Петрозаводский городской суд РК Дело № 12-64/2023
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33 УИД 10RS0011-01-2023-000040-34
Р Е Ш Е Н И Е
06 марта 2023 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Соснович С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Россети» Залевской Н. В. на постановление врио начальника отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Республике Карелия Юганова А.В. № от 19 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.36 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания - Россети» (далее – ПАО «Россети», Общество, юридическое лицо, привлекаемое лицо), <данные изъяты>
установил:
Постановлением врио начальника отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Республике Карелия Юганова А.В. № от 19 декабря 2022 года ПАО «Федеральная сетевая компания - Россети» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.36 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Защитник ПАО «Россети» Залевская Н.В. обратилась в суд с жалобой на указанное выше постановление, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с тем, что вина Общества во вменяемом ему правонарушении отсутствует. В обоснование доводов жалобы защитник указывает, что предписание от 29 марта 2021 года № об устранении выявленных нарушений выдано (адресовано) не Обществу, а должностному лицу - директору филиала ПАО «Россети» - Карельское ПМЭС Шалашову А.В. Таким образом, обязанность по устранению выявленных нарушений, изложенных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ №, на юридическое лицо возложена не была. Кроме того, предписание от 29 марта 2021 года №11/2021 Управлением Росгвардии по Республике Карелия в адрес Общества не направлялось. Защитник просит учесть, что пунктом 28 Требований обеспечения безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2015 года №993дсп, (далее - Требования) предусмотрено, что выполнение требований к системе физической защиты линейных объектов, существующих на дату вступления в силу Требований, осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса с учетом наличия источников финансирования. В соответствии с Указом Президента РФ от 04.08.2004 №1009 (ред. от 27.12.2017) «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» ПАО «ФСК ЕЭС» (с 12.10.2022 года ПАО «Россети) включено в перечень стратегических предприятий, обеспечивающих интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Согласно ст.21 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют, в том числе разработку программ перспективного развития электроэнергетики, утверждение инвестиционных программ, контроль за реализацией инвестиционных программ. В соответствии с п.67 постановления Правительства РФ от 01.12.2009 №977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» в случае необходимости внесения изменений в инвестиционную программу (корректировки инвестиционной программы) указанные изменения подлежат утверждению органом исполнительной власти, ранее утвердившим соответствующую инвестиционную программу, то есть Минэнерго, процесс включения в инвестиционную программу соответствующих позиций занимает длительное время. Инвестиционная программа ПАО «ФСК ЕЭС» на 2020-2024 годы утверждена приказом Минэнерго от 27.12.2019 № 36@. С целью приведения категорированного объекта <данные изъяты> в соответствие с требованиями Постановления Правительства РФ от 19 сентября 2015 года №993дсп мероприятия по данному объекту в 2019 году по титулу реконструкция <данные изъяты> в части оснащения комплексом инженерно-технических средств охраны были включены в Инвестиционную программу ПАО «ФСК ЕЭС», в настоящее время они входят в Инвестиционную программу ПАО «Россети» на 2020-2024 гг. сроком реализации 2024 год. Оценка полной стоимости инвестиционного проекта в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики составляет <данные изъяты> млн. руб. Обращает внимание, что ПАО «Россети» является предприятием, закупки которого регулируются Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-ФЗ. Поскольку ПАО «Россети» не является специализированной организацией в области инженерно-технических систем охраны, оно не имеет возможности самостоятельно (хозяйственным способом) произвести необходимые мероприятия по обеспечению Требований №993дсп. В связи с необходимостью приведения в соответствие состояния антитеррористической защищенности ПС 220 кВ Сортавальская Требованиям, утверждена проектная документация приказом филиала ПАО «Россети» МЭС Северо-Запада №853 от 15.09.2022 года. Подготовлена конкурсная документация по лоту: выполнение комплекса подрядных работ (РД, СМР, ПНР, АН, поставка МТРиО), цена лота: 123 539 010,00 руб. с НДС. Более того, в адрес Управления Росгвардии по Республике Карелия направлено письмо № от 19.10.2022 г. о продлении сроков предписаний по устранению выявленных замечаний на ПС 330 кВ Кондопога, ПС 330 кВ Лоухи, ПС 220 кВ Кемь, ПС 220 кВ Медвежьегорск, ПС 220 кВ Древлянка, ПС 220 кВ Суоярви, ПС 220 кВ Ляскеля, ПС 220 кВ Сортавальская, ПС 330 кВ Петрозаводск. Однако Управление Росгвардии по Республике Карелия срок исполнения предписания не продлило.
В судебное заседание законный представитель ПАО «Россети» не явился, извещен о времени, дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Защитник Залевская Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила удовлетворить. Обратила внимание, что на проведение мероприятий, указанных в предписании, необходимы значительные затраты. Указала, что директор филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Карельское ПМЭС Шалашов А.В. имел доверенность на представление интересов ПАО «ФСК ЕЭС» во всех органах государственной власти Российской Федерации по вопросам, определенным Положением о Карельском ПМЭС, но не был уполномоченным представителем субъекта топливно-энергетического комплекса, которому вручается предписание. Отметила, что распоряжение о проведении проверки в адрес юридического лица по месту его нахождения в г.Москва не направлялось.
Представитель Управления Росгвардии Республики Карелия Уваров Н.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал оспариваемое постановление законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению. Пояснил, что предписание в адрес юридического лица не направлялось, а вручено представителю по доверенности Шалашову А.В., поскольку положения Федерального закона №248-ФЗ в данном случае не применяются, административный орган руководствуется Правилами осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 года № 1067, в которых содержится понятие уполномоченного представителя субъекта топливно-энергетического комплекса. Согласно пп.«а» п.53 указанных Правил в случае выявления при проведении проверки нарушений субъектом топливно-энергетического комплекса требований обеспечения безопасности должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса об устранении выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Обратил внимание, что данная норма не содержит указание о направлении предписания в адрес юридического лица. Указал, что распоряжение от 28 октября 2022 года № о проведении внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями п.21 Правил №1067 вручено директору ПАО «ФСК ЕЭС» - Карельское ПМЭС Шалашову А.В. ДД.ММ.ГГГГ. Просил учесть, что вопреки доводам защитника отсутствие финансирования не является основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
Представитель Управления Росгвардии Республики Карелия Мелюшин И.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал оспариваемое постановление законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению, поддержал обстоятельства, изложенные в составленном им протоколе об административном правонарушении от 08 декабря 2022 года, и позицию представителя Уварова Н.В.
Заслушав защитника, представителей административного органа, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив дело в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, учитывая, что жалоба подана в суд в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ и срок обжалования не пропущен, судья приходит к следующим выводам.
Частью 36 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица) войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в установленных сферах деятельности, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Протокол об административном правонарушении от 08 декабря 2022 года составлен и оспариваемое постановление вынесено по тем основаниям, что ПАО «Россети» в ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, не выполнило в установленный срок – до 31 октября 2022 года - пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Росгвардии по Республике Карелия, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, об устранении выявленных нарушений требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2015 года №993, которым предписывалось на объекте топливно-энергетического комплекса ПАО «ФСК ЕЭС» - подстанция <данные изъяты> средней категории опасности, расположенной по адресу: <адрес>, выполнить следующие мероприятия:
1. заглубить основное ограждение (не менее 0,5 метра) в соответствии с п.35 Требований;
2. установить ограждение высотой (суммарной) не менее 2,5 метров в соответствии с п.40 Требований;
3. установить верхнее дополнительное ограждение в соответствии с п.43 Требований;
4. установить нижнее дополнительное ограждение (если не заглублено основное ограждение) в соответствии с п.44 Требований;
5. установить по периметру территории предупредительные знаки на расстоянии не более 50 метров друг от друга с использованием имеющихся опор ограждения или отдельных столбов в соответствии с п.61 Требований;
6. установить на КПП средства системы охранной телевизионной в соответствии с приложением в части узловых элементов электрических сетей к Требованиям;
8. установить систему охранной сигнализации согласно приложению к Требованиям и в соответствии с пунктами 171-176, 178-184 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №458;
9. установить систему сбора и обработки информации согласно приложению к Требованиям и в соответствии с пунктами 92-103 Требований;
10. установить систему охранную телевизионную согласно приложению к Требованиям и в соответствии с пунктами 83-91 Требований;
11. установить систему охранного освещения согласно приложению к Требованиям и в соответствии с пунктами 118-122 Требований.
Предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ был установлен срок устранения выявленных нарушений - до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с письмом начальника Управления Росгвардии по Республике Карелия Путилина Н.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения указанного выше предписания продлен до ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству директора филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Карельское ПМЭС Шалашова А.В.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением Управления Росгвардии по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № с целью контроля исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в отношении объекта топливно-энергетического комплекса филиала ПАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» - Карельского предприятия магистральных сетей энергетических систем: <данные изъяты> средней категории опасности, расположенной по адресу: <адрес>
В соответствии с требованиями п.21 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 года № 1067 «Об утверждении Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», согласно которому о проведении внеплановой проверки субъект топливно-энергетического комплекса или уполномоченный представитель субъекта топливно-энергетического комплекса уведомляется органом государственного контроля (надзора) не позднее 24 часов до начала ее проведения, распоряжение Управления Росгвардии по Республике Карелия от 28 октября 2022 года №360/139-р вручено директору филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Карельское ПМЭС Шалашову А.В. 28 октября 2022 года.
В ходе проведения проверки установлено, что требования пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11 предписания Управления Росгвардии по Республике Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «ФСК ЕЭС» не исполнены в установленный срок - до ДД.ММ.ГГГГ, что зафиксировано в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ
12 октября 2022 года в результате реорганизации ПАО «ФСК ЕЭС» присоединено к ПАО «Федеральная сетевая компания - Россети».
08 декабря 2022 года по факту невыполнения указанного выше предписания инспектором отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Республике Карелия Мелюшиным И.А. в отношении ПАО «Россети» составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.36 ст.19.5 КоАП РФ.
Настоящее дело об административном правонарушении, выразившимся в бездействии, возбуждено в отношении юридического лица по результатам проверки его филиала, в связи с чем было рассмотрено с соблюдением территориальной подсудности - по месту нахождения филиала ПАО «Россети» - Карельское предприятие магистральных электрических сетей, в деятельности которого были выявлены нарушения, что согласуется с правовой позицией, сформулированной в абзаце 3 подпункта «з» пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Вместе с тем, оспариваемое постановление о привлечении ПАО «Россети» к административной ответственности, предусмотренной ч.36 ст.19.5 КоАП РФ, нельзя признать законным по следующим основаниям.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. В этих целях административный орган должен соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях.
На основании п.1 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч.36 ст.19.5 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины.
В соответствии с ч.1 ст.2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
По делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.36 ст.19.5 КоАП РФ, подлежит выяснению вопрос о вручении предписания лицу, в отношении которого оно вынесено.
Как следует из материалов дела, предписание № от ДД.ММ.ГГГГ вручено 05 апреля 2021 года должностному лицу - директору филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Карельское ПМЭС Шалашову А.В., действующему от имени ПАО «ФСК ЕЭС» на основании доверенности.
В ответе начальника отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Республике Карелия Иванова А.А. ДД.ММ.ГГГГ от 03 февраля 2023 года на запрос суда указано, что в соответствии с п.49, пп.«А» п.53 Постановления Правительства РФ от 20.10.2016 №1067 «Об утверждении правил осуществления федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», а также на основании приказа от 25.11.2020 г. №, доверенности № от 18.01.2021 г., приказа № от 10.04.2020 г. «Об утверждении нормативного документа о распределении обязанностей директора, заместителя директора – главного инженера и заместителей главного инженера» директору филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Карельское ПМЭС Шалашову А.В. было вручено предписание от 29 марта 2021 года № об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Материалы дела не содержат сведений о направлении предписания по юридическому адресу ПАО «ФСК ЕЭС», при этом, других действий, связанных с вручением предписания, в том числе с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения, не совершено.
Вместе с тем, получение директором филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Карельское ПМЭС Шалашовым А.В. предписания не свидетельствует об осведомленности законного представителя Общества о вынесении указанного предписания.
Поскольку административным органом не представлено доказательств осведомленности законного представителя Общества о вынесении предписания № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, вина в бездействии ПАО «Россети» не доказана.
Неосведомленность законного представителя Общества о вынесении предписания фактически исключала возможность его исполнения.
В соответствии с пп.«а» п.53 Правил № 1067 в случае выявления при проведении проверки нарушений субъектом топливно-энергетического комплекса требований обеспечения безопасности должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса об устранении выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Вопреки позиции административного органа доверенность от 18 января 2021 года № не содержит полномочий Шалашова А.В. как представителя субъекта топливно-энергетического комплекса на получение предписания об устранении выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4).
Таким образом, учитывая положения ст.1.5 КоАП РФ и то обстоятельство, что законность указанного выше предписания должностным лицом административного органа должным образом не проверена, а позиция защиты объективными доказательствами не опровергнута, невозможно сделать безусловный вывод о виновности ПАО «Россети» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.36 ст. 19.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного сомнения в виновности ПАО «Россети» приобретают неустранимый характер, в связи с чем состоявшееся по настоящему делу постановление законными признать нельзя.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного постановление врио начальника отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Республике Карелия Юганова А.В. № от 19 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.36 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении ПАО «Россети» подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление врио начальника отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Республике Карелия Юганова А.В. № от 19 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.36 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания - Россети» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.36 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания - Россети» прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья О.В. Кайгородова