Решение по делу № 2-1273/2018 от 26.10.2018

Дело № 2-1273/2018

Решение

Именем Российской Федерации

07 декабря 2018 Рі.                            Рі. Вышний Волочёк

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,

при секретаре Прудниковой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоровой Марии Алексеевны к администрации Вышневолоцкого района Тверской области, Правительству Тверской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

с участием истца Егоровой М.А., её представителя Лебедевой Е.А.,

представителя ответчика, администрации Вышневолоцкого района Тверской области, Гока З.В.,

представителя третьего лица, государственного казенного учреждения Тверской области «Центр социальной поддержки населения» города Вышний Волочёк и Вышневолоцкого района Тверской области, Виноградовой А.А.,

установил:

Егорова М.А. обратилась в суд с иском к администрации города Вышний Волочёк Тверской области, Правительству Тверской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, пригодного для проживания, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

В обоснование исковых требований указано, что Егорова Мария Алексеевна, является лицом, оставшимся без попечения родителей. В связи с тем, что она не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не имеет в собственности жилого помещения, в январе 2018 года ею были собраны все необходимые документы для включения её в реестр лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и направлены в государственное казенное учреждение Тверской области «Центр социальной поддержки населения» города Вышний Волочёк и Вышневолоцкого района Тверской области (далее - ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района). Комиссия по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приняла решение о включении её в реестр. Однако, при этом пояснили, что в 2019 году она не сможет реализовать свое право на получение жилого помещения, поскольку есть лица, которые встали на учет раньше, чем она, с чем она не согласна. В настоящее время у нее двое малолетних детей и она вынуждена проживать у знакомых, что нарушает её законные права и интересы.

В качестве третьих лиц в исковом заявлении указаны Министерство социальной защиты населения Тверской области и ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» города Вышний Волочёк и Вышневолоцкого района Тверской области.

Определением суда от 22 ноября 2018 г. допущена замена ненадлежащего ответчика – администрации города Вышний Волочёк надлежащим ответчиком – администрацией Вышневолоцкого района Тверской области.

Протокольным определением суда от 22 ноября 2018 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Тверской области и администрация Дятловского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области.

В судебном заседании истец Егорова М.А. иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что в собственности жилого помещения не имеет.

Представитель истца Лебедева Е.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, пояснив, что за истцом сохранено жилое помещение, которое расположено в <адрес>, которое признано непригодным для проживания, поэтому обязанность предоставить жилое помещение лежит на администрации Вышневолоцкого района Тверской области; кроме того истец имеет двоих малолетних детей, включена в реестр.

Представитель ответчика, администрации Вышневолоцкого района Тверской области Гока З.В., в судебном заседании иск признала частично по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в котором изложены следующие доводы.

Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусматриваются в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период и предоставляются в форме субвенций, размер которых определяются по каждому муниципальному образованию. Главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области, выделяемых на обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, является Министерство социальной защиты населения Тверской области. Ежегодно в срок до 15 сентября текущего года комиссия формирует список детей-сирот, которым в очередном финансовом году будут приобретаться жилые помещения. Министерство социальной защиты населения Тверской области направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области список, сформированный комиссией. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения для - сирот в соответствии с федеральным законодательством. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения по стоимости в пределах средств областного бюджета Тверской области, предоставленных в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области после поступления средств областного бюджета Тверской области проводят торги в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подписывают муниципальные контракты и акты приема-передачи, производят комиссионно обследования жилых помещений, далее регистрируют право муниципальной собственности на жилые помещения в Росреестре, принимают решения об отнесении жилых помещений к специализированному найму, регистрируют специализированный найм в соответствии с действующим законодательством, а затем заключают договоры найма специализированных жилых помещений с лицами, включенными в список Министерством (в том числе в рамках исполнения решения судов). В силу выше изложенного считает необоснованной ссылку истца Егоровой М.А. о том, что жилое помещение должно быть предоставлено немедленно после возникновения субъективного права на получения жилья. Процедуру предоставления детям-сиротам жилого помещения законодатель не отменял. Также до этапа заключения договора найма специализированного жилого помещения с Егоровой М.А. администрация Вышневолоцкого района обязана провести торги в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (срок от 3-4 месяцев, с учётом соблюдения всей процедуры в силу закона), после победы в конкурсе администрация Вышневолоцкого района обязана будет зарегистрировать данное имущество за муниципальным образованием Тверской области Вышневолоцкий район в учреждении юстиции (срок на регистрацию 1 месяц), а затем, в рамках постановления главы Вышневолоцкого района от 09 декабря 2009 г. № 780 провести обследование жилого помещения, с целью получения заключения межведомственной комиссии о пригодности либо непригодности для проживания (срок 1 месяц). В силу выше изложенного, разумным сроком для исполнения решения суда по заявленным Егоровой М.А. требованиям с учётом времени объявления и проведения торгов, проведения обследования межведомственной комиссией, дальнейшей регистрации права собственности на жилое помещение за муниципальным образованием Тверской области Вышневолоцкий район в Росреестре, считают срок - в течение 6 месяцев с момента выделения Министерством социальной защиты населения Тверской области денежных средств.

Также представитель ответчика, администрации Вышневолоцкого района Тверской области Гока З.В., в судебном заседании просила учесть, что до момента заключения договора найма специализированного жилого помещения, ответчику необходимо провести: торги в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; регистрацию права муниципальной собственности на жилое помещение за муниципальным образованием; обследование жилого помещения на предмет его пригодности для проживания. С учетом изложенного, просила установить срок для исполнения обязанности по предоставлению истцу жилого помещения шесть месяцев.

Ответчик, Правительство Тверской области, извещённое о времени и месте судебного заседания, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя; представлен отзыв на исковое заявление, в котором просило отказать в удовлетворении исковых требований к Правительству Тверской области по следующим основаниям.

Правительство Тверской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку требования, содержащиеся в исковом заявлении, находятся за рамками компетенции Правительства Тверской области. В соответствии с нормами статьи 8 закона Тверской области от 09 декабря 2005 г. № 150-ЗО «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений уполномоченным Правительством Тверской области органом исполнительной власти Тверской области в соответствии с законодательством. В соответствии с Федеральным законом право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. При этом, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тверской области могут наделяться государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения категорий лиц, указанных в абзаце первом настоящей статьи. Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения категориям лиц, указанным в настоящей статье, осуществляется в порядке, установленном Правительством Тверской области. С 1 января 2012 года вступил в силу Закон Тверской области от 07 декабря 2011 г. № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской облаем и государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан». Согласно норм вышеуказанного Закона органы местного самоуправления, а именно органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тверской области (статья 1 данного Закона), наделяются государственными полномочиями по обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет. Выделение субвенций осуществляется в соответствии с законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год, принимаемым Законодательным Собранием Тверской области, исходя из количества детей-сирот, имеющих право на получение жилых помещений. Порядок расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержден Постановлением Правительства Тверской области от 05 апреля 2012 г. № 142-пп. Субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. На основании постановления Правительства Тверской области от 05 апреля 2012 г. № 142-пп «Об утверждении Порядка расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», субвенции перечисляются органам местного самоуправления в соответствии со список, утвержденным комиссией по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения после предоставления в Министерство социальной защиты населения Тверской области заявки с приложением копии муниципального контракта на приобретение жилого помещения лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключения Комиссии. Главным распорядителем субвенций является Министерство социальной защиты населения Тверской области (п.3 Порядка). С учетом изложенного, в настоящее время надлежащим Ответчиком по делу может быть только орган местного самоуправления. При этом у истца отсутствует право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в силу статьи 57, 98.1, пункта 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которая вступила в силу 1 января 2013 года в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей норма «внеочередное обеспечение жилым помещением», утратила силу. Действующими нормами права не установлено в течение какого периода времени с момента включения в список нуждающихся, жилое помещение должно быть предоставлено. Удовлетворение требований истца приведет к нарушению прав и законных интересов иных лиц (детей-сирот), поставленных на учет ранее истца. Каких-либо норм, отменяющих или изменяющих механизм обеспечения детей-сирот жилыми помещениями в Тверской области, законодательство не содержит. Егорова М.А. состоит на учете только с 25 сентября 2018 г. При этом, комиссия формирует список граждан из числа детей-сирот, которым в очередном финансовом году будут приобретаться жилые помещения, ежегодно в срок до 15 сентября текущего года. Следовательно, Истец может быть обеспечена жильем только в 2020 году.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство социальной защиты населения Тверской области, извещённое о времени и месте судебного заседания, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя; представлен отзыв на исковое заявление, в котором содержались следующие доводы.

Егорова М.А. состоит на учёте в реестре лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения, с 25 сентября 2018 г. Протоколом от <дата> <№> Комиссия по формированию списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, утвердила список на обеспечение жильем в 2019 году. Включение в список подразумевает наличие необходимых средств в бюджете Тверской области, которые будут направлены администрации муниципального образования. Из-за недостаточности средств Егорова М.А. не вошла в список на 2019 год. Как установлено ч.1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии со статьёй 2 Закона Тверской области от 06 февраля 2013 г. №2-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, на территории Тверской области однократно предоставляются благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Постановлением Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен Порядок предоставления благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Тверская область (далее – Порядок). Согласно пункту 6 Порядка, государственные казенные учреждения Тверской области – центры социальной поддержки населения, осуществляющие полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеки и попечительству за 3 месяца до утверждения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в очередном году (далее – список), проводят проверку документов лиц, ранее включенных в список, а также устанавливают их фактическое место жительства. Результаты проверок направляются в Министерство не позднее чем за 20 рабочих дней до утверждения списка комиссией по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Комиссия), которая формируется в порядке, утвержденном Правительством Тверской области. Ежегодно, в срок до 15 сентября текущего года Комиссия формирует список указанных категорий граждан, которым в очередном финансовом году будут приобретаться жилые помещения. Министерство социальной защиты населения Тверской области направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области список, сформированный Комиссией. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения для детей-сирот в соответствии с федеральным законодательством. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения по стоимости в пределах средств из областного бюджета Тверской области, предоставляемых в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области после регистрации права собственности на жилое помещение заключают договоры найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами, включенными в список (пункты 7-8 Порядка). Субвенции перечисляются органам местного самоуправления в соответствии со списком, утвержденным комиссией по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения после предоставления в Министерство заявки с приложением копии муниципального контракта на приобретение жилого помещения лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключения Комиссии. С учетом вышеизложенного, надлежащим ответчиком по требованию истца об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения может быть только орган местного самоуправления. Действующим федеральным законодательством не предусматривается внеочередное предоставление жилья по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Действующими нормами права не установлено в течение какого периода времени с момента включения в список нуждающихся, жилое помещение должно быть предоставлено. Кроме того, Министерство полагает необходимым привлечь в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Тверской области.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» города Вышний Волочёк и Вышневолоцкого района Тверской области, Виноградова А.А., действующая в пределах полномочий, предоставленных доверенностью от 09 октября 2018 года в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство финансов Тверской области, извещённое о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, ходатайств не заявило, представило письменный отзыв на исковое заявление, в котором содержались следующие доводы.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В случае невозможности предоставления включенным в список детям-сиротам благоустроенных жилых помещений в границах населенного пункта по месту их жительства, с согласия указанных лиц им предоставляются благоустроенные жилые помещения в другом населенном пункте в границах Тверской области. Проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признаются невозможным при наличии обстоятельств, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Правительством Тверской области. В отзыве Министерство финансов Тверской области ссылается на нормы нормативных актов: Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Тверской области от 09 декабря 2005 г. № 150-ЗО «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке де, Закон Тверской области от 07 декабря 2011 г. № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», Закон Тверской области от 06 февраля 2013 г. №2-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Тверской области от 17 апреля 2006 г. № 39-ЗО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области».

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, администрация Дятловского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, извещённая о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, ходатайств не заявила, возражения не представила.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Егорова Мария Алексеевна, <дата> года рождения, уроженка <данные изъяты>, на основании Распоряжения администрации Вышневолоцкого района Тверской области от <дата> <№>, считается оставшейся без попечения родителей, за ней сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>

Согласно копии записи о рождении <№> от <дата>. и свидетельства о рождении <№> от <дата>., копии записи акта о рождении <№> от <дата>. и свидетельства о рождении <№> от <дата>., Егорова Мария Алексеевна является матерью ФИО1, <дата> года рождения и ФИО2, <дата> рождения соответственно.

Согласно акту обследования помещения (многоквартирного дома) от 12 февраля 2015 г. и заключению от 27 февраля 2015 г. помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не пригодно для постоянного проживания.

Из акта об установлении факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях <№> от <дата> следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии, не пригодно для постоянного проживания, в связи с этим проживание Егоровой Марии Алексеевны в данном жилом помещении признается невозможным.

На основании выписки из протокола Комиссии по формированию списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями № 16 от 25 сентября 2018 года, Егорова М.А.включена в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 29 декабря 2017 г. сведения о зарегистрированных правах Егоровой М.А. на имеющиеся у нее объекты недвижимости отсутствуют.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища.

Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 1598-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичные положения закреплены в статье 2 Закона Тверской области от 6 февраля 2013 г. № 2-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона № 109-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу части 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 Закона Тверской области от 07 декабря 2011 г. № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» (далее – Закон Тверской области № 78-ЗО) органы государственной власти Тверской области в пределах компетенции при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными средствами.

В силу статьи 6 Закона Тверской области № 78-ЗО финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусматриваются в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период и предоставляются в форме субвенций, размер которых определяется по каждому муниципальному образованию.

Субвенции носят строго целевой характер и не могут быть использованы на другие цели, а также на дополнительные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления сверх установленных федеральными, областными нормативными правовыми актами.

Порядок расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан утвержден постановлением Правительства Тверской области от 5 апреля 2012 г. № 142-пп (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка субвенции из областного бюджета Тверской области на реализацию переданных органам местного самоуправления государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот предусматриваются ежегодно в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с Законом Тверской области от 7 декабря 2011 г. № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» и предоставляются местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований Тверской области, возникающих при выполнении государственных полномочий на основании муниципальных контрактов, заключенных в установленном порядке органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Главным распорядителем субвенции является Министерство социальной защиты населения Тверской области (пункт 3).

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченным органом по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений определено Министерство социальной защиты населения Тверской области.

В соответствии со статьей 2 Закона Тверской области № 78-ЗО органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.

Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения категориям лиц, указанным в настоящей статье, осуществляется в порядке, установленном Правительством Тверской области (абзац четвёртый статьи 8 Закона Тверской области от 9 декабря 2005 г. № 150-ЗО «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области»).

Постановлением Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Приложении 6 установлен Порядок предоставления благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Тверская область.

Согласно положения данного Порядка государственные казенные учреждения Тверской области - центры социальной поддержки населения, осуществляющие полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, за 3 месяца до утверждения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в очередном году (далее - список), проводят проверку документов лиц, ранее включенных в список, а также устанавливают их фактическое место жительства. Результаты проверок направляются в Министерство социальной защиты населения Тверской области (далее - Министерство) не позднее, чем за 20 рабочих дней до утверждения списка комиссией по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - комиссия), которая формируется в порядке, утвержденном Правительством Тверской области.

Ежегодно в срок до 15 сентября текущего года комиссия, формирует список указанных категорий граждан, которым в очередном финансовом году будут приобретаться жилые помещения (пункт 6).

Министерство направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области список, сформированный комиссией (пункт 7).

Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения для детей-сирот в соответствии с федеральным законодательством.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения по стоимости в пределах средств из областного бюджета Тверской области, предоставляемых в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Площадь приобретаемого жилого помещения не может быть ниже нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленной законом Тверской области от 17.04.2006 N 39-ЗО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области" для указанной категории лиц.

Жилые помещения должны отвечать требованиям, предусмотренным статьёй 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области после регистрации права собственности на жилое помещение заключают договоры найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами, включенными в список.

В случае освобождения жилого помещения, приобретенного в целях предоставления детям-сиротам в соответствии с настоящим Порядком, специализированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, подлежит предоставлению иным детям-сиротам, не имеющим жилых помещений, в соответствии с настоящим Порядком (пункт 8).

С учётом изложенного, исходя из положений Закона Тверской области № 44-ЗО от 02 августа 2011 г. «О правительстве Тверской области» обязанность по предоставлению истцу жилого помещения не может быть возложена на Правительство Тверской области.

В этой связи суд считает необходимым отказать Егоровой М.А. в удовлетворении иска в части требования к Правительству Тверской области.

Обязанность по предоставлению истцу жилого помещения в данном случае должна быть возложена на администрацию Вышневолоцкого района Тверской области, как орган местного самоуправления, непосредственно обязанный обеспечивать жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено, что сведений о включении Егоровой М.А. в список лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, за счет субвенций областного бюджета на следующий год не имеется.

Согласно статье 5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что Егорова М.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Вышневолоцком районе Тверской области, обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении последней 23-летнего возраста, в связи с чем она имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об обеспечении Егоровой М.А., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению указанного жилого помещения подлежит возложению на администрацию Вышневолоцкого района Тверской области.

Оснований для установления срока для предоставления истцу жилого помещения не имеется. Устанавливая наличие у истца права на предоставление жилого помещения, суд возлагает соответствующую обязанность на уполномоченные органы, которые подлежат исполнению по вступлению решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Егоровой Марии Алексеевны к администрации Вышневолоцкого района Тверской области, Правительству Тверской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения удовлетворить частично.

Обязать администрацию Вышневолоцкого района Тверской области предоставить Егоровой Марии Алексеевне однократно благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору жилищного найма специализированных жилых помещений в пределах норм (технических, санитарных, норм площади), установленных действующим законодательством.

Отказать Егоровой Марии Алексеевне в удовлетворении иска о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения в части требования к Правительству Тверской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                            Р”.Р›. Кяппиев

2-1273/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Егорова М. А.
Ответчики
Правительство Тверской области
Администрация Вышневолоцкого района
Администрация города Вышний Волочек
Другие
Администрация Дятловского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области
ГКУ Тверской области "Центр социальной поддержки населения" г. Вышний Волочек и Вышневолоцкого района
Министерство социальной защиты населения Тверской области
Министерство финансов Тверской области
Суд
Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области
Судья
Кяппиев Д.Л.
Дело на странице суда
vyshnevolocky.twr.sudrf.ru
26.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2018Передача материалов судье
31.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2018Судебное заседание
07.12.2018Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее