Дело №5-3/2019
ПОСТАНОВЛЕНРР•
город Ярославль 29 января 2019 года
РЎСѓРґСЊСЏ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Ярославля Воробьева Р’.Р’., РїСЂРё секретаре РҐРѕРІСЂРёРЅРѕР№ Рћ.Р’., рассмотрев дело РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡. 1 СЃС‚. 8.21 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, РІ отношении Открытого акционерного общества В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ», <данные изъяты>, юридический адрес: Рі. Ярославль, СѓР». Чайковского, Рґ. 9,
установил:
Р’ отношении РћРђРћ В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ», <данные изъяты>, юридический адрес: Рі. Ярославль, СѓР». Чайковского, Рґ. 9, составлен 18 декабря 2018 РіРѕРґР° протокол РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡. 1 СЃС‚. 8.21 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях (далее – РљРѕРђРџ Р Р¤).
РР· протокола следует, что РїРѕ состоянию РЅР° 18 декабря 2018 РіРѕРґР° РїРѕ результатам административного расследования, возбужденного РІ отношении РћРђРћ В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ» РїРѕ факту нарушения правил охраны атмосферного РІРѕР·РґСѓС…Р°, было установлено, что данное юридическое лицо СЃ 2016 РіРѕРґР° РїРѕ настоящее время осуществляет деятельность РЅР° производственной площадке (РћРќР’РћРЎ 78-0276-000040-Рџ), расположенной РїРѕ адресу: Рі. Ярославль, Мукомольный переулок, Рґ. 6, связанную СЃ выбросом вредных (загрязняющих) веществ (азота РґРёРѕРєСЃРёРґР°, азота РѕРєСЃРёРґР°, бензапирена) РІ атмосферный РІРѕР·РґСѓС… стационарным источником – дымовой трубой котла типа ДКВР2,5/13, работающего РЅР° РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРј газе Рё расположенного РІ здании котельной РїРѕ адресу: Рі. Ярославль, Мукомольный переулок, Рґ. 6, без специального разрешения, что является нарушением С‡. 1 СЃС‚. 14 Федерального закона РѕС‚ 04.05.1999 N 96-ФЗ "РћР± охране атмосферного РІРѕР·РґСѓС…Р°", С‡. 4 СЃС‚. 23 Федерального закона РѕС‚ 10.01.2002 N 7-ФЗ "РћР± охране окружающей среды".
Р’ судебном заседании защитник РћРђРћ В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ» РїРѕ доверенности Парамонова Рђ.Р•. просила прекратить производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что Федеральный закон РѕС‚ 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. РѕС‚ 25.12.2018) "Рћ внесении изменений РІ Федеральный закон "РћР± охране окружающей среды" Рё отдельные законодательные акты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации" внес РІ С‡. 1 СЃС‚. 14 Федерального закона РѕС‚ 04.05.1999 N 96-ФЗ "РћР± охране атмосферного РІРѕР·РґСѓС…Р°", С‡. 4 СЃС‚. 23 Федерального закона РѕС‚ 10.01.2002 N 7-ФЗ "РћР± охране окружающей среды" изменения, вступившие РІ силу 1 января 2019 РіРѕРґР°. Данные изменения устранили обязанность юридического лица получить разрешение РЅР° выброс вредных (загрязняющих) веществ РІ атмосферный РІРѕР·РґСѓС… для газовой котельной, относящейся Рє третьей категории объектов, оказывающих негативное воздействие РЅР° окружающую среду. РљСЂРѕРјРµ того, указала РЅР° наличие оснований для применения СЃС‚. 2.9, СЃС‚. 4.1.1 РљРѕРђРџ Р Р¤. Поддержала объяснения данные ранее Департаменту охраны окружающей среды Рё природопользования Ярославской области.
Представитель Департамента охраны окружающей среды Рё природопользования Ярославской области РїРѕ доверенности Смекалова Р’.Р’. пояснила, что РЅР° 18 декабря 2018 РіРѕРґР° РІ действиях (бездействии) РћРђРћ В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ» имелся состав административного правонарушении, предусмотренного С‡. 1 СЃС‚. 8.21 РљРѕРђРџ Р Р¤. РЎ 1 января 2019 РіРѕРґР° ситуация изменилась РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ внесением изменений РІ Федеральный закон РѕС‚ 04.05.1999 N 96-ФЗ "РћР± охране атмосферного РІРѕР·РґСѓС…Р°", Федеральный закон РѕС‚ 10.01.2002 N 7-ФЗ "РћР± охране окружающей среды". Для объектов третьей категории опасности разрешение РЅРµ требуется. Газовая котельная РЅРµ осуществляет выброс радиоактивных веществ, веществ I, II класса опасности. Просила учесть, что юридическое лицо РЅР° протяжении длительного времени осуществляло деятельность без разрешения.
Заслушав лиц, участвующих РІ деле РѕР± административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела, РїСЂРёС…РѕР¶Сѓ Рє выводу Рѕ наличии оснований для привлечения РћРђРћ В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ» Рє административной ответственности, предусмотренной С‡. 1 СЃС‚. 8.21 РљРѕРђРџ Р Р¤.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений – ст. 24.1 КоАП РФ.
В ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
РР· материалов дела следует, что РЅР° производственной площадке (РћРќР’РћРЎ 78-0276-000040-Рџ), расположенной РїРѕ адресу: Рі. Ярославль, Мукомольный переулок, Рґ. 6, Рё принадлежащей РћРђРћ В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ», расположены РґРІР° стационарных источника выбросов: газовая котельная Рё парковка. Газовая котельная эксплуатируется СЃ 2016 РіРѕРґР°, РёР· стационарного источника – дымовой трубы котла типа ДКВР2,5/13, работающего РЅР° РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРј газе, осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ: азота РґРёРѕРєСЃРёРґР°, азота РѕРєСЃРёРґР°, бензапирена. РћРЅР° относится Рє третьей категории объектов, оказывающих негативное воздействие РЅР° окружающую среду. Валовый выброс загрязняющих веществ РІ атмосферу РїСЂРё эксплуатации котельной составляет 0,568 С‚/РіРѕРґ.
Проект предельно допустимых выбросов РІ атмосферный РІРѕР·РґСѓС… для стационарных источников, расположенных РїРѕ адресу: Рі. Ярославль, Мукомольный переулок, Рґ. 6, отсутствует РІ РћРђРћ В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ», РІ 2016 РіРѕРґСѓ разработана инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ РІ атмосферный РІРѕР·РґСѓС…, выбросы загрязняющих веществ РѕС‚ производственных участков определены расчетным методом.
РћРђРћ В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ» разрешение РЅР° выброс вредных (загрязняющих) веществ РІ атмосферный РІРѕР·РґСѓС… РЅРµ получало.
Рзложенное РЅРµ оспаривалось РћРђРћ В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ», подтверждается РїРёСЃСЊРјРѕРј Межрегионального Управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере природопользования РїРѕ Ярославской Рё Костромской области РѕС‚ 12 декабря 2018 РіРѕРґР° в„–03/7452, объяснениями защитника РћРђРћ В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ», протоколом РѕР± административном правонарушении РѕС‚ 18 декабря 2018 РіРѕРґР°, актом планового (рейдового) осмотра, обследования РѕС‚ 22 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР°, фототаблицей, данными РёР· реестра, ходатайствами РћРђРћ В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ», инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ РІ атмосферу, программой производственного экологического контроля (РџРРљ), декларациями Рѕ плате Р·Р° негативное воздействие РЅР° окружающую среду.
Рзложенное свидетельствует Рѕ нарушении РћРђРћ В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ» С‡. 1 СЃС‚. 14 Федерального закона РѕС‚ 04.05.1999 N 96-ФЗ "РћР± охране атмосферного РІРѕР·РґСѓС…Р°", С‡. 4 СЃС‚. 23 Федерального закона РѕС‚ 10.01.2002 N 7-ФЗ "РћР± охране окружающей среды", РІ редакции действующей РґРѕ 1 января 2019 РіРѕРґР°.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов – ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ред. от 31.12.2017).
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды - ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (ред. от 13.07.2015) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Вместе с тем, Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес в указанные выше нормативно - правовые акты отдельные изменения, начало действия, которых приходится на 1 января 2019 года.
В силу ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ) нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
В ч. 1 ст. 23 указанного Федерального закона установлено, что технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ) выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ.
Вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В ч. 8-11 ст. 15 указанного Федерального закона закреплено, что действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, с 1 января 2019 года для объектов третьей категории опасности не требуется (за исключением выбросов и сбросов веществ I и II классов опасности: радиоактивных, высокотоксичных, обладающих канцерогенными и/или мутагенными свойствами) разработка нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, оформление комплексного экологического разрешения, представление декларации о воздействии на окружающую среду.
Заменой разрешительной документации на объектах третьей категории опасности, выступает отчетность об объемах и массе оказанного негативного воздействия на окружающую среду по видам: выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты и размещение отходов. Вместе с тем отчетность разрешением не является по смыслу изложенных положений закона.
В ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закреплено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
РџСЂРё данных обстоятельствах РІ силу положений С‡. 2 СЃС‚. 54 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, С‡. 2 СЃС‚. 1.7 Рё Рї. 5 С‡. 1 СЃС‚. 24.5 РљРѕРђРџ Р Р¤ производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡. 1 СЃС‚. 8.21 РљРѕРђРџ Р Р¤, РІ отношении РћРђРћ В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ» подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Прекратить производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡. 1 СЃС‚. 8.21 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, РІ отношении Открытого акционерного общества В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ», <данные изъяты>, юридический адрес: Рі. Ярославль, СѓР». Чайковского, Рґ. 9, РЅР° основании Рї. 5 С‡. 1 СЃС‚. 24.5 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья В.В. Воробьева