Судья Екимова Н.И. Дело № 33-2316/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В. и Нагорновой О.Н.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 14 апреля 2016 года дело по апелляционным жалобам ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Воркуты» и ГБУ РК «Центр правового обеспечения» в интересах Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 11 февраля 2016 года, по которому
иск прокурора города Воркуты в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворен;
на Государственное казенное учреждение Республики Коми «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Воркуты» возложена обязанность устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно: выполнить эвакуационные выходы со ...-го этажа здания непосредственно наружу, в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям в здании, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, в срок до <Дата обезличена>;
на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми возложена обязанность профинансировать выполнение мероприятий, связанных с устранением выявленных нарушений требований пожарной безопасности, указанных Отделом надзорной деятельности г. Воркуты в предписании <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., объяснения представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Воркуты обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Воркуты» (ранее - ГБУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Воркуты») об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности и возложении обязанности выполнить эвакуационные выходы со ...-го этажа здания Центра, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, непосредственно наружу, в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям, а также просил возложить на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (ранее - Министерство труда и социальной защиты Республики Коми) обязанность профинансировать выполнение мероприятий, связанных с устранением выявленных нарушении. В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе проведенной Отделом надзорной деятельности г. Воркуты плановой выездной проверки в отношении ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Воркуты» по адресу: <Адрес обезличен> были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые до настоящего времени не устранены. Поскольку в Учреждении временно пребывают несовершеннолетние лица, нарушение требований законодательства о пожарной безопасности создает непосредственную опасность причинения вреда их здоровью и угрозу жизни в случае пожара и может повлечь за собой тяжкие последствия.
Суд постановил приведенное решение, об отмене которого как постановленного с нарушением норм материального права и без учета всех обстоятельств по делу, просят ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Воркуты» и ГБУ РК «Центр правового обеспечения» в интересах Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
В апелляционной жалобе ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Воркуты» указывает на отсутствие своей вины в допущении несоответствия здания по адресу: <Адрес обезличен> требованиям СНиП 21-01-97* и рекомендательный характер приведенных прокурором норм для исполнения.
ГБУ РК «Центр правового обеспечения» в своей жалобе, поданной в интересах Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, ссылается на отсутствие денежных средств на проведение требуемых мероприятий. В дополнениях к жалобе Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми полагает, что эти мероприятия могут быть проведены только в рамках реконструкции или капитального ремонта здания.
И.о.прокурора г. Воркуты представлены возражения на жалобы апеллянтов.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалоб, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на предприятия, учреждения и организации возложена обязанность соблюдать установленные требования пожарной безопасности.
Статьей 38 приведенного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», в соответствии с п. 33 которых при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обязан обеспечить соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
На основании статьи 17 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требованиями к обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения являются, в том числе расположение, габариты и протяженность путей эвакуации людей при возникновении пожара, обеспечение противодымной защиты путей эвакуации, характеристики пожарной опасности материалов отделки стен, полов и потолков на путях эвакуации, число, расположение и габариты эвакуационных выходов.
Согласно требованиям п.6.13 СниП 21-01-97 этажи зданияе ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Воркуты» по адресу: <Адрес обезличен> должно иметь не менее ... эвакуационных выходов.
Как установил суд, и подтверждается материалами дела, ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Воркуты» является специализированным государственным учреждением, предназначенным для временного проживания, социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних в возрасте от ... до ... лет. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Республика Коми. Полномочия и функции учредителя осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
Здание, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, входящее в состав государственной собственности Республики Коми, передано Учреждению в оперативное управление.
В ходе проведенной Отделом надзорной деятельности г. Воркуты <Дата обезличена> плановой проверки в указанном здании были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в частности п. 33 ППР в РФ, п. 6.13 СНиП 21-01-97*, выразившиеся в отсутствии эвакуационных выходов со ...-го этажа здания непосредственно наружу, в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям, ввиду чего руководителю ГБУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Воркуты» выдано предписание <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об устранении выявленных нарушений в срок до <Дата обезличена>.
Постановлением ОНД г. Воркуты от <Дата обезличена> <Номер обезличен> руководитель Учреждения была привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.
<Дата обезличена> ОНД г.Воркуты на основании распоряжения от <Дата обезличена> <Номер обезличен> проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой было установлено неисполнение требований предписания <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, установлен новый срок для устранения нарушений - до <Дата обезличена>.
Постановлением мирового судьи ... судебного участка г. ... от <Дата обезличена> и.о.директора ГБУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Воркуты» привлечена к административной ответственности по ч. 13 ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение предписания органа пожнадзора в установленный срок.
Последующие проверки с вынесением предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности были проведены в отношении ГБУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Воркуты» 30.09.2014 и 23.11.2015, когда выявлялись аналогичные нарушения и предъявлялись требования о их устранении.
Руководитель учреждения привлекалась к административной ответственности <Дата обезличена> <Номер обезличен> по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, <Дата обезличена> по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, <Дата обезличена> по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, <Дата обезличена> по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.
Законность вынесенных предписаний ГБУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Воркуты» не оспаривалась, постановления о привлечении руководителя ГБУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Воркуты» к административной ответственности вступили в законную силу.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, и установив, что до настоящего времени выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности не устранены, что создает непосредственную опасность причинения вреда здоровью и угрозу жизни несовершеннолетним, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Воркуты» обязанности устранить их в установленный контролирующим органом срок.
Доводы апеллянтов о нераспространении норм СНиП 21-01-97* на спорный объект не могут являться основаниями для отмены постановленного решения.
Представленными в материалы дела документами подтверждается несоответствие здания Центра, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> требованиям п.6.13 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержденным Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97). Само по себе то обстоятельство, что данный объект защиты был построен до введения в действие СНиП 21-01-97, не освобождает ответчиков от обязанности по соблюдению действующих требований пожарной безопасности и принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями, поскольку в указанных актах определены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению при эксплуатации здания.
Нарушение правил, содержащихся в СНиП 21-01-97, является нарушением обязательных требований пожарной безопасности.
Кроме того, выявленные нарушения относятся к тем нарушениям, при которых дальнейшая эксплуатация здания Центра приводит к угрозе жизни и здоровью людей, в том числе несовершеннолетних, вследствие возможного возникновения пожара.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.09.2013 N АКПИ13-662, оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2013 N АПЛ13-507, в удовлетворении заявления о признании недействующими государственных строительных норм и правил СНиП 21-01-97 отказано, данные правила признаны подлежащими применению в нормативном единстве с Законом N 123-ФЗ согласно подп. 2 п. 1 ст. 6 которого пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, когда в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Приведенный Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в жалобе довод об отсутствии финансирования соответствующих мероприятий судебной коллегией отклоняется, поскольку отсутствие финансовой возможности организации мер противопожарной безопасности в рамках, предусмотренных законодательством, не является основанием для освобождения от выполнения требований закона.
Выводы суда мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 11 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Воркуты» и ГБУ РК «Центр правового обеспечения» в интересах Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми с учетом дополнений Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: