии банковских счетов, а 18 декабря 2017 года – об исключении СНТ «Пчелка» из указанного реестра. Считает, что у налогового органа отсутствовали основания для исключения товарищества из указанного реестра, поскольку свою уставную деятельность оно не прекращало.

В судебном заседании 05 февраля 2019 года представитель административного истца Костанов М.А. уточнил предмет иска, просил признать незаконным решение налогового органа о предстоящем исключении СНТ «Пчелка» из единого государственного реестра юридических лиц.

Судом постановлено приведенное выше решение и дополнительное решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает на то, что незаконных действий налоговым органом не допущено, а представленные в материалы дела доказательства не подтверждают хозяйственную деятельность товарищества в юридически значимый период.

Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

Изучив материалы дела, заслушав представителя административного ответчика Белоконеву Г.В., представителей СНТ «Пчелка» Костанова М.А. и Костину Е.А., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что при наличии одновременно всех указанных в вышеприведенном пункте признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

Согласно статье 22 указанного Федерального закона если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7).

Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (пункт 8).

Как следует из материалов дела, 07 февраля 2013 года в ЕГРЮЛ внесена запись о садовом некоммерческом товариществе «Пчелка», как о юридическом лице.

МИФНС России № 1 по Сахалинской области 25 августа 2017 года принято решение № 1072 о предстоящем исключении названного товарищества из единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Информация о предстоящем исключении СНТ «Пчелка» из ЕГРЮЛ была опубликована в журнале «Вестник государственной регистрации» от 30 августа 2017 года № 34(648).

Запись об исключении названного товарищества, как прекратившего свою деятельность, внесена в ЕГРЮЛ 18 декабря 2017года.

Удовлетворяя заявление СНТ «Пчелка», об оспаривании действий МИФНС России № 1 по Сахалинской области по исключению названного юридического лица из ЕГРЮЛ, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оно фактически не прекращало хозяйственную деятельность, а налоговый орган прекратил правоспособность юридического лица во внесудебном порядке без достаточных к тому оснований.

При этом суд правильно учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 06 декабря 2011 года № 26-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина», которая применима и к сложившимся правоотношениям (в отношении садового некоммерческого товарищества, являющегося некоммерческой организацией).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в названном постановлении, следует учитывать, что критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление некоммерческой организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения такой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, при том что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли некоммерческая организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.

Иное истолкование положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», как допускающих возможность внесудебного исключения некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц без учета специфики ее деятельности и целей, ради которых она создается, приводило бы к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан, что недопустимо.

Материалами дела установлено, что в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих принятию решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, СНТ «Пчелка» действительно не представляло в налоговый орган документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций по банковским счетам.

Между тем, как правильно отмечено судом, исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ лишь по формальным основаниям, указанным в названной норме. Наличие данных признаков императивно влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности.

Факт осуществления СНТ «Пчелка» хозяйственной деятельности в юридически значимый период подтверждается представленными в дело доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и иную оценку доказательств, фактически повторяют правовую позицию налогового органа, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием для его отмены.

Кроме того, в суд апелляционной инстанции представитель МИФНС России № 1 по Сахалинской области представила выписка из ЕГРЮЛ, согласно которой запись по исключению из единого государственного реестра юридических лиц СНТ «Пчелка» признана недействительной.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 05 февраля 2019 года и дополнительное решение того же суда от 08 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области - без удовлетворения.

Председательствующий Н.А. Крылов

Судьи С.А. Лихачева

И.О. Качура

33а-3183/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
СНТ "Пчелка"
Ответчики
Межрайонная ИФНС России № 1 по Сахалинской области
Другие
Костанов М.А.
Суд
Сахалинский областной суд
Судья
Лихачева Светлана Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.sah.sudrf.ru
29.11.2019Передача дела судье
19.12.2019Судебное заседание
31.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2020Передано в экспедицию
19.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее