УИД № Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Усинск 27 июня 2022 года
Усинский городской суд Республики Коми,
в составе председательствующего судьи Лариной Л.В.,
при секретаре Поповой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Усинска, поданному в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании запрещенной информации, размещенной в сети «Интернет»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Усинска, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании запрещенной к распространению информации, размещенной в сети «Интернет» на сайтах:
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе мониторинга прокуратурой г. Усинска информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлены указанные выше интернет-страницы, содержащие информацию о незаконной продаже неограниченному кругу лиц боевого огнестрельного оружия без лицензии, таких как пистолет Макарова; имеются сведения о способах заказа оружия, указаны контакты лиц для осуществления заказа, что фактически является информационным пособничеством террористической деятельности, создающим опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства, за осуществление которого предусмотрена уголовная ответственность. На страницах данных сайтов указано, что продажа огнестрельного оружия осуществляется без требования на предъявление разрешения и лицензии, взаимодействие ведется через личную переписку с продавцом, через электронную почту, указанную на сайте.
Свободное распространение информации о незаконной продаже неограниченному кругу лиц боевого ручного стрелкового оружия обосновывает и оправдывает противоправное поведение, допустимость насилия и жестокости, побуждает осуществлять насильственные действия, в связи с чем создает возможность практического приобретения и применения, в том числе несовершеннолетними, боевого ручного стрелкового оружия для проведения террористических актов и иных тяжких преступлений.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», свободный оборот на территории Российской Федерации боевого стрелкового оружия запрещен.
Статьей 222 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконный сбыт огнестрельного оружия и боеприпасов к нему.
В силу п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 205.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности, одним из видов которой является пособничество в совершении террористического акта. Под пособничеством в указанной статье понимается умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.
Вышеуказанная информация в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» относится к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей.
Таким образом, предусмотрен запрет на распространение информации о незаконной продаже неограниченному кругу лиц боевого ручного стрелкового оружия.
Проверкой установлено, что адрес в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, размещенная на указанных сайтах, подлежит признанию в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для последующего включения сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора г. Усинска УБО административные исковые требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Республике Коми в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв, в котором административные исковые требования поддержал.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (части 1, 4 статьи 29).
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Согласно определению, данному в п. 9 ст. 2 Закона об информации распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Закона об информации).
Таким образом, право на распространение информации не является безусловным, а сопряжено с соблюдением требований закона при ее распространении.
Частью 6 статьи 10 Закон об информации запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 9 Закона об информации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Анализ положений п. 6 ст. 10 и п. 1 ст. 9 Закона об информации позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная ответственность, является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Закона об информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 Закон об информации, в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16.03.2009, полномочия по созданию, формированию и ведению реестра отнесены к компетенции. Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Как следует из материалов административного дела, 17.05.2022 прокурором выявлены интернет-страницы:
, содержащие указания на марки боевого огнестрельного оружия, способы оплаты, описание доставки, контакты для связи с продавцами; информацию о том, что боевое оружие продается без требования к наличию лицензии или иных необходимых документов, покупки направляются анонимно, посредством закладки (тайника) либо посредством получения транспортной компанией, оплата заказа осуществляется через анонимную платежную систему по предоплате.
В дело представлен акт осмотра интернет-страниц и копии (скриншоты) последних (л.д. 10-16).
Статьей 222 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконный сбыт огнестрельного оружия и боеприпасов к нему.
В силу п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 205.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности, одним из видов которой является пособничество в совершении террористического акта. Под пособничеством в указанной статье понимается умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.
Вышеуказанная информация в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» относится к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей.
Исследовав содержащуюся на интернет-страницах информацию, суд приходит к выводу о том, что в ней содержится информация, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации, поскольку ей пропагандируются противоправные деяния за совершение которых действующим законодательством предусмотрена уголовная и административная ответственность.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора г. Усинска, поданный в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании запрещенной информации, размещенной в сети «Интернет», - удовлетворить.
Признать запрещенной на всей территории Российской Федерации к распространению информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайтах:
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Копию решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми (167000, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 17) для включения указанных страниц сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий Л.В. Ларина