Решение по делу № 2-4028/2024 от 12.04.2024

Дело № 2-4028/24                     УИД 53RS0022-01-2024-004538-30

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2024 года                     Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Щеглова И.В.,

при секретаре Слесаревой А.Ю.,

с участием истца Николаевой Т.В.,

представителя ответчика УМВД России по НО Новоселовой М.М.,

представителя ответчика ФКУЗ "МСЧ МВД России по НО" Лисиной Т.С.,

представителя третьего лица СУ СК России по НО Данилова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева Т.В. к УМВД России по Новгородской области и ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Николаева Т.В. обратилась в суд с административным иском, в котором указала, что с 1995 по 2015 г. проходила службу в подразделениях УМВД России по НО, уволена по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. С марта 2016 г. по май 2017 г. истец проходила службу в СУ СК России по НО. В конце 2023 г. Николаева Т.В. было отказано в праве на получение медицинской помощи во ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области» со ссылкой на то, что она получает пенсию по линии Следственного комитета и не может обслуживаться в ведомственном медицинском учреждении МВД. Истец просит признать данный отказ незаконным, поскольку он не основан на нормах действующего правового регулирования вопроса предоставления социальных гарантий сотрудникам правоохранительных органов и обязать ответчиков прикрепить ее к медицинскому учреждению системы МВД, а именно ФКУЗ «МСЧ МВД России по Новгородской области».

Определением суда от 17.04.2024 дело принято к производству в порядке ГПК РФ, поскольку предметом заявленного спора является реализация Николаева Т.В. ее социальных гарантий в виде права на получение медицинской помощи в ведомственном медицинском учреждении.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено СУ СК России по НО.

Истец в заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика УМВД России по НО иск не признала, пояснив, что Николаева Т.В. находится на пенсионном обеспечении с Следственном комитете, в связи с чем, основания для ее обслуживания как пенсионера в медицинском учреждении системы МВД отсутствуют.

Представитель ответчика ФКУЗ "МСЧ МВД России по НО" иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица СУ СК России по НО оставил разрешение спора на усмотрение суда.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Николаева Т.В. уволена из органов внутренних дел 26.10.2015 в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 «О службе в органах внутренних дел РФ…».

Выслуга лет в календарном исчислении составила 22 года 07 мес. 19 дней, в льготном исчислении - 25 лет 06 мес. 25 дней.

Пенсионное обеспечение Николаева Т.В. с 27.10.2015 по 17.04.2016 осуществлялось по линии МВД России. Выплата пенсии прекращена с 18.04.2016 в связи с переходом на службу в Следственный комитет Российской Федерации.

23.05.2017 Николаева Т.В. уволена из Следственного комитета по инициативе работника в связи с выходом на пенсию за выслугу лет на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Выслуга лет в календарном исчислении составила 23 года 10 мес. 11 дней, в льготном исчислении - 27 лет 01 мес. 04 дня.

В настоящее время Николаева Т.В. является пенсионером Следственного комитета РФ и получателем пенсии за выслугу лет.

В период прохождения службы в органах внутренних дел Николаева Т.В. была прикреплена на медицинское обслуживание в поликлинике ФКУЗ "МСЧ МВД России по НО" и обслуживалась в данной поликлинике до ноября 2023 г.

В ноябре 2023 г. в медицинском обслуживании в поликлинике ФКУЗ "МСЧ МВД России по НО" Николаева Т.В. было отказано, поскольку она не состоит на пенсионном обеспечении в органах внутренних дел.

Истец указывает, что ее право на медицинское обслуживание как пенсионера возникло при увольнении с назначением пенсии из органов МВД, в связи с чем оснований для снятия с медицинского обслуживания в ФКУЗ "МСЧ МВД России по НО" не имелось.

Действительно, в силу ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации…" граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющие стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, имеют право на медицинское обеспечение, установленное сотрудникам частью 1 настоящей статьи, а члены их семей и лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на медицинское обеспечение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи.

Вместе с тем, порядок медицинского обеспечения указанных граждан в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 12 ст. 11 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ особенности организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в том числе при санаторно-курортном лечении, сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации

Соответственно, установленный Правительством РФ Порядок медицинского обеспечения сотрудников и пенсионеров ОВД и ведомственный акт МВД России, регламентирующий особенности организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях МВД, являются специальными нормами по отношению к общей норме, указанной в ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ, и подлежат приоритетному применению.

Постановлением Правительства РФ от 15.12.2018 N 1563 утвержден Порядок оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением (далее – Порядок).

Согласно п. 3 Порядка прикрепление граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющих стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более, на медицинское обеспечение к медицинским организациям Министерства внутренних дел Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, производится указанными медицинскими организациями по территориальному принципу по направлению пенсионных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту пенсионного обеспечения этих граждан.

В силу п.п. 2, 2.2, 3, 3.4 Приказа МВД России от 24.04.2019 N 275 "Об отдельных вопросах медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации", в отношении граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющих стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более, прикрепление к поликлинике системы МВД России осуществляется по территориальному принципу по направлению соответствующих пенсионных органов МВД России по месту пенсионного обеспечения этих лиц.

Медицинское обеспечение пенсионеров ОВД и пенсионеров Следственного комитета производится за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете (ч. 13 ст. 11 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации…", ч. 26 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации").

При этом МВД России и Следственный комитет России являются самостоятельными распорядителями бюджетных денежных средств по ведомственной принадлежности.

Из указанных правовых норм в их совокупности следует, что право на получение мер медицинского и санаторно-курортного обеспечения в медицинских учреждениях МВД РФ предоставлено лицам, получающим пенсию по выслуге лет и не получающие пенсию в иных государственных органах, в связи с получением которой также предусмотрено предоставление социальных гарантий в виде медицинского обслуживания и санаторно-курортного обеспечения.

Николаева Т.В. в настоящее время не состоит на пенсионном обеспечении в органах внутренних дел, является действующим пенсионером по линии Следственного комитета, в связи с чем, на истца не распространяются положения нормативных документов, регламентирующих порядок медицинского обеспечения в системе МВД России, поскольку она утратила право на социальные гарантии, представлявшиеся как лицу, уволенному со службы именно в органах внутренних дел РФ.

При таких обстоятельствах у пенсионного органа МВД отсутствовали законные основания для выдачи Николаева Т.В. направления для прикрепления к поликлинике ФКУЗ "МСЧ МВД России по НО".

При этом, суд отмечает, что социальные гарантии сотрудникам и пенсионерам органов внутренних дел в виде медицинской помощи предоставляются за счет средств федерального бюджета МВД РФ на медицинскую помощь сотрудников и пенсионеров, в связи с чем реализация льгот сотрудникам органов внутренних дел не является обеспечением конституционного права на доступ к медицинскому обслуживанию.

МВД РФ, как главный распорядитель бюджетных денежных средств по ведомственной принадлежности не вправе предоставлять целевые денежные средства на оказание медицинской помощи лицам, не являющимся сотрудниками и пенсионерами органов внутренних дел.

Николаева Т.В. является вдовой ветерана боевых действий Павлова А.В., погибшего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено в качестве меры социальной поддержки сохранение права членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым они были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 названной статьи независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Организация в системе МВД России медицинского обслуживания регламентирована Инструкцией об особенностях организации оказания медицинской помощи, в том числе при санаторно-курортном лечении, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 275.

Согласно пункту 15 Инструкции поликлиника ежегодно до 1 марта текущего года проводит перерегистрацию пациентов при представлении ими и подразделением по работе с личным составом документов, подтверждающих право на медицинское обеспечение в медицинских организациях системы МВД России, а также открепление лиц, утративших право на медицинское обеспечение.

Таким образом, исходя из содержания названной выше нормы, можно сделать вывод о том, что для прекращения медицинской помощи в медицинских организациях системы МВД России в отношении лиц, ранее ее получавших, необходимо установить обстоятельства, в силу которых такие лица утратили право на медицинское обеспечение.

Как указано выше, Николаева Т.В. утратила право на получение мер медицинского обеспечения в учреждениях МВД РФ, поскольку ее соответствующее обеспечение производится за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете для оказания мер социальной поддержки пенсионерам Следственного комитета.

При таких обстоятельствах оснований для применения в отношении Николаева Т.В. меры социальной поддержки, указанной в п.п. 7 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" также не усматривается.

Учитывая изложенное, в удовлетворении иска Николаева Т.В. следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Николаева Т.В. – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 26.06.2024.

Председательствующий И.В. Щеглов

Мотивированное решение составлено 26.06.2024.

2-4028/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Николаева Татьяна Валерьевна
Ответчики
ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области"
УМВД России по Новгородской области
Другие
Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Новгородской области
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Судья
Щеглов Иван Владимирович
Дело на странице суда
novgorodski.nvg.sudrf.ru
12.04.2024Регистрация административного искового заявления
12.04.2024Передача материалов судье
17.04.2024Решение вопроса о принятии к производству
17.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2024[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
17.04.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.06.2024Предварительное судебное заседание
25.06.2024Судебное заседание
26.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее