Решение по делу № 2-213/2021 от 26.02.2021

                                Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Костомукша                             23 марта 2021 года

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Софроновой И.А.,

при секретаре Некрасовой Г.В.,

с участием истца Шкляра А.А., представителя истца Ташкинова С.С., представителя ответчика Турчинович С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шкляра А.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костомукше РК (межрайонное) о признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии, включении периода службы в армии в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении обязанности по выплате пенсии

установил:

Истец обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК (межрайонное) о признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии, включении периода службы в армии в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении обязанности по выплате пенсии, указывая в обоснование заявленных требований, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу была назначена досрочная страховая пенсия по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пенсия выплачивалась истцу. С ДД.ММ.ГГГГ на основании решения ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии истцу прекращена в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 ФЗ «О страховых пенсиях». Из уведомления о принятом решении истцу стало известно, что при назначении пенсии ему необоснованно учтен период прохождения срочной службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец не согласен с данным решением, просит признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, обязать включить в льготный стаж, связанный с педагогической деятельностью истца период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произвести выплату пенсии с февраля 2021 года в соответствии с решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Истец пояснил, что начало педагогической деятельности имеет место с февраля 1994 года.

Представитель ответчика Турчинович С.А. иск не признала, подержав позицию, изложенную в отзыве на исковое заявлении, также пояснила, что в феврале 2021 года в ходе проверки вышестоящим органом решений о назначении пенсий, был установлен факт незаконного назначения пенсии истцу. Выплата пенсии истцу прекращена с ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав объяснений истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец Шкляр А.А. с ДД.ММ.ГГГГ являлся получателем досрочной страховой пенсии по старости, установленной на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» решением ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ

При назначении пении истцу учтен в педагогический стаж период прохождения срочной службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки пенсионного дела Шкляра А.А. выявлен факт программной ошибки при установлении пенсии (период прохождения военной службы учтен в педагогический стаж), что подтверждается заключением профильного отдела об обнаружении программной (счетной) ошибки от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу прекращена выплата пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец просит признать решение о прекращении выплаты пенсии незаконным и обязать ответчика включить в педагогический стаж период прохождения срочной службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

Европейский Суд по правам человека отмечал в постановлении от 15 сентября 2009 года по делу «Москаль (Moskal) против Польши», что в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу. Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закона) предусмотрено прекращение выплаты страховой пенсии, в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

В силу п. 4 ст. 28 Закона в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил срочную службу в армии.

Согласно трудовой книжки истца до ДД.ММ.ГГГГ не осуществлял педагогическую деятельность в учреждениях для детей, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), и Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 (далее - Список № 463).

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с применением ч. 1.1 настоящей статьи.

Согласно ч. 1.1 ст. 30 Закона Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Как следует из Приложения № 7 в случае возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости в 2020 году пенсия назначается не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию.

Частью 8 статьи 13 Закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно части 2 статьи 30 Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 2 статьи 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статья 83 данного закона).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление № 665).

Подпунктом "м" пункта 1 постановления № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно; список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Таким образом, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой»). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт "а" пункта 1 постановления). Этим же постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее также - Положение от 17 декабря 1959 года № 1397).

Подпунктом "г" пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 года № 1397 устанавливалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

С 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от 17 декабря 1959 года № 1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Как установлено судом, у истца отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности на момент прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР и изменения правого регулирования спорных отношений (с 31.10.1990 по 11..11.1992), в связи с чем нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения службы в составе Вооруженных Сил СССР при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, вопреки мнению судебных инстанций, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о его досрочном пенсионном обеспечении.

Таким образом, оснований для возложения на ответчика обязанности по включению в педагогический стаж истца периода прохождения им срочной службы не имеется.

Согласно материалам пенсионного дела истца педагогический стаж на дату обращения с заявлением о назначении пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) у истца составил – 25 лет 1 месяц 25 дней, в связи с чем страховая пенсия по старости могла быть назначена в соответствии с Приложением к Закону не ранее, чем в 2022 году.

В связи с этим, суд считает обоснованным решение ответчика о прекращении истцу выплаты пенсии.

Вместе с тем, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для прекращения выплаты пенсии, установлены ответчиком в феврале 2021 года, на ответчика следует возложить обязанность по выплате истцу пенсии за февраль 2021 года в соответствии с положениями ч. 3 ч. 1 ст. 25 Закона.

Руководствуясь ст.ст. 196 -198, 199 ГПК РФ, суд                             

решил:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) произвести выплату пенсии Шкляру А.А. за февраль 2021 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Костомукшский городской суд.

Судья                             Софронова И.А.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-213/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шкляр Анатолий Анатольевич
Ответчики
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша РК (межрайонное)
Суд
Костомукшский городской суд Республики Карелия
Судья
Софронова Инна Алексеевна
Дело на странице суда
kostomukshsky.kar.sudrf.ru
26.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2021Передача материалов судье
26.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.03.2021Предварительное судебное заседание
23.03.2021Судебное заседание
24.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2021Дело оформлено
30.04.2021Дело передано в архив
23.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее