2а-1843/2021
УИД: 04RS0007-01-2021-002673-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2021 г. г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Гурман З.В., при секретаре Плетниковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Син Годун к УВМ МВД по Республике Бурятия, Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на временное проживание в РФ и обязании устранить нарушение прав,
установил:
Обращаясь в суд с иском в интересах административного истца Син Годун, его представитель Онгориев В.Р. просил признать бездействие в приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание в РФ должностных лиц УВМ МВД по РБ незаконным и обязать УВМ МВД по РБ принять заявление о выдаче разрешения на временное проживание в РФ в порядке, действующем до 14 января 2021 г.
Требования мотивированы тем, что административный истец является гражданином Китая. 12 января 2021 г., согласно предварительной записи, через своего представителя по доверенности Кунейкина С.А. он обратился в отдел разрешительно-визовой работы УВМ МВД по РБ для подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Однако государственная услуга сотрудниками ответчика не была ему оказана со ссылкой на введение в действие нового порядка распределения квот, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. № 2345 «Об утверждении Правил определения, корректировки и перераспределения между субъектами РФ, установления и использования её резерва и Правил распределения квот на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание на территории РФ, комиссиями, формируемыми в субъектах РФ». При этом решение об отказе в принятии заявления сотрудниками отдела его представителю не было выдано. Полагает, что такой отказ нарушает права административного истца, поскольку он обратился к ответчику с полным пакетом документов, подготовленным в соответствии с ранее действующими Правилами определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2003 г. № 193, который подлежал принятию и рассмотрению в соответствии с указанными Правилами.
Определением суда от 14 апреля 2021 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство внутренних дел по РБ.
Административный истец Син Годун, его представитель Онгориев В.Р., представитель административного ответчика УВМ МВД по РБ, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Представитель административного ответчика МВД по РБ Щетинин М.В., действующий на основании доверенности, против удовлетворения административного иска возражал, сославшись на то, что административный истец лично не обращался с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ, в здание УВМ МВД по РБ не входил, решение об отказе в принятии заявления ответчиком не принималось.
Выслушав представителя ответчика, допросив свидетеля Аверину Л.М., изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 11, п. п. 3, 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагаются на орган, организацию, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Лицо, обратившееся в суд, должно обосновать и доказать факт нарушения его прав оспариваемыми решениями, действиями (бездействием), а также соблюдение сроков обращения в суд (ч. 11, п. п. 1, 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Правовой режим пребывания (проживания) на территории Российской Федерации иностранных граждан установлен Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 05 июля 2002 г. № 115-ФЗ (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ), определяющим их правовое положение в Российской Федерации и регулирующим возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации отношения между ними, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны (статья 1 данного Федерального закона).
Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность (абз. 6 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ).
Выдача такого документа, как разрешение на временное проживание, является правом, а не обязанностью Российской Федерации в лице уполномоченных органов.
Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 6 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ).
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. № 2345 утверждены Правила распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и гражданам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ комиссиями, формируемыми в субъектах РФ. Указанное Постановление Правительства РФ подлежит применению с 14 января 2021 г.
Порядок подачи документов для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации, перечень предоставляемых документов, основания для непринятия документов к рассмотрению и их возврата определяется Административным регламентом МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 08 июня 2020 г. № 407 (далее - Административный регламент).
Согласно п. 61 Административного регламента, заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, представленные заявителем лично в подразделение по вопросам миграции, регистрируются сотрудником данного подразделения в день их поступления в журнале учета заявлений о выдаче разрешений (рекомендуемый образец приведен в приложении № 7 к Административному регламенту) и вводятся в базу данных ведомственного сегмента МВД России в единой информационно-технологической инфраструктуре Государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность.
В силу п. 86 Административного регламента, основанием для начала административной процедуры является подача заявителем заявления на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции либо поступление такого заявления из дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации (приложения № 1 и № 2 к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов.
Ст. 62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Оспаривая действия административного ответчика УВМ МВД по РБ, Син Годун ссылается на то, что при обращении к ответчику за предоставлением государственной услуги ему было безосновательно в этом отказано. Однако в ходе судебного разбирательства стороной административного истца не были представлены доказательства, подтверждающие сам факт личного или какого–либо иного обращения Син Годун за предоставлением указанной услуги, передачи административному ответчику надлежащим образом оформленного личного заявления с приложением требуемого пакета документов.
Стороной ответчиков не оспаривается факт предварительной записи указанного иностранного гражданина на прием документов по выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ на 12 января 2021 г. в 15 часов 15 мин. Указанное также подтверждается записью в соответствующем журнале.
Однако согласно представленному журналу пропуска в здание УВМ МВД по РБ, Син Годун 12 января 2021 г. в здание не проходил.
Из административного иска следует, что с заявлением о предоставлении государственной услуги от имени Син Годун обращался его представитель по доверенности Кунейкин С.А.
Как пояснила свидетель Аверина Л.М., 12 января 2021 г. в здание УВМ МВД по РБ Син Годун не проходил. Кунейкин С.А. был пропущен в здание один, прошел в кабинет № 16, где располагается отдел разрешительно-визовой работы УВМ МВД по РБ. В отдел представитель приходил для получения консультации относительного нового порядка выдачи квот, при этом какие-либо документы для получения разрешения им не подавались.
Таким образом, поскольку стороной истца не доказан факт личного обращения Син Годун в УВМ МВД по РБ с надлежаще оформленным заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в указанную дату, не обоснован факт нарушения его прав административными ответчиками, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Син Годун оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца с момента его принятия судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 14 мая 2021 г.
Судья З.В.Гурман