РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2021 года г. Ахтубинск
Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Бочарников П.В.,
при секретаре судебного заседания Ниталиевой Э.А.,
административного истца Зубричева М.И.,
с участием прокурора Измайловой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда дело №2а-1658/2021 по административному исковому заявлению Зубричева М.И. к начальнику ИВС ОМВД России по Ахтубинскому району Астраханской области Шалданову С.З., ОМВД России по Ахтубинскому району Астраханской области, УМВД России по Астраханской области, Управлению Федерального казначейства по Астраханской области, Министерству финансов РФ об оспаривании действий и присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей,
УСТАНОВИЛ:
Зубричев М.И. в административном иске с учетом уточнений указал, что приговором от 17.12.2009 года Ахтубинского городского суда Астраханской области он был осужден к лишению свободы. На протяжении всего предварительного следствия Зубричев М.И. с15 января 2009 годапо17 декабря 2009 годасодержался под стражей в том числе в ИВС Ахтубинского РОВД на время следственных действий. Как указывает административный истец, условия содержания в камерах ИВС Ахтубинского РОВД являлись бесчеловечными и жестокими, в нарушение ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в части обеспечения прав лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания Ахтубинского РОВД Астраханской области, а именно он содержался периодически в камерах 1,3,4, где не было нормального освещения, санузла (вместо которого было ведро), холодной и горячей воды, розетки, вместо кроватей были деревянные нары, не было матрацев и постельного белья, не было надлежащего питания, были тараканы и клопы. 15.01.2009 он былзадержан по ст. 91 УПК РФ в несовершеннолетнем возрасте, по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 111, ч. 1 ст. 119, ч. 2 ст. 162 УК РФ и водворен в ИВС ОМВД России по Ахтубинскому району, где находился до окончания рассмотрения дела, то есть до 17.12.2009. В период нахождения в ИВС ОМВД России по Ахтубинскому району там отсутствовали условия содержания, так как проводился ремонт и ИВС был отремонтирован на половину, одна часть была пригодна для содержания, а вторая нет. Начальник ИВС игнорировал несоответствие условий содержания не отвечающих требованиям международных стандартов, помещая обвиняемых в не отремонтированную часть ИВС, тем самым нарушая Конституцию Российской Федерации. Он, Зубричев М.И., содержался в той части здания, где не было ремонта. На момент его содержания в ИВС ОМВД России по Ахтубинскому району в 2009 году в камерах отсутствовали розетки, умывальник, вода, горячая и холодная, отсутствовал туалет, вместо унитаза было ведро. Отсутствовали кровати, вместо них были нары, отсутствовали матрасы и постельное белье, медикаменты, было слабое освещение, в камерах были тараканы. Во всех камерах была антисанитария, питание так же осуществлялось ненадлежащим образом. На обращения Зубричева М.И. к начальнику ИВС ОМВД России по Ахтубинскому району Шалданову С.З., последний никаких мер не предпринимал и грозился лишить его свиданий с родными и запретить передавать продукты питания. ИВС полностью не соответствовал международным стандартам и не отвечал требованиям действующего законодательства. Таким образом административному истцу должностными лицами ОМВД России по Ахтубинскому району нанесен моральный и нравственный и вред, а так же физический вред здоровью, который им оценен в размере 500 000 рублей.
По мнению административного истца, он имеет право на присуждение денежной компенсации, которую определил в справедливом размере 500000 рублей. Ссылаясь на положения ст. 227.1 КАС РФ административный истец просит суд признать незаконными бездействия врио начальника ИВС Ахтубинского РОВД Астраханской области Шалданова С.З., РОВД Ахтубинского района Астраханской области, выразившиеся в уклонении от организации необходимых условий содержания под стражей административного истца; присудить компенсацию за нарушение установленных законодательством РФ, условий содержания под стражей в размере 500000 рублей.
В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении своих требований, пояснив, что в Европейский суд по правам человека с жалобами он не обращался.
В судебное заседание представитель ОМВД РФ по Ахтубинскому району Астраханской области не явился представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители административных ответчиков УМВД России по Астраханской области, Управление Федерального казначейства по Астраханской области, Министерство финансов РФ в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещались, письменные возражения относительно административного иска не представили, об уважительности неявки не известили.
Изучив материалы дела, выслушав административного истца Зубричева М.И., заключение прокурора Измайловой Н.И., полагавшей отказать в удовлетворении требований на основании пропущенного срока исковой давности, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из административного искового заявления административного истца, требования Зубричева М.И. направлены не на взыскание ему компенсации морального вреда, а на присуждение ему компенсации в соответствии со статьей 227.1 КАС РФ за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительных учреждениях.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"), содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно статьей 15 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей; лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.
В силу статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закона № 103-ФЗ) и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 (далее – ПВР СИЗО).
Правовой статус подозреваемых и обвиняемых определяется ст. 6 Федерального закона № 103-ФЗ, в соответствии с которой подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным законом и иными федеральными законам.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 103-ФЗ местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы.
Подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными ст. 33 Федерального закона № 103-ФЗ
Согласно ст. 33 Федерального закона № 103-ФЗ размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение установленных настоящей статьей требований.
Зубричеву М.И. постановлением Ахтубинского городского суда от 15 января 2009 года была избрана мера пресечение содержание под стражей. Приговором Ахтубинского городского суда17 декабря 2009 годабыл осужден к лишению свободы. В период предварительного следствия и рассмотрения дела судом периодически для производства следственных действий содержался под стражей в ИВС Ахтубинского РОВД Астраханской области. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В своих письменных возражениях представитель административного ответчика ОМВД Ахтубинского района Астраханской области указал, что в связи с тем, что все материалы хранятся 5 лет, в данный момент представить какие либо доказательства надлежащего содержания Зубричева М.И. в ИВС Ахтубинского РОВД Астраханской области в 2009 году не имеется возможности. Однако в связи с тем, что от Зубричева М.И. и его родственников в тот момент не поступало жалоб в ОМВД по Ахтубинскому району на условия содержания, и таковых нет в Ахтубинской городской прокуратуре, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований надлежит отказать.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона № 103-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, соблюдать требования гигиены и санитарии, проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ, требованиями п. 42 ПВР СИЗО следует, что камеры следственного изолятора оборудуются светильниками дневного и ночного освещения.
Согласно таблице 8.1 приложения № 8 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279, минимальные допустимые значения освещенности дежурного освещения в камере не регламентированы, обеспечиваются проектными решениями.
Пунктом 7.8.2 «СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95» также область применения, значения освещенности, равномерность и требования к качеству для дежурного освещения не нормируются.
В материалах дела имеется письмо Ахтубинской городской прокуратуры, из которого следует что, сведений по жалобам Зубричева М.И. не имеется в связи со сроком давности хранения документов.
Из анализа положений статьи 226 КАС РФ следует, что признание действий (бездействий) административного ответчика незаконными возможно лишь при наличии совокупности условий: нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на доступ к правосудию (статья 46 Конституции Российской Федерации (пункт 2), а проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности (пункт 12).
Наличия совокупности таких условий при разрешении административного искового заявления судом не установлено. Административный истец не предоставил суду никаких доказательств, подтверждающих нарушение его прав в период содержания в ИВС Ахтубинского РОВД по Астраханской области.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" судам разъяснено, что в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
В пункте 22 того же постановления Пленума указано, что в силу части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа или учреждения, должностного лица, связанных с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 названной статьи, в полном объеме.
Федеральным законом Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 15 июля 1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 17 указанного Федерального закона дополнена частью 4, которой установлено право подозреваемых, обвиняемых, содержащихся под стражей, на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 12.1 пункт 1 которой, предусматривает, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Из системного толкования указанных норм права следует, что присуждение компенсации в порядке статьи 227.1 КАС РФ имеет своей целью пресечение нарушений условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, и восстановление нарушенных прав лиц, содержащихся под стражей и в исправительных учреждениях.
Зубричев М.И. обратился с настоящим административным иском в суд уже после отбытия им наказания в виде лишения свободы, поэтому субъектом указанных правоотношений не является, и в связи с чем заявленные им требования удовлетворению не подлежат.
Кроме того, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административных исковых требований, исходя также из того, что доводы административного истца, приведенные в обоснование административного искового заявления, объективного подтверждения не нашли, в частности, административным истцом не представлено каких-либо доказательств наличия ненадлежащих условий содержания в ИВС Ахтубинского РОВД Астраханской области либо нарушения его прав и охраняемых законом интересов.
Помимо того, как следует из административного иска, о наличии оспариваемых действий, бездействий административному истцу было известно еще в 2009 году. Статья 227.1 КАС РФ введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и начала действовать с 27.01.2020 года.
Истец обратился в суд с административным исковым заявлением 11.10.2021 года, каких-либо уважительных причин, препятствовавших своевременно обратиться в сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административный истец в своем исковом заявлении не приводит, кроме того им не предпринято попыток обращения в Европейский суд по правам человека.
Положениями части 2 статьи 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу 27 января 2020 года, предусмотрено, что в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
При этом согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Учитывая установленное и руководствуясь вышеприведенными нормами закона, суд приходит к выводу о пропуске Зубричевым М.И. срока на обращение в суд и отсутствии уважительных причин его пропуска, что является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. 174-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Зубричева М.И. к начальнику ИВС ОМВД России по Ахтубинскому району Астраханской области Шалданову С.З., ОМВД России по Ахтубинскому району Астраханской области, УМВД России по Астраханской области, Управлению Федерального казначейства по Астраханской области, Министерству финансов РФ об оспаривании действий и присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда, через Ахтубинский районный суд.
Решение вынесено и изготовлено на компьютере в совещательной комнате.
Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2021 года.
Судья Бочарников П.В.