№2-587/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2013 года г.Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Савиной Е.В.,
при секретаре Соломатиной А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Молоковича ФИО13 к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на пользование жилым помещением на условиях социального найма, обязании заключить договор социального найма жилого помещения
Установил:
Молокович И.Н. с учетом уточнения заявленных требований /л.д…………../, обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, в период прохождения военной службы по контракту в Министерстве обороны Российской Федерации был обеспечен служебной квартирой, расположенной по адресу: <адрес> В 2009 году заместителем Министра обороны РФ было принято решение об исключении указанного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ и заключении с истцом договора социального найма жилого помещения. Реализация состоявшегося решения была возложена на начальника ФГУ «Чкаловская квартирно-эксплуатационная часть района», однако до момента ликвидации названного учреждения решение не исполнено, в настоящее время правопреемник ФГУ «Чкаловская квартирно-эксплуатационная часть района» - ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ указанное решение заместителя Министра обороны РФ не исполняет, что явилось основанием для обращения в суд.
В судебное заседание истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился. Его представитель (по доверенности л.д.21) Смирнов М.В. поддержал заявленные требования по изложенным в уточненном иске основаниям. Дополнительно пояснил, что Молокович И.Н. был обеспечен спорной жилой площадью после его увольнения с военной службы, что противоречит ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», сложившаяся ситуация нарушает право истца и совместно проживающих с ним членов его семьи на пользование жилым помещением на условиях социального найма.
Представитель ответчика - Министерство обороны РФ Комиссарова В.О. против удовлетворения иска возражала. В материалы дела представила письменные возражения /л.д……../, в которых ссылалась на то, что спорная квартира до настоящего времени имеет специализированный статус служебного жилого помещения, просила в удовлетворении иска отказать.
Ответчики Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и 3-е лицо Администрация городского округа Звездный городок Московской области о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, возражения на иск не представили.
Выслушав объяснения представителей истца и Министерства обороны РФ, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Молоковича И.Н. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов усматривается, что истец после увольнения с военной службы в запас обеспечен служебной жилой площадью в виде <адрес>, расположенной в закрытом военном городке «Звездный городок» Щелковского района Московской области. Основанием для вселения истца и членов его семьи в квартиру послужил ордер, выданный 08 февраля 2001 года Чкаловской КЭЧ района /л.д.8, 9/.
Статус «служебная» указанной квартире был определен распоряжением Заместителя Главы Администрации Щелковского района Московской области №684-р от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.19/.
В 2009 году начальником расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации – заместителем Министра обороны Российской Федерации на основании доклада ВрИД начальника Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации от 07.07.2009 года №147/331/56258 о возможности исключения служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в целях повторного заселения данных жилых помещений по договору социального найма было принято решение об изменении статуса служебных жилых помещений – исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ (всего по списку 2802 жилых помещения, из них по Военно-воздушным силам 187 человек) в связи с переходом Вооруженных Сил РФ на новый облик и уменьшением потребности в служебном жилье /л.д…………../.
Из сообщения ВрИО начальника Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны РФ от 13 октября 2009 года №147/331/56618 усматривается, что данным должностным лицом дано указание начальнику Чкаловской КЭЧ района во исполнение состоявшегося решения начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации – заместителя Министра обороны Российской Федерации заключить установленным порядком договор социального найма на занимаемое жилое помещение с указанными в приложении военнослужащими /л.д.6/. Молокович И.Н. среди таких военнослужащих указан /л.д.7/.
29 января 2010 года Главнокомандующий ВВС издал указание командиру войсковой части 15565, начальнику Чкаловской КЭЧ района в срок до 25 февраля 2010 года произвести мероприятия по оформлению документов для заселения квартир по договору социального найма в отношение военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы и проживающих на территории Звездного городка Московской области, по которым принято решение о повторном заселении в занимаемые квартиры /л.д……../.
17 декабря 2010 года приказом Министра обороны РФ №1871 принято решение о реорганизации федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений Министерства обороны РФ в форме присоединения, согласно которого правопреемником ФГУ «Чкаловская квартирно-эксплуатационная часть» района является ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Заявления истца от 29 января 2013 года в Министерство обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации по вопросу заключения договора социального найма, доставленные в указанные ведомства, оставлены ими без внимания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года №42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с пунктом 12 указанных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно п.12. ст.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с п.1 «Положения о Министерстве обороны Российской Федерации», утверждённого Указом Президента РФ от 16.08.2004 №1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (далее – Положение), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Аналогичные указания содержатся и в п.68 ст.7 Положения, в соответствии с которыми Министерство обороны РФ осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закреплённым за Министерством обороны Российской Федерации.
Министерство обороны РФ в соответствии указанным Положением имеет право в целях реализации своих полномочий издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции, давать указания, организовывать и проверять их исполнение.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (п.1) Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пункта 2 названного постановления Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны РФ организаций и его приватизации (абзац «а»), принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда (абзац «м»).
В соответствии с Положением о Службе расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ (утв.Приказом Министра обороны РФ от 08.12.2004г. №405) управление начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ, на момент принятия указанного решения в 2009 году, являлось органом военного управления, структурным подразделением Минобороны России, предназначенным для создания и инженерного обеспечения объектов военной инфраструктуры, расквартирования войск, создания условий для стратегического развертывания Вооруженных Сил РФ и ведения боевых действий. Согласно указанного Положения к полномочиям Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ относилось в том числе, формирование, управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны РФ.
Таким образом, начальник Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации – заместитель Министра обороны Российской Федерации при принятии в 2009 году решения об исключении ряда служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ, действовал в соответствии с имеющимися у него полномочиями.
Кроме того, из принятого в Министерстве обороны РФ решения следует, что Министерством обороны РФ и истцом, совместно, был избран способ улучшения жилищных условий Молоковича И.Н. и совместно проживающих с ним членов его семьи через изменение статуса жилого помещения, в котором проживает истец и члены его семьи, поскольку начальником Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации – заместителем Министра обороны Российской Федерации были утверждены списки военнослужащих запаса, изъявивших повторно вселится в занимаемые жилые помещения по договорам социального найма.
Таким образом, по делу установлено, что Министерством обороны РФ в 2009 году было принято решение об исключении жилого помещения, занимаемого истцом, из специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ и о заключении с Молоковичем И.Н. договора социального найма жилого помещения. В настоящее время иного решения в отношении спорного жилого помещения не принято.
По этим основаниям доводы представителя Министерства обороны РФ Комисаровой В.О., изложенные в отзыве на иск о том, что до настоящего времени не отменено распоряжение Заместителя Главы Администрации Щелковского района Московской области №684-р от 01.08.2000 года и, следовательно, спорное жилое помещение сохраняет статус служебного, суд находит не состоятельными. Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что представитель Министерства обороны РФ в своем отзыве на иск и в пояснениях, данных им в судебном заседании, не отрицает факт изменения статуса спорного жилого помещения с момента принятия в 2009 году начальником Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации – заместителем Министра обороны Российской Федерации соответствующего решения.
При вынесении решения суд также принимает во внимание, что в соответствии с действующим законодательством служебное жилое помещение Молоковичу И.Н. могло быть предоставлено в закрытом военном городке на период прохождения им военной службы (ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Однако материалами дела подтверждено, что на момент предоставления жилого помещения истец не являлся военнослужащим, поскольку в 1999 году он был уволен с военной службы. Таким образом, предоставление Молоковичу И.Н. в 2001 году жилого помещения в качестве служебного нельзя признать законным.
Уполномоченным органом на заключение договоров социального найма жилых помещений в Министерстве обороны РФ является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Молоковича ФИО14 удовлетворить.
Признать за Молоковичем ФИО15 право на пользование жилым помещением - квартирой №36, расположенной по адресу: <адрес> на условиях социального найма.
Обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ заключить с Молоковичем ФИО16 договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> указанием в таком договоре Молокович ФИО17, Молоковича ФИО18, Молоковича ФИО19 Молоковича ФИО20 в качестве членов семьи нанимателя жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щёлковский городской суд Московской области в течение одного месяца с даты изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Федеральный судья Е.В.Савина