Решение по делу № 2-1231/2024 от 24.05.2024

Дело *** – 1231/2024

УИД: 42RS0037-01-2024-001554-23

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Юрга Кемеровской области                                                        09 октября 2024 года

Юргинский городской суд Кемеровской области

в с о с т а в е:

судьи                                                                                                      Жилякова В.Г.

при секретаре судебного заседания                                                 Ореховой А.А.,

с участием:

прокурора                                                                                               Барабановой О.В.,

    ответчика-истца                                                                         Мажуга Г.А.,

    ответчика-истца                                                                                 Мажуга Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Юрги к Мажуга Е.Е., Мажуга Г.А. и Управлению капитального строительства Администрации города Юрги об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности и возложении обязанности по выплате денежного возмещения за изымаемое жилое помещение и встречному иску Мажуга Е.Е. и Мажуга Г.А. к Администрации города Юрги и Управлению капитального строительства Администрации города Юрги о признании решения незаконным, обязании повторно рассмотреть вопрос об обеспечении жилищных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация города Юрги обратилась в Юргинский городской суд Кемеровской области с иском к Мажуга Е.Е., Мажуга Г.А. и Управлению капитального строительства Администрации города Юрги об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности и возложении обязанности по выплате денежного возмещения за изымаемое жилое помещение (л.д. 3-5).

В ходе рассмотрения дела Мажуга Е.Е. и Мажуга Г.А. подано в суд встречное исковое заявление к Администрации города Юрги и Управлению капитального строительства Администрации города Юрги о признании решения незаконным, обязании повторно рассмотреть вопрос об обеспечении жилищных прав (л.д. 61-70).

Определением суда от 09.08.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Никулина В.Н. (л.д. 100).

Исковые требования Администрации города Юрги мотивированы следующим.

Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. являются собственниками жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: *** общей площадью 44,8 кв.м.

Указанная квартира принадлежит истцам на основании договора купли-продажи квартиры от 17.09.2020.

На основании постановления Администрации города Юрги от 09.03.2016 № 262 «О признании домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный жилой дом, расположенный адресу: ***, признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам жилых помещений, расположенных в указанном доме, установлено в срок не позднее 01 января 2019 года произвести снос дома.

Поскольку в установленный срок собственники не осуществили снос указанного многоквартирного жилого дома, постановлением Администрации города Юрги от 29.06.2023 № 699 «Об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу» решено изъять для муниципальных нужд города Юрги земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1126,00 кв.м., расположенный по адресу: ***, а также жилые помещения, расположенные в многоквартирном жилом доме, находящемся в границах данного земельного участка.

Постановлением Администрации города Юрги от 10.06.2019 № 612 утверждено Положение о порядке и условиях переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2017.

Согласно п. 34 указанного Положения возмещение (компенсационная выплата) за изымаемое жилое помещение осуществляется Управлением капитального строительства Администрации города Юрги в соответствии с договором купли-продажи на основании ранее заключенного соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем перечисления денежных средств на банковский счет собственника, указанного в договоре купли-продажи, государственной регистрации перехода права собственности на изымаемое жилое помещение в установленном законом порядке.

Подпункт 3.3 Положения предусматривает, что порядок и условия определения размера возмещения (компенсационных выплат) за изымаемое жилое помещение осуществляются соответствии с частями 7 и 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

Раздел VIII Положения регламентирует порядок и условия возмещения (компенсационных выплат) за изымаемые жилые помещения у собственников в связи с принятием решения об изъятии земельного участка и жилого помещения.

В соответствии с частями 1, 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд при условии предварительного и равноценного возмещения.

Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

В силу ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Устава Юргинского городского округа Кемеровской области - Кузбасса Администрация города Юрги является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Кемеровской области - Кузбасса.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39 Устава Юргинского городского округа Кемеровской области - Кузбасса с учетом схемы управления города в Администрации города Юрги создаются структурные подразделения, статус которых устанавливается Главой города в соответствии с требованиями, определенными правовым актом городского Совета народных депутатов (решение Юргинского городского Совета народных депутатов от 31.01.2007 № 12).

Полномочия Администрации города Юрги, перечисленные в Уставе Юргинского городского округа Кемеровской области - Кузбасса, а также в Положении об Администрации города Юрги (утверждено решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 22.11.2016 № 357) распределяются между ее структурными подразделениями - управлениями, отделами, комитетами.

В соответствии с подпунктом 2.17 статьи 2 Положения об Управлении капитального строительства Администрации города Юрги, утвержденного решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 03.09.2008 № 102 (ред. от 27.04.2010) «Об учреждении Управления капитального строительства Администрации города Юрги», Управление капитального строительства является органом Администрации города Юрги, созданным в целях обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления в сфере строительства на территории города Юрги при осуществлении данного процесса, а именно: Управление капитального строительства подготавливает и заключает соглашения о выплате возмещения за изымаемые жилые помещения с собственниками, способ возмещения которыми определен в виде получения денежных средств за изымаемое жилое помещение; обеспечивает государственную регистрацию перехода права на изымаемые жилые помещения на основании указанных заключенных соглашений; подготавливает заявку на финансирование главному распорядителю средств; обеспечивает перечисление денежных средств собственникам по заключенным соглашениям; уведомляет Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Юрги о зарегистрированных правах Юргинского городского округа.

Муниципальным образованием в лице Главы города Юрги заключено дополнительное соглашение № *** от 30.07.2021 к Договору от 29.04.2019 № *** о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) и средств областного бюджета на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Согласно п. 1, ст. 1 вышеуказанного Соглашения муниципальному образованию выделяются средства в виде субсидии из средств Фонда и областного бюджета на финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В рамках данного соглашения главным администратором доходов получения субсидии на финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является Управление капитального строительства, что отражено в реквизитах вышеуказанного соглашения.

В соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета (утверждена решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 27.12.2022 № 528 «Об утверждении бюджета Юргинского городского округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов») главным распорядителем бюджетных средств так же является Управление капитального строительства в части расходования средств Фонда и областного бюджета на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Согласно п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями лимитами бюджетных обязательств.

Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий (бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом РФ, условий, целей и порядка установленных при их предоставлении.

Постановлением Администрации города Юрги от 13.07.2023 № 755 полномочия по выплатам возмещения за изымаемые жилые помещения за счет средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств бюджета Юргинского городского округа, выделенных в соответствующем финансовом году на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в рамках подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья» муниципальной программы «Жилищная и социальная инфраструктура города Юрги» в размере согласно приложению к настоящему постановлению, с учетом положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возложены на Управление капитального строительства Администрации города Юрги.

В соответствии с постановлением Администрации города Юрги от 12.04.2019 № 373 «0 утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащим сносу или реконструкции» на 2019 - 2025 годы» ответственным исполнителем и координатором программы является Управление капитального строительства Администрации города Юрги.

Отсюда следует, что Управление капитального строительства Администрации города Юрги является:

главным администратором доходов,

главным администратором расходов в части получения и расходования средств Фонда и областного бюджета на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

ответственным исполнителем муниципальной программы «Переселение граждан и многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийным и подлежащими сносу или реконструкции»;

уполномоченным органом Администрации города Юрги (в соответствии с решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 31.01.2007 № 12 «Об утверждении структуры Администрации города Юрги» (с изменениями, внесенными решениями от 17.10.200 № 133, от 30.04.2008 № 50, от 03.09.2008 № 103, от 16.06.2010 № 289, от 23.03.2011 № 382, о 14.12.2011 № 482, от 29.12.2011 № 493, от 29.05.2013 № 671, от 12.03.2014 № 66, от 11.02.2015 № 174 от 22.03.2017 № 403, от 26.12.2019 № 146, от 19.03.2020 № 164, от 26.01.2021 № 283, от 11.02.202 № 288) Управление капитального строительства Администрации города Юрги является структурным подразделением Администрации города Юрги с наделением правами юридического лица на выплаты возмещения за изымаемые жилые помещения за счет средств Фонда и средств областного бюджета.

Постановлением Администрации города Юрги от 10.06.2019 № 612 утверждено Положение о порядке и условиях переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными 1 подлежащими сносу до 01 января 2017 года.

Положение регламентирует взаимодействие Администрации города Юрги с другими юридическими и физическими лицами в процессе переселения граждан из многоквартирных домов признанных до 01 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, включенных в Программу, в связи с принятием решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, а также порядок и условия предоставления возмещения (компенсационных выплат) за изымаемое жилое помещение.

В соответствии с ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

При этом, в случае приобретения недвижимости в аварийном доме граждане утрачивают право на возмещение убытков по ст. 32 Жилищного кодекса РФ, а именно стоимости не проведенного капитального ремонта, расходов на переезд и прочих возможных. Также лишаются права на обеспечение жилым помещение и получение мер социальной поддержки в связи с признанием жилья аварийным.

Таким образом, размер возмещения, подлежащий взысканию в пользу Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. состоит из стоимости приобретения ими жилого помещения, указанной в договоре купли-продажи квартиры от 17.09.2020.

27.07.2023 Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. обратились в Управление капитального строительства Администрации города Юрги с заявлением о согласии на участие в программе переселения из аварийного жилья с предоставлением возмещения за изымаемое жилое помещение.

18.04.2024 подготовлены уведомления, а также соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение.

Указанный пакет документов был получен ответчиками. До настоящего времени соглашение не заключено.

