РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 23 октября 2024 г.
Минусинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Горнаковой О.А.,
при секретаре Хорошевой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства социальной политики Красноярского края к Л.А. в лице законного представителя – опекуна Давыдченко Анны Алексеевны о взыскании суммы,
УСТАНОВИЛ:
представитель Министерства социальной политики Красноярского края, обратился в Минусинский городской суд с иском к Л.А. в лице законного представителя – опекуна Давыдченко А.А. о взыскании необоснованно полученных мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг. Требования мотивировав тем, что на основании статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон) и заявления от 01.10.2007 Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, управлением социальной защиты населения администрации Минусинского района (далее - управление) были назначены меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг по категории «инвалид» по адресу: <адрес>. Предоставление меры социальной поддержки путем денежной выплаты производятся в заявительном порядке на основании обращения инвалида в органы социальной защиты населения по месту жительства. С 01.01.2020 полномочия по предоставлению гражданам государственных услуг в сфере социальной поддержки, в том числе мер социальной поддержки на оплату жилого помещение и коммунальных услуг, осуществляет КГКУ «УСЗН» в лице его территориальных отделений. На территории муниципальных образований городской округ город Минусинск и Минусинского муниципального района указанные полномочия осуществляет территориальное отделение по г. Минусинску и Минусинскому району. Согласно пункту 1.6 Положения о территориальных отделениях краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения», утвержденного директором КГКУ «УСЗН» Фоминых И.Н., территориальные отделения не обладают правами юридического лица, не могут от своего имени приобретать права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах, иметь обособленное имущество на праве оперативного управления, печать и бланки со своим наименованием и не вправе открывать лицевые счета в органах казначейства, вести самостоятельный баланс. Управление социальной защиты населения администрации Минусинского района ликвидировано 03.06.2020. Часть компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, приходящаяся на оплату приобретения твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива при проживании в домах, не имеющих центрального отопления, и при наличии печного отопления, может перечисляться (выплачиваться) единовременно за каждый календарный год в месяце, следующем за месяцем представления заявления, с учетом сроков предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в пунктах 3-5 статьи 14 настоящего Закона (абзац второй п.4 ст. 24 Закона). В августе 2021 г. территориальным отделением получены сведения о том, что 03.03.2015 Л.А. зарегистрирована по новому месту жительства и 03.03.2015 была снята с регистрационного учёта по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации Минусинского района от 08.04.2014 № «О смене опекуна Л.А.» назначена Давыдченко А.А. Опекун ответчика не представил сведения о смене места жительства в уполномоченный орган в установленные сроки. За период с 01.04.2015 по 31.12.2021 ответчику излишне назначена и выплачена компенсация в размере 86 495 руб. 07 коп. В соответствии с подпунктом «а» пунктом 9 статьи 23 Закона уполномоченная организация принимает решение о прекращении предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, в случаях изменения места жительства, места пребывания получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получатель был снят с регистрационного учета по месту жительства. Территориальным отделением в августе 2021 г. было принято решение о прекращении Л.А.A. назначения компенсации с 01.04.2015 по причине изменения места жительства. В связи с этим, Давыдченко А.А. было предложено произвести возврат необоснованно полученных денежных средств её подопечной в размере 86 495 руб. 07 коп. за период с 01.04.2015 по 31.12.2021 добровольно. В связи с чем просит взыскать с Л.А. необоснованно полученные в качестве мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг средства в размере 86 495 руб. 07 коп. (л.д. 4-5).
Определением суда от 24.07.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено КГКУ «Управление социальной защиты» (л.д. 179).
В судебном заседании представитель истца Министерства социальной политики Красноярского края, действующая на основании доверенности (л.д. 169) Боброва Н.А. заявленные требования поддержала.
Ответчик Л.А. в лице законного представителя – опекуна Давыдченко А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась (л.д. 181), направила в суд заявление, в котором просила применить последствия пропуска истцом срока исковой давности, а также рассмотреть дело в её отсутствие (л.д. 177).
