Решение по делу № 33-464/2020 от 16.01.2020

Дело № 2-309/2019 Председательствующий – судья Гузанов Д.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-462/2020

гор. Брянск     11 февраля 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Петраковой Н.П.,

судей Денисюка О.Н., Катасоновой С.В.,

при секретаре Ласой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Кузин В.В. на решение Погарского районного суда Брянской области от 13 ноября 2019 года по иску Кузин В.В. к администрации Погарского района Брянской области; департаменту строительства Брянской области, Гетуновской сельвой администрации Погарского района Брянской области о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, восстановлении в очереди в качёстЭвр нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Заслушав доклад судьи Катасоновой С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Кузин В.В. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к администрации Погарского района Брянской области ссылаясь на то, что 06 июня 2016 года в соответствии с решением общественной жилищной комиссии Гетуновской сельской адмийистрации Погарского района Брянской области № 02 от 06 июня 2016 года он, как лицо, являющееся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и имеющее право на соответствующие меры социальной поддержки, согласно положений Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 июня 1991 года, бьл принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и поставлен в соответствующую очередь. Постановлением № 414 от 10 июня 2019 года администрации Погарского района Брянской области истец снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Данное постановление истец полагает незаконным, в связи с чем, просит суд признать постановление администрации Погарского района Брянской области от 10 июня 2019 года № 414 о снятии его учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, незаконным и обязать админисрацию Погарского района Брянской области поставить его на учет в

качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Определением суда от 22 августа 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен департамент строительства Брянской области.

Решением Погарского районного суда Брянской области от 13 ноября 2019 года в удовлетворении иска Кузин В.В. к администрации Погарского района Брянской области, департаменту строительства Брянской области о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отказано.

В апелляционной жалобе истец Кузин В.В. просит решение Погарского районного суда Брянской области от 13 ноября 2019 года отменить, принять по делу новое решение. Выражает несогласие с решением суда первой инстанции, считает его незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для деда, несоответствии выводов суда, обстоятельствам дела. В обоснование доводод жалобы указывает, что своего жилья в собственности не имеет. Собственником ? доли жилого дома, в котором он зарегистрирован является его мать ФИО5, в связи с чем, площадь принадлежащего ей жилого помещения (от общей площади дома 58,9 кв.м.) составляет 29,4 кв.м. Судом не дана оценка тому, что состав его семьи составляет три человека (мать, супруга и он), в связи с чем, учитывая положения Правил утвержденных постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года, размер норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, состоящей из трех человек, по 18 кв.м, на каждого члена семьи, составит 54 кв.м. Выражает несогласие с выводом суда о недоказанности факта проживания совместно с истцом его супруги, поскольку данный факт по мнению апеллянта подтверждается делом истца о постановке его на жилищный учет, материалы которого содержат свидетельство о заключении брака.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В заседание суда апелляционной инстанции истец Кузин В.В., eго представитель Гаврилов А.В., представители ответчиков Гетуновской сельской администрации Погарского района Брянской области, администрации Погарского района Брянской области, департамента строительства Брянской области не явились, будучи извещенными о месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщили. От представителя департамента строительства Брянской области Петрунина Р.П. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента.

При таких обстоятельствах, учитывая положения ст.ст. 167,327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Положениями ч. 3 ст. 52 ЖК РФ обязанность по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на органы местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.

Частью 2 названной статьи установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Из указанных положений закона следует, что жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются также гражданам чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом и при этом они признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радирдщ вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1) устанавливает для граждан Российской Федерация оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, гарантии возмещения вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие данной катастрофы, возмещения вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставления им мер социальной поддержки, в том числе при выезде с указанной территории на другое место жительства (статьи 1,3 и 13).

В ст. 13 данного Закона закреплен перечень категорий граждщк пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы и в связи с этим имеющих право на меры социальной защиты, а в его статьях 14-22 для каждой из таких категорий граждан предусмотрены

возмещение вреда и меры социальной поддержки с определением в ряде случаев условий их предоставления.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствйё чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, (в том числе времСЩШ направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в тот период на работах.

В силу п. 1 ст. 15 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона (участники ликвидации последствий на ЧАЭС в 1986 - 1987 годах), гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 2006 года № 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно подпункту «е» пункта 5 Правил выпуска и реализаций государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имещ граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мзда 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Кузин В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, что подтверждается копией паспорта и удостоверением серии Р ,выданным 26 апреля 2016 года департаментом строительства и архитектура Брянской области.

С 09 июня 1984 года Кузин В.В. состоит в браке с ФИО9

Согласно данным паспорта и домовой (поквартирной) книги истец с 24 марта 2016 года зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, общей площадью 58,9 кв.м.

Данное жилое помещение на основании договора о передаче в собственность граждан от 29 декабря 1994 года, принадлежало на праве долевой собственности отцу истца ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и матери истца ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (по ? доли в праве за каждым), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права; а также выпиской из похозяйственней книги № 624 от 15 апреля 2019 года.

ДД.ММ.ГГГГ отец истца ФИО8 умер, что подтверждается записью акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании заявления Кузин В.В. в адрес главы Гетуновской сельской администрации Погарского района Брянской области о включении его в очередь для получения жилья согласно Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с протоколом № 02 заседания жилищной комиссии при Гетуновской сельской администрации Погарского района Брянской области решением жилищной комиссии Гетуновской сельской администрации Погарского района Брянской области № 02 от 06 июня 2016 года Кузин В.В., проживающий в <адрес>, зарегистрирован в очереди на получение и улучшение жилищных условий при Гетуновской сельской администрации Погарского района Брянской области в соответствии с положениями Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Постановлением № 414 от 10 июня 2019 года администрации Погарского района Брянской области истец снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как лицо, утратившее основания, дающее право на получение жилого помещения по договору социального наймоьр. основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ. Из выписки ад протокола № 6 заседания общественной жилищной комиссии при администрации Погарского района Брянской области от 10 июня 2019 года; следует, что истец Кузин В.В. снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по основаниям по основаниям п. 16 Правид выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государствецщях обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (превышение учетной нормы жилой площади).

Решением Гетуновского сельского совета народных депутатов № 55 от 27 января 2006 года установлена учетная норма площади жилого помещения в муниципальном образовании «Гетуновское сельское поселение» в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении при обеспеченности в размере 18 кв.м, общей жилой площади на 1 человека ниже, утверждена норма предоставления жилого помещения в размере кв.м, на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв.м, на семью из 2 человек, 33 кв.м, на одиноко проживающего гражданина.

Как следует из представленной в материалы дела домовой книги в отношении жилого <адрес>, по состоянию на дату постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2016 году, в указанном доме были зарегистрированы по месту жительства помимо истца также ФИО8 (отец истца), ФИО5 (мать истца).

Отказывая в удовлетворении исковых требований Кузин В.В. исходил из того, что по состоянию на дату постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2016 году, на истца приходилось в квартире, принадлежащей на праве собственности членам его семьи (отцу и матери) площадь в размере 19,6 кв.м., что напрямую свидетельствует об обеспеченности Кузин В.В. жилой площадью свыше норматива обеспеченности в размере 18 кв.м, на одного человека, установленного п.1 решения Гетуновского сельского совета народных депутатов № 55 от 27 января 2006 года, в связи с чем пришел к выводу о том, что Кузин В.В. был правомерно снят администрацией района с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку первоначально был необоснованно принят на жилищный учет.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.

При этом, суд обоснованно не принял доводы истца о том, что его супруга ФИО9 на момент постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2016 году, несмотря на отсутствие регистрации, фактически проживала совместно с Кузин В.В. в указанном жилом помещении (<адрес> поскольку как верно указано судом, они не подтверждены допустимыми доказательствами.

Довод жалобы о наличии таких доказательств в материалах дела судебная коллегия признает также несостоятельным, поскольку свидетельство о регистрации брака не является достоверным доказательством факта проживания по месту проживания супруга.

В силу ч.2 ст. 49 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника (ч.1 ст. 31 ЖК РФ).

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч.2 ст. 31 ЖК РФ).

Согласно пункту 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, применительно к условиям основного мероприятия членами семьи гражданина - участника основного мероприятия признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг, супруга, дети и родители данного гражданина.

Пунктом 16 Правил установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты который устанавливается в размере 33 кв.м, для одиноко проживающего гражданина, 42 кв.м. - на семью из двух человек, 18 кв.м, на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека.

Нормативное положение пункта 16.2 Правил определяет, что право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику основное мероприятия только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров.

Таким образом, принадлежащая матери и отцу истца общая площадь жилого помещения 58,9 кв.м, в жилом доме, расположенном по адресу; х.<адрес> должна была учитываться при разрешении вопроса о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных

Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).

Учитывая установленные по делу обстоятельства, учетную норму общей площади жилого помещения для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании «Гетуновское сельское поселение», судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, ввиду его обеспеченности жилой площадью, а также для признания постановления администрации Погарского района Брянской области от 10 июня 2019 года № 414 о снятии Кузин В.В. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании администраций&apos; Погарского района Брянской области поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал всё обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленный доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены. верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Погарского районного суда Брянской области от 13 ноября 2019 года по иску Кузин В.В. к администрации Погарского района Брянской области, департаменту строительства Брянской области Гетуновской сельской администрации Погарского района Брянской области о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Кузина В.В.- без удовлетворения.

Председательствующий          Н.П. Петракова

Судьи областного суда             О.Н. Денисюк

С.В. Катасонова

33-464/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузин Виктор Викторович
Ответчики
Администрация Погарского района Брянской области
Департамент строительства Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.brj.sudrf.ru
16.01.2020Передача дела судье
11.02.2020Судебное заседание
25.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2020Передано в экспедицию
11.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее