Решение по делу № 33а-890/2019 от 30.01.2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Гурман З.В.

дело № 33а-890

поступило 30 января 2019 года

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

6 марта 2019 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РБ в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В.

судей Захарова Е.И., Назимовой П.С.

при секретаре Петровой Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства культуры РБ к Государственной инспекции труда в РБ об оспаривании предписания

по апелляционным жалобам административного ответчика и заинтересованного лица Цыбикдоржиевой А.В.

на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 4 декабря 2018 года, которым административный иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения главного государственного инспектора труда в РБ Криницына А.Е., заинтересованного лица Цыбикдоржиевой А.В. и ее представителя Елобогоева К.М., представителей административного истца Сультимовой С.Ш., Намзалова Р.Б.-Ц., ознакомившись с апелляционными жалобами и материалами дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

1. Цыбикдоржиева А.В. являлась директором Бурятского академического театра оперы и балета (далее – театр оперы и балета).

В сентябре 2018 года она обратилась в Государственную инспекцию труда в РБ с заявлением о нарушении ее трудовых прав со стороны работодателя – Министерства культуры РБ (далее – Министерство).

По результатам проверки обращения Цыбикдоржиевой главный государственный инспектор труда в РБ Криницын А.Е. 2 октября 2018 года направил в Министерство предписание, которым обязал Министерство:

1) устранить нарушение требований статьи 135 ТК РФ путем рассмотрения вопроса о премировании Цыбикдоржиевой в соответствии с требованиями, установленными пунктами 8 и 9 Положения о премировании руководителей государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Республики Бурятия, утвержденного приказом Министерства культуры РБ от 26 января 2016 года № 003-30, и трудового договора, заключенного с ней, и произвести Цыбикдоржиевой выплату премии за 1 полугодие 2018 года за выполнение мероприятий вне государственных заданий;

2) отменить приказ о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора, как изданный в нарушение требований части 5 статьи 192 и части 1 статьи 193 ТК РФ.

Министерство обжаловало предписание в суд.

Районный суд удовлетворил административный иск и признал предписание незаконным.

Должностное лицо Криницын и заинтересованное лицо Цыбикдоржиева в апелляционных жалобах ставят вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В заседании суда апелляционной инстанции должностное лицо Криницын, Цыбикдоржиева и ее представитель поддержали доводы жалоб, представители Министерства возражали против удовлетворения жалоб.

2. Судебная коллегия находит, что решение суда в части признания незаконным пункта 1 предписания подлежит отмене.

В соответствии с абзацем шестым части 1 статьи 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В ходе проверки, проведенной Государственной инспекцией труда в РБ по обращению Цыбикдоржиевой, установлено, что премирование Цыбикдоржиевой как руководителя театра осуществлялось на основании Положения о премировании руководителей государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Республики Бурятия, утвержденного приказом Министерства культуры РБ от 26 января 2016 года № 003-30 (далее – Положение).

Согласно пункту 8 данного Положения премирование руководителей учреждений за выполнение мероприятий вне государственных заданий осуществляется на основании служебной записки (с подробным описанием результатов полученного эффекта от проведения мероприятий) начальников отделов искусств, народного творчества и образования, музейного, библиотечного дела и народных художественных промыслов, отдела архивного дела Министерства культуры Республики Бурятия на имя министра культуры Республики Бурятия или лица, его замещающего, не позже 20 июля и 20 декабря текущего года.

В пункте 9 Положения перечислены случаи, когда премии не выплачиваются.

В пункте 18 срочного трудового договора, заключенного между Министерством и Цыбикдоржиевой 2 марта 2017 года, указано, что в качестве поощрения руководителю устанавливаются, в том числе премиальные выплаты по итогам выполнения мероприятий вне государственных заданий за 1 полугодие и за год.

Из пункта 19 трудового договора следует, что премии не выплачиваются по основаниям, указанным в пункте 9 Положения.

20 июля 2018 года приказом Министерства за организацию и проведение мероприятий премирован художественный руководитель театра оперы и балета Л.

1 августа 2018 года Цыбикдоржиева обратилась в Министерство за разъяснением, почему она лишена премии, на что 4 сентября 2018 года получила ответ о том, что служебная записка отдела искусств, народного творчества и образования Комитета культуры и искусств не содержала предложения о премировании Цыбикдоржиевой.