Представитель третьего лица КГКУ «Управление социальной защиты» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен (л.д.182), об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Информация о движении дела размещена на официальном Интернет-сайте Минусинского городского суда – http//minusa.krk.sudrf.ru/.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца Боброву Н.А., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 "О социальной поддержке населения по оплате жилья и коммунальных услуг" меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме субсидий.
Согласно п. 4 ст. 23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804, уполномоченная организация принимает решение о прекращении предоставления субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, в порядке и на условиях, предусмотренных пунктами 60 - 63 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
В силу подпункта "а" пункта 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии изменения места постоянного жительства получателя субсидии.
Пунктом 5.1. Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 установлено, что при изменении постоянного места жительства получателями субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, влечет прекращение предоставления субсидий.
Согласно п. 14 ст. 23 Закона Красноярского края от 17.12.2004 N 13-2804 излишне выплаченные в качестве компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки средства засчитываются в счет будущих выплат, а при отсутствии права на получение компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем в бюджет, из которого они были предоставлены, а в случае отказа от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В Постановлении от 22 июня 2017 г. N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, в данном случае ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося ежемесячной жилищно-коммунальной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы пенсии подлежат взысканию по правилам ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
Судом установлено, что ответчик Л.А. является инвалидом II группы бессрочно (л.д. 163), постановлением администрации Минусинского района № от 08.04.2014 Давыдченко А.А. назначена опекуном над недееспособной Л.А. (л.д. 165). На основании личного заявления от 01.10.2007 Л.А. (л.д. 161), как инвалид, является получателем мер социальной поддержки, ей в январе 2015 г. за 2015 г. было выплачено единовременно 10 694 руб. 83 коп. (821,96 руб. х 12 месяцев (твердое топливо и его доставка) + 831,31 руб. (электроэнергия)); в январе 2016 г. за 2016 г. выплачено единовременно 11 314 руб. 44 коп. (942,87 руб. х 12 месяцев (твердое топливо и его доставка)); в январе 2017 г. за 2017 г. выплачено единовременно 12 046 руб. 08 коп. (1003,84 руб. х 12 месяцев (твердое топливо и его доставка)); в январе 2018 г. за 2018 г. выплачено единовременно 12 352 руб. 23 коп. (1022,73 руб. х 12 месяцев (твердое топливо и его доставка) + 79,47 руб. (холодная вода)); в феврале 2019 г. за 2019 г. выплачено единовременно 12 804 руб. 60 коп. (1067,05 руб. х 12 месяцев (твердое топливо и его доставка)); в марте 2020 г. за 2020 г. выплачено единовременно 13 351 руб. 70 коп. (1107,18 руб. х 12 месяцев (твердое топливо и его доставка) + 65,54 руб. (холодная вода)); в марте 2021 г. за 2021 г. выплачено единовременно 13 864 руб. 68 коп. (1155,39 руб. х 12 месяцев (твердое топливо и его доставка)) (л.д. 8-157, 160).
Согласно паспорту гражданина РФ Л.А. с 08.09.2005 была зарегистрирована по месту жительства: <адрес>, снята с регистрационного учета 03.03.2015 (л.д. 162).
В августе 2021 г. истцом было принято решение о прекращении назначения Л.А.A. компенсации с 25.03.2015 (л.д.156-159).
Согласно позиции истца, получение Л.А. мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг по адресу: <адрес>, с 01.04.2015 по 31.12.2021 является неправомерным. Сумма необоснованно полученных средств компенсации составляет 86 4945 руб. 07 коп.
Истцом 27.10.2023 в адрес ответчика направлено уведомление о возврате мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг за период с апреля 2015 г. по декабрь 2021 г. в размере 86 495 руб. 07 коп., в связи с их необоснованным начислением и выплатой (л.д. 135, 136).
