Дело № 2-1110/2015
Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
Именем Российской Федерации
30 апреля 2015 года город Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Рыжовой Г. А.,
с участием прокурора Ильинова А. С.,
при секретаре Чибисовой Ю. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Электростали в интересах неопределенного круга лиц к Управлению городского жилищного и коммунального хозяйства Администрации городского округа Электросталь Московской области, муниципальному учреждению «Управление муниципального заказа» об обязании провести обустройство и ремонт автомобильной дороги ул. Некрасова г. Электростали,
у с т а н о в и л :
31.03.2015 г. прокурор города Электростали в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Управлению городского жилищного и коммунального хозяйства Администрации городского округа Электросталь Московской области, муниципальному учреждению «Управление муниципального заказа» о понуждении к приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства автомобильной дороги – улицы Некрасова г. Электростали, и с учетом уточнений от 30.04.2015 г. просит обязать Управление городского жилищного и коммунального хозяйства Администрации городского округа Электросталь исполнить в полном объеме комплекс мер по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства, обустройство и ремонт автомобильной дороги по ул. Некрасова на участке от дома № 6 по проспекту Ленина до дома № 10А по Ногинскому шоссе города Электростали, в срок до 01.09.2015 года.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой города Электростали в рамках полномочий, предоставленных ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в сфере дорожной деятельности и автомобильного транспорта.
В ходе проверки установлено, что при обследовании улично-дорожной сети и средств регулирования дорожного движения имеются следующие нарушения.
Так, осмотрен участок асфальтобетонной проезжей части улицы Некрасова на участке от дома № 6 по проспекту Ленина до дома № 10А по Ногинскому шоссе города Электростали. На всей площади проезжей части имеется повреждение покрытия проезжей части и обочины, размеры которых превышают предельно-допустимые значения ГОСТ Р 59597-93, а именно п.п. 3.1.1 и 3.1.2 названного ГОСТа; имеются углубления различной формы с резко выраженными краями (выбоины), размеры выбоин достигают от 25 см х 64 см до 1,30 м х 92 см, глубина местами достигает 7 см.
В качестве правового обоснования прокурор сослался на п. 13 «Положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090; ст. 132 Конституции РФ; п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 31-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п. п. 6 и 7 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»; в соответствии с которыми обустройство дорог и их содержание и ремонт, являются обязанностью органа местного самоуправления. Сослался также на ст. 12 и ст. 13 Федерального закона № 196-Ф3 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» и указал, что нарушения федерального законодательства могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают вероятность аварийной ситуации в г. Электростали Московской области, угрожают здоровью и жизни населения г. Электростали, что является недопустимым и влечет за собой нарушение требований ст. ст. 13, 17, 18, 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
В судебном заседании помощник прокурора Ильинов А. С. исковые требования, обоснование иска поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчиков Управления городского жилищного и коммунального хозяйства Администрации городского округа Электросталь Московской области и МУ «УМЗ» Романова А. Н., не оспаривала необходимость ремонта указанной в иске автодороги; против иска возражала, пояснила, что в настоящее время ведется работа по заключению контракта с победителем аукциона на выполнение работ по устранению недостатков дорожного покрытия.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц Администрации городского округа Электросталь Московской области и Комитета имущественных отношения Администрации городского округа Электросталь, в т. ч. по просьбе представителя Администрации городского округа Электросталь, изложенной в заявлении от 28.04.2015 г., в котором третье лицо просило принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав участвующего в деле прокурора, представителя ответчиков УЖГКХ и МУ «УМЗ», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ (п. 7); капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги (п. 10); ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (п. 11); содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12).
В силу положений ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Прокурор просит обязать ответчика исполнить в полном объеме комплекс мер по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства - обустройство и ремонт автомобильной дороги по ул. Некрасова на участке от дома № 6 по проспекту Ленина до дома № 10А по Ногинскому шоссе города Электростали.
Учитывая, что данная дорога Постановлением Правительства Московской области от 05.08.2008 N 653/26 "О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области" и Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" не отнесена к дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, а также не является частной, данная дорога относится к собственности городского округа Электросталь.
В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения помимо прочего отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ч. 1).
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно пункту 13 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В силу п. п. 3, 3.1.1, 3.1.5 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхности разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их благоустройству. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Время, необходимое для устранения причин, снижающих сцепные качества покрытий в зависимости от вида работ, устанавливают с момента обнаружения этих причин, и оно не должно превышать значений, составляющих 4-15 суток.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязанность муниципального образования по содержанию автомобильных дорог в надлежащем состоянии.
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и Положением об Управлении городского жилищного и коммунального хозяйства Администрации городского округа Электросталь Московской области подтверждено, что Управление городского жилищного и коммунального хозяйства Администрации городского округа Электросталь Московской области (УГЖКХ) является отраслевым органом Администрации городского округа Электросталь Московской области, уполномоченным осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность на территории городского округа Электросталь Московской области в сфере городского жилищного и коммунального хозяйства, а также обеспечивать скоординированность деятельности в указанной сфере структурных, отраслевых (функциональных) органов Администрации городского округа Электросталь Московской области, организаций независимо от их организационно-правовой формы (п. 1.1). УГЖКХ является муниципальным казенным учреждением, обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные права и обязанности (п. 1.4).
В соответствии с п. 3 названного Положения, УГЖКХ переданы, среди прочего, полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Электросталь Московской области, а также по осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществлению дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (п. 3.2).
Для выполнения возложенных полномочий УГЖКХ осуществляет, среди прочего, следующие функции: участвует в формировании муниципальных заданий (п. 4.4); участвует в планировании и организации работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции, строительству автомобильных дорог общего пользования, элементов их благоустройства, относящихся к муниципальной собственности, в границах городского округа Электросталь Московской области, а также иные полномочия в обрасти использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с федеральным и региональным законодательством (п. 4.47).
В силу п. 5.1 Положения, УГЖКХ для выполнения возложенных на него полномочий обладает предусмотренными п.п. 5.1.1-5.1.7 правами и, кроме того, в силу п. 5.2 УГЖКХ обязано исполнять надлежащим образом полномочия по решению вопросов местного значения городского округа Электросталь Московской области в сфере городского жилищного и коммунального хозяйства (п. 5.2.1); несет ответственность перед государством, физическими лицами, юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5.2.3) и отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении, денежными средствами; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам УГЖКХ несет городской округ Электросталь Московской области (п. 5.2.4).
Из представленного суду акта по результатам мероприятий по надзору от 24.03.2015 г., составленного помощником прокурора г. Электростали совместно в госинспектором дорожного надзора ОГИБДД, следует, что в ходе проверки был осмотрен участок асфальтобетонной проезжей части улицы Некрасова на участке от дома № 6 по проспекту Ленина до дома № 10А по Ногинскому шоссе города Электростали и выявлено, что на всей площади проезжей части имеется повреждение покрытия проезжей части и обочины, размеры которых превышают предельно-допустимые значения ГОСТ Р 59597-93, а именно п.п. 3.1.1 и 3.1.2 названного ГОСТа; имеются углубления различной формы с резко выраженными краями (выбоины), размеры выбоин достигают от 25 см х 64 см до 1,30 м х 92 см, глубина местами достигает 7 см.
В соответствии с пп. 3.1.2 "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Таким образом, судом установлено, что размеры имеющихся повреждений на проезжей части превышают установленные пределы, что создает опасность дорожного движения, что ответчиками и третьими лицами не опровергнуто и не оспаривается. В судебном заседании ответчиком УГЖКХ подтверждена необходимость ремонта указанной автомобильной дороги.
Из представленных в дело стороной ответчиков документов усматривается, что 28.04.2015 г. определен победитель электронного аукциона (заказчик МУ «УМЗ») на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги улицы Некрасова; имеется техническое задание на названные работы.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 21, ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории РФ, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Как указывалось выше, в связи с выявленными нарушениями по результатам проверки был составлен упомянутый выше акт. С учетом того, что данные нарушения при наступлении тяжких последствий создают непосредственную угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан и государству в целом, прокурор г. Электростали обратился в суд с указанными выше требованиями. Таким образом, прокурор г. Электростали обратился в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в целях предупреждения причинения вреда их жизни и здоровью, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, т. е., понуждение к совершению действий, в связи с чем возникает необходимость в судебном порядке понудить ответчиков исполнить в полном объеме комплекс мер по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства, обустройство и ремонт автомобильной дороги по ул. Некрасова на участке от дома № 6 по проспекту Ленина до дома № 10А по Ногинскому шоссе города Электростали.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Электросталь в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда по уточненным исковым требованиям прокурора – до 01 сентября 2015 года.
Руководствуясь ст. ст. 12, 45, 56, 194-199, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ № 6 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ № 10░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, - ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░ ░. ░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 05 ░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░ ░. ░.