Решение по делу № 2а-6044/2019 от 02.08.2019

    Дело № 2а-6044/2019                                                                               КОПИЯ

    24RS0056-01-2019-005719-83

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

        г. Красноярск                                                 23 августа 2019 года

    Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

    председательствующего судьи Зерновой Е.Н.

    при секретаре Ступень М.В.,

    с участием представителя административного истца Циха С.Э., действующего по доверенности от 08.04.2019, сроком один год,

    представителя административного ответчика Базылева Б.Б., действующего по доверенности от 14.02.2017, сроком три года,

    представителей заинтересованных лиц Иванова А.С., Воротынской О.О., Матрусенко Е.А., действующих по доверенностям от 20.08.2019, 22.08.2019, 22.08.2019,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Давыденко ТА к Законодательному Собранию Красноярского края о признании незаконным постановления о досрочном освобождении от должности,

                                                                  УСТАНОВИЛ:

    Давыденко Т.А. обратилась в Центральный районный суд г. Красноярска с административным исковым заявлением к Законодательному Собранию Красноярского края о признании незаконным постановления о досрочном освобождении от должности. Мотивирует требования тем, что Давыденко Т.А. постановлением Законодательного собрания Красноярского края от 26 мая 2016 года № 10-4501П была назначена на должность председателя Счетной палаты Красноярского края. В соответствии со статьей 6 Уставного закона Красноярского края от 31.03.2011 № 12-5718 "О Счетной палате Красноярского края" председатель Счетной палаты является лицом, замещающим государственную должность Красноярского края, назначается на должность Законодательным Собранием края в порядке, установленном Регламентом Законодательного Собрания края, сроком на пять лет. Статьей 9 Закона о Счетной палате предусмотрены специальные основания и порядок для досрочного прекращения полномочий председателя Счетной палаты. Аналогичные положения Закона имеются в статье 8 Федерального закона от 07.02.2011 № 6- ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Постановлением Законодательного собрания Красноярского края от 11 июля 2019 года № административный истец была освобождена от должности председателя Счетной палаты Красноярского края. Основанием для освобождения от должности в указанном постановлении указано: нарушение требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на Председателя Счетной палаты Красноярского края должностных полномочий; злоупотребление должностными полномочиями; неисполнение обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. При этом в самом постановлении не указано, какие конкретно требования законодательства были нарушены, в чем заключается злоупотребление должностными полномочиями, а также какой конфликт интересов усматривается и какие именно действия были не совершены административным истцом для его предотвращения. То есть формулировка оспариваемого постановления, дословно воспроизводит указанные выше положения Законов, никакой официальной информации о том, какие конкретно нарушения были выявлены Законодательным Собранием, административному истцу не предоставлены. Давыденко Т.А. не могла принять участие в заседании Законодательного собрания Красноярского края 11 июля 2019 года в связи с нахождением на больничном. Таким образом, административный ответчик нарушил права административного истца на труд, на честь достоинство и деловую репутацию. На основании изложенного Давыденко Т.А. признать незаконным постановление Законодательного собрания Красноярского края от 11 июля 2019 года №

    Административный истец Давыденко Т.А. о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, путем направления судебное извещения заказной почтой по адресу указанному истцом в административном исковом заявлении, не получено Давыденко Т.А. по обстоятельствам, зависящим от нее, в связи с чем, она считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Истец ведет дело через представителя, ее неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, поскольку согласно части 6 статьи 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

    По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела, по существу.

    Представитель административного истца – Цых С.Э. (полномочия проверены), заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил о том, что при принятии спорного постановление ответчиком были нарушены требования закона, как в части процедуры его принятия, так и его принятие без наличия на то каких-либо оснований. В спорном постановлении указаны три нарушения, которые якобы были допущены Давыденко Т.А., при этом доказательств нарушения требований законодательства при осуществлении возложенных обязанностей главы Счетной палаты отсутствует, поскольку Давыденко Т.А. их не совершала. Сами нарушения в постановлении не конкретизированы, и прокурор края в своем письме не указывает на то, какие именно должностные полномочия были истцом нарушены, также не представляет ссылок на конкретные документы. При этом доказательства, которые позволяли бы прийти к выводу о том, что Давыденко Т.А. знала о том, какой деятельностью занимается ее дочь, осведомленности о ее проблемах, предпринимала действия по оказанию помощи – отсутствуют, следовательно, какие-либо выводы о наличии конфликта интересов не правомерны. При этом сам материал прокурорской проверки депутатам Законодательного Собрания на заседания комиссий и на сессию Законодательного Собрания представлен не был, и до принятия спорного постановления депутатами не изучался, из чего следует вывод о том, что спорное решение принято в отсутствие каких-либо доказательств нарушений, якобы установленных прокуратурой. Представитель истца указал на то, что информационное письмо прокурора края в адрес Законодательного Собрания Давыденко Т.А. обжаловать не может, поскольку данный акт юридически не подлежит обжалованию. Относительно мероприятий Счетной палаты в отношении Министерства лесного хозяйства края, представитель истца пояснил, что беспокойство Давыденко Т.А. о лесной отросли края обоснованно, что подтверждается многочисленными лесными пожарами и ухудшением экологической обстановки в г. Красноярске в июле 2019.

    Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Красноярского края Базылев Б.Б. (полномочия проверены), возражал против иска, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление Давыденко Т.А.. Полагал, что Законодательное Собрание края вправе принимать решение о досрочном прекращении полномочий председателя Счетной палаты Красноярского края в соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»; п. 4 ст. 5.1. Закона края от 26.12.2006 № 21-5553 «О государственных должностях Красноярского края»; подп. «в» п. 2 ст. 9 Уставного закона края от 31.03.2011 № 12-5718 «О Счетной палате Красноярского края». Общие правила, касающиеся порядка внесения на рассмотрение Законодательного Собрания Красноярского края проектов постановлений, подготовки их к рассмотрению Законодательным Собранием, и т.д. предусмотрены Уставом Красноярского края (статья 144), Уставным законом Красноярского края от 29.01.2009 года № 8-2864 «О Законодательном Собрании Красноярского края» (статья 24), Регламентом Законодательного Собрания (статья 24). Специальное правило в данном случае предусмотрено пунктом 5 части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». В соответствии с указанными выше нормами вопрос о рассмотрении материалов прокуратуры Красноярского края о результатах проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции при проведении Счетной палатой Красноярского края контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, согласно которого установлено наличие у председателя Счетной палаты края Т.А. Давыденко личной заинтересованности, которая влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление ею своих должностных полномочий. В то же время предусмотренная законом обязанность сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта, председателем Счетной палаты края исполнена не была. Обращение прокурора с пояснениями истца были предварительно рассмотрены на заседаниях комитетов Законодательного Собрания по бюджету и экономической политике и по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению. На основании указанных материалов решением обоих комитетов вопрос вместе с проектом постановления о досрочном освобождении от должности Т.А. Давыденко вынесен на рассмотрение Законодательного Собрания. Оспариваемое постановление было принято на восьмом заседании седьмой сессии Законодательного Собрания Красноярского края. За принятие постановления проголосовало 44 депутата, при одном против и одном воздержавшимся. Таким образом, постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 11 июля № 7-3046П «О досрочном освобождении от должности председателя Счетной палаты Красноярского края Т.А. Давыденко» принято в соответствии с установленным порядком с соблюдением всех необходимых процедур. Указание на материалы проверки имеется непосредственно в тексте оспариваемого постановления. Административный истец утверждает, что ему не была предоставлена официальная информация о том, какие конкретно нарушения были выявлены Законодательным Собранием. Однако, как уже отмечалось выше, нарушения в действиях председателя Счетной палаты края были выявлены прокуратурой Красноярского края и результаты проверки доведены до Т.А. Давыденко. Кроме этого, 10 июля 2019 года депутатам Законодательного Собрания Красноярского края были представлены возражения Т.А. Давыденко на справку прокуратуры Красноярского края, о результатах проведенной прокурорской проверки. Данное обстоятельство определенно свидетельствует о полной информированности административного истца о результатах проверки, в том числе об установленных нарушениях. Административный истец полагает возможным руководствоваться трудовым законодательством при решении вопроса о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего государственную должность субъекта РФ. Однако данная позиция неверна и противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14 января 2014 года № 75-0 «По запросу Правительства Республики Карелия о проверке конституционности положения пункта 10 статьи 51 Конституции Республики Карелия».

    Представители заинтересованного лица прокуратуры Красноярского края Иванов А.С., Воротынская О.О., Матрусенко Е.А. (полномочия проверены), полагали административный иск не обоснованным и не подлежащим по основания, изложенным в письменных возражения. Поскольку оспариваемое постановление от 11.07.2019 № 7-3046П о досрочном освобождении Давыденко Т.А. от должности председателя Счетной палаты Красноярского края в соответствии с пунктами 5 и 8 части 5 статьи 8 ФЗ № 6-ФЗ и подпунктами «б» и «и» пункта 1 стати 9 Уставного закона края принято Законодательным Собранием в рамках полномочий, предоставленных федеральным и региональным законодательством при соблюдении административным ответчиком и требований, предъявляемых к порядку принятия такого решения. Прокуратурой края 18.06.2019 председателю Законодательного Собрания края и в комиссию по координации работы по противодействию коррупции в крае была направлена информация об итогах проведенной органами прокуратуры края проверки соблюдения Счетной палатой края законодательства о противодействии коррупции с приведением конкретных фактов допущенных Давыденко Т.А. нарушений. На состоявшемся 10.07.2019 совместном заседании комитетов Законодательного Собрания края по бюджету и экономической политике и по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению результаты проверки были доложены начальником отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры края Ивановым А.С. и обсуждены с учетом подробных письменных возражений, представленных Давыденко Т.А.. По результатам обсуждения комитетами приняты решения № 74-1 и №101-1 о предложении депутатам Законодательного Собрания края рассмотреть вопрос «Об информации прокуратуры Красноярского края о результатах проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции при проведении Счетной палатой края контрольных и экспертно-аналитических мероприятий» на восьмом заседании седьмой сессии Законодательного Собрания края и принять постановление о досрочном освобождении от должности председателя Счетной палаты Красноярского края Давыденко Т.А.. При этом в целях обеспечения объективности, депутатам были представлены информация прокуратуры края по результатам проверки от 18.06.2019, а также объяснение Давыденко Т.А. на бланке Счетной палаты края от 10.07.2019 № с приложением возражений на 25 печатных листах о несогласии с результатами проведенной прокурорской проверки. Информация и возражения обсуждены депутатами и по результатам голосования проект постановления о досрочном освобождении от должности Давыденко Т.А. принят большинством от установленного числа депутатов Законодательного Собрания края (число избранных депутатов - 50, «за» проголосовало - 44 депутата). Проведение прокуратурой края указанной проверки осуществлялось на основании решения первого заместителя прокурора края Блошкина А.Г. от № в связи с поступившим обращением министерства лесного хозяйства края от 28.05.2019 № 86-0432. При этом административный истец, являясь председателем Счетной палаты края, была письменно проинформирована прокуратурой края о проведении проверки, ее сроках, предмете, а также должностных лицах прокуратуры края, которым поручено непосредственное проведение проверочных мероприятий, с направлением копии решения 29.05.2019, которое в тот же день было передано ею подчиненным работникам «для работы». Начальником отдела прокуратуры края Ивановым А.С. административный истец неоднократно вызывалась в прокуратуру края, в том числе 10.06.2019 для дачи пояснений по существу выявленных в ходе проверки фактов, 28.06.2019 для ознакомления со справкой, составленной по ее результатам, однако по вызовам она явилась, о причинах неявки не информировала. В связи с чем, 04.07.2019 справка о результатах проверки от 27.06.2019 была вручена секретарю Счетной палаты края для передачи Давыденко Т.А.. Кроме того 08.07.2019 копия справки дополнительно направлена Давыденко Т.А. по ее домашнему адресу посредством курьерской доставки ФГУП «Почта России». Указанные обстоятельства подтверждают, что Давыденко Т.А. была надлежаще информирована о результатах проведенной прокуратурой края проверки Счетной палаты края, в том числе о выявленных нарушениях законодательства при осуществлении возложенных на нее должностных полномочий, злоупотреблении должностными полномочиями, непринятии необходимых мер по предотвращению (урегулированию) конфликта интересов. Несмотря на наличие больничных листов Давыденко Т.А. продолжала исполнять должностные обязанности, ею подготовлены и направлены 10.07.2019 в Законодательное Собрание края возражения на 25 листах на информацию прокуратуры края, оформленные на бланке Счетной палаты края. Листки нетрудоспособности, выданные Давыденко Т.А. различными медицинскими учреждениями за период с 13.06.2019 по 12.07.2019, она представила в Счетную палату края 12.07.2019. Доводы Давыденко Т.А изложенные в возражениях на результаты прокурорской проверки, были рассмотрены и оценены при обсуждении данного вопроса, как на заседании комитетов, так и депутатами при принятии оспариваемого постановления, что опровергает ее утверждение о нарушении прав. При этом подобная форма их реализации была избрана ею добровольно, поскольку достоверно зная о проведении прокурорской проверки, планируемых заседаниях комитетов и сессии Законодательного Собрания края она предпочла довести свою позицию до прокуратуры, комитета и Законодательного Собрания в письменных возражениях.

