Дело № 2а – 547/2020
УИД16RS0035-01-2020-000389-39
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 мая 2020 года г. Азнакаево
Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи – Исламова Р.Г.,
при секретаре – Зиннуровой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Азнакаевского городского прокурора Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к Арсланову Р.А. о прекращении действия права управления транспортными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
Азнакаевский городской прокурор Республики Татарстан обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Арсланову Р.А. о прекращении действия права управления транспортными средствами, указывая, что ответчик состоит на диспансерном учете <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты>. Согласно заключению врачебной комиссии ГАУЗ «Азнакаевская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ № Арсланов Р.А. имеет медицинские противопоказания к управлению автотранспортными средствами. Управление автотранспортными средствами Арслановым Р.А., страдающим <данные изъяты> создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо причинение имущественного вреда, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства. Просит суд прекратить действие права административного ответчика на управление транспортными средствами в связи с состоянием его здоровья, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами, и изъять у ответчика водительское удостоверение серии <данные изъяты>
Старший помощник Азнакаевского городского прокурора Давлетшина Г.Х. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала, просила удовлетворить.
Административный ответчик Арсланов Р.А. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.
Представитель Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по РТ на судебное заседание не явился, был извещен.
Выслушав доводы представителя административного истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 года установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Часть 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 23 этого же Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 377 от 28 апреля 1993 года "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" медицинскими противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Дополнительными противопоказаниями, в том числе является наркомания.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года N 1064 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, так к противопоказаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, что соответствует группе кодов F10-F16, F18, F19 Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) - МКБ-10.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Арсланов Р.А. имеет водительское удостоверение серии <данные изъяты>
Согласно заключению врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ ГАУЗ «Азнакаевская ЦРБ» Арсланов Р.А. состоит на диспансерном учете у врача-<данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты> у Арсланова Р.А. имеются противопоказания к управлению транспортными средствами.
В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Право на управление транспортными средствами, соответственно и право на получение водительского удостоверения приобретают граждане, не имеющие ограничений к водительской деятельности, не страдающие алкоголизмом, наркоманией и токсикологией. Управление автотранспортным средством Арслановым Р.А., страдающим <данные изъяты>, создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровья граждан, либо причинения иного имущественного ущерба.
Поскольку административный ответчик на сегодняшний день с диспансерного учета <данные изъяты> не снят, выставленный ему диагноз «<данные изъяты> является противопоказанием к управлению им транспортными средствами, и может представлять угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, то суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
С соблюдением требований п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с учетом требований не имущественного характера, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Азнакаевского городского прокурора Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к Арсланову Р.А. о прекращении действия права управления транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права Арсланова Р.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на управление автотранспортными средствами, подтвержденного водительским удостоверением серии <данные изъяты> посредством изъятия водительского удостоверения серии № на имя Арсланова Р.А. и передачи в ОГИБДД ОМВД России по Азнакаевскому району.
Взыскать с Арсланова Р.А. государственную пошлину в размере 300 рублей в доход федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Азнакаевский городской суд со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: Исламов Р.Г.