г.Хабаровск
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 ноября 2015 г. по делу N 33-7243/2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего И.В.Верхотуровой,
судей И.Н.Овсянниковой, Ю.В.Моргунова,
при секретаре А.Г.Чирковой,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 23 июля 2015 года, принятое по гражданскому делу по исковому заявлению Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, открытому акционерному обществу «Славянка» о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета холодного водоснабжения в специализированном жилищном фонде Министерства обороны РФ в многоквартирном жилом доме военного городка № (инв. №) по <адрес>, введении данного прибора в эксплуатацию.
Заслушав доклад судьи Овсянниковой И.Н., пояснения представителя ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ – Ли В.А., представителя военной прокуратуры Хабаровского гарнизона – Прохорова А.П., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Военный прокурор 33 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (ФГКУ «ДТУИО» Министерства обороны РФ), Министерству обороны РФ, ОАО «Славянка» о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета холодного водоснабжения в специализированном жилищном фонде Министерства обороны РФ в многоквартирном жилом доме военного городка № (инв. №) по <адрес>, введении данного прибора в эксплуатацию.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной военной прокуратурой проверки установлено, что в многоквартирном жилом доме военного городка № (инв. №), расположенном <адрес>, отсутствует общедомовой прибор учета холодного водоснабжения.
Жилищный фонд военного городка № находится на балансе ФГКУ «ДТУИО» Министерства обороны РФ. Собственником специализированного жилищного фонда Пограничного района Приморского края в настоящее время является Министерство обороны РФ. Граждане, проживающие в указанном доме, который относится к специализированному жилищному фонду Министерства обороны РФ и расположен на территории военного городка №, ежемесячно осуществляют оплату коммунальных услуг, размер которых напрямую зависит от наличия в жилых помещениях приборов учета потребляемой воды, тепла и электрической энергии. Неоснащение указанного жилого дома коллективным (общедомовым) прибором учета холодного водоснабжения нарушает права не только граждан, которые проживают временно (на период прохождения военной службы) в служебных жилых помещениях, но и лиц, которые в дальнейшем будут заселены и проживать в указанных помещениях.
Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 23 июня 2015 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 23 июля 2015 г. исковые требования Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона удовлетворены частично, постановлено: Обязать Министерства обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ установить и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета холодного водоснабжения в жилом доме военного городка № (инв. №) по <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В удовлетворении исковых требований к ОАО «Славянка» отказано.
В апелляционной жалобе Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ просит решение суда отменить как незаконное, вынесенное с неправильным применением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Доказательства того, что жилой дом №, расположенный в военном городе №, относится к специализированному жилищному фонду Министерства обороны РФ, истцом не представлены. Полагает, что круг лиц определяется количеством нанимателей, собственников, проживающих в жилых помещениях спорного многоквартирного дома, в связи с чем у прокурора отсутствовали основания для обращения с иском в интересах неопределенного круга лиц. Обязанность по оснащению дома коллективным (общедомовым) прибором учета холодного водоснабжения в силу действующего законодательства должна быть возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы не поступили.
В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом, расположенный в военном городке № (инв. №) по <адрес>, относится к специализированному жилищному фонду и передан на балансовый учет ФГКУ «ДТУИО» Министерства обороны РФ в ходе реорганизации Пограничной квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны России.
В указанном многоквартирном жилом доме отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета холодного водоснабжения.
Управление имуществом многоквартирного дома осуществляет управляющая компания ОАО «Славянка», с которой 02 августа 2010 года Министерством обороны РФ заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ № 1-УЖФ.
Удовлетворяя частично исковые требования Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона, суд первой инстанции, установив, что многоквартирный жилой дом №, расположенный в военном городе № <адрес> входит в состав специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ, в котором отсутствует общедомовой (коллективный) прибор учета холодного водоснабжения, пришел к выводу о возложении обязанности по установке указанного прибора учета на Министерство обороны РФ, как собственника специализированного жилищного фонда, и ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, осуществляющего задачи по организации учета, контроля за сохранностью, использованием, управлением и распоряжением имуществом ВС РФ по решениям Министерства обороны РФ.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они противоречат установленным по делу обстоятельствам и являются следствием неверного применения и толкования норм материального права.
Положениями п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Как следует из ч. 5 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до 01.07.2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Подпунктом «с» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективных (общедомовых) приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В пункте 2 указанных Правил раскрывается содержание понятий, используемых в Правилах, согласно которым исполнитель – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коллективный (общедомовой) прибор учета – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (п. 5, 6, 7).
Согласно подп. «и», «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Таким образом, действующим законодательством мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных жилых домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного жилого дома.
Согласно договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ № 1-УЖФ от 02.08.2010 г. управляющая организация ОАО «Славянка» как управляющая компания осуществляющая управление спорным многоквартирным домом является исполнителем по договору оказания коммунальных услуг и лицом, ответственным за содержание многоквартирного жилого дома, ввиду чего, несмотря на отсутствие в договоре обязанности по установке общего прибора учета, должно обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации. Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающая обязанность ресурсоснабжающих организаций по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных домов, которые в нарушение требований частей 3 – 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок, не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости возложения на ОАО «Славянка» обязанности установить коллективный (общедомовой) прибор учета холодного водоснабжения в многоквартирном жилом доме военного городка № (инв. №) по <адрес>, а также ввести данный прибор в эксплуатацию.
В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при возложении на ответчика обязанности установить коллективный (общедомовой) прибор учета холодного водоснабжения, судебная коллегия считает необходимым установить срок исполнения данной обязанности в течении шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
По вышеизложенным основаниям, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора права на предъявление указанных выше требований.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
С учетом изложенного, обращаясь в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов жильцов многоквартирного дома прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законом.
Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 23 июля 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, открытому акционерному обществу «Славянка» о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета холодного водоснабжения в специализированном жилищном фонде Министерства обороны РФ в многоквартирном жилом доме военного городка № (инв. №) по <адрес>, введении данного прибора в эксплуатацию, – отменить, принять по делу новое решение которым исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Открытое акционерное общество «Славянка» установить и ввести в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета холодного водоснабжения в специализированном жилищном фонде Министерства обороны РФ в многоквартирном жилом доме военного городка № (инв. №) по <адрес> в течении шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Председательствующий: И.В.Верхотурова
Судьи:
Судьи: Ю.В.Моргунов
И.Н.Овсянникова