    Заслушав представителей сторон, заинтересованного лица, свидетеля, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, обозрев видеоматериал, суд полагает требования истца не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

    Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В силу пункта 1 статьи 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

        Оспаривая постановление Законодательного Собрания Красноярского края №7-3046П от 11.07.2019, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 02.08.2018 г. (согласно штампа суда), то есть в предусмотренный частью 1 статьей 219 КАС РФ срок.

    В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

    Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Уставным Законом Красноярского края от 31.03.2011 №12-5718 «О Счетной палате Красноярского края» установлены правовой статус, компетенция, порядок формирования, организации и основы деятельности Счетной палаты Красноярского края, а также срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты.

    В соответствии со ст. 6 Уставного закона от 31.03.2011 №12-5718 председатель Счетной палаты является лицом, замещающим государственную должность Красноярского края, назначается на должность Законодательным Собранием края в порядке, установленном Регламентом Законодательного Собрания края, сроком на пять лет (п. 1 ст. 6).

Кандидатуры на должность председателя Счетной палаты вносятся на рассмотрение Законодательного Собрания края председателем Законодательного Собрания края, Губернатором края, комитетами Законодательного Собрания края, депутатами Законодательного Собрания края в количестве не менее одной трети от установленного числа депутатов Законодательного Собрания края.

Порядок рассмотрения кандидатур на должность председателя Счетной палаты определяется Регламентом Законодательного Собрания края (п. 2 ст. 6).

Согласно п. 6 ст. 6 Уставного закона от 31.03.2011 №12-5718, председатель Счетной палаты:

а) в соответствии с настоящим Уставным законом и Регламентом Счетной палаты организует и руководит деятельностью Счетной палаты, несет ответственность за результаты ее работы;

б) утверждает годовой план работы Счетной палаты;

в) представляет Законодательному Собранию края ежегодный отчет о работе Счетной палаты, отчеты о контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях;

г) представляет Счетную палату в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации и края, иными государственными органами, международными организациями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями и гражданами, контрольными органами Российской Федерации, других субъектов Российской Федерации, иностранных государств;

д) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Уставным законом.

    Согласно п. 1 ст. 9 Уставного закона Красноярского края от 31.03.2011 N 12-5718 (ред. от 23.05.2019) "О Счетной палате Красноярского края" председатель Счетной палаты досрочно освобождается от должности в случаях:

    нарушения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на них должностных полномочий или злоупотребления должностными полномочиями, если за это решение о досрочном освобождении должностного лица проголосует большинство от установленного числа депутатов Законодательного Собрания края (пункт б);

    несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (пункт и).

    В силу пункта 4 статьи 5.1. Закона края от 26.12.2006 № 21-5553 «О государственных должностях Красноярского края» решение об увольнении (освобождении от должности) председателя Счетной палаты Красноярского края принимает Законодательное Собрание края.

Пунктами 1, 2 ст. 144 Устава Красноярского края от 05.06.2008 N 5-1777 предусмотрено, что право внесения на рассмотрение Законодательного Собрания края проектов постановлений, резолюций, заявлений и обращений принадлежит каждому депутату Собрания, а в предусмотренных настоящим Уставом случаях - группам депутатов Собрания определенной численности. Постановления, резолюции, заявления и обращения принимаются Законодательным Собранием края большинством голосов от числа избранных депутатов

    В соответствии со ст. 17 Уставного Закона Красноярского края от 29.01.2009 № 8-2864 «О Законодательном Собрании Красноярского края» вопросы, отнесенные законодательством Российской Федерации и Красноярского края к ведению Законодательного Собрания, решаются на заседаниях, проводимых в течение его сессий. Порядок созыва и проведения заседаний Законодательного Собрания, а также принятия на них решений определяется Регламентом Законодательного Собрания в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края. Заседание Законодательного Собрания правомочно, если в нем принимает участие количество депутатов, достаточное для принятия решения по обсуждаемому на данном заседании вопросу. Кворум для принятия решения определяется исходя из общего установленного для Законодательного Собрания числа депутатов, кроме случаев, предусмотренных Уставом края (ч. 2).

    Пунктом 5 части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» предусмотрено, что число голосов депутатов, необходимого для принятия решения о досрочном освобождении от должности председателя контрольно-счетного органа в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на него должностных полномочий или злоупотребления должностными полномочиями, необходимо большинство от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа.

    Согласно п. 1 ст. 2 Уставного закон Красноярского края от 29.01.2009 N 8-2864 «О Законодательном Собрании Красноярского края" Законодательное Собрание в соответствии с Уставом края состоит из 52 депутатов.

    Законодательное Собрание по вопросам, отнесенным к его ведению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом края, законами края и не требующим оформления законами края, принимает постановления.

    Статьей 4 Регламента Законодательного Собрания края, принятого постановлением Законодательного Собрания края от 19.02.2009 № 8-2963П, предварительное рассмотрение постановлений, обращений и иных решений, и документов Законодательного Собрания отнесено к компетенции комитетов Законодательного Собрания края.

    Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, Давыденко Татьяна Алексеевна постановлением Законодательного собрания Красноярского края от 26.05.2016 №10-4501П была назначена на должность председателя Счетной палаты Красноярского края.

    28.05.2019 министром лесного хозяйства Красноярского края в адрес прокурора Красноярского края направлено обращение о принятии мер прокурорского реагирования в отношении действий Счетной палаты Красноярского края по тем основаниям, что в 2018 и в мае 2019 года Счетной палатой проведены 3 мероприятия: «Анализ эффективности реализации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в части организации осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Красноярского края в январе-сентябре 2018 года»; «Анализ эффективности деятельности краевых государственных бюджетных учреждений (лесничеств)»; «Оценка реализации в крае приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов». По мнению министерства, выводы, содержащиеся в заключениях по итогам проведенных Счетной палатой мероприятий, свидетельствуют о превышении полномочий, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и Уставным законом № 12-5718. Так Счетной палатой помимо анализа бюджетных правоотношений были сформулированы выводы, не затрагивающие бюджетные правоотношения, и касающиеся в большей степени производственных и технологических решений, принимаемых в процессе проведения авиационного мониторинга. Кроме того, Счетная палата в отсутствие в штате должностных лиц, обладающих специальными знаниями, подвергла детальному анализу технологию тушения лесных пожаров на территории лесного фонда Красноярского края, несмотря на то, что указанные вопросы отнесены к ведению уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю за осуществлением переданных полномочий (Рослесхоз). Кроме того в отсутствие надлежащих правовые аргументов Счетной палатой делаются выводы о необходимости принятия (корректировки) нормативных правовых актов края; ставится под сомнение объективность деятельности органов государственной власти края, включая Законодательное Собрание края и Правительство края, при осуществлении нормативного правового регулирования вопросов реализации в Красноярском крае приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, которые отнесены к исключительной компетенции органов государственной власти Красноярского края.

    Кроме того прокуратурой Красноярского края изучена информация, поступившая 27.05.2019 из Счетной палаты Красноярского края о нарушении закона, выявленных в процессе проведения экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, закупку товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц», а также аналитическая записка «Оценка реализации в крае приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», в которой Счетной палатой указано о несоответствии приказов министерства лесного хозяйства края от 29.12.2017 №1944-од, от 15.03.2019 №406-од требованиям законодательства о защите конкуренции, противодействии коррупции, выразившиеся в представлении указанному министерству, КГАУ «Лесопожарный центр» широких полномочий по выбору летной техники в целях авиапатрулирования и тушения лесных пожаров без установления критериев такого отбора. По указанному факту Счетной палатой края в министерство лесного хозяйства края направлено предписание.

    Согласно рапорта начальников отдела и управления прокуратуры Красноярского края, регламент Счетной палаты края, утвержденный коллегией Счетной палаты края (протокол №8 от 18.12.2011) противоречит требованиям Федерального закона №6-ФЗ и Уставного закона края, представляющий Счетной палате края полномочия за пределами установленной законодательством компетенцией. Резолюций прокурора на рапорте указано на проведение внеплановой проверки соблюдения Счетной палатой Красноярского края требований закона при осуществлении полномочий; процедур проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также соблюдения должностными лицами Счетной палаты требований законодательства о противодействии коррупции.

    Соответствующее решение о проверке № вынесено первым заместителем прокурора Красноярского края 29.05.2019, срок ее проведения установлен с 30.05.2019 по 28.06.2019.

        Так согласно решения № от 29.05.2019, основанием для проведения проверки послужила информация о допущенных Счетной палатой края фактах нарушения законов, рапорт начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства советника юстиции Воротынцева С.С., начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции старшего советника юстиции Иванова А.С., обращение министерства лесного хозяйства края от 28.05.2019 (исх. № ). Цель проверки - оценка соблюдения Счетной палатой края требований действующего законодательства при осуществлении полномочий в 2018 году - истекшем периоде 2019 года, а также соблюдения должностными лицами Счетной палаты края законодательства о противодействии коррупции. Предмет проверки - исполнение Счетной палатой края требований Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставного закона Красноярского края от 31.03.2011 № 12-5718 «О Счетной палате Красноярского края», Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении полномочий, проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий; соответствие локальных актов Счетной палаты края требованиям действующего законодательства; соблюдение должностными лицами Счетной палаты края требований законодательства о противодействии коррупции при реализации предоставленных полномочий.

    27.06.2019 срок проверки Счетной палаты в части исполнения требований законодательства о противодействии коррупции должностными лицами, государственными служащими продлен до 28.07.2019.

    О проведении проверки Давыденко Т.А., как председатель Счетной палаты Красноярского края была извещена соответствующим уведомлением 29.05.2019, что подтверждается входящим штампом Счетной палаты края, и резолюцией Давыденко Т.А. «для работы».

    07.06.2019 начальником отдела прокуратуры Красноярского края Ивановым С.А. в телефонном режиме Давыденко Т.А. была приглашена в прокуратуру края для дачи пояснений, однако в назначенное время Давыденко Т.А. не явилась, что следует из телефонограммы и справки за подписью начальника отдела прокуратуры края Иванова С.А..

    В ходе проведения проверки прокуратурой края были установлены факты злоупотребления Давыденко Т.А. служебными полномочия, не исполнения ею обязанности по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов, в связи с чем, 18.06.2019 (исх. №) соответствующее письмо было направлено председателю Законодательного Собрания Красноярского края Свиридову Д.В. (вх. № от 20.06.2019).

    Кроме того, 27.06.2019 начальником отдела прокуратуры Красноярского края Ивановым А.С. по итогам прокурорской проверки была подготовлена справка в отношении Давыденко Т.А. в которой отражены нарушения ею требований законодательства РФ, с указанием фактов, аналогичных по содержанию фактам, указанным в письме вх. № от 20.06.2019.

    В этот же день (27.06.2019) Давыденко Т.А. была уведомлена об установлении в ее действиях нарушений требований законодательства РФ, с предложением об ознакомлении с документами, что подтверждается входящим штампом Счетной палаты.

    Согласно справки начальника отдела прокуратуры края Иванова С.А., Давыденко Т.А. в указанное время не явилась, после чего копия справки о результатах проверки была вручена секретарю Счетной палаты 04.07.2019 (17.45 час.) для передачи Давыденко Т.А.. Кроме того, копия справки была направлена по адресу места проживания административного истца курьерской службой. Сведения о доставке отсутствуют.

    10.07.2019 от председателя Счетной палаты Давыденко Т.А. на имя председателя Законодательного Собрания Красноярского края представила обращение для рассмотрения его на совместном заседании комитетов по бюджету и экономической политике и по государственному устройству законодательству и местному самоуправлению Законодательного собрания края 10.07.2019 в 11.00 час.. Как следует из текста обращения, административный истец после детального изучения и анализа справки прокуратуры (без материалов проверки) указала о лживости его содержания и представила письменные возражения на справку на 25 листах.

    Комитетами Законодательного Собрания края по бюджету и экономической политике, по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению 10.07.2019, после доклада начальника отдела прокуратуры края Иванова А.С. о результатах проверки, обсуждения письменных возражений Давыденко Т.А., были приняты решения, № соответственно, о предложении депутатам Законодательного Собрания края рассмотреть вопрос «Об информации прокуратуры Красноярского края о результатах проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции при проведении Счетной палатой Красноярского края контрольных и экспертно-аналитических мероприятий», на восьмом заседании седьмой сессии и принять соответствующее постановление (проект о досрочном освобождении от должности председателя счетной палаты Красноярского края Т.А. Давыденко»).

    Проект данного постановления прошел согласование в комитетах Законодательного Собрания края, в отделах Собрания края, в том числе экспертно-правовом отделе. К проекту постановления имеются приложения: заключения, дополнительные материалы, всего на 43 листах.

    Из представленной выписки из протокола восьмого заседания седьмой сессии Законодательного Собрания Красноярского края от 11.07.2019 следует, что число депутатов, избранных в Законодательное Собрание края составляет – 50 человек, присутствовало 46 депутатов. С докладом об информации прокуратуры края о результатах проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции при проведении Счетной палатой края контрольных и экспертно-аналитических мероприятий выступил первый заместитель председателя Законодательного собрания края, председатель комитета по государственному устройству Попов С.А.. В обсуждении информации приняли участие 11 депутатов (Глисков А.А., Чащин В.Ф., Серебряков И.А., Зырянов В.В., Бойченко А.В., Толмачев С.А., Кулеш А.В., Свиридов Д.В., Оськина В.Е., Самков А.П., Ростовцев П.А.), после чего с использованием электронной системы подсчетов голосов по вопросу о принятии проекта постановления проголосовали: «За» - 44, «Против» - 1; «Воздержалось» - 1.

    Как следует из постановления № от 11.07.2019, Т.А. Давыденко досрочно освобождена от должности председателя Счетной палаты Красноярского края за нарушение требований законодательства Российской Федерации, при осуществлении возложенных на председателя Счетной палаты края должностных полномочий, злоупотребление должностными полномочиями и неисполнение обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Согласно вводной части постановления оно принято после рассмотрения материалов прокурорской проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции при проведении Счетной палатой Красноярского края контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (вх. N 5112 от 20 июня 2019 года), в соответствии с пунктами 5 и 8 части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", подпунктами "б" и "и" пункта 1 статьи 9 Уставного закона края от 31 марта 2011 года N 12-5718 "О Счетной палате Красноярского края".

    По мнению административного истца принятое решения подлежит отмене как незаконное, в том числе по причине отсутствия доказательств наличия вмененных нарушений; указаний на конкретные нарушения норм действующего законодательства.

    В силу п. 5 части 5 ст. 8 ФЗ № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" предусмотрены основания для досрочного освобождения должностного лица контрольно-счетного органа, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации от должности по решению законодательного (представительного) органа, в том числе в случае:

    нарушения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на него должностных полномочий или злоупотребления должностными полномочиями, если за решение о досрочном освобождении такого должностного лица проголосует большинство от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа (п.5 ч.5 ст.8);

    несоблюдения ограничений, запретов, неисполнении обязанностей, которые установлены рядом федеральных законов, в том числе Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее ФЗ №273-Ф3) (п.8 ч.5 ст.8).

    Как следует из текста спорного постановления о досрочном прекращении истцом должностных полномочий, в нем указаны нормы права (с приведением формулировки), и основание, послужившее принятию решения - результаты рассмотрения прокурорской проверки (вх. № от 20.06.2019).

    Из материалов дела следует, что информация, представленная прокурором края (вх. № от 20.06.2019), как и письменные возражения Давыденко Т.А. на справку прокуратуры Красноярского края от 27.06.2019 о результатах проверки (аналогичных по содержанию) были представлены депутатам Законодательного Собрания Красноярского края до обсуждения принятия спорного постановления 11.07.2019, а также были обсуждены на совместном заседании комиссий Законодательного Собрания края 10.07.2019.

    Так согласно письменным возражениям Давыденко Т.А. (стр. 2) ее дочь Давыденко М.В. была назначена директором ООО «Аэропром», в связи с трагической гибелью директора Швецова П.А. 23.08.2018, и в состав учредителей общества вошла 26.09.2018. Договоры на выполнение авиационных работ с КГАУ «Лесопожарный центр» на периоды 2018-2020 ООО «Аэропром» подписаны в феврале 2018 директором Швецовым П.А..

    Как следует из обращения и справки прокуратуры края КГАУ «Лесопожарный центр» с ООО «Аэропром» заключено контрактов на авиапатрулирование в 2018 году на 159,1 млн. руб., в 2019 году – 27,0 млн. руб., что не оспаривается административным истцом.

    Давыденко Т.А. в своих возражениях указывает на проведение Счетной палатой в 2018 году экспертно-аналитических мероприятий по авиационной тематике (1), лесным отношениям (2), осуществленные в соответствии с планом работы.

    Как следует из обращения мастерства лесного хозяйства Красноярского края в 2018 и в мае 2019 года Счетной палатой проведены 3 мероприятия: «Анализ эффективности реализации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в части организации осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Красноярского края в январе-сентябре 2018 года»; «Анализ эффективности деятельности краевых государственных бюджетных учреждений (лесничеств)»; «Оценка реализации в крае приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов».

    Согласно письменных возражений Давыденко Т.А., коллегия счетной палаты, рассмотрев на заседании предложение о внесении изменений в годовой план работы Счетной платы, приняла решение об обоснованности включения в него экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации преданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в части организации осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Красноярского края в 2019 году», согласно протокола от 22.05.2019 №8 (стр. 8 возражений).

    Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" указано, что контрольно-счетные органы осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно. Порядок включения в планы деятельности контрольно-счетных органов поручений законодательных (представительных) органов, предложений и запросов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), глав муниципальных образований устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п.п. 1, 3 ст. 12 Закона).

Согласно п. 1 ст. 14 Уставного закона Красноярского края от 31.03.2011 N 12-5718 "О Счетной палате Красноярского края» Счетная палата строит свою деятельность самостоятельно на основе годового плана, который формируется исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением краевого бюджета и бюджета территориального фонда ОМС, с учетом всех направлений ее деятельности. Годовой план работы Счетной палаты включает контрольные, экспертно-аналитические и иные мероприятия с указанием сроков их проведения и ответственных исполнителей. Проект годового плана направляется в комитеты и комиссии Законодательного Собрания края до рассмотрения коллегией Счетной палаты. Годовой план утверждается председателем Счетной палаты до 1 декабря текущего года (п. 3). Внеплановые контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводятся в обязательном порядке Счетной палатой на основании постановлений Законодательного Собрания края, запросов Губернатора края. Счетная палата уведомляет о сроках внеплановых мероприятий Законодательное Собрание края, Губернатора края в течение пяти рабочих дней (п. 4).

    Таким образом, включение Счетной палатой края по своей инициативе внеплановых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, без уведомления Законодательное Собрание края, Губернатора края, действующим законодательством не предусмотрено. Следовательно, действия административного истца как председателя Счетной палаты края, (утверждающего план деятельности контрольно-счетного органа) по внеплановому включению в годовой план экспертно-аналитических мероприятия «Анализ реализации преданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в части организации осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Красноярского края в 2019 году» нарушают положения ст. 14 Уставного закона Красноярского края от 31.03.2011 N 12-5718, ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ, и является злоупотреблением должностными полномочиями со стороны истца.

    При этом, в обосновании включения указанного выше мероприятия Давыденко Т.А. в качестве оснований приводит следующее: «… в связи увеличением бюджетных расходов на реализацию переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (в части организации осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров) и снижения эффективности реализации переданного в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ органами государственной власти субъектов Российской Федерации…» (стр. 8 возражений).

В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

    Согласно п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений в том числе по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

    При этом в силу ч. 3 указанной выше статьи Кодекса, средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

    Пунктом 8.1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2006 N 837 (ред. от 13.02.2019) "Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" предусмотрено, что контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

    Таким образом, включение спорного экспертно-аналитических мероприятия «Анализ реализации преданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в части организации осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Красноярского края в 2019 году» в план работы Счетной палаты Красноярского края противоречит как действующему федеральному законодательству, так и ст. 3 Уставного закона Красноярского края от 31.03.2011 N 12-5718 «О Счетной палате Красноярского края». Поскольку счетная палата создана в целях осуществления контроля за исполнением краевого бюджета и более того не вправе давать свою оценку об эффективности реализации преданных в соответствие со ст. 83 ЛК РФ полномочий, финансирующийся из федерального бюджета, при указании в постановлении Правительства РФ 29.12.2006 N 837 на контролирующий орган по данному вопросу – Рослесхоз.

    Также как следует из материалов дела, и не оспаривается стороной истца, дочь Давыденко Т.А. – Давыденко М.В. с августа 2018 является руководителем, а в сентябре 2018 вошла в состав учредителей ООО «Аэропром» - общества, которое на 2018-2019 заключило многомилионные контракты на авиационные работы по пожарной безопасности лесов края с КГАУ «Лесопожарный центр».

    Таким образом, Давыденко Т.А. с августа 2018 года достоверно знала о наличии существенного (с учетом цены договоров) экономического интереса ее дочери как руководителя и собственника ООО «Аэропром», осуществляющую экономическую деятельность в сфере пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Красноярского, в данной сфере.

    Тем не менее, Давыденко Т.А., как было установлено судом выше, злоупотребляя должностными полномочиями, в нарушение законодательства РФ, предпринимала действия по проведению Счетной палатой края, руководителем которой являлась, мероприятий в указанной выше сфере деятельности в Министерстве лесного хозяйства края по тем направлениям, которые в силу действующего законодательства не могут являться предметом контрольных и экспертно-аналитических мероприятия Счетной палаты края.

    При этом, если как поясняет истец, проявляя озабоченность положением дел в лесной отрасли, в целях исключения конфликта интересов она должна была проинформировать комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Красноярском крае о деятельности дочери в экономической сфере в которой по мнению истца необходимо провести ревизионные мероприятия Счетной палатой края.

    Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

    Статья 10 указанного выше Федерального закона, указывает, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (часть 1), а под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 данной статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 данной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2);

    Статья 11 Федерального закона "О противодействии коррупции", закрепляет, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 данного Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (часть 1) и обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2).

    Согласно ч. 3 ст. 11 ФЗ «О противодействии коррупции» представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

    В силу пп. 1, 2 ч. 1 ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в тот числе в случаях: непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

    С учетом вышеприведенных норм закона, суд приходит к выводу, что Давыденко Т.А. как председатель Счетной палаты Красноярского края, инициируя мероприятия по вопросам охраны, тушения лесных пожаров на территории Красноярского края, должна была принять исчерпывающие меры, в целях не допущения и предотвращения конфликт интересов, поскольку личная заинтересованность Давыденко Т.А. в указанной выше сфере очевидна – влечет материальную выгоду для ее близкого родственника – дочери как директора ООО «Аэропром», получающую доход от данного вида экономической деятельности.

    Также Давыденко Т.А. в своих возражениях на результаты прокурорской проверки (стр. 13-19) указывает, что аудитором Счетной палаты края в рамках экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, закупку товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» направлялись запросы в КГАУ «Лесопожарный центр» 02.04.2019 (№) о предоставлении стандартной информации в срок до 03.04.2019, запрос в Министерство лесного хозяйства края за подписью Давыденко Т.А. от 04.04.2019 (№). В приказе Министерства лесного хозяйства края от 15.03.2019 № Счетной палатой был обнаружен коррупциогенный фактор, дающий право выбора типа воздушного судна без каких-либо на то экономических обоснований. Одновременно Давыденко Т.А. были направлены информационные письма об отсутствии официального опубликования приказа о размещении судов по местам базирования Лапшину Ю.А. (от 04.04.2019 №), Савчину М.М. (от 04.04.2019 №). Запрос был сформирован по местам базирования, по которым указанный выше приказ вносил изменения, а именно добавлял второй тип воздушного судна. В связи с отсутствием мер реагирования со стороны прокуратуры края Счетной палатой края направлено предписание министерству лесного хозяйства края (№) о риске злоупотреблении КГАУ «Лесопожарный центр» правом, связанным с превышением служебных полномочий и наличии возможностей, способствующих коррупционным проявлениям. Данное предписание Министерством лесного хозяйства было проигнорировано, и как результат 22.04.2019 КГАУ «Лесопожарный центр» разместил на сайте http://zakupki.qov.ru закупки на конкурентные переговоры на право заключения договора на оказание авиационных услуг для выполнения комплекса авиационных работ по охране лесов с использованием однодвигательных сухопутных вертолетов (типовых), самолетов, соответственно на сумму 58 741 800 рублей и 28 362 000 рублей.

    Приказом Минприроды России от 15.11.2016 N 597 утвержден Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров и Порядка организации и выполнения авиационных работ по защите лесов" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.03.2017 N 46174).

Пунктами 3, 17 указанного выше Порядка предусмотрено, что, организация авиационных работ по охране лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса на организацию охраны лесов, включая осуществление мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах. При организации авиационных работ по охране лесов от пожаров в части авиационного патрулирования и тушения лесных пожаров уполномоченные органы, в том числе устанавливают необходимое количество и типы воздушных судов, возможные места базирования подразделений, осуществляющих лесоавиационные работы…

    Административный истец указывает, что при вынесении ею предписания в отношении приказа от 15.03.2019 № руководствовалась подп. «л» ст. 3 Уставного закона Красноярского края от 31.03.2011 N 12-5718 "О Счетной палате Красноярского края", об отнесении к Полномочиями Счетной палаты участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.

    Между тем, Счетная палата края субъектом антикоррупционной экспертизы не является, предписания о внесении изменений в приказ Министерства лесного хозяйства края от 15.03.2019 №406-од в целях устранения выявленного коррупциогенного фактора вынесено с превышением компетенции, и с нарушением требований законодательства при осуществлении истцом своих должностных обязанностей. Поскольку в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти проводится прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, а иными органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционная экспертиза проводится только в отношении принятых ими нормативно-правовых актов.

    Прокуратурой края были проверена информация Счетной палаты о несоответствии приказов министерства лесного хозяйства (от 29.12.2017 №, от 15.03.2019 № ) требованиям законодательства о защите конкуренции и противодействии коррупции, направление Счетной палатой края по данному поводу предписания Министерству лесного хозяйства края. Результаты проверки и обращение Минлесхоза края от 28.09.2019 послужили основанием для проведения 29.05.2019 прокурорской проверки в отношении Счетной палаты края и ее должностных лиц, в связи с выявленными нарушения Счетной палатой края нарушения законодательства РФ.

    Как было указано выше, ООО «Аэропром» (руководителем которого является Давыденко М.В.) является участником рынка по авиапатрулированию лесов, и приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 15.03.2019 № внесены изменения относительно технических характеристик воздушных судов, которые могут участвовать в авиапатрулировании, следовательно, данный приказ влияет на рынок участников рынка, претендующих на заключение многомилионных контрактов с КГАУ «Лесопожарный центр» по авиапатрулированию, в число которых входит ООО «Аэропром». Наличие экономического интереса по заключению контрактов в данной сфере подтверждается жалобой указанного выше общества в адрес УФАС на приказ от 15.03.2019 (стр. 20 возражений истца).

    Указанная выше совокупность установленных обстоятельств свидетельствует о том, что Давыденко Т.А., будучи председателем Счетной палаты, как должное лицо осуществляла действия, направленные на отмену, приостановление действия приказа от 15.03.2019 № , который фактически исключил ООО «Аэропром» из числа участников, которые могут претендовать на заключение договоров для выполнения комплекса авиационных работ по охране лесов от пожаров на сумму в несколько десятков миллионов рублей.

     Таким образом, действия административного истца в описанной выше ситуации не только нарушают ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", ст. 6 Уставного закона Красноярского края от 31.03.2011 N 12-5718 «О Счетной палате Красноярского края», ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ, но и подпадает под критерий «конфликт интересов».

    Поскольку прямая личная заинтересованность (возможность получения значительных доходов дочерью истца, являющегося руководителем и участником ООО «Аэропром») административного истца, замещающего должность, которая предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, повлияло на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ею должностных обязанностей - злоупотреблению должностными полномочиями.

    С доводами стороны истца о том, что материалы дела не содержат сведений о том, что Давыденко Т.А. интересовалась проблемами своей дочери, суд согласиться не может, поскольку в силу прямого указания закона (ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции") административный истец, как лицо, замещающее государственную должность субъекта РФ, в своего положения и статуса обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, и обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя.

    Между тем административный истец, будучи лицом, замещающим государственную должность субъекта РФ, не только допустила сложившуюся ситуацию, когда в нарушение требований законодательства РФ, злоупотребляя своими полномочиями с августа 2018 года по 2019 год, контролировала деятельность министерства лесного хозяйства края в области организации и осуществления работ по охране лесов от пожаров путем проведения проверок (в том числе внеплановой), вынесения предписаний, направлением запросов, то есть в той области экономической деятельности, в которой в указанный период осуществляла ее дочь предпринимательскую деятельность.

    При этом в указанный выше период (2018-2019) общество, руководителем которого является Давыденко М.В., имело контракты на проведение авиационных работ по охране лесов от пожаров на суммы более 159 млн. руб. и более 27 млн. руб., соответственно. И в данном случае не имеет значения, когда договоры были заключены, поскольку правовое значение имеет периоды действия и исполнения данных договоров.

    Данные проступки, по мнению суда, являются существенными, учитывая многомилионный размер денежных средств по заключенным и не заключенным ООО «Аэропром» договорам, а также пределы должных полномочий, за которые неоднократно вышел административный истец, тяжесть последствий для иных участников правоотношений.

    О том, что Давыденко Т.А. уведомила комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Красноярском крае о наличии конфликта интереса материалы дела не содержат, и истец на данные обстоятельства не ссылается.

    Рассматривая доводы административного истца о том, что спорное постановление было вынесено на основании ложной информации прокуратуры края, не имеющей доказательств, суд исходит из того, что указанные выше обстоятельства, следует из возражений истца на выводы прокурорской проверки, которым была дана оценка Законодательным Собранием края, наряду с информацией прокурора края.

    При этом административный истец в своих возражениях фактические обстоятельства (наличие дочери и ее экономическая деятельность, проведение Счетной палатой края проверок в Минлесхозе края, выдача предписания, направление запросов) не отрицает, а высказывает несогласие с выводами прокурора по данным обстоятельствам.

    Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

    Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки (ч. 3 ст. 21 ФЗ №2202-1).

    Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. (ч. 15 ст. 21 ФЗ №2202-1).

    Согласно ч. 2 ст. 22 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

    Как следует из материалов дела проверка прокуратурой края была проведена на основании обращения Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 28.05.2019, рапорта начальника отдела прокураты края о необходимости проведения проверки по итогам обращения в прокуратуру Счетной палаты Красноярского края.

    Решение о ее проведении было принято прокурором края 29.05.2019, обозначены ее сроки, не превышающие 30 суток, в решение о проведении проверки ее цели, основания и предмет проверки, в том числе соблюдение Счетной палатой законодательства, соблюдение должностными лицами требований законодательства о противодействии коррупции.

    В связи с установлением в действиях Давыденко Т.А. как председателя Счетной палаты Красноярского края нарушений действующего законодательства в Законодательное Собрание Красноярского края, в орган осуществляющий назначение и досрочное прекращение полномочий указанного выше должностного лица направлена информация о выявленных нарушениях. Давыденко Т.А. также была своевременно проинформирована о выводах прокурорской проверки. Кроме того Давыденко Т.А. приглашалась в прокуратуру для дачи пояснений, но не явилась.

    В соответствии п. 5 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст. 17 Уставного Закона Красноярского края от 29.01.2009 № 8-2864 «О Законодательном Собрании Красноярского края», ст. 4 Регламента Законодательного Собрания края, принятого постановлением Законодательного Собрания края от 19.02.2009 № 8-2963П, вопрос о рассмотрении материалов прокуратуры Красноярского края о результатах проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции при проведении Счетной палатой Красноярского края контрольных и экспертно-аналитических мероприятий был предварительно рассмотрен на заседаниях комитетов Законодательного Собрания по бюджету и экономической политике и по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению. После чего вопрос вместе с проектом постановления о досрочном освобождении от должности Т.А. Давыденко вынесен на рассмотрение Законодательного Собрания.

    При этом как установлено судом как заседаниях комитетов Законодательного Собрания 10.07.2019, так при рассмотрении Законодательным Собранием вопроса о досрочном освобождении Давыденко Т.А. от должности 11.07.2019, обсуждению подвергались доводы административного истца изложенные в объяснении от 10.07.2019 с приложенными возражениями на 25 листах, что следует из решений комитетов Законодательного собрания края №74-1, №101-1 от 10.07.2019; листа согласования проекта постановления (с приложениями на 43 листах); выписки из протокола заседания Законодательного Собрания.

    То обстоятельство, что депутатами на заседаниях комиссий 10.07.2019 и на заседании Законодательного Собрания края 11.07.2019 перед принятием решения обсуждались письменные пояснения истца, в судебном заседании подтвердил начальник отдела прокуратуры края Иванов С.А., который принимал участия в указанных выше событиях 10 и 11 июля 2019 в качестве приглашенного лица.

     Как следует из выписки из протокола, оспариваемое постановление было принято на восьмом заседании седьмой сессии Законодательного Собрания Красноярского края. За принятие постановления проголосовало 44 депутата (избрано 50), при одном против и одном воздержавшимся, то есть подавляющим большинством.

    По смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

    Поэтому при решении вопроса о применении к Давыденко Т.А. меры ответственности за указанные правонарушения, следует исходить из вышеприведенных критериев справедливости, соразмерности ответственности конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, мера ответственности должна отвечать характеру совершенного деяния.

    Суд соглашается, что при вынесении спорного постановления Законодательным Собранием края о досрочном прекращении полномочий Давыденко Т.А. правомерно учтена тяжесть проступков, обстоятельства при которых они совершались, поведение административного истца.

    Спорное постановление отвечает требованию соразмерности ответственности конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, и отвечает характеру совершенного деяния, направлена на достижение целей, в том числе антикоррупционного законодательства.

    При этом суд исходит из того, что согласно ст. 13.1 Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ст. 8 Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" ст. 9 Уставного закона Красноярского края от 31.03.2011 N 12-5718 "О Счетной палате Красноярского края" досрочное освобождение председатель Счетной палаты края является прерогативой законодательного (представительного) органа края – Законодательного Собрания. Решение депутатами по данному вопросу принято подавляющим большинством 44 из 50 избранных и 46 присутствующих.

    Таким образом, постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 11 июля № 7-3046П принято в соответствии с установленным порядком, и с соблюдением всех необходимых процедур, а также с учетом тяжести совершенных административным истцом проступков, при этом перед принятием решения выводы прокурора края были рассмотрены совместно письменными возражениями истца и дана им совокупная оценка. Отсутствие каких-либо документов из материалов проверки при рассмотрении спорного вопроса не влечет его незаконность, поскольку как следует из выписки из протокола заседания Законодательного собрания вопрос о предоставлении дополненных документов, направление запросов не поднимался, а сведения прокурорской проверки о нарушении Давыденко Т.А. законодательства (с указанием соответствующих норм), на основании которой было принято спорное решение (с учетом письменных пояснений истца), сделаны компетентным органом – прокуратурой Красноярского края в рамках своих полномочий и компетенции.

Административный истец имела возможность не только дать прокурору свои пояснения, но и заблаговременно ознакомиться (в последствие ознакомилась) с выводами прокурорской проверки.

Доказательств того, что Давыденко Т.А. воспользовалась правом, предусмотренным ч. 15 ст. 21 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" на обжалование действия (бездействие), решения прокурора, связанные с проведением проверки, материалы дела не содержат.

    Административный истец, оспаривая постановление № от 11.07.2019 также указывает, что на момент его вынесения была не трудоспособна и не могла присутствовать на заседании комиссии.

    В материалах дела имеются 4 листка нетрудоспособности на имя Давыденко Т.А., выданных КГБУЗ «ККБ №2» (г. Красноярск), ГБУЗ «НСО НОКД» (г. Новосибирск) за период с ДД.ММ.ГГГГ (включительно). Так, листок нетрудоспособности КГБУЗ ККБ № 2 выдан Давыденко Т.А. ДД.ММ.ГГГГ после того, как она была приглашена ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру края для дачи объяснений в рамках проводимой проверки. В дальнейшем листки нетрудоспособности продлялись до ДД.ММ.ГГГГ. При этом ДД.ММ.ГГГГ Давыденко Т.А. была уведомлена о необходимости явки в прокуратуру края для ознакомления со справкой о результатах проверки. После вручения 04.07.2019 прокурорской справки в отдел делопроизводства Счетной палаты края, Давыденко Т.А. был выдан лист нетрудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ

    Одновременно Давыденко Т.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ (в период нетрудоспособности) неоднократно совершала авиаперелеты в г. Москву, г. Новосибирск, г. Красноярск, что следует из сведений ГУ МВД России по Красноярскому краю.

    В Определении от 14 января 2014 года N 75-О Конституционный Суд отметил, что публично-правовой статус лиц, замещающих государственные должности, предполагает особое правовое регулирование их назначения на должность и освобождения от должности, которое существенно отличается от положений трудового законодательства и законодательства о государственной службе, касающихся приема на работу (службу) и увольнения с работы (со службы).

    При этом лица, замещающие государственные должности должны соблюдать общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в частности не скрывать своей временной нетрудоспособности.

    Доказательств о том, что Давыденко Т.А. до рассмотрения спорного постановления известила Законодательное собрание края о своей нетрудоспособности - нет. 10.07.2019 Давыденко Т.А. на бланке Счетной палаты края вручила письменные объяснения с возражениями на выводы прокуратуры, сведения о невозможности ее участия на совместном заседании комиссий по причине болезни не указаны.

    Допрошенный в судебном заседании свидетель Воропаев Д.В. – должностное лицо Счетной палаты края, будучи предупрежденный об уголовной ответственности, пояснил, что до 01.07.2019 Давыденко Т.А. исполняла свои трудовые обязанности в обычном режиме, проводила планерные совещания, подписывала документы, о наличии листков нетрудоспособности в Счетной палате края стало известно только ДД.ММ.ГГГГ

    В видеообращении Давыденко Т.А. (что не оспаривалось сторонами), обозримому в судебном заседании, административный истец указал, что в момент производства записи Законодательное Собрание Красноярского края рассматривает вопрос об отстранении ее от должности, говорит о том, что больна и предполагает, что будет вынесено положительное решение по ее вопросу.

    Таким образом, совокупность установленный обстоятельств позволяют суду сделать выводы о том, Давыденко Т.А. действовала недобросовестно и скрыла свою нетрудоспособности при принятии спорного постановления, указав в обоснование иска как виновные действия ответчика. Между тем суд полагает, что административный ответчик не должен отвечать за наступившие последствие в связи с неправомерным поведением истца.

    Более того особое правовое регулирование освобождения от должности, замещающих государственные должности лица, замещающих государственные должности существенно отличается от положений трудового законодательства касающихся увольнения с работы (со службы), и в данном случае нормы Трудового кодекса Российской Федерации, неприменимы.

    Установленная по делу совокупность обстоятельств указывает, что оспариваемое Давыденко Т.А. постановление от 11.07.2019 соответствует п.5, п. 8 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", подп. «б» и «и» п. 1 ст. 9 Уставного закона Красноярского края от 31.03.2011 N 12-5718 "О Счетной палате Красноярского края", и основания для его отмены не имеются.

    В таких обстоятельствах правовых оснований, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ для удовлетворения административного иска Давыденко Т.А. у суда отсутствуют.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

    Административные исковые требования Давыденко ТА к Законодательному Собранию Красноярского края о признании незаконным постановления о досрочном освобождении от должности председателя Счетной палаты Красноярского края Т.А. Давыденко № от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

    Председательствующий       (подпись)                                    Е.Н. Зернова

    Решение принято в окончательной форме 28 августа 2019 года.

    Копия верна

    Судья                                Е.Н. Зернова

2а-6044/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Давыденко Татьяна Алексеевна
Ответчики
Законодательное Собрание Красноярского края
Другие
Цих Сергей Эдуардович
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
centr.krk.sudrf.ru
22.03.2020Регистрация административного искового заявления
22.03.2020Передача материалов судье
22.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее