УИД 47RS0008-01-2022-001129-59
№ 33-4837/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 15 августа 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Хрулевой Т.Е.,
судей Алексеевой Е.Д., Степановой Е.Г.,
при секретаре Дементьевой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Касымбекова Адилжана Абдукаимовича на решение Киришского городского суда Ленинградской области от 11 апреля 2023 года по гражданскому делу № 2-50/2023 по исковому заявлению Касымбекова Адилжана Абдукаимовича к администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязании предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Хрулевой Т.Е., объяснение Касымбекова А.А., его представителя- адвоката Миронову С.Е., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
установила:
17.06.2022 Касымбеков А.А. обратился в Киришский городской суд Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязании предоставить жилое помещение.
Иск мотивирован тем, что Касымбеков А.А. имел право на внеочередное обеспечение жилым помещением и включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилой площадью, однако, в отношении него было допущено ненадлежащее выполнение обязанностей по защите его прав в период, когда он был несовершеннолетним. Несмотря на то, что за ним формально было закреплено жилое помещение, он фактически был лишен возможности пользоваться им в виду невозможности проживания в нем, так как с 2007 года и по настоящее время койко-место, закрепленное за ним, ему не принадлежит, ему было отказано в использовании данного жилого помещения, его вещи были утеряны, перенесены в подсобные помещения, был вынужден искать себе приют у знакомых. Несвоевременность обращения связывает с отсутствием квалифицированной юридической помощи, которую получил в 2021 г.
Решением Киришского городского суда Ленинградской области от 11.04.2023 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Касымбеков А.А. просил решение суда от 11.04.2023 отменить, указывая на то, что имеется вступившее в законную силу решение Киришского городского суда Ленинградской области от 03.08.2022 по делу 2а-700/2022, которым удовлетворены требования Касымбекова А.А. об обязании ответчиков повторно рассмотреть заявление истца о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Ответчик Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области, третьи лица Комитет по образованию Киришского муниципального района Ленинградской области, ООО «СКАТ» в судебное заседание не явились, извещены по правилам ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, уважительности причин неявки не представили, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело по апелляционной жалобе в их отсутствие в соответствии по ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, и в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (49 лет).
В период с 1979 года по 1987 год Касымбеков А.А. обучался и воспитывался в детском доме <адрес> и находился на полном государственном обеспечении (л.д.17).
В период с 01 сентября 1987 года по 30 июня 1990 год Касымбеков А.А. обучался в ПТУ №216 г.Кириши Ленинградской области по профессии – столяр (л.д.58). Из письма ГАПОУ ЛО «Киришский политехнический техникум» от 28 октября 2022 года № (л.д.93,94-95) следует, что по данным Поименной книги № Среднего городского профессионального училища № в качестве домашнего адреса до поступления в училище указан детский дом.
В июне 1990 года по окончании ПТУ № Касымбеков А.А работал в ДСК и был зарегистрирован по адресу <адрес>, что подтверждается архивной справкой ф.9, выданной ООО «СКАТ», согласно которой Касымбеков А.А. с 27 июня 1990 года по настоящее время зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем ООО «СКАТ», а также карточками прописки, сведениями паспорта (л.д.18,61,62,63).
По данным технического паспорта на здание по адресу <адрес>, оно использовалась как общежитие ( л.д.147-162).
Из справки ООО «Скат» от 26.09.2022 следует, что квартира <адрес> отсутствует ( л.д.60 т.1).
Согласно объяснениям ООО «Скат» с 18.11.2013 на основании договоров купли-продажи приобретены земельный участок и здание общежития, квартиры в здании отсутствовали, Кассымбеков А.А. не проживал, комнату не занимал, вещей не хранил. В 2018 г. произведена перепланировка с образованием 16 квартир, после чего статус здания изменен на многоквартирный дом( л.д.121-139)
Постановлением Администрации МО Киришский муниципальный район Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ изменено наименование здания – «общежитие» по адресу: <адрес> на «многоквартирный жилой дом» (л.д. 145).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации внесены изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ № и присвоены адреса квартирам №- №в <адрес> ( л.д.142-144).
С ДД.ММ.ГГГГ собственником <адрес> площадью 109 кв.м является Ковалев С.В.( л.д.168-172)
Согласно актам о не проживании от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Касымбеков А.А. зарегистрированный по адресу: <адрес> (л.д.137-139).
Факт неиспользования жилого помещения по адресу: <адрес>, истцом не оспаривался.
Из объяснений истца следует, что по истечении трех лет с момента окончания учебного заведения он переехал в Санкт-Петербург для дальнейшего трудоустройства и постоянного проживания, в настоящее время проживает по адресу <адрес> съемном жилом помещении.
27.05.2021 Касымбеков А.А. обратился в Комитет по образованию Киришского района Администрации МО Киришский муниципальный район Ленинградской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Администрации МО Киришский муниципальный район Ленинградской области № от 26 октября 2021 года Касымбекову А.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с отсутствием в представленных документах сведений, подтверждающих статус лица, то есть подтверждающих, что до 23 лет истец относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.29-30).
Решением Киришского городского суда Ленинградской области от 03.08.2022 по делу №2а-700/2022, вступившем в силу 13.09.2022, постановление от 26 октября 2021 года №1876 признано незаконным, на Администрацию МО Киришский муниципальный район и Комитет по образованию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Касымбекова А.А., поскольку вывод об отсутствии статуса безоснователен.
Поручение Минюста РФ судебному департаменту при Верховном суде Киргизской Республики возвращено в связи с невозможностью исполнения в виду отсутствия архивных документов на Касымбекова А.А.
В ходе рассмотрения дела Касымбеков А.А. указывал на то, что он обращался за защитой своих жилищных прав в 1989 г., в 1997г., в 2020г.
Между тем, доказательств, что Касымбеков А.А. обращался с заявлениями по вопросу обеспечения его жилым помещением, постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включения в Список детей-сирот и/или детей, оставшихся без попечения родителей, истцом не представлено.
Из отзыва Администрации МО Киришский муниципальный район Ленинградской области (л.д.37) и Комитета по образованию Киришского муниципального района Ленинградской области (л.д.41-43) следует, что ранее 2020 года Касымбеков А.А. не обращался ни в администрацию, ни в орган опеки и попечительства по жилищному вопросу (л.д.230-231).
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что истец относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1990 г. по 2021 г. не обращался к администрации с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Ленинградской области с целью реализации прав на жилое помещение, уважительных причин длительности бездействия не установлено, в связи с чем отказал в иске.
Судебная коллегия считает, что доводы жалобы не сложат основанием к отмене решения суда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Согласно Определения Конституционного Суда от 24 июня 2021 г.№ 1215-О положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 1229-О, от 29 января 2019 г. N 185-О и от 30 января 2020 г. N 89-О).
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г., при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем, пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом изложенного, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу является наличие права на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма и наличие уважительных причин, препятствовавших истцу самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого.
Как видно из справки Детского дома <адрес>, в период с 1979 года по 1987 год Касымбеков А.А. обучался и воспитывался в детском доме, находился на полном государственном обеспечении.
В поименной книге Касымбеков А.А. значится с домашним адресом <адрес> ( л.д. 56-57). Согласно приказу о выпуске№ от 02.07.1990 Касымбековау А.ВА. присвоена квалификация «Столяр строительный»- 3 разряда, выдан диплом ( л.д.58).
Из решения Киришского городского суда Ленинградской области по делу №2а-700/2022 следует, что в архивных данных Администрации МО Киришский муниципальный район содержатся в отношении Касымбекова А.А. приказ от 06.07.1987 № о направлении учащихся- сирот в лагерь труда и отдыха и приказ от 02.07.1990 № об обеспечении выпускников-сирот обмундированием и инвентарем, что свидетельствует в совокупности о наличии у ФИО2 статуса дети-сироты.
Так, в приказе от 06.07.1987 №, за подписью директора среднего профессионально-технического училища № указано на направление учащихся-сирот, проживающих в общежитии, воспитанников детского дома, в лагерь труда и отдыха в <адрес> с 7 по 20 июля 1987 включительно под руководством мастера п/о по списку, включая Касымбекова А.А. Бухгалтерии оплатить проезд учащихся в оба конца, выдать справку о снятии с питания в столовой училища и выдать по 1 рублю на культмассовые расходы ( №9);
Из приказа от 02.07.1990, за подписью директора среднего профессионально-технического училища №, следует, что в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Соевта Министров СССР от 31.07.1987 «Об обеспечении учащихся, не имеющих родителей», выдать выпускникам-сиротам при их трудоустройстве обмундирование и инвентарь согласно перечню включая Ксымбенкова А.А., трудоустроенного в ДСК приказом №-к от 08.07.1990.
Оценивая в совокупности собранные доказательства следует прийти к выводу, что Касымбеков А.А. относился к категории дети-сироты, находился в детском доме и был направлен для получения среднего образования в Ленинградскую область.
Согласно ст.37 ЖК СФСР, в редакции на 1987г., вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).
Таким образом, по окончании пребывания в государственном детском учреждении и достижении совершеннолетия (18 лет) Касымбеков А.А. подлежал обеспечению вне очереди жилым помещением как лицо, относящиеся к категории детей-сирот.
Следует согласиться с подателем жалобы о том, что соответствующие учреждения и органы местного самоуправления не включили Касымбекова А.А. в список лиц, подлежащих внеочередному обеспечению жилым помещением, поскольку несмотря на то, что после детского дома он был направлен в <адрес> для обучения в ПТУ №, обязанность по реализации его жилищных прав сохранялась за детским учреждением, а впоследствии за районной администрацией.
То обстоятельство, что на период обучения в СПТУ№ ему предоставлялось общежитие, что подтверждается сведениями в вышеназванном приказе, на его право на внеочередное получение жилья по основанию ст.37 ЖК РСФСР не влияло.
Ссылки Касымбекова А.А. об обращениях по защите своих жилищных прав в 1989г., в 1997 г. о предоставлении жилья как сироте, безосновательны. Какими-либо доказательствами не подтверждаются (л.д.230-231).
Судом установлено, что 29.07.1990 Касымбекову А.А. исполнилось 18 лет, 29.07.1995 - 23 года, до 2021г. Касымбеков А.А. с заявлением о включении в список детей-сирот не обращался, в суд обратился в возрасте 49 лет.
Установив, что до достижения 23 лет истец не обращался в органы местного самоуправления или в орган опеки и попечительства с заявлениями по вопросу обеспечения его жилым помещением, постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включения в Список детей-сирот и/или детей, оставшихся без попечения родителей, при этом доказательств уважительности причин пропуска срока обращения не представил, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку истец имел возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, на что указывает получение Касымбековым А.А. образования, получение профессии, совершение Касымбековым А.А. юридически значимых действий- переезд в Санкт-Петербург, заключение договоров найма жилья, изменения места работы. Сведений о том, что по состоянию здоровья Касымбеков А.А. не мог защищать свои права не представлено.
Более того, Касымбеков А.А. имел возможность защищать в суде свои права с 1990г., однако своими правами не пользовался.
Поскольку Касымбеков А.А. длительное время не предпринимал действий по защите своих жилищных прав без уважительных причин, то оснований для восстановления срока не имелось.
Ссылки на юридическую безграмотность, сами по себе не служат основанием к иным выводам, так как доказательств объективной невозможности обратиться с заявлением в орган местного самоуправления или в суд о защите своих жилищных прав, не представлено.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденные исследованными в судебном заседании доказательствами, которым дана надлежащая оценка по правилам ст.67 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.327.1, п.1 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Киришского городского суда Ленинградской области от 11 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Касымбекова Адилжана Абдукаимовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи