Дело №2а-2084/2021
24RS0033-01-2021-003656-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2021 года город Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Коростелевой Е.В., при секретаре судебного заседания Вороновой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации г. Лесосибирска к ГУФССП России по Красноярскому краю, Отделу судебных приставов по г.Лесосибирску ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Лесосибирска обратилась с административным исковым заявлением к ГУФССП России по Красноярскому краю, Отделу судебных приставов по г.Лесосибирску ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Свои требования мотивирует тем, что решением Лесосибирского городского суда от 06 июля 2021 года на администрацию города Лесосибирска возложена обязанность предоставить Колосовой Е.А. взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, равнозначное жилое помещение, площадью не менее 38,4 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат, расположенное в пределах г.Лесосибирска Красноярского края, благоустроенное применительно к условиям г.Лесосибирска.
27 августа 2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г.Лесосибирску Протопоповым Г.М. возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Администрации г.Лесосибиска установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Решение суда в установленный законом срок не может быть исполнено в связи с тем, что в настоящее время в муниципальной собственности жилого помещения, общей площадью не менее 38,4 кв.м. не имеется.
Администрация города Лесосибирска планирует предоставить квартиру Колосовой Е.А. во вновь построенном доме в 5-ом микрорайоне г.Лесосибирска.
15 июня 2020 года между МКУ «Управление капитального строительства», действующего от имени муниципального образования город Лесосибирск и ООО «Строй-Холдинг», на основании протокола подведения итогов электронного аукциона № 0819300031920000206 от 29 мая 2020 года заключили муниципальный контракт № 20000206 на строительство и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом с инженерными сетями в 5-ом микрорайоне г.Лесосибирск» в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025». Главой 3 контракта предусмотрен срок его выполнения по 01 сентября 2021 года. После исполнения условий контракта, то есть после ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию, Муниципальное образование город Лесосибирск регистрирует право собственности на каждую квартиру, расположенную в многоквартирном доме, в дальнейшем заключается контракт на определение рыночной стоимости каждого жилого помещения. Квартиры предоставляются гражданам путем заключения соглашения об изъятии жилого помещения путем предоставления иного жилого помещения, при заключении соглашения предоставляемая квартира должна быть зарегистрированная за муниципальным образованием город Лесосибирск и должна быть определена ее рыночная стоимость.
Администрацией города Лесосибирска направлено в суд заявление об отсрочке исполнения решения Лесосибирского городского суда от 06 июля 2021 года до 30 декабря 2021 года.
09 сентября 2021 года судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по г.Лесосибирску Протопоповым М.Г. вынесено постановление о взыскании с администрации города Лесосибирска исполнительский сбор в размере 50000 рублей, постановление вручено 10 сентября 2021 года. Просит освободить администрацию г. Лесосибирска от взыскания указанного исполнительского сбора.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, уважительных причин неявки не сообщили.
С учетом обстоятельств дела, характера действующих ограничений, отсутствия ходатайств участников производства по делу от отложении судебного заседания в силу каких-либо объективных причин, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьёй 150 КАС РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением Лесосибирского городского суда от 06 июля 2021 года исковые требования Колосовой Е.А. о возложении обязанности предоставить жилое помещение, удовлетворены.
На администрацию города Лесосибирска возложена обязанность предоставить Колосовой Е.А. взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, равнозначное жилое помещение, площадью не менее 38,4 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат, расположенное в пределах г.Лесосибирска Красноярского края, благоустроенное применительно к условиям г.Лесосибирска.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 27 августа 2021 года возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии настоящего постановления. Копия данного постановления получена администрацией г. Лесосибирска (л.д. 5).
15 сентября 2021 года администрацией города Лесосибирска подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда (л.д.6).
Определением Лесосибирского городского суда от 08 ноября 2021 года администрации г. Лесосибирска предоставлена отсрочка исполнения решения Лесосибирского городского суда от 06 июля 2021 года.
09 сентября 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Лесосибирску ГУФССП России по Красноярскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении администрации г. Лесосибирска в размере 50 000 рублей, ввиду неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок (л.д.20).
Из представленных материалов следует, что должником принимались все возможные меры для надлежащего исполнения решения Лесосибирского городского суда от 06 июля 2021 года, вместе с тем, исполнительный документ исполнить в установленный срок невозможно вследствие того, что в настоящее время в муниципальной собственности отсутствуют свободные жилые помещения, отвечающие требованиям, установленным решением суда.
Выполнение работ по приобретению жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Так, согласно части 2 статьи 63 указанного Закона, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона, не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В целом процедура определения исполнителя для заключения муниципального контракта по приобретению жилых помещений занимает около двух месяцев после выделения денежных средств для приобретения жилого помещения.
Определенный период времени занимает оформление, регистрация и выделение приобретенного жилого помещения.
Кроме того, согласно положениям п. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
С учетом того, что решение суда от 06 июля 2021 года, вступило в законную силу 17 августа 2021 года, фактически его невозможно было исполнить в 5-дневный срок.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что администрация г. Лесосибирска фактически не уклонялась от исполнения решения суда, в пределах срока, предоставленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, обратилась с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, фактически не имела возможности исполнить такое решение в установленные сроки без нарушений требований БК РФ, а также в связи с отсутствием в дефицитном бюджете города средств на приобретение жилья, отсутствием в муниципальной собственности помещения, соответствующего требованиям, установленным в решении суда, можно сделать вывод об отсутствии виновного противоправного бездействия со стороны должника в неисполнении решения суда в установленный срок, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 227-228, 360 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-1469/2021 ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░