Дело № 2-698/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2016 года
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Шикановой З.В.
при секретаре Галкиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному учреждению «Администрации <данные изъяты>» о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду незаконным и обязании предоставить земельный участок в аренду,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации <данные изъяты> <адрес> о признании отказа Администрации <данные изъяты> <адрес>, содержащегося в письме от <дата> № за подписью заместителя начальника управления земельно-имущественных отношений администрации <данные изъяты> <адрес> ФИО4 в предоставлении ему в аренду земельного участка, площадью 1500 кв.м., по адресу: <адрес>, участок 90, с кадастровым номером №:502 для ведения личного подсобного хозяйства, обязании Администрации <данные изъяты> <адрес> предоставить данный земельный участок в аренду и заключить с ним договор аренды указанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что Постановлением МУ «Администрация <данные изъяты>» М.о. от <дата> № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал №, местоположение: <адрес>, истцу была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал № площадью 1500 кв.м., в границах сельского поселения <данные изъяты>, категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании указанного постановления истец поставил данный земельный участок на кадастровый учет и обратился в Администрацию <данные изъяты> с заявлением о предоставлении указанного участка в аренду.
Ответом Администрации <данные изъяты> от <дата> № ему было отказано в предоставлении участка в аренду и заключении с ним договора аренды, так как нарушена процедура опубликования извещения и было рекомендовано повторно обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка по процедуре, предусмотренной ст.39.18 ЗК РФ. В чем конкретно выразились нарушения, не указано.
Считает отказ неправомерным, поскольку схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена до дня вступления в законную силу Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ. В связи с чем, на основании ст.34 этого Федерального закона, предоставление ему земельного участка должно осуществляться по ст.34 Земельного кодекса РФ. Истец также считает, что им пройдена вся процедура формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предусмотренная земельным законодательством, и не одна норма законодательства не предусматривает повторной процедуры формирования земельного участка.
Кроме того, в газете «Наше слово» от <дата>, а также на официальном сайте Администрации <данные изъяты> М.о. в разделе «Земельно-имущественные отношения» население было проинформировано о предстоящем предоставлении земельного участка. По истечении месяца, со дня опубликования, заявлений от граждан и юридических лиц в Администрацию не поступало, что подтверждается уведомлением от <дата> №.(л.д. №
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель истца – ФИО3, действующий на основании доверенности, (л.д. 15), заявленные требования поддержал полностью, просит их удовлетворить в полном объеме. Также просит суд учитывать, что в сети Интернет на официальном сайте Администрации <данные изъяты> М.о. объявление было размещено, что подтверждается нотариальным протоколом осмотра. Согласно п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ Администрация после постановки на кадастровый учет земельного участка обязана заключить в двухнедельный срок договор аренды земельного участка.
Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> М.о. – ФИО2, действующая на основании доверенности (л.д. №), заявленные требования не признала, т.к. считает, что нарушен принцип публичности, нарушена процедура опубликования, предусмотренная ст. 39.18 ЗК РФ и предоставления земельного участка в аренду.
На вопрос представителя истца представитель Администрации <данные изъяты> М.о. пояснила, что постановление об утверждении схемы земельного участка было принято до изменения практики, а на момент выделения земельного участка в аренду требования изменились. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела уведомлены, об отложении дела слушанием не просили, причины неявки суду не сообщили. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Министерства имущественных отношений <адрес>.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика МУ «Администрации <данные изъяты>» М.о., исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление, не подлежащим удовлетворению в силу следующего:
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно, как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст. 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9,10 и 11 ЗК РФ.
Полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления в области земельных отношений определены в ст.ст. 10 и 11 ЗК РФ.
Доказательств того, что в 2013 году истец обратился в Администрацию <данные изъяты> с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, и что участок был предоставлен ему решением Администрации в аренду суду не представлено.
В материалах дела имеется копия выписки из электронного журнала регистрации обращений о приеме документов от получателя/представителя получателя от <дата> о предоставлении истцу муниципальной услуги- «предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность, на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства» (л.д. №), электронная копия публикации в районной газете «Наше слово» о предстоящем предоставлении земельного участка, площадью 1500 кв.м., по адресу: <адрес>, в аренду (л.д.№), копия постановления Администрации <данные изъяты> от <дата> № (л.д.№) об утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории и схема расположения земельного участка.
Согласно данным кадастровой выписки от <дата> о земельном участке с кадастровым номером №:502 (л.д.№), спорный земельный участок сформирован в качестве объекта земельных правоотношений, его границы установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, участок имеет кадастровый номер №:502 и уточненную площадь 1500+/-14 кв.м.
<дата> истец ФИО1 обратился в Администрацию <данные изъяты> с заявлением о предоставлении ему в аренду спорного земельного участка, что подтверждается копией его заявления и данными электронного журнала о поступлении этого заявления.
В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от <дата> № ВР-365 «Об утверждении порядка и сроков направления на согласование в Министерство имущественных отношений <адрес> проектов решений по распоряжению земельными участками, проектов решений об изменении видов разрешенного использования и категории земельных участков, проектов договоров безвозмездного пользования земельными участками, проектов договоров купли-продажи земельных участков, проектов договоров аренды земельных участков (и соглашений к ним)», материалы по заявлению были направлены на рассмотрение межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес>.
Как следует из протокола заседания межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> от <дата> № (пункт 252), комиссией отказано в согласовании проекта договора аренды администрации <данные изъяты> спорного земельного участка, в связи с нарушением процедуры опубликования извещения.
Извещение о предоставлении земельного участка должно быть размещено на официальном сайте, определенном Правительством РФ –torgi.gov.ru.
На основании вышеизложенного, с целью соблюдения действующего законодательства, рекомендовано было истцу повторно обратиться с заявлением о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка по процедуре, указанной в ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.(л.д. 6).
В соответствии с п 6 ч.1 ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно ч.2 ст.3 указанного закона, органы местного самоуправления обязаны при реализации указанных полномочий представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений, в сроки и порядке, установленном уполномоченным органом.
При этом, исходя из положений ч.ч.1,2 ст.4 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", уполномоченные органы при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий; при осуществлении органами местного самоуправления указанных государственных полномочий давать органам местного самоуправления указания, обязательные для исполнения.
Таким образом, оспариваемые решения вынесены надлежащим должностным лицом и органом в рамках полномочий, которыми они наделены в соответствии с законом.
В соответствии со ст.34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно ст.30 п.4 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение)); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); 3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; 4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
По смыслу данного положения, оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 ст.1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе, возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных ст.34 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка, вопрос о предоставлении земельного участка в аренду конкретному лицу может быть разрешен только после такого публичного информирования.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на оснований своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом истребовались копии всех материалов по заявлению истца о предоставлении земельного участка в аренду, но доказательств факта опубликования на официальном сайте администрации информации о намерении предоставить в аренду спорный земельный участок после обращения истца после 21.05.2015года(л.д. 14) суду не представлено.
Представленная представителем истца и имеющаяся в материалах дела копия публикации в районной газете «Наше слово» и с сайта Администрации также не соответствует принципу публичности, поскольку не содержит сведений о том, в какие сроки, в какую организацию, в каком порядке могут быть представлены заявки на предоставление испрашиваемого в аренду земельного участка, сведения о конкретном расположении на местности испрашиваемого земельного участка. Такая публикация не информирует население о возможности подачи заявок на предоставление земельного участка, а сообщает о намерении предоставления участка. Указанная публикация создает приоритет предоставления земельного участка, нарушает права граждан на получение информации о предоставляемом земельном участке и на обращение за предоставлением земельного участка, что недопустимо.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 25.11.2010 года по делу № 1549-О-О, указанные нормы во взаимосвязи с абзацем 1 п.1 ст.34 ЗК РФ, в соответствии с которым органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, опубликование сообщения о передаваемом земельном участке в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка. Передача земельных участков без информирования населения через средства массовой информации, и, как следствие, не выявление иных претендентов и рассмотрения их заявок противоречит земельному законодательству.
Изъятий из общих правил для граждан, непосредственно обратившихся в компетентный орган с заявлениями о предоставлении земельных участков, когда вопрос предоставления не инициирован уполномоченным органом местного самоуправления, п.1 ст.34 ЗК РФ не предусмотрено, и преимуществ для данных лиц не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что предоставление спорного земельного участка невозможно, и оспариваемые решения ответчиков являются законными и обоснованными, и оснований к удовлетворению заявленных исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа от <дата> № Муниципального учреждения «Администрации <данные изъяты>» <адрес> в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №:502, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства; о признании незаконным решения межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> от <дата> №(пункт 252); об обязании Муниципального учреждения «Администрации <данные изъяты>» <адрес> предоставить истцу ФИО1 земельного участка с кадастровым номером №:502, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в апелляционном порядке в месячный срок.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>