18.04.2024 в Управление капитального строительства Администрации города Юрги от Мажуга Г.А., Мажуга Е.Е., поступили заявления об отказе от заключения соглашения о выплате возмещения за изымаемое у них жилое помещение по причине несогласия с предложенной суммой в счет предоставления им равноценного жилья.

В соответствии с нормами ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ чтобы избежать возможных злоупотреблений и безосновательного получения государственных субсидий, закон устанавливает правило, что квартира, выдаваемая взамен аварийного жилья, не предоставляется жильцам, оформившим собственность на квартиру в многоквартирном жилом доме после присвоения ему аварийного статуса (за исключением лиц, которые приобрели право собственности в порядке наследования).

В связи с тем, что Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. не заключили в порядке, установленном земельным законодательством, а именно ст. 56.9 Земельного кодекса РФ, соглашение об изъятии жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

На основании изложенного Администрация города Юрги просит суд:

1. Изъять для муниципальных нужд у Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: ***

2. Прекратить право собственности Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: ***.

3. Признать право муниципальной собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***.

4. Возложить на Управление капитального строительства Администрации города Юрги обязанность выплатить Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. денежную компенсацию за принадлежащую им квартиру, расположенную по адресу: ***, равную стоимости приобретения ими данного жилого помещения то есть 1200000 рублей.

Встречные исковые требования Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. мотивированы следующим.

Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. состоят в зарегистрированном браке и являются на праве общей совместной собственности правообладателями жилого помещения общей площадью 44,8 кв.м., в т.ч. жилой площадью 29,7 кв.м., - квартиры № *** приобретенной по договору купли-продажи от 17.09.2020 года, дата регистрации права 23.09.2020, номер регистрации ***

Администрацией города Юрги к Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е., а также к Управлению капитального строительства Администрации города Юрги (далее по тексту также именуется как «УКС») предъявлен иск с требованием об изъятии у Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. для муниципальных нужд, с передачей в муниципальную собственность города Юрги, жилого помещения - квартиры № ***, с с возложением на Управление капитального строительства Администрации города Юрги обязанности выплатить Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. денежную компенсацию за изымаемое жилое помещение в размере, равном стоимости приобретения ими данного жилого помещения, то есть 1200000 рублей.

Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. не согласны с данным иском в части, касающейся способа и размера предлагаемой им компенсации взамен изымаемой квартиры, полагают его не подлежащим удовлетворению.

Вышеуказанная квартира Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. приобретена по названному выше договору купли-продажи по рыночной цене, составлявшей на тот период времени 1200000 рублей. Причем часть денежных средств для оплаты стоимости квартиры получена за счет ипотечного кредита, с оформлением ипотеки в пользу залогодержателя - ПАО «Сбербанк России». В настоящее время квартира является для Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. единственным жильём.

18.04.2024 Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. были приглашены в Управление капитального строительства Администрации города Юрги, где Мажуге Г.А. и Мажуга Е.Е. под роспись были вручены датированные этой же датой именные идентичные по содержанию уведомления без номеров, подписанные от имени Администрации города Юрги заместителем Главы города Юрги по строительству К.Е. Сбитневым.

В соответствии с данными уведомлениями Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. были поставлены в известность о том, что в рамках исполнения мероприятий муниципальной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Администрации города Юрги от 12.04.2023 № 699 «Об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме по ***, признанном аварийным и подлежащим сносу», принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и принадлежащего Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. жилого помещения.

В этих же уведомлениях, со ссылкой на ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. доведено, что принадлежащая им квартира изымается для муниципальных нужд за выплату возмещения, размер которого не будет превышать стоимость приобретения данного жилого помещения по договору от 17.09.2020 и составит 1200000 рублей.

Кроме того, этими же уведомлениями на Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. возложена обязанность подписать соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 1200000 рублей, для чего установлен срок до 30.07.2024 и представлен проект такого соглашения, с указанием, что в случае недостижения с Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. этого соглашения Администрация города Юрги обратится в суд с требованием о принудительном изъятии. В тексте одновременно с этим представленного Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. для подписания проекта соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение от имени Администрации города Юрги выступает Управление капитального строительства Администрации города Юрги в лице его начальника А.Г. Размариной.

Между тем, в настоящее время, т.е. спустя 4 года после приобретения Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. вышеуказанной квартиры, существенным образом изменилась экономическая ситуация в стране и в разы увеличилась рыночная стоимость жилых помещений в городе Юрге Кемеровской области.

Соответственно, в случае выполнения Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. изложенных в оспариваемых уведомлениях Администрации города Юрги и Управления капитального строительства Администрации города Юрги требований Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. будут фактически выселены из единственного жилья, с лишением права на него, и будут лишены возможности приобрести в собственность аналогичное благоустроенное жилое помещение со сходными потребительскими качествами и характеристиками. О возможности предоставления Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. взамен изымаемого жилого помещения другого равноценного аналогичного жилья в оспариваемых уведомлениях речь не идёт вовсе.

Иного жилья для проживания Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. не имеют, эта квартира приобреталась ими для проживания, потому в случае принудительного изъятия этого жилого помещения с предоставлением обозначенного Администрации города Юрги и Управления капитального строительства Администрации города Юрги возмещения в размере 1200000 рублей Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. фактически останутся без жилья, поскольку не имеют достаточного дохода для восполнения необходимой суммы для приобретения другого аналогичного изымаемому жилого помещения, в том числе за счет кредитных средств.

Таким образом, на Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. оспариваемым решением Администрации города Юрги и Управления капитального строительства Администрации города Юрги, доведенным до Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. в форме упомянутых выше уведомлений от 18.04.2024 б/н, во исполнение публичных полномочий органов местного самоуправления возложены обязанности, в случае исполнения которых существенным образом будут нарушены права Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. на жилище и на свободное владение, пользование и распоряжение своей собственностью (эти права закреплены в ст.ст. 25 и 35 Конституции России).

Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. считают такое решение Администрации города Юрги и Управления капитального строительства Администрации города Юрги несправедливым и незаконным исходя из следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Вопросы обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регулируются специальными нормами ст. 32 ЖК РФ.

Однако в силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Вопросы регулирования отношений, связанных с возникновением и осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также кадастровый учет, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее также именуется «ЕГРН») и предоставление содержащихся в нём сведений регулируются специальными нормами Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 которого:

- Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

- Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Частью 5 статьи 1 этого же Федерального закона установлено, что государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Исходя из этого Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е., действуя как добросовестные приобретатели, перед покупкой квартиры, до подписания договора купли- продажи от 17.09.2020, всецело полагались на сведения, содержащиеся в ЕГРН и в документах технического учёта БТИ, полагая их достоверными и подтвержденными    Государством    как единственное доказательство зарегистрированного за продавцом по договору права на отчуждаемую квартиру, включая все существующие на тот момент ограничения и обременения этого права и имущества.

В техническом паспорте от 20.08.2020 и общих сведениях о квартире от 21.08.2020 БТИ - филиала № 7 г. Юрги не содержится никаких сведений о том, что жилой дом № *** в установленном порядке признан аварийным и (или) подлежащим сносу (расселению), несмотря на то, что, как утверждают представители Администрации города Юрги и Управления капитального строительства Администрации города Юрги, все решения о признании аварийным и подлежащим расселению жилого дома по данному адресу, якобы, были приняты до 2020 года.

В таком случае возникает закономерный вопрос: если организация, осуществляющая технический учёт зданий, строений и сооружений на территории города Юрги, не была осведомлена о том, что вышеуказанная квартира находится в жилом доме, признанном аварийным, то каким образом и откуда сторонний гражданин, всецело полагающийся на достоверность полученных в БТИ документах технического учёта сведений на приобретаемую квартиру, должен был обладать такой информацией.

Отсутствовала информация о каких-либо ограничениях и обременениях, связанных с признанием этого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и в ЕГРН, что подтверждается Выписками от 23.09.2020 из ЕГРН, выданных на имя Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е.

Также никто и иным образом при подписании договора купли-продажи от 17.09.2020 не ставил Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. в известность, что вышеуказанная квартира была на тот момент обременена правоотношениями, связанными с предполагающимся изъятием данного объекта жилого назначения для муниципальных нужд как признанного аварийным. Не выявлено этого обстоятельства и кредитным учреждением, предоставлявшим Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. ипотечный кредит.

Таким образом, Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е., приобретая квартиру и подписывая договор купли-продажи от 17.09.2020, действовали добросовестно, не знали, не могли и не должны были знать о наличии в отношении квартиры обозначенных ограничений и обременений.

Приобретая эту квартиру в общую совместную собственность супругов для проживания в ней, Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. действовали открыто, добросовестно, целей злоупотребления правами не преследовали.

Лишь в 2023 году Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. в Управлении капитального строительства Администрации города Юрги узнали о том, что жилой дом, в котором находится купленная ими квартира, признан аварийным и подлежащим сносу, после чего Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. стали выяснить данное обстоятельство и получили Выписку из ЕГРН № ***, и только из этого документа достоверно узнали о том, что купленная ими квартира находится в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Причем даже в этой Выписке отражено, что такое решение принято в соответствии с Постановлением Администрации города Юрги № 32 от 20.01.2022 (то есть издано после заключения Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. договора купли- продажи квартиры 17.09.2020). В пункте 9 этой же Выписки имеется указание на то, что решение об изъятии объекта для государственных или муниципальных нужд принято Администрацией города Юрги Постановлением от 29.06.2023 № 699 (т.е. тоже после приобретения Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. права собственности на квартиру).

При этом в 2023 году со стороны Администрацией города Юрги и Управлением капитального строительства Администрации города Юрги не выдвигалось требования о передаче Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. квартиры в муниципальную собственность с предоставлением взамен несоизмеримо малой компенсации в размере 1200000 рублей.

