Решение от 17.03.2021 по делу № 2-81/2021 от 30.12.2020

УИД 60RS0019-01-2020-001140-56

Дело № 2-81/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2021 года г. Порхов

Порховский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Сиротенко В.В.,

при секретаре Сибирцевой И.В.,

заместителя прокурора Порховского района Семеновой Л.Е.,

истца Блинова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-81/21 г. по иску прокурора Порховского района Псковской области в интересах Блинова Александра Владимировича к Комитету социальной защиты населения Псковской области и Администрации Порховского района Псковской области об установлении факта отсутствия родительского попечения, признании лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признании права на обеспечение жилым помещением, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Порховского района Псковской области, после изменения требований, обратился в суд в интересах Блинова А.В. с иском к Комитету социальной защиты населения Псковской области и Администрации Порховского района Псковской области об установлении факта отсутствия родительского попечения, признании лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признании права на обеспечение жилым помещением, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Порховского района проведена проверка по обращению Блинова А.В. о нарушении его социальных и жилищных прав, в результате которой установлено, что Блинов А.В.. осталась без попечения родителей в 1982 году в связи с оставлением матерью в медицинской организации. В последующем Блинов А.В. был помещен в Печорский детский дом, затем в Бельско-Устьенский детский дом для умственно-отсталых детей, где находилась на полном государственном обеспечении до совершеннолетия. После его окончания был помещен в Первомайский психоневрологический интернат. В настоящее время проживает в г. Порхове при сопровождении ПРОБО «Росток», дееспособности не лишался. Блинов А.В. не имеет связи ни с родителями, ни родственниками, не имеет закрепленного жилья, а также, согласно справки Территориального отдела Бежаницкого района, не имеет статуса лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, не может воспользоваться правом на предоставление бесплатного жилого помещения в установленном законом порядке. Вместе с тем, в соответствии с абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Блинов А.В. подлежит признанию как ребенок, оставшиеся без попечения родителей, в связи с установлением факта утраты лицом попечения родителей, так как, несмотря, на отсутствие должным образом оформленных документов с 1982 года и по совершеннолетие находился в учреждениях для детей сирот на полном государственном обеспечении, при этом в соответствии со ст. 31 ГК РФ и ст. 121 СК РФ над ним была установлена опека, возложенная на органы опеки и попечительства.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации отраженной в Определении от 25.01.2012 № 181-О-О, основаниями, позволяющими отнести несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, являются многообразие жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов, и предоставление таким детям дополнительных гарантий по социальной поддержке.

Учитывая, что до достижения возраста 18 лет Блинов А.В.. находился на полном государственном обеспечении в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его законным представителем являлось ГБУСО «Бельско-Устьенский детский дом для умственно-отсталых детей», родители, в частности мать, отказавшаяся от ребенка, в жизни ребенка не участвовали, интересы не представляли и не защищали, пребывание в государственном учреждении не оплачивали. Таким образом, Блинов А.В., являющийся инвалидом 1 группы и оставшийся без родительского попечения до достижения им совершеннолетия, в соответствии с ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеет право на обеспечение жилым помещением. Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с. п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ возложено на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На основании изложенного просит суд установить факт отсутствия родительского попечения до достижения Блиновым А.В. совершеннолетия и признать его лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Признать за Блиновым А.В. право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда за счет средств Псковской области, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать Комитет социальной защиты населения Псковской области включить Блинова А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Порховского района Семенова Л.Е. уточненные исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные, изложенным в заявлении. Дополнив их тем, что жилья в собственности Блинов А.В.., а также закрепленного за ним жилья, не имеется. С рождения Блинов А.В. находился на полном государственном обеспечении, родители не принимали участия в его судьбе, до настоящего времени он проживает один, в дальнейшем намерен проживать в г. Порхове. За время пребывания в ПРОБО Росток истец приобрел определенные навыки и может проживать самостоятельно при сопровождении социальных служб. Являясь инвалидом первой группы, Блинов А.В., ранее не мог самостоятельно обратиться в органы опеки по вопросу об определении его статуса. Органами опеки так же не предпринималось мер для разрешения данного вопроса.

Истец Блинов А.В. в судебном заседании измененные исковые требования поддержал в полном объеме, при этом пояснил, что зарегистрирована по месту пребывания и проживает в д. Федково Порховского района Псковской области в отдельном жилом помещении. Обслуживает себя самостоятельно, готовит пищу, делает уборку, стирает, пользуется электрической плитой и стиральной машиной, соблюдает правила гигиены. Денежными средствами распоряжается при помощи социальных работников. Совместно с матерью он никогда не проживал, даже не знает, как выглядит его мама. Жилья на праве собственности, закрепленного за ним, не имеет. В дальнейшем намерен проживать в г. Порхове. Органом опеки помощи в решении жилищного вопроса ему не предлагалось.

Представитель ответчика - Комитета по социальной защите Псковской области, Федорова Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета. Представила суду письменное возражение о несогласии с иском. Полагает, что по требованию в части установления факта нахождения истца без родительского попечения, Комитет является ненадлежащим ответчиком, поскольку в его компетенцию не входит обязанность по установлению опеки над несовершеннолетними детьми, а относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. В части требований о признании права на обеспечение жилым помещением и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями Комитет полагает, что они также являются исключительной компетенцией органов исполнительной власти субъекта. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены соответствующим Законом, сохраняется за лицами, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до обеспечения их жилыми помещениями. Пунктом 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397. установлено, что формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, то есть Комитетом по социальной защите Псковской области. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом, либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона области № 1241-ОЗ, формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляет орган опеки и попечительства, то есть Комитет. В Псковской области уполномоченным органом по принятию решения о включении или об отказе во включении в список является Жилищная комиссия по принятию решения о включении либо об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Псковской области, созданная приказом Комитета по социальной защите Псковской области от 22.10.2019 № 303. Блинов А.В. в установленном порядке с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Псковской области, не обращался. Жилищная комиссия в отношении Блинова А.В. никаких решений не принимала, соответственно на сегодняшний день его право не является оспоренным, в связи с чем, считает требования о признании права на жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязании включить в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями нарушающими процедуру включения в Список, предусмотренную действующим законодательством и просит суд отказать истцу в их удовлетворении. Разрешение требования об установлении факта нахождения без родительского попечения, оставляет на усмотрение суда.

Представитель ответчика - Администрации Порховского района Псковской области, Петрова И.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Порховского района Псковской области, представила письменное возражение, согласно которому исковые требования не признала в полном объеме, указав, что требования прокурора об обеспечении Блинова А.В.. жилым помещением преждевременны, поскольку нормативно-правовыми актами установлен поэтапный порядок от признания права на обеспечение жилым помещением до момента его предоставления. Указанные требования фактически являются требованиями о внеочередном обеспечении жилым помещением, что не предусмотрено действующим законодательством. В настоящее время гарантии, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ и Законом области № 1241-ОЗ, на Блинова А.В. не распространяются, в связи с чем, права на обеспечение жилым помещением за счет средств областного бюджета, он не имеет. Документов, подтверждающих, что Блинов А.В.. до достижения возраста 23 лет обращался в органы опеки и попечительства по вопросу обеспечения жилым помещением, предоставлено не было.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального отдела Порховского района Комитета по социальной защите Псковской области, Хрисанфова Е.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. Согласно представленного суду заявления просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Территориального отдела Комитета, возражений по иску не представила.

Выслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела с учетом письменной позиции ответчиков и третьих лиц, суд находит измененные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Конституцией Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к категории детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

К категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.

Судом установлено, что родителями Блинова Александра Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно справке о рождении от ДД.ММ.ГГГГ указаны ФИО1 и ФИО2. При этом сведения об отце ребенка внесены на основании заявления матери, что также подтверждается повторным свидетельством о рождении, выданным Бежаницким сельским <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18,20).

Из копии заявления ФИО17., проживающей в д. <адрес>, адресованного Главному врачу Бежаницкой центральной районной больницы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 просила оставить ее ребенка до достижения им годовалого возраста в больнице в связи с ее тяжелым материальным положением и отсутствием каких-либо родственников (л.д.61).

Как следует из материалов дела, какого-либо официального решения по данному заявлению принято не было.

Вместе с тем, как усматривается из копии путевки в детский <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Бежаницким отделом здравоохранения Блинов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения был направлен в Кильский дом ребенка (л.д. 63).

Согласно сообщению Главного врача ГБУЗ « Областного Дома ребенка», следует, что Блинов А.В., ни в Доме ребенка г. Печоры, ни в Доме ребенка г. Себеж, не находился. Возможно, воспитывался в Областном доме ребенка №2 д. Кильск Старо-Изборской волости, который в 1994 году перешел под ведомство Комитета по социальной защите Псковской области, прекратив свое существование, в связи с чем, документы на воспитанников данного детского дома не сохранились, либо направлялись вместе с воспитанниками в иные детские учреждения (л.д.64).

Как следует из путевки от ДД.ММ.ГГГГ и справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной «Бельско-Устьенским детским домом-интернатом для умственно отсталых детей» Блинов А.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поступил в интернат из Кильского дома ребенка Печорского района ДД.ММ.ГГГГ и был зачислен на все виды государственного обеспечения с указанной даты, отчислен из интерната ДД.ММ.ГГГГ в связи с переводом в Торошинский Психоневрологический интернат (л.д.65,67).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Блинов А.В. проживал в ГБУСО «Торошинский психоневрологический интернат» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ переведен в Болгатовский психоневрологический интернат ( л.д.66).

Согласно архивной справки, выданной Комитетом по образованию Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ поступила в <адрес> дом ребенка на основании решения суда об отобрании от родителей. ДД.ММ.ГГГГ переведена в Бельско-Устьенский детский дом-интернат д. Бельское Устье Порховского района (л.д. 13).

Из архивных справок от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, выданных архивным отделом Администрации Бежаницкого района, следует, что в похозяйственных книгах по д. <адрес> за 1980-1985 года значится хозяйство ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся с 1981 года рабочей Финьковского льнозавода. Имеется запись о проживании ФИО1 в коммунальной квартире и отсутствии собственности на территории хозяйства. Имеется запись о выбытии ФИО1 для проживания в д. Гора в период с 1983 по 1985 года, иных записей о проживании ФИО1 в д. Финьково после 1985 года не имеется. По похозяйственным книгам д. <адрес> за 1986-2005 годы в д. Хряпьево значится хозяйство главой которого указан ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеется запись о смерти ДД.ММ.ГГГГ, членом хозяйства значится жена ФИО16 (до брака ФИО15) Г.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеется запись о смерти ДД.ММ.ГГГГ, а также сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеется запись о выбытии в г. Печоры в Детский дом ДД.ММ.ГГГГ, сведений о проживании Блинова А.В. не имеется (л.д.70-71).

Согласно актовой записи о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла в д. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по причине острого отравления суррогатами алкоголя.

Блинов А.В. является инвалидом 2 группы с детства, что подтверждается справкой Псковского специализированного психиатрического бюро медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25-26). Зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ, выданное отделением по вопросам миграции ОМВД России по Порховскому району Псковской области (л.д24).

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, учитывая пояснения истца и его представителя, суд полагает установленным, что в возрасте до 18 лет Блинов А.В. остался без попечения родителей, в связи с уклонением родителей от его воспитания и его постоянным нахождением в учреждениях по полном государственном обеспечении до 2002 года, и в силу ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ, являлся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковое требование об установлении факта нахождения Блинова А.В. без попечения родителей, на полном государственном обеспечении в возрасте до 18 лет, обоснованно и подлежит удовлетворению.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действующей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, сто дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и было возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Факт такого учета означал констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могли рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивали одно из установленных законодательством условий получения такой социальной поддержки.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 1 января 2013 года, был изменен порядок обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан.

Положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в указанной редакции предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу указанного Федерального закона (то есть до 1 января 2013 года).

В силу ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные указанным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

На территории Псковской области порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определен Законом Псковской области от09.01.2013 № 1241-ОЗ «Об обеспечениями жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором закреплены аналогичные по содержанию положения.

Исходя из системного анализа приведенных норм, возможность их распространения на Блинова А.В. зависит от наличия у него нереализованного на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ (01.01.2013) права на обеспечение жильем, как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено, что Блинов А.В.., исходя из определений, закрепленных в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», был отнесен к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как находился и обучался в детских государственных учреждениях.

Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что жилых помещений для проживания в собственности или по договору социального найма Блинов А.В. не имел и не имеет, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, в связи с чем, сама по себе нуждаемость истца в жилом помещении у суда сомнений не вызывает, и, стороной ответчика не оспаривается.

Из пояснений истца и материалов дела следует, что до достижения возраста 23 лет в 2005 году Блинов А.В.. с письменным заявлением по вопросу обеспечения жилым помещением в органы опеки и попечительства и в органы местного самоуправления не обращался, находился и проживал в Психоневрологическийх интернатах Псковской области.

Вместе с тем, при разрешении спора суд принимает во внимание разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013), согласно которым отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.

При этом достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которое было принято на учет нуждающихся в жилом помещении до 23-летнего возраста, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет.

Оценивая доводы сторон, суд учитывает, что Блинов А.В.. не был своевременно выявлен, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в связи с чем, в нарушение ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации каких-либо мер в целях защиты его прав и интересов никем не предпринималось, право на обеспечение жильем, как лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и порядок реализации этого права ему не разъяснялся, что материалами дела не опровергнуто.

Суд учитывает, что Блинов А.В.. остался без попечения родителей в младенческом возрасте, социально был не защищен и должным образом не приспособлен к жизненным условиям, является инвалидом 2 группы с детства, поэтому он не мог самостоятельно своевременно выполнить необходимые условия в целях реализации права на обеспечение жильем.

Суд принимает во внимание, что Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, предопределяет обязанность государства о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, поэтому, если гражданин в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, он вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества, в том числе и в области осуществления права на жилище (ст. 40).

Поэтому суд полагает, что отсутствие обращения Блинова А.В. по вопросу обеспечения жилым помещением в органы опеки и попечительства, в органы местного самоуправления до достижения возраста 23 лет при наличии уважительных причин, приведших к этому, не может являться основанием для ограничения гарантированного федеральным законом права на обеспечение жильем, которое не было реализовано истцом по объективным причинам.

Таким образом, суд приходит к выводу, что имеются законные основания для признания за Блиновым А.В.. права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда за счет средств субъекта Российской Федерации и включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░,

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 27 ░░░░░░ 2021 ░░░░.

2-81/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Блинов Александр Владимирович
прокурор Порховского района
Ответчики
Администрация Порховского района Псковской области
Другие
Территориальный отдел Порховского района Комитета социальной защиты населения Псковской области
Суд
Порховский районный суд Псковской области
Судья
Сиротенко Валентина Вячеславовна
Дело на сайте суда
porhovsky.psk.sudrf.ru
30.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.12.2020Передача материалов судье
13.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.02.2021Предварительное судебное заседание
17.03.2021Судебное заседание
24.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2021Дело оформлено
17.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее