№
Дело № 2- 52/2024 (№2-2413/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2024 года
Кировский районный суд г. Перми
в составе председательствующего судьи Поносовой И.В.,
при секретаре Сергеевой М.С.,
с участием истца Биктимировой Ф.Р., представителя ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю Синкевич О.Н., действующей на основании доверенностей, представителя третьего лица МКУ «Пермское городское лесничество» Маргиной М.Ю., действующей на основании доверенности, представителей третьего лица Управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми Корякиной В.Г., Юзеевой Е.В., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Биктимировой ФИО26 к администрации города Перми, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка,
установил:
Биктимирова Ф.Р. обратилась в суд с иском к администрации города Перми, Департаменту земельных отношений администрации города Перми, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, с учетом уточнений, в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, просит признать наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в отношении границы и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> и установить границу земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек:
Обозначение характерной точки границы земельного участка | Значение координат характерных точек границ земельного участка | |
X | Y | |
1 | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
В обоснование иска указано, что границы указанного земельного участка установлены на основании межевого плана от 03.04.2013 г., подготовленного кадастровым инженером Габовой Н.В. в результате проведения кадастровых работ в связи с образованием 163 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером №. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № декларированной площадью 24075 кв.м., расположен по адресу: <адрес>, мкр. Кировский, с видом разрешенного использования- под садовые участки, категория земель - земли населенных пунктов, принадлежит на праве аренды Садовому некоммерческому товариществу «Черемушки». Границы земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены. Считает, что кадастровый инженер Габова Н.В. с председателем СНТ «Черемушки» Куренковым А.И., самостоятельно установив границы собственности каждому из 163 земельных участков из единого земельного участка №без границ), могла допустить реестровую ошибку (ошибки), поскольку воспроизведена ошибка, содержащаяся в межевом плане, представленном кадастровым инженером Габовой Н.В. В 2012-2013 геодезист Косачев Д.В. произвел геодезические работы по определению границ СНТ «Черемушки» по имеющимся заборам и строениям. С геодезической картой была ознакомлена. Данная геодезическая карта не нашла своего отражения в межевом плане кадастрового инженера Габовой Н.В. Истец не знала о прохождении процесса согласования и не подписывала акты согласования границ. Считает, что кадастровый инженер не произвел работу по уточнению границ земельного участка № и на какое количество частей был разделен участок, в связи с чем межевой план не может быть признан действительным. Границы земельного участка с кадастровым номером № неизменны с 1989 года, т.е. более 15 лет, претензий со стороны смежных землепользователей по границам земельных участков до настоящего времени не поступало.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Управление Росреестра по Пермскому краю, администрация города Перми, Департамент земельных отношений администрации города Перми;
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по экологии и природопользованию администрации горда Перми, Муниципальное казенное учреждение «Пермское городское лесничество», СНТ «Черемушки», а также собственники смежных земельных участков Степанова В.И., Оборина Т.Г.
Истец в судебном заседании на уточненных требованиях настаивает по доводам, отраженным в иске.
Представители ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю в судебном заседании исковые требования не признали, просят в удовлетворении иска к Управлению отказать. Из ранее поданных возражений (т.1 л.д. 36-41, т. 4 л.д. 103-109) следует, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, уточненной площадью 609 кв.м., расположенный по адресу <адрес> с видом разрешенного использования – под садовые участки, категорией земель – земли населенных пунктов принадлежит на праве собственности Биктимировой Ф.Р. на основании распоряжения начальника Департамента земельных отношений администрации города Перми от 24.09.2013 №. Границы указанного земельного участка установлены на основании межевого плана от 03.04.2013 года, подготовленного кадастровым инженером Габовой Н.В. в результате проведения кадастровых работ в связи с образованием 163 земельных участков с кадастровым номером №, декларированной площадью 24075 кв.м., расположен по адресу <адрес>, с видом разрешенного использования под садовые участки, категория земель-земли населенных пунктов, принадлежит на праве аренды СНТ «Черемушки». Границы земельного участка с кадастровым номером № соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках. Нормы земельного законодательства не предусматривают возможности отмены межевого плана. Управление не совершало никаких действий, нарушающих права истца, не имеет материально-правового интереса к предмету спора. Надлежащими ответчиками по делу и субъектами спорного материального правоотношения по иску об исправлении реестровой ошибки в сведениях о границах земельного участка, установлении границ участка, являются собственники земельных участков, с которыми у истца имеется спор по границам. Управление необоснованно привлечено по данному делу в качестве ответчика. Доводы об использовании истцом земельного участка по фактическим границам, несовпадающим границам, указанным в ЕГРН, а также длительность такого самовольного использования дополнительного земельного участка, не свидетельствует о наличии реестровой ошибки. Применительно к указанному случаю, при уточнении площади указанного земельного участка необходимо исходить из площади, указанной в распоряжении от 24.09.2013 № кв.