Решение по делу № 8Г-12194/2023 [88-266/2024 - (88-12281/2023)] от 28.11.2023

2-127/2023

65RS0008-01-2022-000937-88

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 88-266/2024

г. Владивосток                                           «11» января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего         Аноприенко К.В.,

судей                     Бузьской Е.В., Калиниченко Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску Наделяевой Екатерины Владимировны к администрации Невельского городского округа Сахалинской области, отделу по управлению имуществом и землепользованию администрации Невельского городского округа о признании права на получение выкупной стоимости за жилое помещение, взыскании выкупной стоимости,

по кассационной жалобе представителя администрации Невельского городского округа Островлянчик Анжелики Викторовны на решение Невельского городского суда Сахалинской области от 27 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 26 сентября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В., выслушав объяснения представителя администрации Невельского городского округа Островлянчик А.В., представителя истца Наделяевой Е.В. – Кулкина А.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Наделяева Е.В. обратилась в суд с иском к администрации Невельского городского округа, в обоснование которого указала, что является собственником жилого помещения № <адрес>. После произошедшего 2 августа 2007 года землетрясения дом, в котором расположено принадлежащей ей жилое помещение, признан аварийными и подлежащими сносу в соответствии с постановлением мэра Невельского муниципального района от 7 ноября 2007 года № 790 и утвержденным в декабре 2007 года губернатором Сахалинской области сводным реестром домов, не подлежащих восстановлению в результате произошедшего землетрясения. В региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда указанный дом не включался.

В соответствии с законодательством, действовавшим в момент произошедшего землетрясения, одним из видов компенсаций и социальных гарантий лицам, утратившим жилые помещения, являлось получение государственного жилищного сертификата. Наделяева Е.В. обращалась с соответствующим заявлением в администрацию города Невельска, однако в принятии заявления ей было отказано по причине отсутствия необходимых документов. В настоящее время правовые основания для получения государственного жилищного сертификата у истца отсутствуют.

Полагает, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации об изъятии жилых помещений с выплатой выкупной стоимости в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Непринятие ответчиком соответствующих мер, направленных на выкуп земельного участка и жилого помещения, повлекло нарушение жилищных прав истца как собственника жилого помещения, что предоставляет ей право требовать выплаты выкупной стоимости квартиры.

Уточнив требования, Наделяева Е.В. просила суд признать за ней право на получение выкупной стоимости за принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение <адрес>; возложить на администрацию Невельского городского округа обязанность выплатить ей выкупную стоимость за жилое помещение в размере 1 833 410 руб. 70 копеек, судебные расходы по уплате государственной пошлины 21 350 руб.

К участию в деле в качестве соответчика привлечен отдел по управлению имуществом и землепользованию администрации Невельского городского округа, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечено Правительство Сахалинской области.

Решением Невельского городского суда Сахалинской области от 27 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 26 сентября 2023 года, исковые требования Наделяевой Е.В. удовлетворены частично. За Наделяевой Е.В. признано право на получение выкупной стоимости за жилое помещение № <адрес>. С администрации Невельского городского округа в пользу Наделяевой Е.В. взысканы денежные средства в счет выкупной стоимости за жилое помещение в размере 1 833 410 руб. 70 копеек, судебные расходы по уплате государственной пошлины 16 440 руб.

В кассационной жалобе представитель администрации Невельского городского округа Островлянчик А.В. просит отменить судебные постановления судов первой и апелляционной инстанции, принятые в результате неправильного применения норм материального права, регулирующих спорные отношения, и норм процессуального права. Указывает на ошибочность применения судами к спорным отношениям положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель истца Кулкин А.С. просит отказать в её удовлетворении. Полагает, что невыполнение ответчиком действий по изъятию жилого помещения и земельного участка не освобождает его от выплаты возмещения за жилое помещение.

    В судебном заседании суда кассационной инстанции представители сторон спора поддержали доводы кассационной жалобы и письменных возражений.

    Истец, представитель третьего лица в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив доводы кассационной жалобы и материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По мнению суда кассационной инстанции, такие нарушения при принятии решения по делу были допущены.

    Судами установлено и из представленных материалов гражданского дела следует, что в результате землетрясения, произошедшего 2 августа 2007 года в городе Невельске Сахалинской области, имели место масштабные разрушения жилищного фонда, в том числе был разрушен многоквартирный дом 81 по улице Школьная, в котором расположена принадлежавшая Наделяевой Е.В. на праве собственности квартира № <адрес>.

    Квартира приобретена Наделяевой Е.В. в собственность по договору купли-продажи от 19 декабря 2000 года, имела общую площадь <данные изъяты> кв.м., была расположена на <адрес> дома. В квартире Наделяева Е.В. зарегистрирована не была. В период с 18 июня 2004 года по 18 июня 2007 года в квартире были зарегистрированы родители Наделяевой Е.В.

    После произошедшего в 2007 году землетрясения, поврежденный жилищный фонд, в том числе дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, был признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу, выведен из эксплуатации, о чем издано постановление мэра Невельского муниципального района от 7 ноября 2007 года № 790.

    Распоряжением Администрации Сахалинской области от 21 сентября 2007 года № 54-а был утвержден Сводный реестр жилых домов, не подлежащих восстановлению, куда вошел дом <адрес> списки граждан, лишившихся жилья в результате землетрясения, произошедшего 2 августа 2007 года в городе Невельске Сахалинской области.

    Дом 81 по улице Школьная в городе Невельске Сахалинской области был демонтирован. На земельном участке возведен многоквартирный дом.

    20 декабря 2022 года от Наделяевой Е.В., проживающей в городе Анапа по улице Ленина 153-201, в лице представителя в администрацию Невельского городского округа Сахалинской области поступило заявление о том, что Наделяева Е.В., являясь собственником квартиры № <адрес>, в настоящее время узнала о признании дома аварийными и его сносе. В связи с чем просила предоставить иное пригодное для проживания помещение в городе Невельске Сахалинской области.

    В ответе от 26 декабря 2022 года администрацией Невельского городского округа сообщено, что восстановление прав собственников жилых помещений, разрушенных в результате землетрясения 2 августа 2007 года, осуществлялось посредство выдачи государственного жилищного сертификата. На момент землетрясения Наделяева Е.В. в принадлежащей ей квартире зарегистрирована не была, заявление о предоставлении возмещения за утраченное жилое помещение от нее в администрацию Невельского городского округа не поступало, в связи с чем она не была включена в списки граждан, пострадавших в результате землетрясения, на получение государственного жилищного сертификата либо нового жилья. Поскольку орган местного самоуправления не уполномочен на предоставление возмещения за жилое помещение, утраченное в результате чрезвычайной ситуации, в предоставлении другого жилого помещения взамен утраченного отказано.

    Принимая решение об удовлетворении исковых требований Наделяевой Е.В. о признании за ней права на получение выкупной стоимости утраченного жилого помещения и взыскании такой стоимости в размере 1 833 410 руб. 70 копеек с администрации Невельского городского округа, суд первой инстанции учитывал, что истец не воспользовалась правом на получение государственного жилищного сертификата, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», но, руководствуясь статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 235, 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 56.2, 56.3, 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о возникновении у истца права на получение выкупной стоимости жилого помещения в связи со сносом многоквартирного жилого дома, в котором была расположена принадлежащая истцу квартира, а также использованием освободившегося земельного участка под новую застройку.

    Суд первой инстанции указал, что осуществлено фактическое изъятие жилого помещения из правообладания истца без равноценного его возмещения, что нарушает её права, предусмотренные статьями 35, 40 Конституции Российской Федерации и статьи 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции, отклонивший доводы апелляционной жалобы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, о котором было заявлено в суде первой инстанции Правительством Сахалинской области, поскольку заявление сделано третьим лицом, которому такое право не принадлежит.

    Кассационный суд общей юрисдикции не может согласиться с таким решением судов и сделанными ими выводами в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

    С учетом содержания приведенной нормы закона, а также учитывая нормы части 2 статьи 56, части 1 статьи 327, пункта 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильное определение закона, подлежащего применению к спорным отношениям, квалификация таких отношений, а также определение и установление существенных для дела обстоятельств являются задачами, которые должны разрешить суды первой и апелляционной инстанции при рассмотрении гражданского дела и принятии по нему решения.

    Как установлено судами, принадлежавшее истцу на праве собственности жилое помещение было утрачено в результате разрушения многоквартирного дома, в котором оно расположено, от последствий землетрясения, имевшего место 2 августа 2007 года и по своим признакам относящегося к чрезвычайным ситуациям природного характера.

Отношения, возникающие в связи с причинением ущерба от чрезвычайных ситуаций природного характера урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).

В целях оказания помощи в приобретении жилья гражданами Российском Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство Российской Федерации постановило признать необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» в редакции, действовавшей на день разрушения жилого помещения от землетрясения, прекратило действие 15 августа 2023 года).

Постановлением предусмотрено, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.

Во исполнение указанного постановления 10 июля 1995 года Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации и Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, согласно пункту 2 которого в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата.

Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу, справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).

Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации (пункт 4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года № 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 835 наименование этого акта Правительства Российской Федерации изменено - Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями).

В соответствии с пунктами 4, 5 названного Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2001 года № 651, действовавшей на момент землетрясения) эмитентом сертификатов выступает Министерство финансов Российской Федерации. Выпуск сертификатов осуществляется в течение 2 месяцев с момента стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации) на основании решения Правительства Российской Федерации и данных Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация), о количестве семей, лишившихся жилья, и их численном составе.

Таким образом, из нормативных положений, действовавших на момент произошедшего в 2007 году землетрясения в городе Невельске Сахалинской области следует, что право на получение государственного жилищного сертификата возникает у граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, то есть утративших единственное жилое помещение, в котором они проживали. Обязательным условием реализации этого права является обращение таких граждан в компетентные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации с соответствующим заявлением и приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов. Реализация гражданином права на получение государственного жилищного сертификата носит заявительный характер. Именно на основании заявлений граждан, лишившихся жилья вследствие чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, при условии предоставления ими всех необходимых документов органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых проживают такие граждане, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. На основании этих списков, утвержденных решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, определяется потребность в государственных жилищных сертификатах и Правительством Российской Федерации принимается решение об их выпуске, который осуществляется в течение двух месяцев с момента чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

Как установлено судами, указанным правом с соблюдением порядка его реализации, установленного приведенными положениями нормативных правовых актов, Наделяева Е.В. не воспользовалась.

При таких обстоятельствах вывод судов о том, что право Наделяевой Е.В. на утраченное жилое помещение подлежит восстановлению в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, является ошибочным.

Статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует отношения по обеспечению жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Как следует из части 10 указанной статьи закона, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.

Согласно части 11 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

Судами не учтено, что признание межведомственной комиссией и администрацией города Невельска дома 81 по улице Школьная в городе Невельске Сахалинской области непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу было обусловлено не целями изъятия имущества для муниципальных либо государственных нужд, а вызвано необходимостью принятия решения вследствие разрушения дома в результате чрезвычайной ситуации (землетрясения), необходимостью оперативного решения вопросов по проведению первоочередных аварийно-спасательных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, не подлежащих восстановлению и имеющих значительные разрушения несущих конструкций, учитывая, что данные объекты расположены в непосредственной близости к автомобильным дорогам, путям движения пешеходов и представляют угрозу жизни людей (распоряжение мэра Невельского муниципального района от 21 декабря 2007 года № 195 (л.д. 116).

Поскольку изъятие имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном гражданским либо жилищным законодательством, при разрушении и последующем сносе дома 81 по улице Школьная в городе Невельске Сахалинской области не осуществлялось, то к спорным правоотношениям подлежали применению специальные нормы о чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а не положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 235, 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 56.2, 56.3, 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, на которые сослались суды при разрешении спора.

При таких обстоятельствах решение по делу соответствующим закону признано быть не может.

    Принимая во внимание ошибки, допущенные судом первой инстанции в применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, не устранение таких недостатков судом апелляционной инстанции, необходимость соблюдения разумных сроков разрешения гражданских дел в суде (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), гражданское дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, с отменой судебного постановления названного суда.

    Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 26 сентября 2023 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Отменить приостановление исполнения решения Невельского городского суда Сахалинской области от 27 июня 2023 года (дело № 2-127/2023).

Председательствующий                         К.В. Аноприенко

Судьи                                    Е.В. Бузьская

                                        Т.В. Калиниченко

8Г-12194/2023 [88-266/2024 - (88-12281/2023)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Наделяева Екатерина Владимировна
Ответчики
Отделу по управлению имуществом и землепользованию администрации Невельского городского округа
администрация Невельского городского округа
Другие
Правительство Сахалинской области
Кулкин Антон Сергеевич
Островлянчик Анжелика Викторовна
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Аноприенко Константин Владимирович
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
11.01.2024Судебное заседание
11.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее