Решение по делу № 2-319/2024 (2-3062/2023;) от 26.07.2023

Гр. дело № 2-319/2024

УИД 21RS0023-01-2023-003734-69

РЕШЕНИЕ

                 Именем Российской Федерации

04 апреля 2024 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд города Чебоксары в составе председательствующего судьи Шопиной Е. В., при секретаре судебного заседания Димитриеве А. В., с участием представителя ответчика МВД по ЧР Матвеевой Н. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алмакаева ФИО7 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области о признании заключения от дата незаконным; к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании незаконным решения об обоснованности заключения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области от дата, возложении обязанности отозвать карточку учета переплат, взыскании удержанных ежемесячных пенсионных выплат, возложении обязанности производить выплаты с применением районного коэффициента

установил:

Алмакаев В. М., уточнив и дополнив исковые требования, окончательно обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области о признании заключения от дата незаконным; к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании незаконным решения об обоснованности заключения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области от дата, возложении обязанности отозвать карточку учета переплат, взыскании удержанных ежемесячных пенсионных выплат, возложении обязанности производить выплаты с применением районного коэффициента.

В обоснование исковых требований указал, что с дата является получателем пенсии в соответствии с положениями Закона РФ от дата N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".

В период с дата по дата постоянно проживал на территории адрес. В период с дата по дата, с дата по дата проходил службу в органах внутренних дел в системе Управления внутренних дел по Томской области, срок службы составляет ------

В связи с переездом на постоянное место жительства в адрес в дата поставил об этом в известность ОПО ЦФО УМВД России по Томской области путем подачи заявления.

дата истец встал на регистрационный учет в адрес, дата им было подано заявление о направлении пенсионного дела в ОПО МВД по Чувашской Республике.

В дата истец обратился в отдел сопровождения пенсионных выплат Управления военных пенсий и компенсаций Регионального центра сопровождения операций розничного бизнеса г. Нижний Новгород ОАО «Сбербанк России» с просьбой предоставления данных о суммах пенсионных выплат.

Получив дата такие данные, истец узнал о том, что в период с дата по текущую дату с него удерживается 20% от пенсионных выплат согласно заключения ОПО ЦФО УМВД России по Томской области от дата.

Заключение на удержание пенсионных выплат предоставлено в ПАО «Сбербанк» МВД по Чувашской Республике. Обратившись за разъяснениями в МВД по ЧР, истец получил копию заключения ОПО ЦФО УМВД России по Томской области от дата, согласно которому сделан вывод о невозможности получения истцом пенсионных выплат с применением районного коэффициента в размере 30 % согласно п. 7 приложения к Постановлению Правительства РФ от дата -----, а выплаченная пенсия за период с дата по дата в размере 239 741,12 руб. подлежит взысканию на основании ст. 62 Закона ----- от дата в связи с несвоевременным уведомлением ОПО ЦФО УМВД по Томской области о перемене места жительства, что повлекло за собой переплату пенсии за период с дата по дата (ст. 56 Закона -----).

С решением МВД по ЧР об удержании денежных средств истец не согласен. Считает его незаконным и необоснованным, поскольку при вынесении заключения от дата и при направлении карточки учета переплат на имя истца в ПАО «Сбербанк» сотрудники ОПО ЦФО МВД по ЧР проигнорировали, что при смене места жительства истец поставил об этом в известность ОПО ЦФО УМВД России по Томской области, также то, что нормы ст. 56 Федерального закона ----- в части порядка выплаты пенсии и своевременности уведомления о смене места жительства дополнительно включены и введены в действие с дата Федеральным законом № 127-ФЗ от дата.

Полагает, что сотрудники ОПО ЦФО УМВД России по Томской области обязаны были ежегодно просить у истца сведения о регистрации и месте жительства, а по вступлению в законную силу изменений в Закон ----- отобрать у истца письменное уведомление об ответственности за несвоевременное предоставление соответствующих сведений.

Ссылка в оспариваемом заключении на положения ст. 62 Закона ----- недопустима, поскольку данная статья в части удержаний из пенсии введена в действие с дата Федеральным законом от дата № 63-ФЗ.

Истец полагает, что удержание со ссылкой на п. 7 приложения к Постановлению Правительства РФ от дата ----- недопустима.

В соответствии с положениями ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Таким образом, удержание с него денежных средств является незаконным.

Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика МВД по ЧР Матвеева Н. Н. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, приведенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Представитель Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, направил в суд письменные возражения, в которых указал на законность принятого решения в связи с недобросовестным поведением истца, пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке участников процесса.

Выслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец с дата являлся получателем пенсии по ограниченному состоянию здоровья.

В период с дата по дата пенсия истцу выплачивалась пенсионным органом УМВД России по Томской области с применением районного коэффициента в размере 30 %, предусмотренного п. 7 приложения к Постановлению правительства РФ от дата -----.

С дата истец зарегистрирован в адрес

дата истец обратился в пенсионный орган УМВД России по Томской области с заявлением о направлении пенсионного дела по месту его жительства.

дата начальником ОПО ЦФО УМВД России по Томской области ФИО5 было утверждено заключение об удержании с истца излишне выплаченной суммы пенсии в размере 239 741 руб. 12 коп.

Как следует из содержания заключения, переплата пенсии произведена в связи с выплатой районного коэффициента 30% при отсутствии информации о не проживании истца на территории, дающей право на применение районного коэффициента в период с дата по дата

Заключение направлено в пенсионный орган МВД по Чувашской Республике по месту получения истцом пенсии вместе с карточкой переплат.

дата пенсионное дело истца было направлено в пенсионный орган МВД по Чувашской Республике.

В связи с переездом с дата пенсия истцу выплачивается пенсионным органом МВД по ЧР, с пенсии произведены удержания на основании вышеуказанного заключения за период с дата по дата в сумме 201 163,78 руб.

В соответствии с ч. 12 ст. 56 Закона РФ от дата N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 62 Закона РФ от дата N 4468-1 удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.

В случае прекращения выплаты пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам пенсии или пособия оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от дата N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.

Лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом Российской Федерации от дата N 4468-1, который предусматривает правовые основания назначения пенсий, а также общий порядок их выплаты.

Согласно части 1 статьи 48 Закона Российской Федерации от дата N 4468-1, пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Указанные положения закона направлены на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, проходивших военную службу, а также службу в правоохранительных органах, проживающих в неблагоприятных природно-климатических условиях.

При выезде пенсионера из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое постоянное место жительства размер пенсии, исчисленной с применением соответствующего районного коэффициента, сохраняется за пенсионерами, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет (часть 2 статьи 48 Закона Российской Федерации от дата N 4468-1).

В соответствии с частью 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от дата N 4468-I выплата пенсий, предусмотренных данным законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 Закона Российской Федерации от дата N 4468-I, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.

При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета (часть 9 статьи 56 Закона Российской Федерации от дата N 4468-I в редакции от дата).

Часть 9 статьи 56 Закона Российской Федерации от дата N 4468-I в редакции Федерального закона от дата N 127-ФЗ дополнена: при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.

Лица несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 12 статьи 56 Закона Российской Федерации от дата N 4468-I).

На момент возникновения спорных правоотношений нормы ч. 12 ст. 56 об ответственности за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии, в Законе Российской Федерации от дата N 4468-I не содержалось, данная часть введена Федеральным законом от дата N 127-ФЗ.

По буквальному смыслу положений статьи 56 Закона Российской Федерации от дата N 4468-1 и по смыслу, придаваемому им органами, осуществляющими пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, выплата предусмотренных данным Законом пенсий допускается лишь при наличии у пенсионера документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Основанием для прекращения выплаты пенсии, исчисленной с применением соответствующего районного коэффициента, является выезд пенсионера из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое постоянное место жительства. На пенсионера возлагается обязанность безотлагательно сообщить об обстоятельствах, влияющих на изменение размера пенсии.

Согласно части 1 статьи 62 Закона Российской Федерации от дата N 4468-I, удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.

Таким образом, излишне выплаченные истцу суммы районного коэффициента в силу пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований, доводов истца, возражений ответчиков относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права, является установление следующих обстоятельств: выехал ли истец из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое постоянное место жительства и по какому адресу; имело ли место со стороны истца злоупотребление в получении пенсии, исчисленной с применением соответствующего районного коэффициента. При этом, поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании излишне выплаченной пенсии презюмируется, доказательства недобросовестности истца должны представить ответчики.

Согласно пункту 13 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата, предполагается, что место жительства гражданина совпадает с местом его регистрационного учета (часть 4 статьи 2 и часть 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от дата "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").

Однако в исключительных случаях данная презумпция может быть опровергнута, если заинтересованное лицо (например, кредитор) докажет, что содержащаяся в документах регистрационного учета информация не отражает сведения о настоящем месте жительства должника.

В обоснование требований истец указывает на то, при выезде в адрес на постоянное место жительства он уведомил пенсионный орган УМВД России по Томской области. Кроме того, обязанность по предоставлению в пенсионный орган сведений о перемене места жительства на него не возлагалась, о последствиях неисполнения этой обязанности в виде возврата денежных средств, имеющееся в пенсионном деле заявление-обязательство он не подписывал, недобросовестность в его действиях отсутствует.

В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации деятельность по пенсионному обеспечению уволенных со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, приказом МВД России от дата N 418 утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (Инструкция от дата N 418 действовала до дата; с дата действует Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденная приказом МВД России от дата N 7).

Пунктом 4.9 Инструкции от дата N 418 предусмотрено, что работа по пенсионному обеспечению включает в себя взаимодействие пенсионных органов МВД России с другими государственными органами по вопросам пенсионной работы и предоставления мер социальной поддержки.

В пункте 4.9 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от дата N 7, содержатся положения, аналогичные нормам пункта 4.9 Инструкции от дата N 418.

Контроль за правильностью назначения, перерасчета и выплаты пенсий, пособий и компенсаций пенсионными органами осуществляют Контрольно-ревизионное управление Организационно-инспекторского департамента МВД России и Финансово-экономический департамент МВД России (пункт 42 Инструкции).

Руководители пенсионных органов несут персональную ответственность за осуществление выплаты пенсий, пособий и компенсаций, своевременно принимают меры по устранению переплат и недоплат (пункт 61 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от дата N 7,).

В пункте 62 этой инструкции указано, что в целях обеспечения возмещения излишне выплаченных сумм пенсий, пособий и компенсаций пенсионный орган осуществляет учет этих сумм по карточкам учета, составляемым на каждое пенсионное дело, по которому выявлена переплата (кроме переплат по вине работников Банка). Карточка подписывается уполномоченным должностным лицом и заверяется печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

При выявлении факта одновременного получения пенсионером МВД России пенсии от двух ФОИВ или получения надбавки к пенсии на членов семьи, которые сами получают пенсию, пенсионный орган совместно с соответствующей организацией социального обслуживания, органом ПФР, структурным подразделением ФОИВ, осуществляющим пенсионное обеспечение, принимает меры к немедленному прекращению выплаты одной из пенсий (надбавки к пенсии) и возвращению излишне полученных сумм, а также осуществляет необходимые мероприятия по предупреждению таких случаев в дальнейшем (п. 63).

Из материалов дела следует, что истец в установленном законом порядке был зарегистрирован по месту жительства на территории адрес с дата.

Таким образом, у пенсионного органа УМВД России по Томской области при осуществлении надлежащего контроля за производимыми выплатами, в случае надлежащего выполнения своих обязанностей, в том числе, в рамках межведомственного взаимодействия, имелась возможность своевременно выявить обстоятельства, влияющие на размер выплачиваемой истцу пенсии, вместе с тем, выплата пенсии с районным коэффициентом производилась пенсионным органом УМВД России по Томской области с дата по дата, при этом доказательства недобросовестности со стороны получателя пенсии Алмакаева В. М. отсутствуют.

При назначении пенсии и после внесения изменений в пенсионное законодательство истец о необходимости уведомления пенсионного органа о переезде на новое место жительства или иных обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии, не предупреждался. В связи с чем, учитывая не разъяснение пенсионным органом порядка действия при изменении места жительства, достаточных оснований для вывода о наличии в действиях истца злоупотребления при получении пенсии с учетом районного коэффициента судом в ходе рассмотрения дела не установлено.

В связи с изложенным, оспариваемое решение пенсионного органа об удержании излишне выплаченной пенсии нельзя признать законным.

Согласно справке Управления военных пенсий и компенсаций Регионального центра сопровождения операций розничного бизнеса г. Нижний Новгород ПАО «Сбербанк», на основании указанного выше заключения с истца за период с дата по март дата удержаны денежные средств в сумме 201 163,78 руб.

В силу ст. 58 Федерального закона ----- сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

При таких данных суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования о признании оспариваемого заключения об удержании пенсионных выплат незаконным и взыскании с Министерства внутренних дел по Чувашской Республике удержанных этим пенсионным органом денежных средств, отозвать карточку учета переплат по пенсионному делу истца.

Требования истца о возложении на Министерство внутренних дел по Чувашской Республике производить истцу пенсионные выплаты с дата с применением коэффициента 1,3 подлежат удовлетворению частично – выплата с данным коэффициентом подлежит осуществлению до отзыва карточки учета переплат (до прекращения удержаний по заключению УМВД России по Томской области от дата). В дальнейшем пенсия истцу подлежит выплате без районного коэффициента, поскольку в адрес коэффициент к пенсиям не предусмотрен, а истец не относится к числу лиц, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет.

Требования истца о признании незаконным решения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике о признании обоснованности оспариваемого заключения об удержании пенсионных выплат суд признает не подлежащими удовлетворению, поскольку пенсионное законодательство в сфере органов внутренних дел не содержит норм, предусматривающих обязанность и полномочия территориального органа, осуществляющего пенсионное обслуживание сотрудников органов внутренних дел проверять законность заключений о переплате пенсии, выданных другим территориальным пенсионным органом.

При рассмотрении дела суд исходит из того, что срок на обращение в суд истцом не пропущен.

В соответствии с положениями п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» сторона, заявившая об истечении срока исковой давности, несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.

Между тем ответчиками не представлено доказательств вручения истцу копии оспариваемого заключения ранее указанной им в исковом заявлении даты.

Также суд исходи из того, что согласно п. п. 1 и 3 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении сотрудников органов внутренних дел, носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие исковую давность, неприменимы к указанным правоотношениям. Аналогичная правовая позиция приведена в Обзоре судебной практики рассмотрения гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, Определении Конституционного Суда РФ от дата N 58-О.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Алмакаева ФИО8 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области о признании заключения от дата незаконным; к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании незаконным решения об обоснованности заключения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области от дата, возложении обязанности отозвать карточку учета переплат, взыскании удержанных ежемесячных пенсионных выплат, возложении обязанности производить выплаты с применением районного коэффициента удовлетворить частично.

Признать незаконным заключение ОПО ЦФО УМВД России по Томской области от дата об удержании излишне выплаченной пенсии с Алмакаева ФИО9.

Взыскать с Министерства внутренних дел по Чувашской Республике (ИНН -----) в пользу Алмакаева ФИО10 (паспорт ------) удержанные на основании заключения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области от дата пенсионные выплаты за период с дата по дата в сумме 201 163,78 руб.

Обязать Министерство внутренних дел по Чувашской Республике отозвать из Управления военных пенсий и компенсаций регионального центра сопровождения операций розничного бизнеса г. Нижний Новгород ПАО «Сбербанк» карточку учета переплат и незаконно полученных сумм пенсии (пособий и компенсаций) по пенсионному делу Алмакаева ФИО11.

Обязать Министерство внутренних дел по Чувашской Республике производить пенсионные выплаты Алмакаеву ФИО12 с дата с применением районного коэффициента 1,3 до отзыва карточки учета переплат (до прекращения удержаний по заключению УМВД России по Томской области от дата), отказав в удовлетворении требования в стальной части.

В удовлетворении исковых требований Алмакаева ФИО13 к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании незаконным решения об обоснованности заключения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области от дата отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Е. В. Шопина

Мотивированное решение суда изготовлено 13 апреля 2024 года.

2-319/2024 (2-3062/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Алмакаев Валерий Моисеевич
Ответчики
УМВД России по Томской области
МВД по Чувашской республике
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Судья
Шопина Елена Владимировна
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
26.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.07.2023Передача материалов судье
27.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2023Судебное заседание
13.10.2023Судебное заседание
24.11.2023Судебное заседание
11.01.2024Судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
13.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее