РЈРР”:16RS0010-01-2020-002630-63
дело №2-30/2021
учет № 090г
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
25 января 2021 года город Кукмор
Кукморский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего СЃСѓРґСЊРё РҐСѓР·РёРЅРѕР№ Р.РҐ.,
при секретаре Грачевой А.Ф.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ зале СЃСѓРґР° гражданское дело РїРѕ РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Лукьянова Р•.Р . Рє Рсполнительному комитету РљСѓРєРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ муниципального района Республики Татарстан Рѕ признании отказа РІ постановке РЅР° учет РІ качестве нуждающегося РІ улучшении жилищных условий незаконным, возложении обязанности принять РЅР° учет РІ качестве нуждающегося РІ улучшении жилищных условий РІ рамках Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий»,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Лукьянов Р•.Р . обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Рсполнительному комитету РљСѓРєРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ муниципального района Республики Татарстан (далее – Рсполком района) Рѕ признании отказа РІ постановке РЅР° учет РІ качестве нуждающегося РІ улучшении жилищных условий незаконным, возложении обязанности принять РЅР° учет РІ качестве нуждающегося РІ улучшении жилищных условий РІ рамках Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий.
В обоснование иска указано, что семья истца проживает в жилом доме, общей площадью 36,5 кв.м, по адресу: <адрес>, в составе семьи 5 человек.
Летом 2020 года истец обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий в рамках Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».
РќР° заседании районной жилищной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїСЂРё Рсполкоме района ДД.РњРњ.ГГГГ принято решение РѕР± отказе РІ постановке РЅР° учет РїРѕ мотиву, что РїРѕ выписки РёР· ЕГРН имелся РІ собственности жилой РґРѕРј, общей площадью 83,3 РєРІ.Рј, расположенный РїРѕ адресу: <адрес> (прекращение права - ДД.РњРњ.ГГГГ), РЅР° каждого члена семьи приходится 23,96 РєРІ.Рј.
С данным отказом истец не согласен, указывая, что данный жилой дом был продан обратно его владельцу через 14 дней после покупки, поскольку дом был без отопления, электричества, канализации. Действий, направленных на ухудшение жилищных условий с намерением быть признанными нуждающимися в обеспечении жилым помещением, не совершал.
В судебном заседании истец Лукьянов Е.Р. и ее представитель Бухариев Н.З. иск поддержали.
Р’ судебное заседание представитель ответчика Рсполкома района РЅРµ явился, РІ письменном отзыве исковые требования РЅРµ признал.
В судебном заседании третье лицо Лукьянова Р.В. поддержала исковые требования.
Заслушав истца и его представителя, третье лицо, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696 с 2020 года принята программа «Комплексное развитие сельских территорий» и утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях. Условия и порядок предоставления социальных выплат в рамках Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» определены Положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях (далее – Положение).
Согласно пункту 12 Порядка формирования и утверждения списком участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» основаниями для отказа по включению граждан в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, являются:
непредставление заявителями документов (представление неполного комплекта документов), указанных в пункте 21 Положения и пункте 5 настоящего Порядка;
неправильное оформление, несоответствие представленных документов требованиям, установленным действующим законодательством;
несоответствие заявителей условиям, установленным Положением;
выявление недостоверной информации, содержащейся в документах, указанных в пункте 21 Положения и пункте 5 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 5 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жиля гражданам, проживающим на сельских территориях (Раздел раздел 2 гражданин, постоянно проживающий на сельских территориях (подтверждается регистрацией в установленном порядке по месту жительства) и при этом признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства (регистрация по месту жительства) на основании статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий;
На основании пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановление Главы Кукморского района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № установлена норма предоставления площади жилого помещения подоговору социального найма и по государственным жилищным программам на одного члена семьи в размере 18 кв. метров общей площади жилого помещения.
Согласно положениям статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что Лукьянов Р•.Р ., его СЃСѓРїСЂСѓРіР° Лукьянова Р .Р’. Рё РёС… дети –ФРРћ1, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, Р¤РРћ2, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, Р° также член РёС… семьи Р¤РРћ3 зарегистрированы Рё проживают РІ жилом РґРѕРјРµ РїРѕ адресу: <адрес>, общей площадью 36,5 РєРІ.Рј.
ДД.РњРњ.ГГГГ Лукьянов Р•.Р . обратился Рє ответчику СЃ заявлением Рѕ включении его РІ состав участников мероприятий РЅР° улучшение жилищных условий РІ рамках Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» Рё планировал улучшение жилищных условий путем строительства жилого РґРѕРјР° РїРѕ вышеуказанному адресу. Рстцом представлен полный пакет документов.
Решением районной жилищной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїСЂРё Рсполкоме района, оформленное протоколом заседания в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, Лукьянову Р•.Р . отказано РІ постановке РЅР° учет РІ качестве нуждающегося РІ улучшении жилищных условий РїРѕ Государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий».
Основанием отказа в постановке на учет явилось наличие в собственности супруги истца - Лукьяновой Р.В. жилого дома, общей площадью 83,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в отношении которого право собственности прекращено ДД.ММ.ГГГГ. С учетом данного жилого помещения комиссия пришла к выводу, что на каждого члена семьи истца приходится 23,96 кв.м.
Оценив письменные доказательства по делу, материалы учетного делаи пояснения лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями статей 55, 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в рамках указанной программы.
Как следует из материалов дела, земельный участок и жилой дом, общей площадью 83,3 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, приобретены Лукьяновой Р.В. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Отчуждение Лукьяновой Р.В. данного недвижимого имущества по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ обратно продавцу зарегистрировано в Управлении Росреестра ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на имя Лукьяновой Р.В.приобретено недвижимое имущество по адресу: <адрес>, в котором истец с семьей проживают в настоящее время. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, исходя из последовательности сделок с недвижимым имуществом, прекращение права собственности на недвижимое имущество ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий семьи. В данном случае суд не усматривает совершение действий, намеренно ухудшающих жилищные условия.
Другие основания для отказа по включению истца в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия в рамках Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», отсутствуют.При этом совокупный уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца составляет менее установленной учетной нормы.
При таких обстоятельствах исковые требования Лукьянова Е.Р. о признании отказа в постановке на учет незаконным, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в рамках Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
исковое заявление Лукьянова Е.Р. удовлетворить.
Признать незаконным решение районной жилищной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїСЂРё Рсполнительном комитете РљСѓРєРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ муниципального района Республики Татарстан, оформленное протоколом в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ,РѕР± отказе Лукьянову Р•.Р . РІ постановке РЅР° учет РІ качестве нуждающегося РІ улучшении жилищных условий РїРѕ Государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий».
ОбязатьРсполнительный комитет РљСѓРєРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ муниципального района Республики Татарстан принять Лукьянова Р•.Р . РЅР° учет РІ качестве нуждающегося РІ улучшении жилищных условий РІ рамках Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Кукморский районный суд Республики Татарстанв течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 01.02.2021
Председательствующий