УИД: 59RS0024-01-2024-000460-77 копия
Дело № 2-295/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 ноября 2024 года Красновишерский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Сурановой Е.П.,
при секретаре Собяниной Е.В.,
с участием прокурора Рачевой Е.П.,
законного представителя несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Красновишерск дело по исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об обеспечении техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор <адрес>, действующий в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с исковым заявлением к ответчику о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническими средствами реабилитации – корсет полужесткой фиксации 1 шт., предоставить ФИО1 компенсацию за самостоятельное приобретение кресло-стула с санитарным оснащением стоимостью 4 489 рублей 50 коп.; взыскании в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> на основании обращения ФИО5, направленного в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проведена проверка исполнения Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов, по результатам которой выявлены существенные нарушения законодательства в указанной сфере. Проверкой установлено, что ФИО1, является инвалидом первой группы бессрочно. Индивидуальной программой реабилитации №.24.59/2023 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 рекомендованы технические средства реабилитации, в том числе корсет полужесткой фиксации 1 шт. с ДД.ММ.ГГГГ- бессрочно. ФИО6 не обеспечен данным средством реабилитации. Кроме того, ФИО1 самостоятельно приобретено кресло-стул с санитарным оснащением стоимостью 4 489 рублей 50 коп., компенсация за которое Отделением не произведена. Несвоевременное обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации является доказательством того, что, инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации. Несвоевременное обеспечение ФИО1 техническими средствами реабилитации, необходимыми ему по состоянию здоровья, с учетом индивидуальных особенностей, затрагивает его здоровье, что относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о причинении морального вреда.
В судебном заседании прокурор ФИО3, действующая в интересах ФИО1, представила заявление об отказе от части исковых требований: о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения техническими средствами реабилитации: корсет полужесткой фиксации 1 шт., о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> компенсировать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения расходы по самостоятельному приобретению кресла-стула с санитарным оснащением в размере 4489 руб. 50 коп. В письменном заявлении прокурор указал, что ему известны последствия отказа от части исковых требований.
Таким образом, прокурору последствия отказа от части заявленных требований, предусмотренные ст.ст. 39, 173, 220, 221 Гражданского процессуального кодекса РФ, что в случае отказа от части исковых требований судом будет прекращено производство по делу и повторное обращение в суд с тем же иском, к той же стороне, по тем же основаниям станет невозможным, разъяснены и понятны, о чем указано в письменном заявлении, которое приобщено к материалам дела.
Суд считает, что отказ от части исковых требований не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 221 Гражданского процессуального кодекса РФ производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В судебном заседании прокурор ФИО3 на требовании о взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей настаивает по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании законный представитель несовершеннолетнего ФИО1 – ФИО5 поддерживает требования прокурора <адрес>.
В судебное заседание представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, поддерживает доводы, изложенные в возражениях (л.д. 38-42), в которых указал, что с исковыми требованиями не согласен по следующим доводам. ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления №_10814382 и ИПРА №.24.59/2023 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, поставлен на учет в Отделении Фонда по обеспечению техническими средствами реабилитации (ходунки на колесах, ортопедическая обувь сложная, без утепленной подкладки (пара), ортопедическая обувь сложная на утепленной подкладке (пара), в том числе корсетом полужесткой фиксации- 1 шт. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был обеспечен корсетом полужесткой фиксации в количестве 1 шт., что подтверждается актом сдачи-приемки работ от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 использовал электронный сертификат на приобретение кресло-стула с санитарным оснащением, предельная стоимость которого определена в размере 3 457 рублей 62 коп., что подтверждается кассовыми чеками. Также не согласен с требованиями о компенсации морального вреда, поскольку в исковом заявлении не указано, какие конкретно действия (бездействия) Отделения не соответствуют закону, не подтверждены документально или иным образом нравственные страдания, не подтверждено наличие причинно-следственной связи между предполагаемыми действиями (бездействием) ответчика и наступившим вредом, а также не представлено доказательств вины Отделения, не определена форма вины (умысел, неосторожность), а также ее степень. Также отсутствует и нарушение Отделением установленного порядка обеспечения ФИО1, техническими средствами реабилитации. Считает требования прокурора <адрес>, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1 необоснованными. Обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> выполняет в соответствии с заключенными государственными контрактами, в связи с чем, основания для взыскания компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей отсутствуют.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как но основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частями 1-3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В силу статьи 1 вышеуказанного Федерального закона, инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Согласно статье 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, реабилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно - правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно статье 11.1 указанного Федерального закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе, специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства самообслуживания, специальные средства для ухода, специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией, специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью, протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты), специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь, специальные средства для передвижения (кресла-коляски). Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливаются необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных), протезно-ортопедическими изделиями утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 2 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем: а) предоставления соответствующего технического средства (изделия); б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия); в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости – сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил; г) оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости - сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях; д) выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте «в» настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации; е) формирования электронного сертификата для приобретения технического средства (изделия) и услуги по ремонту технического средства (изделия) с использованием электронного сертификата.
В силу п. 4,5 Правил Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе, через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями), либо самостоятельно осуществляет доставку и (или) выдачу технического средства (изделия), приобретенного уполномоченным органом для предоставления инвалиду (ветерану). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет ее менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы бессрочно (л.д. 12).
Индивидуальной программой реабилитации или реабилитации ребенка-инвалида №.24.59/2023 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России Бюро №- филиал ФБУ ГБ МСЭ по <адрес>, ФИО1, рекомендованы к применению технические средства реабилитации, в том числе, [8-09-23] корсет полужесткой фиксации – 1 шт., 23-01-02]кресло-стул с санитарным оснащением (без колес) (л.д. 18).
Согласно информации Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе: [8-09-23] корсет полужесткой фиксации - 1 шт., [23-01-02] кресло-стул с санитарным оснащением (без колес) и обеспечен указанными средствами технической реабилитации, что подтверждается актом сдачи-приемки работ от ДД.ММ.ГГГГ, кассовым чеком (л.д. 54-55,48,53).
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Как предусмотрено статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральны вред – это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации или выплата компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации относится к числу мер социальной поддержки инвалидов и направлено на обеспечение определенного жизненного уровня этой категории граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния.
Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в том числе, права на социальную защиту, здоровье, гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено прокурором в интересах истца, в связи с неправомерными действиями ответчика, выразившиеся в его не обеспечении полагающимися техническими средствами реабилитации, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 1064), устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного ей, как полагает истец, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес>.
Принимая во внимание, что ответчиком нарушен срок в части обеспечения ФИО1 техническими средствами реабилитации, а также то обстоятельство, что право получения меры социальной поддержки тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на ее здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания), суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание фактические обстоятельства, при которых истцу был причинен вред, степень вины ответчика, индивидуальные особенности истца – ребенок-инвалид, и исходя из требований разумности и справедливости, приходит к выводу, что денежная компенсация в размере 5000 рублей будет являться соразмерной степени перенесенных истцом нравственных страданий.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Красновишерский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.П. Суранова