№ 77-3448/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 14 октября 2021 года
Судебная коллегия по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Матейковича М.С.,
судей Казначейского В.В.,
Карипова Л.Р.,
с участием:
прокурора Соколова С.И.
осужденного Булатова О.В.,
защитника - адвоката Цапина В.И.,
при помощнике судьи Зиновьевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Булатова О.В. на приговор Ленинского районного суда г. Иваново от 29 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Ивановского областного суда от 2 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Казначейского В.В., кратко изложившего обстоятельства дела, содержание обжалуемых судебных решений и доводы кассационной жалобы, поступивших возражений, выступления осужденного Булатова О.В. и его защитника – адвоката Цапина В.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Соколова С.И., полагавшего необходимым судебные решения оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
по приговору Ленинского районного суда г. Иваново от 29 декабря 2020 года
Булатов ФИО24, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ранее судимый: 16 февраля 2015 года Ленинским районным судом г. Иваново по ч. 3 ст. 30 п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев с ограничением свободы на срок 1 год, освободившийся на основании постановления Кинешемского городского суда Ивановской области от 14 июля 2016 года, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием в виде исправительных работ на срок 1 год с удержанием 5% заработной платы в доход государства; 9 февраля 2018 года мировым судьей судебного участка №3 Советского судебного района г. Иваново по ч. 1 ст. 158 УК РФ, с применением ст. 70 УК РФ, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 8 месяцев 10 дней, освободившийся 9 октября 2018 года на основании постановления Палехского районного суда Ивановской области от 27 сентября 2018 года условно-досрочно на 21 день,
осужден к наказанию в виде лишения свободы по:
-ч. 1 ст. 119 УК РФ на срок 10 месяцев;
-п. «в» ч. 2 ст. 161 УК РФ на срок 3 года;
-ч. 1 ст. 105 УК РФ на срок 10 лет 6 месяцев.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 12 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу.
В срок отбывания наказания зачтено время содержания Булатова О.В. под стражей с 18 ноября 2019 года по 22 ноября 2019 года, с 22 декабря 2019 года до вступления приговора в законную силу, из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Приговором разрешен гражданский иск.
Взыскана с Булатова О.В. в пользу ФИО7 денежная сумма в размере 1 000 000 рублей в счет компенсации морального вреда, причинённого преступлением.
Приговором также разрешены вопросы о мере пресечения и о судьбе вещественных доказательств.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Ивановского областного суда от 2 июня 2021 года приговор в отношении Булатова О.В. изменён: действия Булатова О.В. переквалифицированы с п. «в» ч. 2 ст. 161 УК РФ на ч. 1 ст. 158 УК РФ, по которой назначено наказание в виде лишения свободы на срок 1 год 6 месяцев; исключено из описательно-мотивировочной части приговора указание на то, что одно из трех совершенных Булатовым О.В. преступлений относится к категории тяжких, имеющийся в восьмом абзаце на листе 34 приговора оборот «с совершением умышленного тяжкого преступления в отношении потерпевшей ФИО8, а также». Наказание, назначенное Булатову О.В. по совокупности преступлений, снижено до 11 лет лишения свободы. В остальной части приговор оставлен без изменения.
Булатов О.В. признан виновным в том, что 20 июля 2019 года находясь в подресу: <адрес> высказал угрозу убийством в отношении ФИО9, ФИО21 и ФИО10; 18 ноября 2019 года открыто похитил принадлежащее ФИО8 имущество, незаконно проникнув в жилище потерпевшей, расположенное по адресу: <адрес>; а также в том, что находясь 22 декабря 2019 года в <адрес>, совершил убийство ФИО11
Преступления совершены при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Булатов О.В., считает судебные решения незаконными, необоснованными, постановленными с нарушением норм материального и процессуального права. В обосновании своих доводов указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции. Не отрицая факта нанесения телесных повреждений потерпевшему, приводит свою оценку показаниям племянника, которые считает недостоверными. Отмечает степень состояния опьянения потерпевшего, отношения с которым были хорошие, объясняет причину того, как потерпевший сам натолкнулся на нож, споткнувшись о напольное покрытие, о чем свидетельствуют выводы эксперта, где имеется описание глубины раневого канала и вывод о незначительной силе удара. Считая свои действия неосторожными, просит дать правильную юридическую оценку его действиям.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Булатов О.В. уточнил свою кассационную жалобу, просит его действия переквалифицировать с ч. 1 ст. 105 УК РФ на ч. 1 ст. 109 УК РФ.
В своих возражениях государственный обвинитель ФИО12 просит судебные решения оставить без изменения, а кассационную жалобу осужденного Булатова О.В. – без удовлетворения.
Выслушав стороны, проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поступившие возражения, судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно ст. 401.1 УПК РФ суд кассационной инстанции проверяет по кассационной жалобе законность приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Таких нарушений по результатам изучения уголовного дела и состоявшихся судебных решений не установлено.
Всесторонне, полно и объективно исследовав обстоятельства дела, проверив доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об их достаточности для разрешения дела, правильно признав осужденного Булатова О.В. виновным в совершении преступлений, этот вывод изложил в приговоре, а принятое решение мотивировал.
Виновность и фактические обстоятельства совершения преступлений судом установлены правильно на основании исследованной в судебном заседании и приведенной в приговоре совокупности доказательств.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о недоказанности совершения осужденным Булатовым О.В. преступлений были предметом проверки суда первой инстанции.
Виновность Булатова О.В. в совершении преступлений подтверждается показаниями ФИО9, ФИО21 и ФИО10, о том, что 20 июля 2019 года Булатов О.В., вернувшись из отделения полиции, взял нож и размахивая им, высказал в адрес потерпевших угрозу убийством, которую они восприняли реально; показаниями свидетелей ФИО13, ФИО14, ФИО15 и ФИО16 о том, что 20 июля 2019 года в дежурную часть поступало сообщение о том, что Булатов О.В. угрожал ножом потерпевшим; показаниями потерпевшей ФИО8 о том, что 18 ноября 2019 года из её дома совершено хищение; показаниями свидетеля ФИО17 о том, что в её присутствии Булатов О.В. совершил хищение продуктом питания и других вещей из дома, в который они проникли через разбитое окно; протоколом обыска, проведенного в жилище ФИО17, в ходе которого обнаружена и изъята часть похищенных у ФИО8 вещей; показаниями свидетеля ФИО21 о том, что в декабре 2019 года в его присутствии Булатов О.В. в ходе ссоры с ФИО11 взял нож и ударил им потерпевшего в левую часть живота, а потом Булатов О.В. предложил ему вывезти труп ФИО11 в лес и закопать, но он вызвал сотрудников полиции и скорую помощь; показаниями свидетелей ФИО18, ФИО19 и ФИО20 о том, что прибыв по вызову, обнаружили лежащего на полу мужчину, а ФИО21 пояснил, что это он нанесен удар ножом потерпевшему; протоколом осмотра места происшествия, в ходе которого обнаружен труп ФИО11; заключением судебно-медицинской экспертизы, согласно которой причиной смерти ФИО11, явилась колото-резаная рана передней поверхности груди слева в области 5-го ребра с повреждением сердца; и другими письменными доказательствами, исследованными судом и приведёнными в приговоре.
Все доказательства судом проверены с соблюдением требований ст. 87 УПК РФ, а в описательно-мотивировочной части приговора им дана надлежащая оценка в соответствии со ст. ст. 17 и 88 УПК РФ. Приговор постановлен на допустимых доказательствах.
Неустранимых существенных противоречий в исследованных судом доказательствах, которые требовали бы их истолкования в пользу осужденного, не имеется.
Приведённые в кассационной жалобе осужденного Булатова О.В. собственные оценки доказательствам и основанное на этой оценке его несогласие с выводами о фактических обстоятельствах дела не могут быть приняты во внимание при пересмотре судебных решений в порядке главы 47.1 УПК РФ. Суд кассационной инстанции не исследует обстоятельства и не переоценивает какие-либо доказательства, исходит из признанных установленными судами нижестоящих инстанций обстоятельств дела, проверяя в процессе кассационного производства лишь правильность применения и толкования нижестоящими судами норм материального и процессуального права.
Судом первой инстанции дело рассмотрено в условиях, обеспечивающих исполнение сторонами их процессуальных обязанностей и осуществление предоставленных им прав, в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон, предусмотренных положениями статьи 15 УПК РФ. Все заявленные ходатайства в ходе судебного следствия разрешены судом в установленном законом порядке в соответствии с требованиями статьи 271 УПК РФ и по ним приняты мотивированные решения. Нарушений процедуры уголовного судопроизводства, прав его участников, в том числе на защиту при рассмотрении данного уголовного дела не допущено.
С учетом установленных судом фактических обстоятельств действия осужденного Булатова О.В. квалифицированы правильно по ч. 1 ст. 119; ч. 1 ст. 158; ч. 1 ст. 105 УК РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о квалификации действий осужденного Булатова О.В. по ч. 1 ст. 105 УК РФ, поскольку судом установлено, что в ходе возникшего конфликта между Булатовым О.В. и ФИО11 осужденный высказал намерение убить потерпевшего, после чего ножом нанес удар в область расположения жизненно важных органов - в грудь ФИО11 и убил его. В связи с этим оснований для переквалификации действий Булатова О.В. на ч. 1 ст. 109 УК РФ, о чем просит осужденный Булатов О.В., не имеется.
Наказание Булатову О.В. назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 6, 60, УК РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, данных, характеризующих личность осужденного, обстоятельств, влияющих на наказание.
В качестве обстоятельства, смягчающего наказание осужденному Булатову О.В., суд признал: состояние здоровья осужденного, а по преступлению, совершенному в отношении ФИО11, - активное способствование раскрытию и расследованию преступления.
Обстоятельствами, отягчающими Булатову О.В. наказание по всем преступлениям, суд признал рецидив преступлений.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 63 УК РФ обстоятельством, отягчающим наказание Булатову О.В. по всем преступлениям, суд, учитывая характер и степень общественной опасности преступлений, обстоятельства совершения преступлений, обоснованно признал совершение им преступлений в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя. Свое решение суд мотивировал данными о личности Булатова О.В., злоупотребляющего спиртными напитками, совершившего все преступления в состоянии алкогольного опьянения, которое способствовало совершению им этих преступлений.
Каких-либо иных обстоятельств, помимо изложенных в приговоре, подлежащих в силу уголовного закона учету при назначении наказания, но не получивших оценки суда, и которые могли бы повлиять на его выводы относительно вида и размера наказания, из содержания кассационной жалобы и представленных материалов не усматривается.
Проанализировав обстоятельства совершения осужденным Булатовым О.В. преступлений, характер и степень общественной опасности содеянного, данные о его личности, наряду с влиянием наказания на его исправление суд, руководствуясь принципом справедливости, а также необходимости обеспечения соответствия назначенного наказания тяжести содеянного, мотивированно пришел к обоснованному выводу о том, что его исправление возможно лишь в условиях изоляции от общества, в связи с чем назначил наказание в виде реального лишения свободы.
Суд обсудил вопрос возможности изменения категории преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, и обоснованно не нашел оснований для её применения.
В приговоре приведены мотивы решения всех вопросов, относящихся к назначению наказания, включая неприменение положений, регламентированных ч. 3 ст. 68, ст. 64 УК РФ и ст. 73 УК РФ, с которыми нельзя не согласиться.
Приведенные в кассационных жалобах доводы, представленные перечислением всех учтенных судом смягчающих наказание обстоятельств и сведений о личности осужденного, по существу направлены на переоценку выводов суда по вопросу о наказании, оснований к чему не имеется, поскольку эти выводы согласуются с положениями уголовного закона.
Назначенное Булатову О.В. наказание является справедливым, оснований для его смягчения не имеется.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований потерпевшего о взыскании компенсации морального вреда, суд обоснованно исходил из требований ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, принял во внимание, что действиями Булатова О.В. причинены ФИО7 нравственные страдания, связанные с причинением смерти близкому родственнику. При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с осужденного в пользу потерпевшего, суд руководствовался требованиями закона, принципами разумности и справедливости, а так же учел обстоятельства уголовного дела, при которых причинен моральный вред, характер и степень причиненных нравственных страданий потерпевшего, реальную возможность его возмещения Булатовым О.В. Оснований для уменьшения размера компенсации морального вреда, судебная коллегия не усматривает.
Апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Ивановского областного суда от 2 июня 2021 года отвечает требованиям ч. 4 ст. 7, ст. ст. 389.20, 389.28 УПК РФ. Все доводы апелляционных жалоб осужденного Булатова О.В. и его защитника – адвоката Гаврилова В.П. проверены, проанализированы и получили должную оценку в описательно-мотивировочной части апелляционного определения.
Таким образом, существенных нарушений уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявших на исход дела и влекущих отмену или изменение состоявшихся судебных решений не установлено, поэтому оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор Ленинского районного суда г. Иваново от 29 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Ивановского областного суда от 2 июня 2021 года в отношении Булатова ФИО25, оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного Булатова О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи