Решение по делу № 2а-603/2020 от 30.06.2020

Дело № 2а-603/2020

21RS0001-01-2020-000749-54

Решение

Именем Российской Федерации

24 июля 2020 года город Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Легостиной И.Н.,

с участием помощника Алатырского межрайонного прокурора Куликовой Е.С.

при секретаре судебного заседания Волковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет - странице информацией, распространение которой запрещено, с участием заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике,

установил:

Административный истец Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в Алатырский районный суд Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным иском о признании информации, размещенной на Интернет - странице, информацией, распространение которой запрещено, мотивировав свои требования тем, что Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в сфере исполнения требований законодательства об обороте лекарственных средств.

В ходе проведения указанной проверки осуществлен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого на странице сайтов в сети «Интернет» выявлено наличие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Установлено, что на интернет-страницах:

https://farmacent.ru/inekcionnye/trenbolon_enantate

https://anaboliki.us/category/inektsii/trenbolone/

размещены материалы о реализации на территории Российской Федерации сильнодействующих веществ, медицинских препаратов - информацией, распространение которой на территории Российской Федерацией запрещено.

Из описания реализуемой на указанных сайтах продукции следует, что данные интернет - магазины, реализуют сильнодействующие вещества (Тренболон), что является нарушением действующего законодательства. В ходе проведения проверки установить владельцов сайтов не представилось возможным. Вход на сайты свободный, регистрация для просмотра информации, размещенной на страницах сайта, не требуется. Ознакомиться с содержанием сайтов может любой интернет-пользователь. Ограничения на передачу, копирование и распространение материалов, размещенных на сайтах, отсутствуют.

Информация о владельцах сайтов отсутствует, в связи с чем привлечь владельцев сайтов к участию в рамках административного производства не представляется возможным.

При изучении сайта eais.rkn.gov.ru «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», вышеуказанные интернет-страницы запрещенными не значатся.

Данные обстоятельства подтверждаются актом мониторинга помощника межрайонного прокурора, скриншотам интернет-страниц.

Со ссылкой на статью 10 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», главу 25 Уголовного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации», статью 54, часть 1 статьи 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», пункт 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2017 года № 612, Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 года № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», пункт 4 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 11 июля 2017 года № 403н, со ссылкой на Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 апреля 2014 года № 183н «Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету», Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27 июля 2010 года № 533н «Об утверждении видов аптечных организаций», части 1 и 2 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» просил признать информацию, размещенную на Интернет-страницах:

https://farmacent.ru/inekcionnye/trenbolon_enantate

https://anaboliki.us/category/inektsii/trenbolone/,

информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики Куликова Е.С. поддержала в полном объеме, просила признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах

https://farmacent.ru/inekcionnye/trenbolon_enantate

https://anaboliki.us/category/inektsii/trenbolone/ информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства дела, в судебное заседание своего представителя не направили. За подписью ведущего специалиста – эксперта Гапоненко О.В. поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя.

Заслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы административного дела, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; доступ к информации - возможность получения информации и ее использования; предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Следовательно, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

Распространение информации в сети «Интернет» и доступ пользователей к ней с помощью интернет - провайдеров, попадает в сферу регулирования указанного Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в сфере соблюдения миграционного законодательства, в ходе которой проведен мониторинг сети «Интернет», в результате чего выявлено наличие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Установлено, что на интернет-страницах:

https://farmacent.ru/inekcionnye/trenbolon_enantate

https://anaboliki.us/category/inektsii/trenbolone/

размещена информация, о реализации продукции, содержащей сильнодействующие вещества (Тренболон), что является нарушением действующего законодательства. В ходе проведения проверки установить владельцев сайтов не представилось возможным. Вход на сайты свободный, регистрация для просмотра информации, размещенной на страницах сайта, не требуется. Ознакомиться с содержанием сайтов может любой интернет-пользователь. Ограничения на передачу, копирование и распространение материалов, размещенных на сайтах, отсутствуют.

При изучении сайта eais.rkn.gov.ru «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», вышеуказанные интернет-страницы запрещенными не значатся.

Данные обстоятельства подтверждаются актом по результатам мониторинга, скриншотами интернет - страниц.

Согласно статье 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149- ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон от 27 июля 2006 года №149-ФЗ), информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Сайт в сети Интернет - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно - телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет (пункт 13 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ).

По смыслу вышеперечисленных понятий сайт в сети Интернет представляет собой разновидность информации, состоящей из совокупности содержащихся на нем информационных материалов, распространяемой посредством информационно - телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно статье 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 1). Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (пункт 6).

Статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основаниями для включения в данный реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года №228.

Согласно статье 4 Федерального закона от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

В соответствии с главой 25 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за преступления против здоровья населения и общественной нравственности. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта, является уголовно-наказуемым деянием (статья 234 Уголовного Кодекса Российской Федерации)

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации», включены, в том числе Тренболон.

Согласно статье 54, части 1 статьи 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам надлежащей дистрибьюторской практики и правилам надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными opганами исполнительной власти. Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначении специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики, расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

На указанных страницах сайта отсутствуют сведения: о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о лицензии.

Как следует из пункта 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2017 года № 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 года № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» лекарственные средства, за исключением лекарственных трав, включены в перечень видов продукции, свободная реализация которых запрещена.

В соответствии с пунктом 4 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 июля 2017 года № 403н, по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы № 148-1/у-88, отпускаются:

лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету;

лекарственные препараты, обладающие анаболической активностью (в соответствии с основным фармакологическим действием) и относящиеся по анатомо- терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения, к анаболическим стероидам (код А14А).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 апреля 2014 года № 183н «Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету» определено, что предметно-количественному учету подлежат лекарственные средства фармацевтические субстанции и лекарственные препараты, содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества (их соли, изомеры, простые и сложные эфиры, смеси и растворы, независимо от концентрации), внесенные в списки сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 964.

Помимо этого, приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 553н «Об утверждении видов аптечных организаций» утвержден закрытый перечень видов аптечных организаций (аптека: готовых лекарственных форм; производственная; производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов); аптечный пункт; аптечный киоск). Интернет - аптеки, Интернет - магазины в данный перечень не включены.

Таким образом, сильнодействующие вещества могут отпускаться только на основании рецептов.

Из совокупности вышеуказанных требований законодательства следует, что продажа лекарственных препаратов (в том числе, относящихся к сильнодействующим веществам) вне стационарных мест торговли, в том числе посредством телекоммуникационной сети «Интернет» (дистанционным способом) запрещена Вышеуказанные обстоятельства позволяют сделать вывод, что на обозначенных сайтах осуществляется незаконная продажа вышеуказанных лекарственных средств, в том числе, относящихся к сильнодействующим веществам.

В силу части 1 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайгам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».

Согласно части 2 статьи 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

С учетом того, что на указанных страницах допускается размещение информации о реализации продукции, содержащей сильнодействующее вещество «Тренболон», что является нарушением действующего законодательства.

В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способом защиты гражданских, прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, законодателем прямо предусмотрена возможность в судебном порядке признать информацию, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с пунктом 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую сведения о сайте, запрещенной информации и соответствующем решении.

Следовательно, в данном случае формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляются Управлением Роскомнадзора по Чувашской Республике-Чувашии.

Учитывая вышеизложенное, суд считает доводы Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики подтвержденными, а административные исковые требования, заявленные в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на интернет – сайтах

https://farmacent.ru/inekcionnye/trenbolon_enantate

https://anaboliki.us/category/inektsii/trenbolone/,

запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать информацию размещенную на Интернет - страницах:

https://farmacent.ru/inekcionnye/trenbolon_enantate

https://anaboliki.us/category/inektsii/trenbolone/

информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике – Чувашии.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в апелляционном порядке, в течение месяца, со дня составления мотивированного решения, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Мотивированное решение составляется в течения десяти дней.

Председательствующий: судья И.Н. Легостина

Мотивированное решение составлено 31 июля 2020 года.

2а-603/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Алатырский межрайпрокурор Чувашской Республики
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии
Суд
Алатырский районный суд Чувашии
Судья
Легостина
Дело на странице суда
alatirsky.chv.sudrf.ru
30.06.2020Регистрация административного искового заявления
02.07.2020Передача материалов судье
07.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2020Судебное заседание
10.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее