Дело №2-67/2019
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
К О Т О В С К И Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д
В О Л Г О Г Р А Д С К О Й О Б Л А С Т И
В составе председательствующего судьи Н.А.Новиковой
при секретаре Л.И.Ромашовой
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котово
22 января 2019 г.
дело по иску Пономарева В. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Котовском районе Волгоградской области о признании решения незаконным в части, включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Пономарев В.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Котовском районе Волгоградской области о признании решения незаконным в части, включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
Указывает, что решением Управления ПФ РФ в Котовском районе № от ДД.ММ.ГГГГ Пономареву В. В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 части пункта 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ - по причине отсутствия 6 лет 3 месяцев специального стажа, требуемого для определения права на досрочную страховую пенсию на дату возникновения права, ДД.ММ.ГГГГ.
В качестве обоснования принятого решения было указано, что в специальный стаж включены 5 лет 3 месяца 20 дней.
Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991г. закреплено действие Списка-производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право выхода на пенсию по возрасту на льготных условиях.
Из трудовой книжки истца видно, что ДД.ММ.ГГГГ- переведен мастером- стажером (в том же предприятии), приказ № от ДД.ММ.ГГГГ;
06.08.1990г.- переведен каменщиком 3 разряда (в том же предприятии), приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылка ответчика на то, что данный период не включен в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, так как право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено «Мастерам строительных и монтажных работ», а должность « мастер - стажер» не предусмотрена, согласно Списка №2, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 26.01.1991г. № 10 - является не обоснованной, поскольку право истца на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, каким образом записывалось наименование должности в документах.
Истолкование названных норм как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований статьи 19 (части 1 и 2 ) Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к непоправимому ограничению права граждан на социальное обеспечение - ст. 39 ч.1 Конституции Российской Федерации.
Таким образом приходит к выводу, что период работы - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- мастер-стажер Котовской Межколхозной Передвижной Механизированной Колонны – 1 год 04 месяца 3 дня - подлежат включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку факт работы истца в указанные периоды в качестве мастера-стажера Котовской Межколхозной Передвижной Механизированной Колонны - не оспаривается ответчиком и зафиксирован как в трудовой книжке так и в Решении Управления ПФ РФ в Котовском районе за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Просит признать незаконным решение Управления ПФ РФ в Котовском районе № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Пономареву В. В. досрочной пенсии по старости - в части периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 1 год 04 месяца 3 дня. Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Котовском районе включить в специальный стаж Пономарева В. В., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- мастер-стажер Котовской Межколхозной Передвижной Механизированной Колонны – 1 год 04 месяца 3 дня. Обязать Управление ПФ РФ в Котовском районе назначить Пономареву В.В. досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Пономарев В.В. и его представитель по доверенности Переверзев В.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования и просят их удовлетворить.
Представитель УПФ в Котовском районе Волгоградской области по доверенности Бахарева Т.А. с иском не согласна, так как без учета вышеназванного периода работы истца, его льготный стаж составляет 5 лет 3 месяца 20 дней, что не достаточно для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости на дату возникновения права ДД.ММ.ГГГГ, необходимого для определения права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 №400- ФЗ «О страховых пенсиях».
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Решением комиссии УПФР в Котовском районе № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии истцу было отказано по причине отсутствия 6 лет 3 месяцев специального стажа, требуемого для определения права на досрочную страховую пенсию по старости на дату возникновения права ДД.ММ.ГГГГ.
В специальный стаж Пономарева В.В. были включены 5 лет 3 месяца 20 дней.
Ответчиком в специальный стаж истца не включен период работы с 03.04.1989 г. по 05.08.1990 г.- мастер-стажер Котовской Межколхозной Передвижной Механизированной Колонны - 1год 04 месяца 3 дня. Конституция в статье 39 гарантирует социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца, указывая, что государственные пенсии устанавливаются законом. Соответственно, основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии, определяются Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (далее - Закон № 400-ФЗ).
В частности, согласно статьи 8 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости устанавливается при достижении определенного возраста (мужчины 60 лет, женщины 55 лет). Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2017 году составляет 8 лет (часть вторая статьи 35 данного документа). Причем, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и или иные, приравненные к ним платежи. В этом случае не имеет никакого значения профиль деятельности, профессия, должность, учреждение, в которых протекала работа. Наравне с работой в страховой стаж по статье 12 засчитываются иные периоды (например, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в обшей сложности). Именно таким образом, гражданам гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, предусмотренное статьей 39 Конституции.
Вместе с тем, для отдельных категории граждан Закон № 400-ФЗ предусматривает повышенный уровень пенсионного обеспечения (статьи 30 и 32), связанный с определенными показателями социального или профессионального характера. При этом, представляя пенсионные льготы, в том числе возможность досрочного выхода на пенсию, законодатель определяет специфические условия реализации пенсионных прав.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.30 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Закона № 400-ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
В целях реализации статьи 30 Закона № 400-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление № 665).
В соответствии с пунктом 1 Постановления № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 (далее - Список № 2 от 1991 г.).
При этом, для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 г. применяется Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготной размере, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 (далее по тексту Список № 2 от 1956 г.).
В указанных списках приведен исчерпывающий перечень наименований работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работники которых пользуются правом на досрочное назначение страховой (трудовой) пенсии по старости, который расширительному толкованию не подлежит.
Юридическим основанием для определения работникам права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № 2 от 1991 г., а также по Списку № 2 от 1956 г. является документальное подтверждение их постоянной в течение полного рабочего дня занятости в профессиях и должностях, а также в тех производствах, на работах или условиях, которые предусмотрены указанными Списками.
Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей- и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение составлены по производственному признаку. Каждому разделу и подразделу соответствует определенный вид производства, поэтому, рассматривая вопросы о праве работника на досрочное назначение страховой пенсии, приравнивание работ (профессий, должностей) к аналогичным, предусмотренным в Списках № 1 и № 2, без учета связи с определенным видом производства не допускается.
Таким образом, при определении права на назначение досрочной страховой (трудовой) пенсии лицам, проработавшим на работах с тяжелыми условиями труда, обязательным и единственным основанием является соблюдение требований, содержащихся в ФЗ «О страховых пенсиях» и Постановлений Правительства РФ. изданных в целях реализации указанного федерального закона.
Для того чтобы приобрести право на досрочную страховую пенсию по старости необходимо, чтобы работа имела место в производствах, на работах и в условиях, предусмотренных соответствующим Списком и одновременно в указанных в этом Списке должностях. В противном случае право на такую пенсию отсутствует. Это общее правило, которое применяется ко всем Спискам.
Согласно пункту 5 Постановления Минтруда России № 29 от 22.05.1996 г., главным условием для определения права на пенсию в связи с особыми условиями труда является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы на условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включаются время выполнения подготовительных и вспомогательных работ. Занятость в течение полного рабочего дня, а также льготный характер работы подтверждается справками.
Постоянная занятость на указанных работах подтверждается соответствующими документами (уточняющие справки и др. письменные документы), по которым можно установить, что истец постоянно выполнял те работы, которые дают ему право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2.
При оценке трудового стажа, представляемого для назначения страховой пенсии, органы Пенсионного фонда РФ руководствуются статьей 14 Закона № 400-ФЗ, в соответствии с которой, при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Периоды страхового стажа, имевшего место после даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Такие сведения представляются страхователями в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), с проставлением соответствующих кодов на основании документов, подтверждающих необходимые сведения. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления страховых пенсий, в том числе представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии со статьей 28 Закона № 400-ФЗ возложена на страхователей (работодателей). Статьей 16 Закона № 27-ФЗ определена обязанность территориального органа ПФР по осуществлению контроля за правильностью представления страхователями сведений.
Аналогичные разъяснения содержатся и в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30 от 11.12.2012 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
В силу п. 11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Кроме того, поскольку сведения об условиях труда не содержатся в трудовой книжке, администрация предприятия (организации) представляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, уточняющую справку, выданную на основании первичных документов того периода, когда производились работы, а также подтверждает, что указанные работы выполнялись в течение полного рабочего дня, что закреплено пунктом «а» части 12 Перечня документов, необходимых для установления досрочной страховой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 г. № 958н, а также приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 г. № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».
Таким образом, действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий по старости предусматривает обязанность работодателя подтверждать характер выполняемой работы и условия труда работника. При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий труда, дающих право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости не имеется.
Законом обязанность по предоставлению документов, необходимых для назначения пенсии возложена на заявителя. При этом п. 7 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
В силу ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ч. 9 ст. 21 Закона № 400-ФЗ и п. 120 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 № 885н «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии», территориальные органы ПФР вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Таким образом, досрочная страховая пенсия носит компенсационный характер и назначается ранее установленного пенсионного возраста с целью компенсации длительного неблагоприятного воздействия на организм человека неблагоприятных последствий работы с особыми условиями труда. При отсутствии документов, дающих право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости не имеется.
Истец обратился в УПФР в Котовском районе Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с и. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ - ДД.ММ.ГГГГ Оспариваемым решением Пономареву В.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого количества лет специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.
Ответчиком не включен в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение период работы Пономарева В.В. в качестве мастера-стажера в Котовской МПМК с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В справке от ДД.ММ.ГГГГ.№, выданной Государственным промышленным комитетом ЗАО «Гарантия», указано, что подтвердить льготный характер работы в спорный с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным поскольку не найдены приказы. Информацию о занимаемой должности истцом в указанный период, сведения об особых условиях труда, справка не содержит.
Согласно трудовой книжки Пономарева В.В. запись № от ДД.ММ.ГГГГ г. -переведен мастером-стажером МПМК (приказ №-а от ДД.ММ.ГГГГ. следующая запись от ДД.ММ.ГГГГ - переведен каменщиком 3-го разряда (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ)
С учетом представленной справки, документально не подтверждается постоянная занятость в должности мастера, прораба (до 1992г.) согласно Списка № 2 1956 г. (раздел XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также наземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций», и Списком № 2 от 1991 г. (XXXIII «Общие профессии»)., и «мастера строительных и монтажных работ» согласно Списка №2 от 26.01.1991г. №10 раздела XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов». Списками должность мастер-стажер не поименована.
По ранее действующему законодательству, то есть Список №2 (1956 года) необходимо документальное подтверждение, занятости по новому строительству промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых культурно-бытовых зданий и сооружений.
В соответствии с п. 3 раздела I Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно действующего законодательства (Списка 1991г.) необходимо наличие документов, свидетельствующих о том, что работник выполнял функции мастера строительных и монтажных работ.
Таким образом, основным условием для предоставления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в данном случае является документальное подтверждение постоянной занятости в течение полного рабочего дня на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов. Юридически значимым является обстоятельства выполнения работ в организациях, занятых новым строительством объектов, что истцом не представлено.
Документального подтверждения постоянной в течение полного рабочего дня занятости в должности, а также производстве, на работах или условиях, которые предусмотрены указанными Списками истцом не представлено.
Следовательно, оснований для включения вышеуказанного периода работы в специальный стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ не имеется.
Как установлено судом, основанием к отказу во включении в специальный стаж указанного периода послужило отсутствие документального подтверждения особого характера работы или условий труда, необходимых для назначения льготной работы, а именно работы в должности мастера на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Однако, характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Аналогичное правило предусмотрено в приведенном выше пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Таким образом, суд приходит к выводу, что УПФР в Котовском районе Волгоградской области обосновано вынесено решение об отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 6 лет 3 месяцев специального стажа, требуемого на дату возникновения права, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении требований о признании незаконным решения Управления ПФ РФ в Котовском районе № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Пономареву В. В. досрочной пенсии по старости - в части периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 1 год 04 месяца 3 дня; понуждении Управления пенсионного фонда РФ в Котовском районе включить в специальный стаж Пономарева В. В., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- мастер-стажер Котовской Межколхозной Передвижной Механизированной Колонны – 1 год 04 месяца 3 дня и назначить Пономареву В.В. досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях»
СУД
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Пономареву В. В. к Управлению пенсионного фонда РФ в Котовском районе Волгоградской области о признании незаконным решения Управления ПФ РФ в Котовском районе № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Пономареву В. В. досрочной пенсии по старости - в части периода работы с 03.04.1989 года по 05.08.1990 года, 1 год 04 месяца 3 дня; понуждении Управления пенсионного фонда РФ в Котовском районе включить в специальный стаж Пономарева В. В., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период с 03.04.1989 г. по 05.08.1990 г.- мастер-стажер Котовской Межколхозной Передвижной Механизированной Колонны – 1 год 04 месяца 3 дня и назначении Пономареву В. В. досрочной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.
Судья Н.А.Новикова
Решение в окончательной форме изготовлено 27 января 2019 г.