м. Поскольку Управление является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому иску, соответственно, это является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика администрации г. Перми в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В поступивших ранее возражениях на иск (т. 1 л.д. 218-219) указал, что в соответствии с Положением о Департаменте земельных отношений администрации г. Перми (утв. решением Пермской городской Думы от 24 февраля 2015 года № 39) основной целью департамента является эффективное управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Перми, и участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством, а также реализация единой политики в области земельных отношений и представление интересов города Перми по вопросам регулирования земельных отношений в пределах компетенции. Согласно п.2.2.1 ст. 2.2. Положения осуществление полномочий собственника земельных участков, находящихся в собственности города Перми, и участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством являются основными задачами департамента. Администрация города Перми такими полномочиями не обладает, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по делу, в заявленных требованиях просит отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента земельных отношений администрации г.Перми направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просил в удовлетворении иска отказать. Из письменных возражений на иск (т. 2 л.д. 3-7) следует, что в соответствии с представленной выпиской из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № площадью 609 кв.м. расположен в СНТ «Черемушки» и находится в частной собственности Биктимировой Ф.Р., дата регистрации права 01.11.2013, границы данного земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством. Сведения о границах участка внесены в ЕГРН. На основании свидетельства № от 15.01.1993 СНТ «Черемушки» комбината «Алый стяг» администрацией г.Перми был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 9,40 га. Администрация города Перми и садоводческое некоммерческое товарищество «Черемушки» заключили договор аренды земельного участка от 11.02.2003 №К. В составе земельного участка с кадастровым номером № входит земельный участок с кадастровым номером №. Согласно приложенного плана земельного участка, построение границ земельного участка по указанным поворотным точкам не соответствует требованиям пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ. Согласно приложенного плана земельного участка построение границ которого осуществлено по указанным истцом поворотным точкам, установлено, что увеличение площади земельного участка с кадастровым номером № предполагается за счет земельного участка с кадастровым номером №, площадью 778912 кв.м.(земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-для осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов). По данным ИСОГД образуемый земельный участок пересекает границы территориальных зон (часть земельного участка расположена в зоне садовых и дачных участков Р-3, часть земельного участка в зоне городских лесов ГЛ), расположен в двух функциональных зонах: частично в зоне природного экологического ландшафта, частично в зоне сельскохозяйственного использования, а также пересекает границы Пермского городского лесничества, границы установлены постановлением администрации города Перми от 30.01.2023 № 51 «Об установлении границ Пермского городского лесничества». Градостроительный регламент территориальной зоны Р-3 не допускает образование новых земельных участков для размещения садовых домов, дачных домов, летних сооружений, садоводства, овощеводства. В функциональных зонах сельскохозяйственного использования, также не предусмотрено садоводство
Представитель третьего лица МКУ «Пермское городское лесничество» в судебном заседании возражала против заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях (т. 2 л.д. 57-58), полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению ввиду следующего. Границы Пермского городского лесничества установлены постановлением администрации города Перми от 30 января 2023 года № 51 «Об установлении границ Пермского городского лесничества» (в ред. от 11.06.2024 № 473). Земельный участок в испрашиваемых границах частично входит в границы Пермского городского лесничества (выдел 27 квартал 28 Нижне-Курьинского участкового лесничества). По материалам лесоустройства 1980 г., 1991 г., 2010 г. спорная часть земельного участка истца также входила в границы Нижне-Курьинского лесничества. В период выделения земельного участка СНТ «Черемушки» наряду с ЗК РСФСР 1970 г. действовало постановление Совмина РСФСР от 22 марта 1974 года N 175 «Об упорядочении предоставления в пользование земельных участков», согласно которому, если отвод участков производится из земель государственного лесного фонда к ходатайству о предоставлении земельных участков прилагается акт технического обследования (с заключением лесохозяйственных предприятий) и план (чертеж) лесных участков с указанием границ групп лесов. До принятия Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 № 22-ФЗ городские леса входили в состав лесного фонда. В составе землеустроительного дела № «О предоставлении садоводческому некоммерческому товариществу «Черемушки» земельного участка под садовый кооператив в Кировском районе» имеются акт технического обследования лесных площадей, испрашиваемых к отводу из состава Гослесфонда, от 29.04.1988 площадью 6,0 га в кварталах 55, 56 Нижне-Курьинского лесничества, акт технического обследования лесных площадей, испрашиваемых к отводу из состава Гослесфонда, от 19.01.1989 площадью 3,4 га в кварталах 55, 56 Нижне-Курьинского лесничества. На основании пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» коллективному саду «Черемушки» комбината «Алый стяг» выдано свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 9,4 га в кварталах 55-56 Нижне-Курьинского лесничества. 05.09.2001 председатель СНТ «Черемушки» Федотов В.А. обратился в администрацию г. Перми с заявлением о перерегистрации землепользования садового кооператива «Черемушки» от комбината «Алый стяг» на Ласьвинских Хуторах. В результате землеустроительных работ в отношении ранее предоставленного СНТ «Черемушки» земельного участка площадью 9,4 га под уже существующие сады предоставлен дополнительный земельный участок площадью 3,7 га из городских лесов, земельный участок площадью 300,3 кв.м, садоводческого кооператива «Водник-2», подготовлен план границ землепользования СНТ «Черемушки» от 2001 г., акт установления и согласования границ земельного участка от 16.12.2002, план участка с условным № г. с координатами поворотных точек. ....... Закамским лесхозом согласована передача земельного участка площадью 3,7 га из городских лесов в Нижне-Курьинском лесничестве в кварталах 55, 56 под существующие сады садоводческому товариществу «Черемушки». Постановлением Главы города Перми от 21.11.2002 № 3254 «О предоставлении садоводческому товариществу «Черемушки» земельного участка в Кировском районе» СНТ «Черемушки» предоставлен земельный участок в аренду площадью 131 072,2 кв.м, под садовые участки с западной стороны жилого района Кирова в Кировском районе за счет ранее отведенных и городских земель в зоне возможного катастрофического затопления. Таким образом, из земель городских лесов под коллективный сад «Черемушки» за период с 1988 г. по 2002 г. переданы участки общей площадью 13,1 га, что отражено в материалах лесоустройства 2010 г., 2020 г. Изменение границ земельного участка истца по фактически используемым границам и увеличение площади участка свидетельствует о самовольном занятии земель Пермского городского лесничества (ранее - Закамского лесхоза) и не свидетельствует о наличии реестровой ошибки в смысле, придаваемом этому понятию нормами Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Согласно принципам земельного и гражданского законодательства собственник обязан удостовериться в законности пользования объектом недвижимости. При этом длительность самовольно занятого земельного участка (более 15 лет) не свидетельствует о законных основаниях такого использования. Доводы истца о том, что спорный земельный участок ею был приобретен с уже имеющимся забором и постройками, и она не могла знать о том, что он расположен на смежном земельном участке за юридической границей не обоснованный. Наличие забора и построек не создавало Биктимировой Ф.Р. препятствий для проверки соответствия фактических границ приобретаемого земельного участка юридическим границам. Кроме того, о самовольном занятии территории Пермского городского лесничества свидетельствует то обстоятельство, что сотрудниками Нижне-Курьинского участкового лесничества Пермского городского лесничества (ранее - Закамского лесхоза) были выявлены многократные факты лесонарушений, совершенных комбинатом «Алый стяг», членами коллективного сада «Черемушки», а именно: 1982 г. - самовольный захват земель гослесфонда в квартале 56 Нижне- Курьинского лесничества (трасса ЛЭП) предприятием «Алый стяг»; 1993 г. - незаконная рубка деревьев в кварталах 55, 56 Нижне-Курьинского лесничества в количестве 519 деревьев, причинен ущерб на сумму 1 715 351 руб.; 2012 г. - самовольный захват земли и размещение несанкционированной свалки мусора СНТ «Черемушки»; 2021 г. - самовольных захват земли СНТ «Черемушки». Полагает, что истцом при обращении в суд избран неверный способ защиты права, поскольку в рассматриваемом случае имеет место спор о праве на часть земельного участка. Заявленные Биктимировой Ф.Р. исковые требования относятся не к устранению реестровой ошибки в описании смежной границы земельных участков, а к изменению в ЕГРН сведений о границах и площади земельного участка Пермского городского лесничества, что свидетельствует о наличии спора о праве, который не подлежит разрешению в рамках требований об исправлении реестровой ошибки. То есть, истцом под видом исправления реестровой ошибки фактически заявлены требования, которые, в действительности, влекут не устранение такой ошибки, а включение в ЕГРН дополнительных сведений о местоположении своего земельного участка и направлены на изменение конфигурации своего земельного участка в границах местоположения участков ответчиков, что противоречит положениям Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ. Доказательств, подтверждающих несоответствие сведений о границах земельного участка с кадастровым номером №, содержащихся в ЕГРН, границам, указанным в первичных землеотводных документах, материалы дела не содержат.
Представители третьего лица Управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях (т.1 л.д. л.д. 163-169, т.5 л.д. 125-132), указывают, что в соответствии с представленными в уточненном иске координатами поворотных точек земельного участка, часть земельного участка будет располагаться в границах Пермского городского лесничества (выдел 27 квартала 28 Нижне-Курьинского участкового лесничества Пермского городского лесничества). Согласно таксационному описанию выдел 27 квартала 28 Нижне-Курьинского участкового лесничества отнесён к прочим землям, особенности: самовольный захват. Решением Пермской городской Думы от 26.07.2007 года № 134 «Об утверждении правил землепользования и застройки города Перми» в редакции от 26.01.2010 установлено, что границы городских лесов определены в соответствии с утвержденной картой градостроительного зонирования г. Перми. В соответствии с картой градостроительного зонирования для обеспечения правовых условий сохранения, воспроизводства городских лесов и осуществления различных видов деятельности в соответствии с ЛК РФ выделена территориальная зона Городских лесов (ГЛ). Данная зона включает в себя лесные (покрытые и не покрытые лесом) и нелесные земли (дороги, просеки, болота, пески, иные участки в соответствии с законодательством). В зоне ГЛ запрещается ведение сельского хозяйства, размещение объектов капитального строительства. Сведения о границах данной территориальной зоны внесены в реестр границ в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Данные сведения поставлены на учет 19.10.2011 и им присвоен реестровый №. Границы Пермского городского лесничества утверждены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 02.03.2023 г. № 371 «Об отнесении лесов на территории Пермского городского лесничества, расположенного на землях населенных пунктов города Перми Пермского края, к защитным лесам и установлении границ, о внесении изменений в Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 02.02.2012 № 27 и о признании утратившими силу некоторых приказов Федерального агентства лесного хозяйства». Сведения о границах Пермского городского лесничества внесены в ЕГРН, указанным сведениям присвоен реестровый №.1. В отношении территорий Пермского городского лесничества утвержден Лесохозяйственный регламент Пермского городского лесничества постановлением администрации города Перми от 25.04.2022 года №. В соответствии с таблицей 5 Виды разрешенного использования лесов Пермского городского лесничества Лесохозяйственного регламент: установлено, что на территории Нижне-Курьинского участковой лесничества ведение сельского хозяйства и размещение объектов капитального строительства не предусмотрено. Удовлетворение исковых требований повлечет изменение границ Пермского городского лесничества с уменьшением их площади, что недопустимо в соответствии с лесным законодательством. В соответствии с представленным истцом планом координат поворотных точек спорного земельного участка, часть данного земельного участка будет располагаться в границах особо охраняемой природной территории (ООПТ) местного значения-охраняемый ландшафт «Ласьвинская долина». Положением об ООПТ «Ласьвинская долина», утвержденным постановлением администрации города Перми от 3.1.05.2021 №, установлен запрет на осуществление на территории ООПТ деятельности, противоречащей задачам и режиму охраны ООПТ в том числе: самовольное изменение вида разрешенного использования лесного участка, самовольное занятие лесных участков. Кроме того, удовлетворение исковых требований нарушит также нормы земельного законодательства. В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов. Требования истца о признании наличия реестровой ошибки фактически направлены на приобретение нрава на земельный участок большей площадью в обход требованиям закона, устанавливающего порядок предоставления земельных участков. Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №. площадью 609 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. с видом разрешенного использования - под садовые участки, категорией земель - земли населенных пунктов, принадлежит на праве собственности Биктимировой Ф.Р. Данный земельный участок предоставлен на основании распоряжения начальника департамента земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно Выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № декларированной площадью 24075 кв.м., расположен по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - под садовые участки, категорией земель - земли населенных пунктов, принадлежит на праве аренды СНГ «Черемушки». Данный земельный участок предоставлен на основании постановления Главы города Перми от 21.11.2002 № 3254, договора аренды земельного участка от 11.02.2003 №К, заключенного между администрацией города Перми и СНТ «Черемушки». При этом План границ землепользования СНГ «Черемушки» под садовые участки, акт об отводе границ участка являются неотъемлемой частью договора аренды. Согласно данному Плану земельный участок с кадастровым номером № был сформирован в границах землепользования СНТ «Черемушки». Документов, подтверждающих факт предоставления СНТ «Черемушки», либо предоставления каким-либо конкретным членам СНТ дополнительного земельного участка на каких-либо правах истцом не представлено. Положениями ч. 1.1. ст. 43 Закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок (в данном случае таким документом является распоряжения начальника департамента земельных отношений администрации г. Перми от 24.09.2013 №), или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (договор аренды от 11.02.2003 №К). Лишь при отсутствии таких документов и сведений его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. Таким образом, применительно к данной ситуации, при уточнении площади земельного участка необходимо исходить из площади, указанной в правоустанавливающих документах - 609 кв. м. Относительно выводов эксперта указала, что вывод эксперта об обязанности органа местного самоуправления при предоставлении в аренду земельного участка СНТ «Черемушки» выполнить все виды землеустройства, предусмотренные Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» основан на неверном толковании норм закона. В материалах землеустроительного дела имеется акт установления и согласования границ земельного участка с кадастровым № от 13.12.2002 года, который включает в себя ведомость координат поворотных точек границ участка, чертеж границ, план участка. Целевое назначение и разрешенное использование земельного участка, сдаваемого в аренд) СНТ «Черемушки», его площадь указаны в договоре аренды, затем внесены в ЕГРН. Таким образом, органом местного самоуправления требования законодательства, действовавшего на момент предоставления земельного участка СНТ «Черемушки» в аренду, были выполнены. Законодательством, действовавшим в 2002 году, не установлена обязанность уполномоченного органа при предоставлении земельных участков в аренду проводить комплекс землеустроительных работ с целью выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков. Кроме того, экспертом сделан вывод о том, что конструктивное и техническое его состояние может указывать на срок, его нахождения в границах спорного земельного участка более 20 лет. Данный вывод эксперта не может быть учтен в качестве допустимого доказательства, поскольку по настоящему делу проведена землеустроительная экспертиза. Эксперт не обладает специальными познаниями в области строительства жилых домов, разрешительной документации на обследование зданий и определение даты их постройки у ООО «Континент» не имеется.
Представитель третьего лица СНТ «Черемушки» в судебном заседании участия не принимала, ранее пояснила, что иск поддерживает, увеличение площади земельного участка с кадастровым номером № не было, при межевании участка с кадастровым номером № произошла ошибка кадастрового инженера Габовой.
Третье лицо Оборина Т.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Третье лицо Степанова В.И. в судебном заседании участия не принимала, ранее пояснила, что является собственником смежного участка № и членом СНТ с 1985 года. Между её земельным участком и участком истца расположен забор, который установлен с 1990 года. Забор устанавливал ее муж по меже, обновляли только доски, столбы не переносили, спора с Биктимировой Ф.Р. не имеет (т. 2 л.д. 80-81).
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (часть 1 статьи 17, статья 18).
Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Среди оснований возникновения прав и обязанностей данной статьей предусмотрено такое основание как судебное решение, установившее гражданские права и обязанности.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
Объектами земельных отношений в силу пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Одним из способов защиты нарушенного права на земельный участок является восстановление положения, существовавшего до нарушения права (пп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственный кадастровый учет осуществляется на территории РФ в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» а также принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года№ 218-ФЗ (далее Закон № 218-ФЗ) предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином реестре недвижимости.
Частью 2 статьи 1 Закона № 218-ФЗ установлено, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведений о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ч.4 ст. 1 Закона № 218-ФЗ).
В силу части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Как следует из части 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На основании части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке либо утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истцу Биктимировой Ф.Р. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано 01.11.2013 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав (т. 1 л.д. 15), а также выпиской о характеристиках объекта из ЕГРН (т.1 л.д. 46-53).
Основанием для возникновения права собственности являлось распоряжение начальника Департамента земельных отношений администрации города Перми от 24.09.2013 №, которым садовый земельный участок № площадью 609±9 кв.м с кадастровым номером № предоставлен бесплатно в собственность члену СНТ «Черемушки» Биктимировой Ф.Р., право аренды СНТ на указанную часть земельного участка прекращено (т.1 л.д. 23).
Земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне коллективных садов, садово-огородных и дачных участков Р-3, частично в зоне «.......
Решением Пермского городского Совета народных депутатов исполнительного комитета от 24.03.1988 года № 203 принято решение об изъятии земельных участков из гослесфонда и отводе их предприятиям и организациям под коллективное садоводство, а также о регистрации устава садоводческого товарищества. В приложении к решению в качестве изымаемого участка значится земельный участок в квартале № 55,56 Нижнекурьинского лесничества (трасса ЛЭП) площадью 6 га, который отводится комбинату «Алый стяг» (т. 1 л.д. 154).
Решением Исполнительного комитета Пермского областного Совета народных депутатов от 18 мая 1988 года №122-I комбинату «Алый стяг» отведен земельный участок площадью 6,0 га, местонахождение отводимого участка – г. <адрес>
Кроме того, решением Исполнительного комитета Пермского областного Совета народных депутатов от 29 марта 1989 года № 69-4 комбинату «Алый стяг» дополнительно отведен земельный участок по фактическому занятию из гослесфонда Закамского лесхоза в кв.55,56 Нижне-Курьинского лесничества на площади 3,4 га, в постоянное пользование, под коллективный сад.
На основании акта № 6095 от 22.08.1989 года комбинату «Алый Стяг» в бессрочное (постоянное) пользование предоставлен земельный участок площадью 9,40 га, в кв.55,56 Нижне-Курьинского лесничества Закамского лесхоза для возведения коллективного сада «Черемушки» (хоз.линией ЛЭП) (т. 1 л.д. 155).
15.01.1993 года земельный участок площадью 9,4 га, для садоводов, кварталы 55-56 Нижне-Курьинского лесничества, передан в бессрочное (постоянное) пользование коллективному саду «Черемушки» комбината «Алый Стяг», что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю (т.1 л.д. 158).
05.09.2001 председателем СНТ «Черемушки» подано заявление о перерегистрации землепользования садового кооператива «Черемушки» от комбината «Алый Стяг».
В период выделения СНТ «Черемушки» земельного участка действовал ЗК РСФСР 1970 года, который не запрещал предоставление земель лесного фонда под коллективное садоводство (ст.ст. 13,34, 74,76 Кодекса).
Постановлением главы г.Перми от 21.11.2002 № 3254 СНТ «Черемушки» предоставлен в аренду земельный участок площадью 131072,2 кв.м. Ведомостью к постановлению от 21.11.2002 № 3254 определены координаты, земельного участка предоставленного в аренду СНТ «Черемушки» (т.2 л.д. 76-77).
14.01.2003 установлены поворотные точки земельного участка СНТ «Черемушки».
11.02.2003 между администрацией города Перми и СНТ «Черемушки» в лице председателя ФИО12 заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял во временное пользование на условиях аренды земельный участок, имеющий кадастровый №, площадью 131072,2 кв.м, расположенный на землях поселений и находящийся по адресу: <адрес>; целевое использование: садовые участки; срок аренды с 22.11.2002 года по 21.10.2007 года (т.1 л.д. 13-14).
Согласно сведениям из ЕГРН по состоянию на 31.05.2023 года площадь арендуемого СНТ «Черемушки» земельного участка с кадастровым №:1 составляет 24075 кв.м., указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, имеет статус «актуальные, ранее учтенные», граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиям земельного законодательства (т.1 л.д. 51-53).
В отношении спорного земельного участка, принадлежащего истцу, должностным лицом выявлено правонарушение, заключающееся в использовании дополнительного к основному земельному участку № земельного участка площадью 97,12 кв.м за счет территории выдела 27 квартала 28 Нижнекурьинского участкового лесничества Пермского городского лесничества, стоящих на государственном кадастровом учете и полосы неразграниченных земель площадью 154,99 кв.м, в самозахвате 252,11 кв.м, то есть более 5 процентов.
Смежными по отношению к земельному участку истца являются земельный участок № с кадастровым номером №, принадлежащий Оборина Т.Г. (т.2 л.д. 84-85), а также земельный участок № с кадастровым номером №, принадлежащий на праве собственности Степановой В.И. (т. 2 л.д. 86-91)
Споров по границе со смежными землепользователями не имеется.
Из материалов дела следует, что 03.04.2013 года кадастровым инженером Габовой Н.В. подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 163 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 59:01:1117145:1. Согласно межевому плану земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес>», принадлежащий истцу, имеет площадь 609±9 кв.м (т.2 л.д. 125).
Истец в обоснование заявленных требований ссылается на то, что спорный земельный участок находится в её длительном владении и пользовании. Ранее она не была осведомлена об установленных границах земельного участка, в связи с чем проведенным 03.04.2013 года межеванием земельного участка нарушены ее права. В результате проведения работ по межеванию часть земельного участка оказалась в границах земельного участка с кадастровым номером №. Уполномоченным органом её действия оценены как самозахват земель, в действительности такой захват отсутствует. В настоящее время спорный земельный участок имеет ту же фактическую площадь, что и в 1989 году, по фактическому местоположению границ площадь участка составляет 829 кв.м. и участок по фактически сложившимся более 15 лет границам имеет иные координаты поворотных точек, нежели указанные в ЕГРН на основании межевого плана от 03.04.2013.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд, полагает, что в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении её земельного участка имеется реестровая ошибка, об исправлении которой ею заявлено, также просит установить границы земельного участка с учетом фактического землепользования на протяжении 15 и более лет.
Частью 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ установлено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8). Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (часть 9).
На основании части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ (в редакции действующей до 01 июля 2022 года) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Аналогичные правила уточнения границ земельных участков были предусмотрены ранее действовавшим законодательством - Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (статья 38), Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996, Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра 17.02.2003, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве".
В действующем законодательстве схожее нормативное регулирование содержится в пункте 1.1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ"О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, при уточнении границ ранее учитывалось, как и сейчас, фактическое землепользование, а определяемые границы не могли проходить по объектам, принадлежащим иным лицам.
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее Закон № 221-ФЗ) кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).
Согласно ст. 37 Закона № 221-ФЗ результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.
Согласно ст. 39 Закона № 221-ФЗместоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 1).
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет) (часть 3).
Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности (часть 5).
Из ст. 40 Закона № 221-ФЗ следует, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1); местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного ч.3 настоящей статьи случая (часть 2).
Статья 61 Закона № 218-ФЗ предусматривает порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН.
Согласно частям 1, 3, 4, 6 ст. 61 Закона № 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке: 1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости; 2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке; 3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
При обнаружении органом регистрации прав или публично-правовой компанией реестровой ошибки, в том числе в результате рассмотрения информации о возможном наличии реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, предоставленной органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на установление границ населенного пункта или территориальной зоны, либо заявления заинтересованного лица о возможном наличии реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, местоположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке (далее также - контур здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства с границами земельных участков (за исключением пересечения границ территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка в случаях, если это допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами), орган регистрации прав принимает решение о необходимости устранения реестровой ошибки, которое должно содержать дату выявления реестровой ошибки и описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, указание причин необходимости устранения реестровой ошибки, а также порядок устранения реестровой ошибки. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия указанного решения, орган регистрации прав направляет указанное решение правообладателям объектов недвижимости или в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на установление границ лесничеств, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон (далее - уполномоченные на установление границ органы), для обеспечения исправления реестровой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав указанного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Реестровая ошибка может быть исправлена на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, из приведенных норм следует, что реестровой ошибкой является воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом № 218-ФЗ.
Ответчик Департамент земельных отношений администрации г. Перми, возражая против заявленных исковых требований, указал, что построение границ земельного участка, принадлежащего истцу, по предложенным им координатам поворотных точек влечет существенное увеличение площади земельного участка истца, такое увеличение предполагается за счет земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:78125, площадью 778 912 кв.м, категория – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для осуществления использования, охраны, зашиты, воспроизводства лесов), что противоречит требованиям действующего законодательства.
Ответчик Управление Росреестра по Пермскому краю, возражая против заявленных исковых требований, указал, что длительное использование истцом земельного участка по фактическим границам, которые не совпадают с границами, указанными в ЕГРН, не свидетельствует о наличии реестровой ошибки. При уточнении площади спорного земельного участка необходимо исходить из площади, указанной в распоряжении от 24.09.2013 №, т.е. 609 кв.м, доказательств предоставления истцу земельного участка большей площадью в материалы дела не представлены, в связи с чем требования об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка не могут быть удовлетворены.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте положений пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законодатель закрепляет дискреционное полномочие суда по оценке доказательств, необходимое для эффективного осуществления правосудия.
В целях всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, для устранения противоречий позиций сторон, определением Кировского районного суда г.Перми от 28.11.2023 года по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Континент» ФИО19 и ФИО13 (т. 4 л.д. 164-176).
В представленном заключении эксперта от 03.06.2024 года № экспертом сделаны следующие выводы (т. 5 л.д. 56-61):
1) Согласно сведений ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № имеет площадь 609 кв. м., что на 220 кв.м, меньше фактической площади земельного участка, установленной по результатам натурного обследования объекта экспертизы.
По результату исследования экспертом установлено, что фактическое местоположение границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, участок № не соответствует сведениям ЕГРН о местоположении границ и площади указанного участка, установленным на основании межевого плана от 03.04.2013 г.
2) Определить конфигурацию и площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, участок № на дату предоставления земельного участка в кварталах 55,56 Нижнекурьинского лесничества Закамского лесхоза коллективному саду «Черемушки» комбината «Алый Стяг» (1988-1999 г.) не представляется возможным, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие местоположение границ индивидуальных садовых участков.
Фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, участок № составляет 829 кв.м.
3) Согласно представленных в материалы дела документов установить существование фактического местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № в течении 15 и более лет, не представляется возможным. Однако при проведении натурного обследования объектов экспертизы, установлено местоположение капитального 1-этажного нежилого садового дома в границах земельного участка с кадастровым номером №, конструктивное и техническое состояние которого позволяет сделать вывод о том, что указанный объект капитального строительства существует в границах земельного участка более 20 лет. Аэрофотоснимки, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет сервиса Google.Earth от 08.07.2008г., 26.07.2005г, дополнительно подтверждают несоответствие местоположения границ земельного участка, содержащихся в ЕГРН, поскольку объект недвижимости существующий на местности более 20 лет фактически расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №
На основании вышеизложенного фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> существует на местности в течение 15 лет и более.
4) Анализируя землеотводные и правоустанавливающие документы СНТ «Черемушки», установлено следующее.
При оформлении земельного участка СНТ «Черемушки» в аренду сроком на 4 года 11 месяцев площадью 131 072,2 кв.м на основании Постановления Главы г.Перми от 21.11.2002г. № 3254 «О предоставлении СНТ «Черемушки» земельного участка в Кировском районе», органом местного самоуправления в рамках действовавшего на момент предоставления земельного участка Федерального закона Российской Федерации от 18.06.2001г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» и ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в обязательном порядке необходимо проведение комплекса работ по землеустройству в отношении земельного участка, предполагаемого к предоставлению, включая установление местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков. Однако уполномоченным органом в нарушение норм действующего на момент предоставления земельного участка СНТ «Черемушки» требования действующего законодательства по проведению работ по землеустройству не соблюдены, в связи с чем не учтены фактические границы землепользования.
Указанное нарушение требований земельного законодательства, допущенное в 2002 году, послужило причиной того, что в межевом плане от 03 апреля 2013 года при образовании 163 земельных участков СНТ «Черемушки», в т.ч. земельного участка с кадастровым № кадастровый инженер Габова Н.В. технически не могла выйти за границы исходного земельного участка с кадастровым номером № поскольку раздел земельного участка производится исключительно в границах исходного земельного участка, границы которого установлены и внесены в ЕГРН. Это свидетельствует о наличии реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>. Единственным вариантом устранения выявленной реестровой ошибки является внесение в сведения ЕГРН достоверной информации относительно фактического местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №.
5) Наиболее вероятным вариантом установления границы земельного участка для исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН необходимо установить границы земельного участка с кадастровым номером 59:01:0117145:103 согласно приведенному в заключении каталогу координат.
В ходе судебного заседания в каталоге координат поворотных точек, определенных экспертом, судом установлены неточности.
Эксперт ФИО14 в судебном заседании пояснила, что при изготовлении экспертного заключения допущена техническая описка в каталоге координат поворотных точек, а также в площади земельного участка по фактическому пользованию указано 853 кв.м. вместо 829 кв.м., в связи с чем было подготовлено дополнение к заключению эксперта.
В соответствии с частью 1 статьи 87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту.
В представленном дополнительном заключении эксперта № от 03.09.2024 года экспертом сделан следующий вывод, для исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН необходимо установить границы земельного участка с кадастровым номером № согласно приведенному в заключении каталогу координат. Площадь земельного участка с кадастровым номером № с учетом изменений по западной границе по фактическому пользованию земельного участка составляет 829 кв.м.
Согласно части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Таким образом, заключение судебной экспертизы оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.
У суда отсутствуют основания не доверять экспертному заключению от 03.06.2024 года и 03.09.2024 года, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями процессуального законодательства. В заключении приведены ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Основания для сомнения в правильности заключения и в объективности и беспристрастности эксперта отсутствуют. Таким образом, суд принимает заключение эксперта ООО «Континент» в качестве допустимого доказательства.
Истец в обоснование заявленных им требований ссылается на неизменность границ земельного участка и их существование на местности более пятнадцати лет.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО15 пояснила, что является соседкой по земельному участку с Биктимировой Ф.Р. Владеет в СНТ «Черемушки» садовым участком с 1984 года. Данный участок расположен ближе к лесу, как и участок №. Ранее спорным земельным участком № владела семья Зевакиных, затем его купила истец Биктимирова. На участке расположены дом, баня, имеется забор, который установлен примерно в 90-х годах. Участок существует в фактических границах более 20 лет, забор был установлен прежним хозяином, Биктимирова забор не переносила, только обновила его, не изменяя границы.
Как разъяснено Верховным судом РФ в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 годы, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2014 года, в соответствии с пунктом 2.9, местоположение границы земельного участка, находящегося на землях садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа - из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. При этом, в ситуации, когда площадь земельного участка истца с учетом фактических границ больше или меньше площади, указанной в правоустанавливающем документе, суд проверяет, за счет каких земель образовалась данная разница, производился ли кем-либо из сторон или прежних владельцев участков перенос спорной границы, осуществлялась ли истцом или ответчиком дополнительная прирезка к своему земельному участку и имеет ли данная прирезка отношение к той части участка, по поводу которой заявлен спор, а также как давно стороны пользуются участками в имеющихся границах.
В рамках рассмотрения настоящего дела ответчиком не оспаривается местоположение части границы земельного участка истца с восточной, северной и южной стороны. Предметом спора является местоположение западной границы земельного участка с кадастровым номером №, которая является смежной с земельным участком с кадастровым номером №
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 778 912 кв.м, имеет статус «учтенный», категория земель – земли населённых пунктов, виды разрешенного использования – для осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, собственником земельного участка является муниципальное образование город Пермь, дата государственной регистрации права 29.03.2016 года (т. 1 л.д. 180-196).
Согласно материалам лесоустройства городских лесов г. Перми испрашиваемый земельный участок находится в границах Пермского городского лесничества (выдел 27 квартала 28 Нижне-Курьинского участкового лесничества). Сведения о границах Пермского городского лесничества внесены в ЕГРН, присвоен реестровый №
Сведения о границах территориальной зоны Городских лесов также поставлены на учет 19.10.2011, присвоен реестровый №
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Земли городских лесов относятся к землям населенных пунктов и не являются землями лесного фонда.
Земли городских лесов являются лесными участками, правовое регулирование которых, осуществляется в соответствии с лесным законодательством.
В соответствии со ст. 111 Лесного кодекса Российской Федерации городские леса отнесены к категории защитных лесов. В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Правовой режим городских лесов кардинально отличается от режима земель населенных пунктов, расположенных в иных территориальных зонах. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Суд, анализируя представленные в материалы дела доказательства, в совокупности с заключением землеустроительной экспертизы, приходит к выводу о наличии реестровой ошибки содержащихся в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Биктимировой Ф.Р., поскольку при оформлении земельного участка в СНТ «Черемушки» в обязательном порядке необходимо проведение комплекса работ по землеустройству в отношении земельных участков, предполагаемых к предоставлению. Вместе с тем, не были учтены фактические границы землепользования, что является нарушением требований земельного законодательства.
При этом, суд приходит к выводу о доказанности в ходе рассмотрения дела факта существования на местности границ спорного земельного участка на протяжении пятнадцати и более лет, что подтверждается пояснениями лица, участвующих в деле (истца, третьего лица Степановой В.И., свидетеля), а также наличием на земельном участке объектов и строений.
Со стороны уполномоченных органов власти не было каких-либо замечаний относительно использования спорного земельного участка для садоводства на протяжении всего времени с момента образования СНТ.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным установить границы земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с заключением эксперта от 03.06.2024 и дополнением к заключению от 03.09.2024 года по координатам, согласно приведенного каталога, соответственно, площадь земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего истцу, по фактическому использованию составит 829 кв.м.
Оснований для удовлетворения исковых требований Биктимировой Ф.Р. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю суд не усматривает, поскольку указанный ответчик, как орган, осуществляющий государственную регистрацию прав и кадастровый учет, в соответствии со ст.4 указного выше Закона о регистрации, является участником публичных правоотношений. При этом, каких-либо незаконных действий при регистрации права собственности истца на спорный земельный участок Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю не допущено.
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
При этом решение суда, которым изменены площадь и границы земельного участка, является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Биктимировой ФИО27 удовлетворить частично.
Установить границы земельного участка № с кадастровым номером
№, расположенного по адресу: <адрес>», принадлежащего на праве собственности Биктимировой ФИО28, площадью 829 кв.м., в соответствии с координатами поворотных точек:
Обозначение характерной точки границы земельного участка | Значение координат характерных точек границ земельного участка | |
X | Y | |
1 | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
....... | ....... | ....... |
Разъяснить, что данное решение является основанием для регистрирующего органа для внесения в ЕГРН сведений об изменении площади и местоположении границ земельного участка № с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. <адрес>
Биктимировой ФИО29 в удовлетворении иска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, отказать.
Решение суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Судья И.В.Поносова
Мотивированное решение изготовлено 30.09.2024