Оценивая представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд учитывает, что нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений п.3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ст. 17, ч. 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В данном случае к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленной гражданину мер социальный поддержки подлежат применению положения п. 3 ст. 1109 ГК РФ о недопустимости возврата неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Поскольку добросовестность ответчика Л.А. презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ответчика возлагается на учреждение, требующее возмещение денежных средств.
Вместе с тем, в нарушение положения ст. 56 ГПК РФ, доказательств недобросовестности в действиях Л.А. при получении в спорный период сумм мер социальной поддержки, стороной истца не представлено, как и доказательств наличия в отношении Л.А. счетной ошибки Управления социальной защиты населения при получении ответчиком компенсации.
Как следует из материалов дела, ответчик проживает в жилом доме по адресу: <адрес>.
Несообщение ответчиком о перемене места жительства не повлекло неправомерного получения компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и жилого помещения. Несвоевременное информирование гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Предоставление такой меры поддержки предоставляется по прежнему месту регистрации, однако может быть реализовано гражданином по новому месту регистрации или жительства.
Истцом каких-либо сведений о выбытии Л.А. за пределы территории Красноярского края и о назначении ей аналогичной социальной выплаты в других субъектах Российской Федерации не представлено.
Смена места жительства и регистрации на правовой статус Л.А., как получателя указанной социальной выплаты, не повлияла.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Между тем, пунктом 8(1) Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 предусмотрено, что уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии, к числу которых отнесены сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является пользователем жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов, а также собственником жилого помещения, сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства, сведения, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Аналогичное положение закреплено в п. 9.1 статьи 13 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N 13-204, согласно которому уполномоченная организация получает на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, предусмотренные пунктом 8(1) Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг документы (сведения), необходимые для принятия решения о предоставлении субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона.
Доказательств надлежащего исполнения сотрудниками УСЗН, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, должностных обязанностей, связанных с контролем за предоставлением Л.А. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, осуществляемой на территории субъекта Российской Федерации - Красноярского края без проверки сведений о месте ее жительства, стороной истца не представлено.
Более того, указанная в заявлении от 01.10.2007 о предоставлении мер социальной защиты обязанность заявителя в случае наступления обстоятельств, влекущих прекращение предоставления выплаты (об изменении состава семьи, места жительства, продлении (снятии) инвалидности, прекращение трудовой деятельности, прекращение учебы детей, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях и др.) сообщить об этом в УСЗН в течение 3 дней, не содержит форму, вид и способ уведомления органов социальной защиты населения, разъяснений о последствиях непредставления соответствующей информации в виде взыскания излишне выплаченной суммы, не имеется.
Таким образом, довод истца о недобросовестности действий ответчика по не информированию о смене места жительства в пределах одного региона, с учетом недоказанности факта получения указанной социальной выплаты в других субъектах Российской Федерации и отсутствии сведений о недостоверности предоставленных ответчиком сведений является не обоснованным.
С учетом того, что доказательств недобросовестности ответчика, злоупотребления им правом не установлено, основания для взыскания с Л.А. в пользу истца переплаченных денежных сумм отсутствуют.
Ответчиком заявлено о применении срока исковой давности.
В п. 1 ст. 196 ГК РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
С учетом положений п. 8, 9, 11 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в редакции на момент предоставления Л.А. субсидии в 2007 г.) уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации. При наличии у уполномоченного органа сведений, необходимых для принятия. В силу п 41 Правил субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
Исходя из приведенных норм, определяющих перечень предоставления заявителем документов для предоставления субсидии, периодичность предоставления субсидии, обязанность уполномоченного органа по проверке достоверности указанных документов, КГКУ «УСЗН» по г. Минусинску и Минусинскому району обязан был узнать о смене места жительства Л.А. еще в 2015 г., однако с настоящими требованиями истец обратился только 03.04.2024 (л.д. 4).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности на предъявление настоящего иска пропущен.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об оставлении заявленных исковых требований без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Министерства социальной политики Красноярского края к Л.А. в лице законного представителя – опекуна Давыдченко Анны Алексеевны о взыскании суммы - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца, со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение суда составлено 18 ноября 2024 г.