Дело № 2-264/2021
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 ноября 2021 года с. Лазо Лазовского района Приморского края
Лазовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Галчатникова А.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Овсяник Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-264/2021 по исковому заявлению администрации Лазовского муниципального округа Приморского края к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае о прекращении права собственности на невостребованную земельную долю и признании права муниципальной собственности на указанную земельную долю,
при участии в судебном заседании:
представитель истца – администрации Лазовского муниципального округа Приморского края, представитель ответчика – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае и представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю – в судебное заседание не явились,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Лазовского муниципального округа Приморского края в лице её и.о. главы обратилась в Лазовский районный суд Приморского края с иском к наследственному имуществу ФИО2 о прекращении права собственности на невостребованную земельную долю площадью №, входящую в состав земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, <адрес> (граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства), и о признании права муниципальной собственности на указанную земельную долю.
В обоснование предъявленных исковых требований указано, что во исполнение постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», в соответствии с постановлением Главы Администрации Лазовского района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ № акционерному обществу «Сокольчинское» (с 1993 года преобразован в ТОО «Сокольчинское») были предоставлены в безвозмездное пользование сельскохозяйственные земли. ТОО «Сокольчинское» на ДД.ММ.ГГГГ утверждён список лиц, имеющих право на земельную долю, в количестве 432 человека. Доля в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 3 454,0 га составила 7,7 га каждому сособственнику. В 1999 г., с перерегистрацией ТОО в СХПК, общая площадь сельскохозяйственных угодий, переданных СХПК «Сокольчинский», согласно постановлению администрации Лазовского района от ДД.ММ.ГГГГ №, составила 3 416 га, в т.ч. в коллективно-долевую собственность – 922 га, в постоянное пользование – 2 494 га. Массив сельскохозяйственных земель, переданный в коллективно-долевую собственность, общей площадью 922 га, поставлен на кадастровый учёт под номером №, но при этом граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Администрация Чернорученского сельского поселения Лазовского района в соответствии с нормами статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными (список невостребованных долей), на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения ТОО «Сокольчинское» Лазовского района Приморского края общей площадью 9220000 кв. м в количестве 385 земельных долей. Данный список был опубликован в краевой газете «Приморская газета» (№ (898) от ДД.ММ.ГГГГ) и районной газете «Синегорье» (№ (8014) от ДД.ММ.ГГГГ), размещён в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте, а также на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
С момента публикации вышеуказанного списка (ДД.ММ.ГГГГ) и по ДД.ММ.ГГГГ принимались в письменной форме возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей. За указанный период в администрацию Чернорученского сельского поселения в письменной форме возражений от возможных наследников не поступило.
ДД.ММ.ГГГГ общее собрание участников долевой собственности земельного участка земельного массива ТОО «Сокольчинское» признано несостоявшимся, решение по вопросу о невостребованных долях не принято в связи с присутствием на собрании менее 20 % от общего числа участников долевой собственности, о чём составлен протокол.
Постановлением Главы администрации Чернорученского сельского поселения Лазовского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 7 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утверждён список невостребованных земельных долей ТОО «Сокольчинское» Лазовского района.
В числе прочих признана невостребованной земельная доля умершего ФИО2, площадью №, категории «земли сельскохозяйственного назначения», кадастровый №, местоположение: <адрес>, <адрес> (граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства).
Таким образом, установлено, что наследники умершего более трёх лет не распоряжались вышеуказанной земельной долей, земля длительное время не обрабатывается, фактически заброшена, наследники не истребовали земельную долю из общей долевой собственности и не зарегистрировали право собственности в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
На основании изложенного и.о. главы администрации Лазовского муниципального округа Приморского края просил суд прекратить право собственности на невостребованную земельную долю ФИО2 площадью № категории «земли сельскохозяйственного назначения», кадастровый №, местоположение: <адрес>, <адрес> (граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства), а также признать право муниципальной собственности на указанную земельную долю.
Определением судьи Лазовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ с согласия представителя истца произведена замена ненадлежащего ответчика – наследственного имущества ФИО2 надлежащим – ФИО5
Протокольным определением Лазовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ с согласия представителя истца произведена замена ненадлежащего ответчика – ФИО5 надлежащим – Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае.
В судебное заседание представитель истца – администрации Лазовского муниципального округа Приморского края, представитель ответчика – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае и представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю – не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие вышеуказанных лиц, участвующих в деле.
Суд, изучив доводы искового заявления и исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В силу ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Статьи 16, 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относят: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа. В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с ранее действовавшими постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», принятыми на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», а также согласно Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные земли, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан – работников предприятий.
Моментом возникновения права собственности на земельную долю в силу пункта 18 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» являлась дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия).
В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Положениями главы 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» урегулированы особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Сохранение целевого использования земельных участков - один из принципов, на которых, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения.
С учётом данного принципа, вытекающего из статьи 9 Конституции Российской Федерации, и исходя из того, что отношения общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения возникли в результате осуществления приватизации сельскохозяйственных угодий, принадлежавших колхозам и совхозам, путём наделения их членов (работников) правом на земельный пай, федеральный законодатель определил в пункте 1 статьи 12 названного Федерального закона, что к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в случае, если число участников долевой собственности на этот земельный участок превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учётом особенностей, установленных в статьях 12 - 14 данного Федерального закона.
Порядок и основания признания земельных долей невостребованными установлен статьёй 12.1 данного Федерального закона.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трёх и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Согласно пункту 2 данной статьи, невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В соответствии с пунктами 3 - 5 указанной статьи орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее по тексту - список невостребованных земельных долей), опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Пунктом 6 статьи 12.1 Федерального закона предусмотрено, что лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
В силу пункта 7 указанной статьи с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Пунктом 8 указанной статьи органу местного самоуправления поселения или городского округа предоставлено право обратиться в суд по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Согласно ст. 17 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам, в соответствии с завещанием или законом. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно ст.1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 Гражданского кодекса Российской Федерации), имущество умершего считается выморочным.
В судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации Лазовского района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче земель акционерному обществу «Сокольчинское» в соответствии с установленными по району нормами бесплатной передачи сельскохозяйственных угодий Акционерному обществу закрытого типа «Сокольчинское» переданы сельскохозяйственные земли общей площадью 345,40 га, в том числе пашня – 1880 га, сенокосы 720 га, пастбище 854 га, на правах бессрочного, бесплатного пользования. В числе пенсионеров ТОО «Сокольчинское», наделённых земельным паем площадью 7,7 га, был указан ФИО2 №
Пунктом 2 постановления главы администрации Лазовского района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с перерегистрацией ТОО «Сокольчинское» в сельскохозяйственный производственный кооператив «Сокольчинский» в коллективно-долевую собственность данному кооперативу передан земельный участок площадью 922 га, в том числе пашня – 570 га, сенокос – 176 га, пастбище – 176 га №
Список собственников невостребованных земельных долей был опубликован в краевой газете «Приморская газета» (№ (898) от ДД.ММ.ГГГГ), общественно-политической газете Лазовского муниципального района Приморского края «Синегорье» (№ (8014) от ДД.ММ.ГГГГ), размещён в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте, а также на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. В числе собственников невостребованных земельных долей указан ФИО2 №
ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании пайщиков бывшего совхоза «Сокольчинский» из общего числа зарегистрированных пайщиков – 427 человек, фактически присутствовали 32 человека, что составило 10,5 % всех пайщиков от общего числа, в связи с чем собрание было признано неправомочным для принятия решений №
Постановлением главы администрации Чернорученского сельского поселения Лазовского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены списки невостребованных земельных долей на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения ТОО «Сокольчинское» Лазовского района Приморского края с кадастровым номером №, общей площадью 9220000 кв. м в количестве 385 земельных долей. В списке лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, среди прочих, указан ФИО2 под № №
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что органом местного самоуправления установленная статьей 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» процедура признания земельных долей невостребованными соблюдена.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, кадастровый номер земельного участка №, его адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Общая площадь земельного участка составила 9220000 кв. м. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Виды разрешённого использования: для сельскохозяйственного производства, для использования в качестве сельскохозяйственных угодий №
Соглашением между администрацией Лазовского муниципального района Приморского края и администрацией Чернорученского сельского поселения Лазовского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ администрации района переданы полномочия по решению вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» по оформлению прав на невостребованные земельные доли №
В соответствии с представленными решением Думы Лазовского муниципального округа Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ № и решением ФИО1 Лазовского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА администрация Лазовского муниципального округа Приморского края является правопреемником администраций муниципальных образований, ранее входивших в состав Лазовского муниципального района Приморского края.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что СХПК «Сокольчинский» ликвидирован по решению суда №
Согласно записи акта о смерти ФИО7 ФИО1 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. №
Из материалов наследственного дела № следует, что наследником, принявшим наследство после смерти ФИО2, являлась ФИО5
Согласно записи акта о смерти отдела ЗАГС ФИО3 <адрес> края № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ №
Сведений об открытии наследственного дела к имуществу ФИО5 не имеется, как и сведений о лицах, фактически принявших наследство после её смерти.
В соответствии с положениями ст.ст. 527 и 552 ГК РСФСР, сохранявшими своё действие до ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии наследников по закону или по завещанию, либо если ни один из наследников не принял наследства или все наследники лишены завещателем наследства, имущество умершего по праву наследования переходит к государству.
Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 77 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012г. «О судебной практике по делам о наследовании», признанные в установленном порядке невостребованными земельные доли, принадлежавшие на праве собственности гражданам, которые не передали эту земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение трех и более лет подряд, до их передачи решением суда в муниципальную собственность входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных ГК РФ.
Согласно п. 50 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ, выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 данного постановления Пленума Верховного Суда РФ, следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от 26.11.2001г. №147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Судом установлено, что в отношении земельной доли, принадлежавшей, согласно решению органа местного самоуправления ФИО2, не зарегистрировано право в соответствии с Федеральным законом №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», указанная земельная доля включена в качестве невостребованной в список, утверждённый органом местного самоуправления.
Наследники ФИО2 отсутствуют.
В силу вышеприведённых положений законодательных норм и разъяснений по их применению, невостребованная земельная доля в качестве выморочного имущества в порядке наследования перешла в собственность Российской Федерации, следовательно, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае является надлежащим ответчиком по делу.
При этом суд исходит из того обстоятельства, что Федеральный закон №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирующий отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, предусматривает (не исключает) признание за органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, в частности, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Кроме того, судом учитываются предусмотренное специальными нормами вышеуказанного Федерального закона право органа местного самоуправления на обращение в суд с соответствующим требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, а также предпринимаемые администрацией Лазовского муниципального округа Приморского края меры по оформлению права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, в том числе ранее принадлежавшую ФИО2, входящие в состав земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 922 га, ранее переданного членам совхоза «Сокольчинский» в коллективно-долевую собственность и расположенного на территории ФИО1 муниципального округа <адрес>.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его Территориального управления в Приморском крае, осуществляющее полномочия собственника федерального имущества, при соблюдении органом местного самоуправления процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ, не заявило права собственника на указанную земельную долю до подачи в суд иска и в процессе его рассмотрения, свидетельство о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, не реализовало правомочия собственника в отношении спорного имущества.
Признание права собственности на земли сельскохозяйственного назначения за муниципальным образованием соответствует и принципам сохранения целевого использования земельных участков из земель сельхозназначения, установления максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального образования.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и прекращения права собственности Российской Федерации на невостребованную земельную долю, ранее принадлежавшую ФИО2, и признания права муниципальной собственности за Лазовским муниципальным округом Приморского края на указанную земельную долю.
В соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Поскольку согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, следовательно, государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации Лазовского муниципального округа Приморского края к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае о прекращении права собственности на невостребованную земельную долю и признании права муниципальной собственности на указанную земельную долю – удовлетворить.
Прекратить право собственности Российской Федерации на невостребованную земельную долю - общей площадью №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, - в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 9 220 000 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес> (граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства), перешедшую в порядке наследования после смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ФИО1 <адрес> (запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, составлена ФИО8 ФИО1 <адрес>).
Признать за Лазовским муниципальным округом Приморского края право муниципальной собственности на невостребованную земельную долю - общей площадью № категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, - в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 9 220 000 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес> (граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства), - право собственности на которую Российской Федерации прекращено настоящим решением суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в мотивированной форме путём подачи апелляционной жалобы через Лазовский районный суд Приморского края.
Мотивированное решение суда составлено 26 ноября 2021 года.
Судья А.С. Галчатников