Дело № 2а-200/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Варгаши 08.06.2018 г.
Курганской области
Варгашинский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Медведевой Л.А.,
при секретаре Хисамутдиновой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Варгашинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Смульской С. В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Варгашинского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к Смульской С.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами. В обоснование административного иска указано, что ответчик состоит на «Д» учете в ГБУ «Варгашинская ЦРБ» с диагнозом <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, ремиссии 9 месяцев. Лица, страдающие указанным заболеванием, не имеют права управления транспортным средством до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией 3 года. По информации ОГИБДД МО МВД «Варгашинский» ответчик имеет удостоверение на право управления транспортным средством серии № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ответчик, страдающий заболеванием «пагубное употребление опиатов» и состоящий на «Д» учете в ГБУ «Варгашинская ЦРБ» с указанным выше диагнозом, обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации, создается потенциальная угроза другим участникам дорожного движения. Ссылаясь на ст.ст. 24, 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» просит суд прекратить действие права на управление транспортными средствами Смульской С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по водительскому удостоверению серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный истец заместитель прокурора Варгашинского района Лопарев А.О. исковые требования поддержал, требования просил удовлетворить.
Административный ответчик Смульская С.В. в судебном заседании не присутствовала, извещена надлежаще, о причинах неявки суд не уведомила.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД МО МВД России «Варгашинский» в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом. В письменном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражает.
Представитель заинтересованного лица ГБУ «Варгашинская ЦРБ» в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 8 «Конвенции о дорожном движении» (8.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Установлено, что Смульская С.В. имеет водительское удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ, лишена права на управления транспортными средствами ДД.ММ.ГГГГ на 36 месяцев, водительское удостоверение изъято, что подтверждается информацией ОГИБДД МО МВД России «Варгашинский».
При этом она состоит на диспансерном учете в ГБУ «Варгашинская ЦРБ» с диагнозом «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, не годна к управлению транспортными средствами. Данный факт подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами: справкой ГБУ «Варгашинская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ, копией медицинской карты на имя ответчика. Наличие у ответчика данного заболевания никем не оспаривалось.
В соответствии с данными медицинской карты амбулаторного больного ремиссия у Смульской С.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 9 месяцев.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий отнесены к задачам в сфере безопасности дорожного движения.
Как следует из статьи 3 указанного закона, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, и в проведении обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств.Целью такого освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний при ограничении водительской деятельности.
В соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604, органические, включая симптоматические, психические расстройства, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, являются медицинскими противопоказаниями к управлению транспортными средствами.
При определении медицинских противопоказаний, при которых гражданину запрещается управлять транспортными средствами, применяется Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377, согласно которому лица, страдающие заболеванием «наркомания» не вправе управлять автомобилями категории «Е», а к управлению транспортными средствами категории «А»они могут быть допущены при стойкой ремиссии; к управлению автомобилями категорий «В», «С» указанные лица могут быть допущены при стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств; вопрос о допуске решается индивидуально при предоставлении положительной характеристики-ходатайства с места работы и информации о поведении по месту жительства из органов внутренних дел.
При этом срок стойкой ремиссии для больных с диагнозом «употребление с вредными последствиями» (код заболевания по МБК-10 –F1x.1) составляет не менее года (абзац 4 п. 12 Приложения «3 к Приказу Минздрава России от 30.12.2015 №1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ»).
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия. Осмотр врачом - психиатром - наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется в течение одного года не реже одного раза в месяц.
Согласно части 5 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является наличие медицинских противопоказаний, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования, или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Сведений о снятии Смульской С.В. с диспансерного учета, наличия у нее стойкой ремиссии, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, ответчик при управлении транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, создает, а также может создать реальную опасность причинения вреда, как самому себе, так и жизни и здоровью окружающих (участников дорожного движения) и их имуществу. Наличие указанного заболевания у ответчика исключает его право осуществлять деятельность, связанную с управлением источниками повышенной опасности, включая управление транспортными средствами.
Учитывая, что ответчик страдает заболеванием, препятствующим безопасному управлению транспортным средством, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора. Действие права на управление транспортными средствами должно быть прекращено.
Изучив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Варгашинского района в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку, административный истец при подаче искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ст. 333.36 НК РФ и требования удовлетворены в полном объеме, то со Смульской С.В. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Варгашинского района Курганской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Смульской С. В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами Смульской С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по водительскому удостоверению № от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать со Смульской С. В. госпошлину в доход бюджета Варгашинского района Курганской области 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Варгашинский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Медведева Л.А.
Мотивированное решение изготовлено 09.06.2018