Такой способ (только денежное возмещение в размере 1200000 рублей, без предоставления равноценной рыночной цены или другого жилого помещения взамен изымаемого) определен лишь в оспариваемых Уведомлениях на имя Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. от 18.04.2024 б/н, в связи с чем возникла угроза нарушения прав и законных интересов Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е.

В ходе устного общения с работниками Администрации города Юрги и Управления капитального строительства Администрации города Юрги в 2024 по вопросу несогласия Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. с предложенным способом возмещения взамен изымаемой квартиры ответная сторона указывала на то, что сторона ответчика по настоящему встречному иску не несет ответственности за отсутствие в 2020 году в ЕГРН сведений о признании жилого дома № *** аварийным и подлежащим расселению, поскольку на тот период времени на Администрацию города Юрги и Управление капитального строительства Администрации города Юрги законом не была возложена обязанность внесения в ЕГРН сведений о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и (или) о признании жилого помещения, в том числе жилого дома, непригодным для проживания. По мнению работников Администрации города Юрги и Управления капитального строительства Администрации города Юрги, Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. самостоятельно обязаны были выискивать информацию о признании дома № *** аварийным и подлежащим сносу (расселению), в том числе проверять какие-то созданные в сети Интернет сайты, где, якобы, ещё до 2017 года были размещены такие сведения.

Действительно, обязанность органов государственной власти и местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и (или) о признании жилого помещения, в том числе жилого дома, непригодным для проживания была установлена лишь Федеральным законом от 26.05.2021 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости», согласно которому часть 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» была дополнена пунктом 25 соответствующего содержания.

Однако, вопреки утверждениям Администрации города Юрги и Управления капитального строительства Администрации города Юрги, равным образом на Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. по состоянию как на 17.09.2020, так и на сегодняшний день, никакими нормами закона не возложена обязанность перед покупкой объекта недвижимости «мониторить» какие-то сайты в сети Интернет или организовывать собственное иное расследование на предмет определения наличия или отсутствия обременений в отношении приобретаемого объекта, вместо того чтобы полагаться на достоверность и полноту содержащихся в ЕГРН официальных сведений, гарантируемых Государством.

Таким образом, в данных спорных правоотношениях Администрация города Юрги и Управление капитального строительства Администрации города Юрги пытаются возложить на Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. несоизмеримо больший риск ответственности и несоизмеримые убытки, которые стороны вынуждены понести в связи с реализацией программы по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными.

Между тем взаимосвязанные положения Конституции России, установленные статьями 1,2, 15, 17, 18, 19, гласят, в том числе, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Эти и другие положения Конституции России являются нормами прямого действия и закрепляются принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям (решениям) государства, муниципальных органов и должностных лиц, презюмируя при этом стабильность и разумность правового регулирования положения субъектов длящихся правоотношений, гарантируя при этом, что приобретенные гражданином права, в частности, такие как право на жилище и отношения собственности, будут реализовываться и уважаться государством.

Следовательно, возложение Администрацией города Юрги и Управлением капитального строительства Администрации города Юрги на Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. дополнительных рисков утраты законных прав на жилище и несоразмерных убытков, связанных с лишением права собственности на имущество, противоречит установленному нормой п. 1 ст. 124 ГК РФ принципу, в соответствии с которым Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Более того, после приобретения Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. квартиры по договору от 17.09.2020 федеральный законодатель указанным выше Федеральным законом от 26.05.2021 № 148-ФЗ всё-таки прямо и однозначно возложил на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность направлять в орган регистрации прав сведения для внесения в ЕГРН данных о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, тогда как на граждан федеральный законодатель до сих пор не возложил обязанность по осуществлению дополнительных проверок таких сведений из иных сомнительных источников, помимо ЕГРН.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 132 Конституции России органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Иными словами, действующая на территории города Юрги Кемеровской области-Кузбасса программа переселения из подлежащего сносу жилья призвана действовать во благо граждан, тогда как в существе данного спора Администрация города Юрги и Управление капитального строительства Администрации города Юрги фактически действуют во вред.

При этом Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. понимают, что программа переселения в любом случае должна быть выполнена, и готовы рассмотреть предложения о передаче в муниципальную собственность принадлежащей им квартиры, но только в обмен на предоставление в собственность аналогичного изымаемому жилья в городе Юрге. Но поскольку таких предложений Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. со стороны Администрации города Юрги и Управления капитального строительства Администрации города Юрги не поступало, то и оснований для изъятия у Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. для муниципальных нужд единственного жилья с прекращением ихправа на него в данный момент не имеется.

На основании изложенного Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. полагают, что выданные им уведомления от 18.04.2024 без номеров, подписанные от имени Администрации города Юрги заместителем Главы города Юрги по строительству К.Е. Сбитневым, являющиеся по существу содержащихся в них императивных решений требованиями и указаниями о возложении на Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. приведенных выше обязанностей, должны быть признаны судом незаконными в части, касающейся определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение на основании части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, без применения правил, установленных частями 8 и 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. считают необходимым в судебном порядке обязать Администрацию города Юрги и Управление капитального строительства Администрации города Юрги отменить указанное решение в оспариваемой Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. части и обязать повторно рассмотреть вопрос об обеспечении их жилищных прав при изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд в соответствии с требованиями частей 8 и 8.1 статьи 32 ЖК РФ.

На основании изложенного Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. просят суд:

1. Признать принятое в отношении Мажуги Г.А. и Мажуга Е.Е., выраженное и оформленное в виде именных Уведомлений от 18.04.2024 (без номеров) решение Администрации города Юрги об изъятии квартиры № *** для муниципальных нужд, с обращением в муниципальную собственность, с выплатой собственникам через Управление капитального строительства Администрации города Юрги 12000000 рублей, - незаконным в части, касающейся определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение на основании части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, без применения правил, установленных частями 8 и 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

2. Обязать Администрацию города Юрги Кемеровской области-Кузбасса и Управление капитального строительства Администрации города Юрги отменить указанное решение в оспариваемой части и обязать повторно рассмотреть вопрос об обеспечении жилищных прав собственников жилого помещения - квартиры № *** при изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд в соответствии с требованиями частей 8 и 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, без применения части 8.2 статьи 32 этого же Кодекса.

Представитель истца-ответчика Администрации города Юрги Буряк М.А., действующая на основании доверенности (л.д. 53), извещенная судом о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 133), в судебное заседание не явилась, о причине неявки не сообщила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала, ранее в суд представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации города Юрги (л.д. 52).

Ответчики-истцы Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. в судебном заседании поддержали свои встречные исковые требования по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении, просили суд их удовлетворить, исковые требования Администрации города Юрги признали частично, пояснив, что не возражают против изъятия у них квартиры для муниципальных нужд, но полагают, что взамен изымаемой у них квартиры, им должна быть предоставлена другая квартира, с выплатой им денежного возмещения в сумме 1200000 рублей они категорически не согласны.

Представитель ответчиков-истцов Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. – Мельниченко А.В., извещенная судом о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причине неявки не сообщила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала, суд, с учетом мнения ответчиков-истцов Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е., не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие их представителя, рассматривает дело в отсутствие представителя ответчиков-истцов Мельниченко А.В.

Представитель ответчика Управления капитального строительства Администрации города Юрги, извещенный судом о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 134), в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, доказательств уважительности причин неявки не представил, вследствие чего суд рассматривает дело в отсутствие представителя Управления капитального строительства Администрации города Юрги.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу, извещенная судом о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила письменные пояснения, в которых просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу, решение по делу оставила на усмотрение суда (л.д. 49-50).

Представитель третьего лица по первоначальному иску ПАО «Сбербанк», извещенный судом о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, доказательств уважительности причин неявки не представил, вследствие чего суд рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица ПАО «Сбербанк».

Третье лицо Никулина В.Н., извещенная судом о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 139).

Старший помощник Юргинского межрайонного прокурора Барабанова О.В. в своем заключении указала, что исковые требования Администрации города Юрги подлежат удовлетворению в полном объеме, а встречные исковые требования Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. удовлетворению не подлежат.

Выслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что Администрации города Юрги подлежат удовлетворению в полном объеме, а встречные исковые требования Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Из разъяснений Верховного Суда РФ, изложенных в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 03.03.2015) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" следует, что при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации гарантировала каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право на жилище.

Частью 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ установлено, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в числе прочего, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Прекращение права собственности на недвижимое имущество предусмотрено, в частности, подпунктом 7 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ в совокупности с положениями ст. 239.2 Гражданского кодекса РФ и в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Согласно ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Из разъяснений Верховного Суда РФ, изложенных в подпункте и) п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что по смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Однако, Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 Жилищного кодекса РФ дополнена частью 8.2.

В соответствии с ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности, у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени.

В ч. 3 ст. 6 Жилищного кодекса РФ установлено, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени.

В ч. 3 ст. 6 Жилищного кодекса РФ установлено, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Таким образом, положения ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ распространяют свое действие на правоотношения, возникшие после вступления в законную силу Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", то на правоотношения, возникшие после 28.12.2019.

При рассмотрении дела судом уставлено, что Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. являются собственниками жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: *** общей площадью 44,8 кв.м. Указанная квартира принадлежит Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. на основании договора купли-продажи квартиры от 17.09.2020 (л.д 6, 9-10).

Постановлением Администрации города Юрги от 09.03.2016 № 262 «О признании домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный жилой дом, расположенный адресу: ***, признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам жилых помещений, расположенных в указанном доме, установлено в срок не позднее 01 января 2019 года произвести снос дома (л.д. 16).

Поскольку в установленный срок собственники не осуществили снос указанного многоквартирного жилого дома, Постановлением Администрации города Юрги от 29.06.2023 № 699 «Об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу» решено изъять для муниципальных нужд города Юрги земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1126,00 кв.м., расположенный по адресу: *** а также жилые помещения, расположенные в многоквартирном жилом доме, находящемся в границах данного земельного участка (л.д. 17).

Суд отклоняет доводы Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е., изложенные во встречном исковом заявлении о том, что многоквартирный жилой дом, расположенный адресу: ***, признан аварийным и подлежащим сносу Постановлением Администрации города Юрги от 20.01.20226 № 32, указанным в Выписке из ЕГРН (л.д. 71).

Из содержания Постановления Администрации города Юрги от 20.01.20226 № 32 следует, что указанным Постановлением были лишь внесены изменения в Постановление Администрации города Юрги от 09.03.2016 № 262 «О признании домов аварийными и подлежащими сносу» (л.д. 127-128). При этом, дата признания многоквартирного жилого дома, расположенного адресу: ***, аварийным и подлежащим сносу не изменилась.

Как следует из заявлений Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. от 27.07.2023, Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. выразили согласие на участие в программе переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2017 и просили предоставить им другое жилое помещение взамен изымаемого, расположенного по адресу: *** (л.д. 7, 8).

Как следует из Уведомлений от 18.04.2024 и проектов Соглашений о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, направленных Администрацией города Юрги в адрес Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е., Администрация города Юрги, ссылаясь на положения ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, предложила Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. подписать Соглашений о выплате им возмещения за изымаемое жилое помещение в сумме 1200000 рублей, то есть в размере приобретения ими квартиры, расположенной по адресу: ***, по договору купли-продажи квартиры от 17.09.2020 (л.д. 11-13).

Из заявлений Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. от 18.04.2024 следует, что они отказались от заключения с Администрацией города Юрги вышеуказанных Соглашений (л.д. 14-15).

Суд полагает, что действия Администрации города Юрги и Управления капитального строительства Администрации города Юрги в рассматриваемом случае являются законными и соответствующими требованиям действующего жилищного законодательства РФ.

Так как квартира, расположенная по адресу: ***, была приобретена Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. в собственность на основании договора купли-продажи квартиры от 17.09.2020, то есть после признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и вступления в законную силу положений ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. при изъятии у них указанной квартиры для муниципальных нужд, в силу положений ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ имеют право на получение возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения.

Как следует из содержания п. 2.1 Договора купли-продажи квартиры от 17.09.2020, стоимость приобретения Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. квартиры, расположенной по адресу: ***, составляет 1200000 рублей (л.д. 9).

Из содержания Отчета Оценочной компании «ПРОСПЕКТ» следует, что размер денежного возмещения за изымаемую у Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. квартиру, расположенную по адресу: *** рассчитанный в соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, составляет 2921410 рублей (л.д. 129-130).

Так как размер денежного возмещения за изымаемую у Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. квартиру, рассчитанный в соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, превышает стоимость приобретения ими квартиры, Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. в силу положений ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ имеют право лишь на получение денежного возмещения в сумме 1200000 рублей.

Правило, установленное ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, распространяется на все случаи приобретения гражданами жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийном и подлежащем сносу или реконструкции, за исключением лишь приобретения жилого помещения в порядке наследования. Иных исключений ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ не содержит.

Требования встречного искового заявления Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. о признании решения Администрации города Юрги и Управления капитального строительства Администрации города Юрги о выплате им денежного возмещения за изымаемую квартиру в сумме 1200000 рублей незаконным и о возложении на Администрацию города Юрги и Управление капитального строительства Администрации города Юрги обязанности отменить принятое решение и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении им другого жилого помещения взамен изымаемого не основаны на законе.

Так ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ прямо предусматривает, что в случае приобретения гражданами жилого помещения после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Таким образом, закон прямо запрещает предоставление другого жилого помещения гражданам, приобретшим жилое помещение после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Данное правило также не содержит иных исключений, кроме приобретения жилого помещения в порядке наследования.

Суд отклоняет доводы Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. о том, что применение положений ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ нарушает из конституционные права на жилище.

Ограничения прав граждан, предусмотренные ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, введены Федеральным законом, что не противоречит положениям ст. 40 Конституции РФ и ст. 3 Жилищного кодекса РФ. Данный вывод соотносится с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 18.07.2024 N 1875-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сабирова Ш.Б. на нарушение его конституционных прав частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации" и других аналогичных Определениях.

Суд также не находит убедительными доводы Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. о том, что они при заключении договора купли-продажи квартиры 17.09.2020 были лишены возможности узнать о том, что приобретаемая ими квартира, расположена в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В соответствии с п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Из указанных норм права следует, что граждане, реализуя свои гражданские права и заключая сделки, обязаны действовать разумно и осмотрительно с достаточной долей осторожности.

Из представленных суду представителем Администрации города Юрги копии выпуска Вестника к газете «Резонанс-Ю» от 24.04.2019 и скриншота сайта Администрации города Юрги следует, что сведения о признании многоквартирных домов г. Юрги аварийными и подлежащими сносу и реконструкции (в числе прочих и дома по адресу: ***) были опубликованы в свободном доступе (л.д. 91-93, 94).

Обязанность размещать информацию о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу и реконструкции в ЕГРН до мая 2022 законодательство РФ не предусматривало.

При указанных обстоятельствах оснований полагать, что Администрация города Юрги действовала и действует недобросовестно, у суда не имеется.

Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е., действуя разумно и осмотрительно с достаточной долей осторожности и заботливости, могли получить информацию о том, что приобретаемая ими квартира по адресу: *** расположена в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, в том числе обратившись непосредственно в Администрацию города Юрги.

Тот факт, что многоквартирный дом по адресу: ***, введен в эксплуатацию в 1964 году, что могло и должно было быть известно Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. из технического паспорта на квартиру, уже должен был насторожить Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. при покупке квартиры.

При указанных обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении встречных исковых требований Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. в полном объеме.

Так как в удовлетворении встречных исковых требований Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. отказано, понесенные ими судебные издержки возмещению не подлежат.

Так как принадлежащая Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. квартира, расположенная по адресу: ***, находится в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, земельный участок по адресу: *** вместе с расположенным на нем жилым домом изъяты для муниципальных нужд, а Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. уклоняются от передачи квартиры в муниципальную собственность, суд удовлетворяет требования Администрация города Юрги об изъятии у Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. указанной квартиры для муниципальных нужд, прекращении права собственности Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. на указанную квартиру, признании права муниципальной собственности на указанную квартиру.

Так как Постановлением Администрации города Юрги от 13.07.2023 № 755 полномочия по выплатам возмещения за изымаемые жилые помещения возложены на Управление капитального строительства Администрации города Юрги, суд удовлетворяет требование Администрации города Юрги о возложении на Управление капитального строительства Администрации города Юрги обязанности выплатить Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. денежную компенсацию за изымаемую у них квартиру, расположенную по адресу: *** равную стоимости приобретения ими данного жилого помещения то есть в сумме 1200000 рублей, поскольку указанная квартира приобретена Мажуга Г.А. и Мажуга Е.Е. после признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу и вступления в законную силу положений ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Администрации города Юрги к Мажуга Е.Е., Мажуга Г.А. и Управлению капитального строительства Администрации города Юрги об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности и возложении обязанности по выплате денежного возмещения за изымаемое жилое помещение удовлетворить.

Возложить на Управление капитального строительства Администрации города Юрги обязанность выплатить Мажуга Е.Е. и Мажуга Г.А. денежную компенсацию за изымаемую у них квартиру, расположенную по адресу: *** равную стоимости приобретения ими данного жилого помещения, то есть в сумме 1200000 (один миллион двести тысяч) рублей.

После выплаты Мажуга Е.Е. и Мажуга Г.А. денежной компенсации в указанной сумме:

Изъять из собственности Мажуга Е.Е. и Мажуга Г.А. для муниципальных нужд квартиру, расположенную по адресу: ***, кадастровый номер ***

Прекратить право собственности Мажуга Е.Е. и Мажуга Г.А. на квартиру, расположенную по адресу: ***, кадастровый номер ***.

Признать право муниципальной собственности на квартиру, расположенную по адресу: *** кадастровый номер ***.

В удовлетворении встречных исковых требований Мажуга Е.Е. и Мажуга Г.А. к Администрации города Юрги и Управлению капитального строительства Администрации города Юрги отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Юргинского городского суда                     - подпись -                 В.Г. Жиляков

Решение принято в окончательной форме ***

2-1231/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация города Юрги
Юргинская межрайонная прокуратура
Ответчики
Управление капитального строительства Администрации города Юрги
Мажуга Елена Евгеньевна
Мажуга Глеб Александрович
Другие
Никулина Вера Николаевна
Публичное акционерное общество "Сбербанк России"
Дягилева Юлия Сергеевна
Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу
Суд
Юргинский городской суд Кемеровской области
Дело на сайте суда
yurginsky.kmr.sudrf.ru
24.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2024Передача материалов судье
29.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2024Подготовка дела (собеседование)
17.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2024Судебное заседание
25.07.2024Подготовка дела (собеседование)
09.08.2024Подготовка дела (собеседование)
27.08.2024Подготовка дела (собеседование)
27.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2024Судебное заседание
30.09.2024Судебное заседание
09.10.2024Судебное заседание
21.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее