Решение по делу № 33-3006/2022 от 04.05.2022

г. Сыктывкар УИД 11RS0001-01-2021-018528-42

Дело № 33-3006/2022 г. (№2-1215/2022 г.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,

судей Агранович Ю.Н., Жуковской С.В.,

при секретаре Сметаниной Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 мая 2022 года дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 февраля 2022 года, по которому:

с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Захаренковой Елены Владимировны взысканы затраты, понесенные на приобретение лекарственных препаратов в размере 767100 рублей, компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 11171 рубль.

Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., пояснения истца Захаренковой Е.В., судебная коллегия

установила:

Захаренкова Е.В. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных средств Кузнецовой Л.С. в сумме 767 100 руб., взыскании компенсации морального вреда в размере 200 000 руб., судебных расходов. Заявляя требования о взыскании понесенных расходов на приобретение лекарственных препаратов для матери, истец ссылалась на то, что неправомерное бездействие Министерства здравоохранения Республики Коми создало условия к несвоевременному обеспечению ФИО7, страдавшей ... заболеванием, необходимыми ей лекарственными препаратами бесплатно, что привело к необходимости самостоятельного приобретения семьей этих препаратов и их оплаты за счет средств семьи (в частности ...).

Суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Коми просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение норм материального и процессуального права.

Захаренковой Е.В. представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы на основании пункта 1 статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы жалобы, заслушав истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Согласно пунктам 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включены, в том числе злокачественные новообразования (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) С00-С97).

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Как установлено Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ, ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283, предусмотрено, что для реализации задач Министерство исполняет следующие государственные функции:

функции организатора по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (подпункт 3 пункта 9);

разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, в том числе государственные программы Республики Коми, а также территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми, включающую в себя программу обязательного медицинского страхования (подпункт 6 пункта 9);

исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству (подпункт 33 пункта 9 Положения).

...

У ФИО7 было диагностировано следующее заболевание: «...».

На основании решения консилиума ГУ ... от <Дата обезличена> ФИО7 назначена ....

По медицинским показаниям лекарственный препарат «...» являлся для ФИО7 жизненно важным.

Поскольку ФИО7 не была обеспечена лекарственным препаратом «...», он был приобретен самостоятельно.

Несение заявленных истцом расходов подтверждается товарным чеком <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на сумму ... рублей, <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на сумму ... рублей, <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на сумму ... рублей.

<Дата обезличена> ФИО7 умерла.

Удовлетворяя требования о взыскании понесенных истцом убытков в размере 767 100 рублей, суд первой инстанции, исходил из того, что расходы на приобретение лекарственных препаратов составляют убытки семьи, которые были обусловлены необеспечением Министерством здравоохранения Республики Коми возможности реализовать принадлежащее ФИО7 право на получение гарантированной законом государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения ее необходимыми лекарственными препаратами, вследствие чего возмещение этих расходов ее семье, в данном случае ... - Захаренковой Е.В., на основании статьи 15 ГК РФ является надлежащим способом защиты нарушенного права, направленным на восстановление имущественного положения семьи, существовавшего до его нарушения. Руководствуясь положениями статей 151, 1101 ГК РФ, принимая во внимание длительность, неоднократность и систематичность нарушения гарантированного законами права ФИО7 на получение бесплатных лекарственных препаратов, переживания истца за здоровье близкого родственника – ..., с учетом степени вины ответчика, суд взыскал с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Захаренковой Е.В. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, находя несостоятельными доводы апелляционной жалобы ответчика.

В апелляционной жалобе представитель ответчика указывает, что ФИО7 и Захаренкова Е.В. проживали раздельно, не находились на иждивении друг у друга, не вели общее хозяйство, в связи с чем членами семьи не являются, понесенные истицей расходы на приобретение лекарственных препаратов не могут являться убытками семьи и не подлежат возмещению на основании статьи 15 ГК РФ.

Указанные доводы подлежат отклонению.

В период спорных отношений по вопросу обеспечения ФИО7 лекарственными препаратами (с момента диагностирования ФИО7 ... заболевания в <Дата обезличена> г. по дату ее смерти – <Дата обезличена>) действовали Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов и Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденные Постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 1506 и от 08.12.2017 № 1492 соответственно.

В разделе III данных программ указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при таких заболеваниях, как новообразования.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Так, в разделе Перечня № 890 «Группы населения» названы «онкологические больные» в соответствующей им графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указано – «все лекарственные средства».

Как установлено судом и следует из материалов дела, Захаренкова Е.В., заявляя требования о взыскании понесенных расходов на приобретение лекарственных препаратов для ФИО7, указывала на то, что неправомерное бездействие Министерства здравоохранения Республики Коми создало условия к несвоевременному обеспечению ФИО7, страдавшей ... заболеванием, необходимыми ей лекарственными препаратами бесплатно, что привело к необходимости самостоятельного приобретения семьей этих препаратов и их оплаты за счет средств семьи.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 ГК РФ называет возмещение убытков.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (абзац второй пункта 1 статьи 1 СК РФ).

Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 ГК РФ как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.

Исходя из установленных судом первой инстанции обстоятельств, судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку достоверно установлено, что по медицинским показаниям лекарственный препарат «...» являлся для ФИО7 необходимыми, необеспечение данным лекарственным препаратом привело к нарушению прав на бесплатную медицинскую помощь, при этом Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение торгов по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан, обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Несение заявленных истцом расходов в размере 767100 рублей подтверждается представленными товарными чеками.

Подлежат отклонению и доводы жалобы об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда, в связи с отсутствием вины Министерства здравоохранения Республики Коми.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

В силу пункта 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 -1101 ГК РФ) и статьей 151 ГК РФ.

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно части 1 статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Материалами дела достоверно установлено, что гарантированное ФИО7 федеральными законами право на льготное лекарственное обеспечение было нарушено.

В связи с необеспечением необходимым лекарством жизнь и здоровье ФИО7 были поставлены в опасность. ФИО7 болела ... заболеванием, была назначена таргерная терапия. Отсутствие данного препарата усугубляло и без того тяжелое состояние ФИО7, поскольку неоказание бесплатной гарантированной государством помощи, вызывало как у самой больной, так и у ... Захаренковой Л.С., чувство несправедливости, страха, переживаний и опасений за состояние ФИО7, семья истца вынуждена была тратить свои денежные средства на приобретение лекарственных препаратов ФИО7 за свой счет, ограничивая себя в других жизненно важных потребностях.

При определении размера компенсации морального вреда суд первой инстанции исходил из характера и объема, причиненных истцу нравственных страданий, переживаний за здоровье близкого родственника – ..., а также степени вины ответчика.

Судебная коллегия не усматривает оснований для снижения определенного судом размера компенсации.

Ссылки в апелляционной жалобе ответчика на судебную практику по иным гражданским делам безосновательны, поскольку она не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора и не свидетельствует о незаконности постановленного судом решения.

Доводов, которые могли бы повлиять на принятое судом решение, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, оснований для отмены решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения.

    Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение составлено 19.05.2022

33-3006/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Захаренкова Елена Владимировна
Ответчики
Министерство Здравоохранения РК
Другие
ГУП РК Государственные аптеки РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Сироткина Е М
Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
12.05.2022Судебное заседание
26.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.05.2022Передано в экспедицию
12.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее