ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2022 года город Усолье-Сибирское
Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Егорова Д.К., при секретаре судебного заседания Напольской В.В., с участием истца Смирнова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0024-01-2022-003651-18 (2-2417/2022) по исковому заявлению Смирнова Андрея Александровича к Министерству имущественных отношений Иркутской области о понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Смирнов А.А. обратился в суд с данным иском, указав в обоснование, что родился 30 апреля 1996 года в городе Усолье-Сибирское, Иркутской области. Его мать Смирнова Н.В. умерла 5 октября 2011 года, отец в свидетельстве о рождении не указан. До достижения совершеннолетнего возраста истец относился к категории детей-сирот. В 2013 году окончил ГОКУ «СКШ № 1 г. Усолье-Сибирское», а 17 июня 2017 года окончил Усольский индустриальный техникум. Отделом опеки и попечительства был установлен факт невозможности проживания истца в жилом помещении по адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Московская, д. 20, кв. 8 в связи с тем, что площадь жилого помещения, приходящееся на одно лицо, менее учетной нормы. 4 мая 2018 года истец был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области по муниципальному образованию города Усолье-Сибирское. В список на предоставление жилых помещение истец был включен 22 июня 2018 года, по состоянию на 25 мая 2022 года его учетный номер значился 3527. Полагает, что имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Просит обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, во внеочередном порядке по договору социального найма из муниципального специализированного жилищного фонда Иркутской области в городе Усолье-Сибирское.
В судебном заседании истец Смирнов А.А. на исковых требованиях настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 23), о рассмотрении дела в своё отсутствие не просил, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечителя Иркутской области № 4 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу части 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.
С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в порядке заочного производства с вынесением по делу заочного решения
Изучив материалы настоящего дела, выслушав мнение истца, суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Иркутской области «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области».
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
В судебном заседании установлено, что истец Смирнов А.А. родился 30 апреля 1996 года в г. Усолье-Сибирское, Иркутской области, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 17) Его мать Смирнова Н.В. умерла 5 октября 2011 года, отец указан в свидетельстве о рождении на основании заявления матери.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Смирнов А.А. до 30 апреля 2014 года (достижения 18-летнего возраста) относится к категории: детей-сирот (л.д. 12).
Согласно справке № 110 от 22 августа 2022 года, Смирнов А.А. обучался в ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа № 1 г. Усолье-Сибирское» с 1 сентября 2005 года по 27 февраля 2009 года, с 1 сентября 2009 года по 13 июня 2013 года (л.д. 15).
Как следует из материалов дела, 26 июня 2015 года истец закончил ГАПОУ Иркутской области «Усольский индустриальный техникум» с присвоением квалификации «столяр строительный 2 разряда», 21 июня 2017 года закончил ГАПОУ Иркутской области «Усольский индустриальный техникум» с присвоением квалификации «маляр строительный 2 разряда», что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о профессии рабочего, должности служащего (л.д. 13-14).
Распоряжением Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 от 2 ноября 2017 года № 2058-ро, установлен факт невозможности проживания Смирнова А.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Московская, д. 20, кв. 8 (л.д. 12).
В соответствии со справкой Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4 от 25 мая 2022 года № 4401, Смирнов А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по муниципальному образованию г. Усолье-Сибирское. Порядковый номер в едином списке детей-сирот, которые имеют право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области - 3527 (л.д. 9).
Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая, что право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма у Смирнова А.А., состоящего на учёте нуждающихся в жилом помещении, возникло, тем самым истец, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий на учёте нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма, предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не зависит от очередности постановки такого лица на учёт и должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом обстоятельств.
Исходя из смысла ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия специализированного жилищного фонда, а также от времени включения указанных граждан в список и соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Предоставление специализированных жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 названной статьи обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а при наличии заявления - после завершения обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончания военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях).
Содержащееся в п. 3 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Из представленных доказательств следует, что в собственности жилого помещения истец Смирнов А.А. не имеет, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, что ответчиком не оспорено.
Учитывая, что содержащееся в пункте 3 статьи 8 ФЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью, принимая во внимание, что в данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, с учетом того, что право истца на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет и формирования списка, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., отметил, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
Учитывая, что по месту постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях Смирнов А.А. жилым помещением обеспечен не был, суд приходит к выводу о возложении обязанности предоставить жилое помещение именно на территории населенного пункта проживания лица, реализующего государственную социальную гарантию.
При указанных обстоятельствах исковые требования Смирнова А.А. о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьям 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ (░░░░░░ ░░░░░░)) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░)) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░