Государственный инспектор труда усмотрел нарушение трудовых прав Цыбикдоржиевой, поскольку отсутствуют основания для невыплаты премии.

Отменяя пункт 1 предписания, районный суд указал, что выплата премии производится по усмотрению работодателя при наличии оснований для поощрения, достижении эффективных результатов в проведении таких мероприятий. Спорный период отработан Цыбикдоржиевой не в полном объеме, какие-либо эффективные результаты от проведения мероприятий вне государственных заданий в установленном Положением порядке не зафиксированы, у Министерства уже имелись сведения о нарушениях в финансовой деятельности театра, поэтому работодатель был вправе не принимать решение о выплате Цыбикдоржиевой премии.

С выводами суда нельзя согласиться, поскольку пункт 9 Положения таких оснований к невыплате премии, на какие сослался суд, не устанавливает.

Также Положение не предусматривает, что решение о премировании руководителей учреждений принимается начальниками отделов Министерства и отражается в их служебных записках.

Следовательно, действия Министерства нельзя признать правомерными, поэтому государственный инспектор труда обоснованно обязал Министерство рассмотреть вопрос о премировании Цыбикдоржиевой.

Единственное, что подлежит исключению из пункта 1 предписания, – это указание на обязанность Министерства произвести выплату премии, поскольку разрешение по существу вопроса о выплате премии входит в компетенцию Министерства или компетенцию суда при наличии соответствующего трудового спора.

На основании изложенного судебная коллегия отменяет решение суда в части признания незаконным пункта 1 предписания и принимает в указанной части решение об оставлении данного пункта в силе за исключением указания на обязанность Министерства произвести выплату премии.

3. В остальной части решение суда является правильным и оснований для его отмены не имеется.

Приказом Министерства от 1 августа 2018 года Цыбикдоржиевой объявлен выговор за ненадлежащее исполнение возложенных трудовым договором обязанностей.

Государственный инспектор труда посчитал, что приказ издан с нарушением требований части 5 статьи 192 и части 1 статьи 193 ТК РФ: от Цыбикдоржиевой не затребовано объяснение; в приказе нет сведений о том, что работодателем учтена тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Районный суд обоснованно признал пункт 2 предписания незаконным, поскольку установил, что 27 июля 2018 года работодатель предложил Цыбикдоржиевой представить объяснения по результатам проверки и 30 июля 2018 года Цыбикдоржиева представила в Министерство свое объяснение.

Также районный суд правильно указал, что часть 5 статьи 192 ТК РФ не содержит положения о том, что в приказе о дисциплинарном взыскании должны указываться сведения об учете тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен.

Доводы апелляционных жалоб в указанной части подлежат отклонению.

Согласно части 1 статьи 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из части 6 статьи 360 ТК РФ следует, что предметом проверки федеральной инспекции труда является соблюдение работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с пунктом 4 Положения предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

По смыслу указанных норм инспекция труда вправе предъявлять предписание работодателю в случае если нарушаются правила или требования, прямо установленные законом, т.е. нарушение закона должно быть очевидным.

В данном случае очевидного нарушения не усматривается.

В пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» дано разъяснение о том, что обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

Министерство настаивает на том, что тяжесть проступка Цыбикдоржиевой и обстоятельства, при которых он был совершен, учтены.

Доводы работодателя подлежат проверке и оценке, что можно осуществить только в порядке рассмотрения индивидуального трудового спора, поэтому в данном случае у государственного инспектора труда отсутствовали основания для предъявления работодателю предписания.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 4 декабря 2018 года отменить в части признания незаконным пункта 1 предписания Государственной инспекции труда в РБ № 3/12-2193-18-И/3 от 2 октября 2018 года.

Принять в указанной части новое решение, которым признать пункт 1 предписания незаконным в части и исключить из него слова «и произвести Цыбикдоржиевой А.В. выплату премии за 1 полугодие 2018 года за выполнение мероприятий вне государственных заданий», в остальной части пункт 1 предписания оставить в силе.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

33а-890/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство культуры РБ
Ответчики
Гос.инспекция труда
Другие
Елобогоев К.М.
Цыбикдоржиева А.В.
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Булгытова Светлана Валерьевна
Дело на сайте суда
vs.bur.sudrf.ru
13.02.2019Судебное заседание
06.03.2019Судебное заседание
27.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2019Передано в экспедицию
06.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее