дело № 2а-88/2021
УИД 02RS0009-01-2020-000920-77
номер строки в статистическом отчете 3.168
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2021 года с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Иваныш И.В.,
при секретаре Зябловой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании изображения (фото) нацистской символики – знаков, значков, крестов с квадратно наклонной фашистской свастикой (символика Третьего Рейха), размещенные в сети «Интернет» на сайте https://www.monetnik.com.ua по URL-адресам: https://www.monetnik.com.ua/index.php?route=product/ product&path=84_86&product_id=645; https://www.monetnik.com.ua/index.php?route=product/ product&path=84_86&product_id=344; https://www.monetnik.com.ua/index.php?route=product/ product&path=84_86&product_id=647 информациями, распространение которых в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чемальского района Республики Алтай обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации с административным иском о признании изображения (фото) нацистской символики – знаков, значков, крестов с квадратно наклонной фашистской свастикой (символика Третьего Рейха), размещенные в сети «Интернет» на сайте https://www.monetnik.com.ua по URL-адресам: https://www.m???????.com.ua/index.php?route=product/ product&path=84_86&product_id=645; https://www.monetnik.com.ua/index.php?route=product/ product&path=84_86&product_id=344; https://www.monetnik.com.ua/index.php?route=product/ product&path=84_86&product_id=647 <данные изъяты>
В обоснование административного иска указывает, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности с целью выявления распространяемой посредством сети «Интернет» информации, имеющей признаки экстремизма, распространение которой в Российской Федерации запрещено, по результатам которого установлено, что на Интернет – страницах по указанным URL – адресам размещены и демонстрируются изображения (фото) нацистской символики – знаков, значков, крестов с квадратно наклонной фашистской свастикой (символика Третьего Рейха). При этом имеет место предложение покупки указанных предметов. Указанный материал носит выраженный заведомо популяризирующий фашистскую символику, а значит экстремистский характер, поскольку его содержание явно не несет в себе намерение ознакомления неограниченного круга лиц со сведениями, носящими исторический характер, ознакомление с историческими фактами, а имеет под собой смысл распространение, и в последующем демонстрацию указанной нацистской символики фашистской свастикой (символикой Третьего Рейха), тем самым способствуя популяризации фашизма. Распространение подобных материалов подрывает социальную стабильность общества и создает угрозу причинения вреда достоинству личности, личной неприкосновенности неопределенного круга лиц и подрывает основы конституционного строя государства, указанная деятельность нарушает публичные интересы Российской Федерации, за осуществление такой деятельности предусмотрена административная ответственность.
Прокурор Чемальского района Республики Алтай Красилов В.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, оставляют вопрос об удовлетворении указанных в административном иске требований на усмотрение суда.
Установить администратора (владельца) сайта не представилось возможным.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Чемальского района, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» закреплена недопустимость злоупотребления свободой массовой информации.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации), согласно которой запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Аналогичный запрет установлен статьей 12 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ), которая запрещает использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремисткой деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 15 указанного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
На основании ст. 15.1 данного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В данный реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона № 114-ФЗ возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения, являются экстремистской деятельностью.
Также, согласно названной норме Федерального закона № 114-ФЗ, экстремистской деятельностью является пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Указанное согласуется с положениями статьи 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», из содержания которой следует, что в Российской Федерации запрещается использование в любой форме, в том числе пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Под нацистской символикой понимается знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашистской партией Италии: свастика, фасция, приветственные жесты и т.д. (Большой юридический словарь). Свастика была принята в качестве символа Национал-социалистической рабочей партии Германии в 1920 г. В 1935 г. ее объявили высшим символом Третьего рейха.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона № 114-ФЗ определено, что предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы, являются экстремистскими материалам.
В соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона №114-ФЗ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Частью 1 статьи 20.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
Часть 2 ст. 20.3 КоАП РФ изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
Таким образом, в силу требований изложенных выше норм федерального законодательства распространение, реализация нацисткой символики, запрещено в силу закона, в противном случае это противоречит требованиям Федеральных законов «О противодействии экстремистской деятельности», «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Распространение подобных материалов подрывает социальную стабильность общества и создает угрозу причинения вреда достоинству личности, личной неприкосновенности неопределенного круга лиц и подрывает основы конституционного строя государства, указанная деятельность нарушает публичные интересы Российской Федерации, за осуществление такой деятельности предусмотрена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района проверка исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности с целью выявления распространяемой посредством сети «Интернет» информации, имеющей признаки экстремизма, распространение которой в Российской Федерации запрещено, по результатам которого установлено, что на Интернет – страницах по указанным URL – адресам размещены и демонстрируются изображения (фото) нацистской символики – знаков, значков, крестов с квадратно наклонной фашистской свастикой (символика Третьего Рейха). При этом имеет место предложение покупки указанных предметов. Указанный материал носит выраженный заведомо популяризирующий фашистскую символику, экстремистский характер, имеет под собой смысл распространение, и в последующем демонстрацию указанной нацистской символики фашистской свастикой (символикой Третьего Рейха), тем самым способствуя популяризации фашизма.
Данная информация имеет свободный доступ для любых пользователей сети «Интернет», круг которых постоянно меняется и является неопределенным.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что распространение подобных материалов подрывает социальную стабильность общества и создает угрозу причинения вреда достоинству личности, личной неприкосновенности неопределенного круга лиц и подрывает основы конституционного строя государства, указанная деятельность нарушает публичные интересы Российской Федерации.
В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации доступ к изображениям (фото) нацистской символики – знаков, значков, крестов с квадратно наклонной фашистской свастикой (символика Третьего Рейха), размещенные в сети «Интернет» на сайте https://www.monetnik.com.ua по URL-адресам: https://www.monetnik.com.ua/index.php?route=product/ product&path=84_86&product_id=645; https://www.monetnik.com.ua/index.php?route=product/ product&path=84_86&product_id=344; https://www.monetnik.com.ua/index.php?route=product/ product&path=84_86&product_id=647, подлежит ограничению.
В целях ограничения доступа к указанной странице сайта в сети «Интернет», содержащему запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.
На момент рассмотрения дела в «Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», сведения об указанном Интернет-ресурсе отсутствуют.
Сайт http://www.monetnik.com.ua в Реестре аудиовизуальных сервисов также не значится, соответственно данный Интернет-ресурс аудиовизуальным сервисом не является.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, в том числе о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ).
При таких обстоятельствах административный иск прокурора подлежит удовлетворению.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению (ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании изображения (фото) нацистской символики – знаков, значков, крестов с квадратно наклонной фашистской свастикой (символика Третьего Рейха), размещенные в сети «Интернет» на сайте https://www.monetnik.com.ua по URL-адресам: https://www.monetnik.com.ua/index.php?route=product/ product&path=84_86&product_id=645; https://www.monetnik.com.ua/index.php?route=product/ product&path=84_86&product_id=344; https://www.monetnik.com.ua/index.php?route=product/ product&path=84_86&product_id=647 информациями, распространение которых в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать изображения (фото) нацистской символики – знаков, значков, крестов с квадратно наклонной фашистской свастикой (символика Третьего Рейха), размещенные в сети «Интернет» на сайте https://www.monetnik.com.ua по URL-адресам: https://www.monetnik.com.ua/index.php?route=product/ product&path=84_86&product_id=645; https://www.monetnik.com.ua/index.php?route=product/ product&path=84_86&product_id=344; https://www.monetnik.com.ua/index.php?route=product/ product&path=84_86&product_id=647 информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Копию настоящего решения суда после вступления в законную силу незамедлительно направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по месту нахождения Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай (656043 Алтайский край, г. Барнаул, ул. Интернациональная, д. 72) для включения сведений о доменных именах и (или) указателях страниц сайтов: https://www.monetnik.com.ua/index.php?route=product/ product&path=84_86&product_id=645; https://www.monetnik.com.ua/index.php?route=product/ product&path=84_86&product_id=344; https://www.monetnik.com.ua/index.php?route=product/ product&path=84_86&product_id=647 в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья И.В. Иваныш